Тема 4.4. Психолого-педагогическая поддержка семьи.
Ключевые термины:фрустрация, акцентуация, родительская компетентность, саморегуляция, социальное обучение, ролевая игра, психогимнастика, транзактный подход, когнитивно-ориентированный подход, гештальт-терапия, «принудительное» взаимодействие, единое образовательное пространство, рефлексия, социальная адаптация, синусоидальный характер отношений, сензитивный, ригидность, профконсультация, педагогическое общение, стиль педагогической деятельности, родительское отношение, воспитание родителей, амбивалентность.
В рамках отечественной психологической науки особое место отводится среде как источнику развития личности. В соответствии со взглядами Л. С. Выготского, человек не может полноценно развиваться в отрыве от других людей, наполняющих средовое воздействие либо позитивными, либо негативными стимулами. Из этого следует, что одно из ведущих мест в жизни человека отводится семье, образовательному учреждению и т. д. Детско-родительские отношения и стиль воспитания оказывают огромное влияние на развитие личности ребенка-дошкольника, а их нарушения являются фактором, опосредующим появление проблем и деформаций личности ребёнка. В детстве закладывается основа личности человека и его судьбы. Исследования показывают, что современные родители, воспитывая детей, все больше нуждаются в помощи специалистов. Консультации нужны не только родителям детей неблагополучных групп или групп риска. Они необходимы и благополучным семьям. Многие родители в сегодняшней ситуации обескуражены или фрустированы. По мнению ученых, в настоящее время все чаще наряду с детьми с уравновешенной психикой, гармоничным характером встречаются дети эмоционально неустойчивые. У детей нередко наблюдаются самые разные варианты личностной акцентуации: импульсивность, агрессивность, лживость, криминальные наклонности, а также повышенная ранимость, избыточная эмоциональная чувствительность, застенчивость, замкнутость и т.д. Многие родители хотят научиться лучше воспитывать своих детей. Им нужны средства и методики, в отдельных случаях они могут использовать и психотерапевтические методы на доступном для них уровне. Совсем не обязательно давать родителям глубокие знания. Однако познакомить их с основными положениями, подходами, показать, каким образом можно повысить самооценку ребенку, дать ему возможности для личностного роста, научить лучше чувствовать и понимать своего ребенка, открыто и честно строить взаимодействие необходимо. Эффективная работа психолога с семьей становится предпосылкой к формированию нового отношения родителей, способного улучшить какое-то качество личности или его свойство, облегчить адаптацию ребенка к учебному процессу или смягчить сложные семейные условия.
Чтобы укрепить сотрудничество школы и семьи, психологи разнообразят формы взаимодействия с семьей: организуют встречи, проводят интервью, анкетирование, практикумы, тренинги, разрабатывают памятки, семинары родителей по обмену опытом воспитания, приобщают к чтению психологической литературы и т.д. Психологами творческого склада изобретаются и другие уникальные формы работы. В учебных заведениях проводится работа по повышению компетентности родителей в вопросах педагогики и детской психологии.
У истоков профессиональной психологической помощи семье стоят врачи, прежде всего психиатры и психотерапевты. В работе с семьей они опираются на теоретические принципы и представления о личности, разработанные в той или иной концепции. Объектом психологической помощи семье является группа людей, а не отдельный человек. В исследовании Э. К. Гульянц и Т. П. Скрипкиной, изучавших особенности работы с родителями в рамках психологической службы, отмечалось, что это — один из основных и наиболее сложных аспектов деятельности психолога в дошкольном образовательном учреждении. Психолог не всегда имеет возможность постоянно взаимодействовать с родителями, а сами родители зачастую проявляют интерес к работе психолога лишь в тех случаях, когда поведение ребенка становится неконтролируемым, и от педагогов группы начинают поступать постоянные жалобы. Чтобы предупредить данную ситуацию, необходимо выстроить четкую систему взаимодействия с родителями. При этом начинать нужно с момента поступления ребенка в детский сад. В процессе первых консультаций и сбора информации о ребенке уже можно установить перспективу контактов с родителями. Необходимо раскрыть аспекты своей работы и рассказать родителям о случаях, в которых они могут обратиться за помощью.
Построение позитивного взаимодействия с воспитателями групп также будет способствовать эффективности работы с семьёй, когда в непосредственных беседах с родителями педагоги могут посоветовать им обратиться за профессиональной помощью к психологу в случае возникновения затруднений. Также необходимо использовать возможности «уголков для родителей», имеющихся в каждой группе, где размещается информация о возможности ознакомления родителей с результатами диагностики развития их детей. Именно такие объявления часто помогают родителям найти время для консультации с психологом и осознать необходимость дальнейших встреч с ним.
Во многих дошкольных образовательных учреждениях существует такая форма связи с родителями, как «Почта надежды». С ее помощью родители могут выразить свои сомнения, пожелания, задать вопросы. Письма родителей рассматриваются по мере поступления. Ответы на свои вопросы родители получают в виде информации в «Уголках для родителей».
Практическая работа психолога с родителями реализуется через коллективные (групповые) и индивидуальные формы взаимодействия. К коллективным формам относятся: работа с родителями в группе, в парах, родительское собрание, родительский комитет, встречи за «круглым столом», тематические психологические консультации , лекции, дискуссии и т.д. К индивидуальным формамотносятся: индивидуальное консультирование, беседа инструктаж и др. В работе с родителями можно использовать также исследование, психологический тренинг, психологические игры, тесты.
Главным инструментом повышения эффективности передачи знаний взрослым людям являются активные методы обучения, которые значительно уменьшают давление традиций и стереотипов, поскольку новые знания не конкурируют со старыми, а активно включаются в иных условиях.
Исследовательская ориентация в организации работы с родителями предполагает изменение роли психолога. В идеале психолог в этом взаимодействии становится организатором или источником информации самостоятельной работы родителей.
Наиболее распространенным методом работы с семьёй является метод наблюдения за взаимоотношениями родителей и ребенка. Наблюдение - целенаправленное, специальным образом организованное и фиксируемое восприятие исследуемого объекта. Наблюдение позволяет выявить психологические особенности ребенка и родителя в естественных условиях. Психолог может обратить внимание на то, как родители обращаются с ребенком, каковы реакции на его успехи и неудачи, участвуют ли родители в жизни ребенка или вмешиваются нее. За ребенком и его семьей можно понаблюдать во время урока или игры со сверстниками за родителем - во время праздника, организованного в классе, причем наблюдатель должен опираться на объективно наблюдаемые параметры, а не интерпретировать их.
Ошибки наблюдения, связанные с личностью психолога:
• «Эффект ореола» связан со склонностью к обобщению поведения наблюдаемого.
• Ошибка «ложного согласия» - психолог - наблюдатель в оценке поведения следует мнению окружающих, сложившемуся о ребенке («все так говорят»).
• Ошибка «средней тенденции» связана со склонностью ориентироваться на типичные, «среднестатистические» поведенческие проявления.
• Ошибка «первого впечатления» является результатом переноса сложившихся стереотипов восприятия на наблюдаемого.
Для избегания этих ошибок желательно наблюдать за особенностями конкретной семьи длительное время, сопоставлять свои данные с результатами наблюдений других людей. Необходимо хорошо представлять, что, для чего и каким образом ведётся наблюдение, иначе можно просто фиксировать случайные факты. До того, как приступить к наблюдению, необходимо создать программу, определить параметры наблюдаемого поведения и способы их фиксации. Главное - собрать как можно больше материала об особенностях отношений в этой семье.
Разновидностью наблюдения являются дневники, которые могут вести родители и педагог, описывая особенности развития детей, их взаимоотношений с окружающими.
Самонаблюдение является также разновидностью наблюдения и предполагает изучение психики на основе наблюдения за собственными психическими явлениями. Для его проведения у ребенка или родителей должен быть сформирован высокий уровень абстрактного логического мышления и способность к рефлексии.
Активное социальное обучение (тренинг) - это совокупность методов, направленных на развитие знаний, социальных установок, умений и навыков самопознания и саморегуляции, общения и межличностного взаимодействия. Приемы, которые использует психолог при проведении тренинга с родителями – это ролевая игра, групповая дискуссия, психогимнастика, тренировка поведенческих навыков, анализ ситуаций, элементы психодиагностики и др. Для получения участниками тренинга обратной связи может быть использована аудио - и видео аппаратура.
К настоящему времени в арсенале педагогической и социальной психологии накоплено большое количество программ активного социального обучения, обеспечивающих работу психолога с детьми и родителями (М.Р.Битянова, И.Вачков, Н.В.Клюева, С.В.Кривцова, Н.В.Самоукина, Г.Н.Сартан, А.М.Прихожан, Б.М.Мастеров, Г.А.Цукерман и др.), с родителями (Ю.Б.Гиппенрейтер, А.И.Захаров, А.С.Спиваковская и др.).
Одним из важнейших направлений психологической помощи является консультативная работа. Работа психолога-практика в этом направлении имеет своей целью выявление ошибок и пробелов в воспитании ребенка и оказание непосредственной помощи родителям и воспитателям.
Анализ родительских жалоб показал, что в большинстве случаев родители не дифференцируют проявления возрастных особенностей детей и отклонения в поведении. При этом частично их претензии можно связать с неблагоприятными личностными особенностями самих родителей и выбранными ими моделями воспитания. Такие родители часто характеризуются излишней требовательностью, принципиальностью, нетерпимостью, завышенным уровнем притязаний в отношении близких эмоциональных связей со своими детьми, выдвигают большое количество моральных предписаний и требований к ребенку. Поэтому, осуществляя консультативный прием, психологу необходимо уметь классифицировать запросы родителей, разглядеть истинные мотивы обращений. При консультированиисемьи психолог ориентирован на оптимизацию взаимоотношений внутри семьи и семьи и ее социального окружения.
Консультирование может проводиться в индивидуальной и групповой форме. Методологическая и теоретическая подготовленность психолога, ориентированность в основных подходах к пониманию целей и средств консультирования, специфика заявленной проблемы обуславливают основания его работы с личностью или группой. В практике работы школьного психолога наиболее успешно используются поведенческий, транзактный, гуманистический и когнитивно - ориентированный подходы, элементы гештальт - терапии, психосинтеза, телесно - ориентированной терапии.
Психологическая коррекция - направленное психологическое воздействие на различные психологические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования личности. В арсенале детских психологов много программ, направленных на развитие и коррекцию эмоционально - личностной сферы (Ю.В.Филиппова, Н.В.Клюева, Ю.М.Орлов, В.В.Петрусинский и др.), которые могут использоваться с привлечением родителей.
Чаще всего родители обращаются к психологу в том случае, если у них возникают какие-либо проблемы во взаимоотношениях с ребенком. Бывают ситуации так называемого «принудительного» взаимодействия, когда педагог или воспитатель просят психолога поработать с родителями и настоятельно советуют родителям прийти на консультацию к психологу. Это две принципиально разные ситуации - самостоятельный выбор родителей или посещение психолога по настоятельной просьбе кого-либо. В первом случае с родителями намного легче установить конструктивные отношения и попытаться вместе найти выход из сложившейся ситуации. Во втором случае можно обнаружить, что направившие на консультацию (педагог, другой член семьи) так решают свои проблемы и хотят использовать психолога в качестве инструмента воздействия. В таком случае психологу следует показать, что он не заинтересован насильно работать с родителем. Можно объяснить суть и возможности консультирования. Тогда возможно изменение мотивации, возникнут предпосылки для продуктивного контакта. Так же спокойно надо относиться к тому, что такой родитель может остаться формальным клиентом или перестать посещать психолога.
Цели изадачи работы психолога с родителями формируются, исходя из Положения о психологической службе в системе народного образования и зависят от общей и профессиональной подготовленности психолога, а также от особенностей родителей (образования, степени заинтересованности в воспитании ребенка, материального положения и многих других). Взаимодействие психолога с родителями позволяет решать задачи в нескольких направлениях: научно-исследовательском, прикладном и практическом.
Научно-исследовательское направление включает изучение законов обучения взрослых (родителей), проведение исследований по проблемам методологии, разработке оптимальных методов и форм совместной работы. Одна из задач здесь - научное обоснование и операциональная разработка психодиагностических, психокоррекционных, психопрофилактических и развивающих программ и др.
Прикладной аспект предполагает использование психологических знаний родителями, которые в содружестве с психологом изучают психологические закономерности развития ребенка, участвуют в решении его проблем в образовательном учреждении.
Практический аспект включает в себя работу с родителями по решению конкретных проблем ребенка, используя имеющиеся на сегодняшний день научные знания, методы, психологические закономерности. Изучение проблем ребенка во взаимоотношениях со школой может стать дополнительным поводом для самосознания и личностного роста родителей, развития самоконтроля, рефлексии и др., и в целом способствовать укреплению сотрудничества с образовательным учреждением.
Основная идея организации работы с родителями заключается в следующем: помочь развития личности ребенка и родителей путем снятия ограничений и освобождения потенциала. Через сплочение и мобилизацию совместных усилий родителей, детей, учителя и психолога мы можем эффективнее решать задачи сопровождения личностного и возрастного развития детей.
Для установления контакта с родителями и привлечения их в качестве партнеров школы в воспитании детей необходимо:
• Верить в важность и необходимость совместных действий, поднимать авторитет семьи;
• Воспринимать ошибки в воспитании, как создание новых возможностей для развития;
• Учитывать интересы родителей;
• Опираться на жизненный опыт родителей;
• Отказаться от модели «тушения пожара в семье», когда проблема носит явно выраженный или хуже того - хронический характер, ориентироваться на профилактическую работу;
• Обращаться к ресурсам семьи, не концентрироваться на ее недостатках;
• Верить, что любая семья имеет сильные стороны.
К наиболее важным предпосылкам организации работы с родителями, на наш взгляд, относятся:
Ø Поддержка со стороны руководства (предполагает правильную аргументацию необходимости);
Ø Сотрудничество с классными руководителями (позволяет снять возможную напряженность);
Ø Мотивация родителей (необходимы аргументы для соответствующих действий);
Ø Умение вовлечь в работу родителей для достижения согласованных целей (через организацию обсуждения и планирование);
Ø Хороший контакт и эффективное взаимодействие с родителями (через создание доверительной рабочей обстановки, устраняющей неопределенность и неуверенность в отношениях);
Ø Инновационный климат в работе, который допускал бы свободу действий (в определенных пределах), инициативу, свободное высказывание идей, возможность экспериментирования и творчества.
Все перечисленные предпосылки, от которых зависит динамика взаимодействия с семьей, тесно связаны.
Нередко в работе с семьёй у психолога возникают различные проблемы и трудности, которые препятствуют эффективной работе. К ним можно отнести:
• Ожидание быстрого и легкого успеха (желание быстро найти легкие ответы на трудные вопросы);
• Отсутствие опыта группового взаимодействия, непроработанность поставленной задачи с точки зрения личностной значимости для родителей;
• Трудности в налаживании коммуникаций между друг другом (закрытость родителей);
• Редкость и кратковременность такой работы.
• Завышенные или нереалистичные ожидания от психолога;
• При коллективной работе неэффективно сформированные группы родителей (в частности, наличие в группе конфликтующих сторон).
Другая трудность в организации работы с родителями заключается в том, что родители-взрослые люди, которые имеют свои взгляды , закрепленные в «генах», стереотипы, например, такие, как:
- «Я и так все знаю» - отрицание возможности приобретения нового опыта»;
- «Чему Вы можете меня научить, я Вас старше» - демонстрация превосходства возраста;
- «Воспитание - не мужское дело» - подчёркивание пола;
«Вы психолог, Вы и занимайтесь» - роль долженствования и др.
Встречаются трудности, связанные с предоставлением родителям теоретического материала. Родители приходят на занятия с разным уровнем профессиональной подготовки, знаний, разной степенью заинтересованности в работе. Иногда просто не хватает времени, чтобы найти для изложения теории общую платформу. Лучше всего теория усваивается в интеграции с практикой. Через практические упражнения, задания родители лучше усваивают и интегрируют теоретический материал. Чаще всего сопротивление родителей возникает в случаях, когда:
• Не объяснены цели. Таинственность и двусмысленность порождают неизвестность и беспокойство;
• Родители не приняли участия в планировании совместной работы. Родителям свойственно поддерживать любые изменения, если они принимали участие в их подготовке: все мы готовы следовать собственным рекомендациям;
• Игнорируются традиции коллектива. Необходимо гармонично «встроиться» в привычные формы работы, например, использовать возможности родительского собрания;
• Проводимая работа требует дополнительных энергетических ресурсов, грозит увеличением затраченного времени;
• Кажется, что и так хорошо («И зачем это все придумали?»);
• Инициатор работы не пользуется уважением и доверием. К сожалению, часто мы смотрим не на проект, а на его автора. Если он нам антипатичен и не вызывает доверия то мы бессознательно переносим это на его предложения, независимо от их истинной ценности.
Как правило, в начале работы многие родители осторожно относятся к действиям психолога, так как необходимы усилия для серьезной работы или есть угроза их личному благополучию. Сопротивляются они и методам, с помощью которых психолог пытается осуществить взаимодействие с родителями.
Обратим внимание на несколько важных моментов взаимодействия психолога с родителями, учет которых позволяет повысить заинтересованность родителей в совместной работе.
§ Идеология обучения взрослых (а в каких-то ситуациях психологу приходится учить родителей) предполагает установление равноправных партнерских отношений, когда и та и другая стороны вместе исследуют проблему ребенка и каждое мнение имеет право на существование. Основная функция психолога в работе с семьей - поддержка и помощь. Преобладание контрольно - оценочных действий психолога может оттолкнуть родителей от взаимодействия с психологом.
§ Практически каждый из родителей имеет свою точку зрения. Он рассчитывает на то, что его услышат, а предложения встретят заинтересованно. Любой из родителей, внесший вклад в осуществление какого - либо проекта или идеи, имеет право на признание и поощрение.
§ Родителям требуется информация о качестве вложенного труда, к тому же она должна быть своевременной и оперативной. Психолог может дать родителям достоверную информацию о позитивных изменениях в поведении ребенка, об улучшении его взаимоотношений с классом, педагогом... Именно такая позитивная информация стимулирует родителей на дальнейшее улучшение отношений с ребенком и психологом. Непосредственно видимые результаты действий повышают интерес к совместной работе.
§ Родители остро реагируют, если их старания и полученные результаты приводят к тому, что их больше загружают. Так «убивают» инициативу. Свобода выбора (пространство для инициативы) - необходимое условие успешного общения с педагогом и психологом. Большинство родителей стремиться в процессе взаимодействия с психологом приобрести.