Методы психопрофилактической работы.
Методы психопрофилактической работы - психологические средства, которые выбирает психотерапевт. Они могут быть вербальными или невербальными, ориентированными в большей степени на когнитивные, эмоциональные, или поведенческие аспекты, и реализуются в контексте взаимоотношений и взаимодействий между теми, кто нуждается в помощи и тем, кто эту помощь оказывает. Типичными психологическими средствами являются беседа, тренировка, межличностные отношения как фактор влияния или воздействия.
Беседакак метод психопрофилактической работы представляет собой динамический процесс, имеющий собственные психологические закономерности и механизмы развития, включающий в себя определенные этапы межличностного взаимодействия.
На первом этапе беседы происходит установление психологического контакта с клиентом. На этом этапе основной задачей консультанта является формирование психологически комфортной доверительной атмосферы межличностного взаимодействия. Атмосфера принятия и доверия создает у клиента ощущение безопасного, которое является необходимым условием эффективного партнерского сотрудничества и взаимопонимания. Начало межличностного взаимодействия «психолог-клиент» требует создания у клиента некоторой рациональной основы для последующего взаимодействия, что предполагает объяснение консультантом возможностей консультативного процесса в решении проблем клиента. В самом начале беседы «максимальное внимание следует уделять развитию взаимопонимания с клиентом.
Второй этап проведения беседы обозначается как выделение проблемы и заключается в первичном сборе информации, касающейся всей возможной психологической проблематики клиента. Задача психолога в данной фазе беседы - выделить наиболее значимые, ключевые психологические проблемы, тесно связанные с его личностной структурой, с фундаментальными и постоянными личностными свойствами.
На данном этапе психолог решает три основные задачи:
· выслушивает изложение проблемы клиентом;
· помогает клиенту ясно и четко сформулировать наиболее актуальную проблему;
· помогает определить конкретную задачу взаимодействия психолога и клиента.
Третий этап беседы посвящается исследованию психологического мира клиента, доминирующих психологических свойств, сильных и слабых сторон его личности, ценностей и жизненных целей.
Четвертый этап беседы психолога с клиентом призван формировать весь диапазон возможных решений актуальной психологической проблемы клиента, включая и варианты, не представляющиеся ему в данный момент предпочтительными. Для того чтобы найденное решение психологической проблемы клиента оказало на него реальное позитивное воздействие, заставив предпринять определенные действия, активно изменяющие всю жизненную ситуацию, чтобы найденное решение приняло облик реальности, клиенту необходимо увидеть данное решение в перспективе всех возможных вариантов поведения.
Таким образом, цель этого этапа беседы — повернуть клиента с пути его любимых стереотипов поведения, которые только накапливали проблемы, к более гибкому и творческому реагированию. Новые стратегии могут исходить как от самого клиента, так и от творческого Я консультанта, облегчающего клиенту выработку альтернативных вариантов и линий поведения.
Последний, пятый этап беседы заключается в осуществлении перехода от обучения к действию, от приобретения и ассимиляции в собственную структуру знаний, необходимых для изменения, к реальному действию. Консультанту следует уделить особое внимание выводам: он должен убедиться, что приобретенное клиентом в ходе беседы не будет утрачено. Для этого важно, включив в структуру актуального психологического существования клиента, приобретенные в ходе работы знания и выводы, логически выведенные и обоснованные в процессе совместного с клиентом анализа его психологической проблематики, стимулировать, активизировать, мотивировать самостоятельную активность клиента. Задача консультанта на данном этапе - «запуск» программы изменений, намеченных вместе с клиентом.
Тренировка. В психопрофилактических целях часто используются разнообразные упражнения. Они могут вписываться в рамки разных психотерапевтических школ, могут быть систематизированы в цельный психологический практикум - это не уменьшает их важности. Главное, чтобы их выполнение приносило клиенту ощутимую пользу в работе над собой.
Одним их простых и важных повседневных упражнений считается ведение «рабочей тетради». Это необходимо для того, чтобы процесс самоанализа и самосовершенствования был четким и эффективным. Многие интересные идеи и самонаблюдения без записей забываются. Записи приучают четко формулировать свои мысли, а значит, лучше анализировать свои состояния. Вдумчивое ведение записей и их последующий анализ помогает отделить главное от второстепенного. Более того, описывая и анализируя свои состояния, человек, как бы вновь проживает их и легко прогнозирует дальнейшее развитие событий. А это значит, что он может спланировать собственное поведение в конкретных ситуациях для достижения определенных целей.
Межличностные отношения как фактор влияния или воздействия. Реализация этого метода наиболее наглядно видна в групповой терапии. Работа ведется несколько дней, причем первые часы работы таких групп нарочито являются неорганизованными, чтобы было видно, кто, что из себя представляет, каковы особенности его общения с другими людьми. В ходе этой подготовительной работы психолог видит особенности каждого из своих клиентов и его потенциал, который он раскрывает в ходе дальнейшей индивидуальной и групповой работы.
Таким образом, методы психопрофилактической работы зачастую сводятся к консультативным беседам и тренингам, помогающие человеку раскрыться и осознать свое подлинное «Я».
Психопрофилактическая работа в образовательном учреждении.
Психопрофилактическая работа - мало разработанный вид деятельности школьного психолога, хотя важность ее признается всеми учеными и практиками, имеющими отношение к школьной психологической службе. О психологической профилактике говорят в тех случаях, когда психолог на основе своих знаний и опыта проводит работу по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии учащихся, по созданию психологических условии, максимально благоприятных для этого развития.
В психопрофилактике инициатива целиком и полностью исходит от самого психолога. Можно сказать, что здесь наблюдается самозапросв чистом виде. Психолог сам предусматривает на основе своих знаний то, о чем можно предупредить, что можно изменить, посоветовать, чтобы создать благоприятные условия для обучения и воспитания школьников. Здесь он хозяин положения.
Таким образом, психопрофилактика – это целенаправленная профилактическая работа по созданию стабильного психологического климата; предупреждению негативных явлений в личностном развитии ребёнка; по формированию у детей и педагогов потребности в повышении уровня психологических знаний, своевременное предупреждение возможных нарушений в становлении и развитии интеллекта и личности. Содержание психопрофилактической работы психолога состоит в следующем:
1. Психологи следят за соблюдением в школе психологических условий обучения и воспитания, необходимых для нормального психического развития и формирования личности учащихся на каждом возрастном этапе. Так, например, они ведут работу по предупреждению психологической перегрузки школьников, связанной с многочасовым пребыванием в коллективе, с напряжением, вызванным у некоторых детей неуверенностью в своих знаниях, боязнью контрольных работ, вызова к доске и прочее. Многие учащиеся испытывают учебные перегрузки, обусловленные, прежде всего, психологическими причинами: недостаточно сформированы интеллектуальные и учебные умения и навыки, отсутствует положительная учебная мотивация, не развита познавательная активность, у многих учащихся выявлена неадекватная самооценка, обуславливающая неуверенность в своих силах, повышенную тревожность и пр. Предупредить все эти нежелательные явления можно только тогда, когда с самого начала школьного обучения будут четко соблюдаться определенные психологические условия.
2. Одно из центральных условий психического развития — благоприятный психологический климат в школе. Психолог оптимизирует формы общения в педагогическом коллективе, способствует улучшению форм общения педагогов с учащимися, родителей с детьми и, наконец, учащихся между собой.
Постоянное доверительное общение со взрослым является одной из важнейших предпосылокформирования устойчивой и высокой психологической готовности к оптимальному социальному действию. Если взрослый (учитель, родитель) эмоционально принят ребенком, подростком или старшеклассником, то они ценят то, во что верит взрослый, и наоборот.
3. В функции психолога образовательного учреждения входит анализ планов воспитательной работы в различных возрастных группах.
4. Большое внимание психолог должен уделять предупреждению возможных осложнений в связи с переходом учащихся на следующую возрастную ступень. Переходные возрастные периоды — очень ответственные этапы возрастного развития. К началу нового периода у ребенка должны быть сформированы все основные психологические новообразования предшествующего периода. Л. С. Выготский считал, что на этих этапах ребенок становится относительно трудновоспитуемым вследствие того, что изменение педагогической системы, применяемой к ребенку, не поспевает за быстрыми изменениями его личности. Так, например, своевременная оценка психологической готовности детей к обучению в школе является одним из основных видов профилактики последующих возможных трудностей в обучении. При этом психолог обязательно обращает внимание не только на формальную готовность к школьному обучению (умеет читать, считать, знает что-то наизусть, умеет ответить на вопросы и пр.).
Особое внимание следует обратить на психологические особенности ребёнка, отношение к поступлению в школу, наличие опыта общения со сверстниками, уровень развития познавательной активности особенности его мотивационной и эмоционально-волевой готовности к обучению в школе. На то, насколько уверенно чувствует он себя в ситуации беседы с незнакомым взрослым, и др. По результатам обследования психологом совместно с учителем разрабатывается программа индивидуального подхода к работе с детьми с первых дней их пребывания в школе.
Не менее важные вопросы встают и на других возрастных этапах. К ним относится этап перехода учащихся из начальной школы в среднее звено, когда ребенок от одного учителя попадает сразу ко многим, каждый из которых предъявляет ему особые требования. В средней школе усложняется содержание учебных предметов, и существенно меняются методы их преподавания, становится необходимой большая самостоятельность, возрастает значение отношений со сверстниками и др.
Свои проблемы возникают и в работе с учащимися, когда перед ними остро встают сложные проблемы жизненного самоопределения.
Все критические точки школьному психологу приходится постоянно держать в центре своего внимания, именно на них направлена основная психопрофилактическая работа. Психологу важно привлечь к решению проблем и, главное, к их предупреждению педагогический коллектив школы и родителей учащихся.