Схема психодиагностического процесса по Каминскому.
постановка проблемы
I
сбор анамнестических данных
I
тесты, эксперименты, беседы, наблюдение
I
оформление диагностического мнения
I I
заключение консультация
В практике психодиагностики известны подходы, противоположные вышеприведённым. Это:
Подход "по рецепту" заключается в том, что удовлетворение тестирующего вытекает, прежде всего, из убеждения, что для всех случаев имеется какой-либо тест.
Узко лабораторный подходзаключается в том, что тестирующий довольствуется лишь частичными результатами.
Комплексный, но ригидный подход заключается в том, что тестирующий применяет наборы методов, большинство из которых неадекватны целям исследования и даже нежелательно загружают испытуемого. Общей чертой этих подходов являются погрешности при постановке, вопросов.
Психологическая служба в коррекционных учреждениях.
Психологическая служба в коррекционных учреждениях за последнее десятилетие завоевала довольно устойчивые позиции. С огромным энтузиазмом, и в какой - то мере успешно идет разработка форм и видов деятельности практического психолога в учреждениях такого рода.
Гармоничное развитие личности ребенка возможно при наличии здоровья, определяемого Всемирной организацией здравоохранения как состояние физического, психического и социального благополучия человека. Ключевым для воспитателей и психологов будет понятие психического здоровья, включающее благополучие в эмоциональной и познавательной сфере, развитии характера и формировании личности, нервно - психическом состоянии детей и подростков. Те или иные сдвиги в психическом здоровье могут быть следствием как врожденных, так и приобретенных аномалий психического развития, нервно - психических заболеваний, органических нарушений (изменений) головного мозга. Большинство нервно - психических заболеваний сопровождается различными отклонениями в поведении, по которым можно в ряде случаев предполагать исходный характер нарушений. Неврозы часто выражаются беспокойством, страхами, неуверенностью в действиях и непоследовательностью в поступках, раздражительностью и обидчивостью, неустойчивым, легко меняющимся настроением. Подобные отклонения встречаются непостоянно - в основном там, где обстановка наиболее травмирующе действует на ребенка. Органические изменения головного мозга могут выявляться резко повышенной возбудимостью и агрессивностью, расторможенностью влечений, «отсутствием тормозов» наряду с рассеянностью и быстрым истощением внимания.
Безусловно, перечисленные отклонения в поведении лишь видимая часть айсберга и только непосредственный контакт с ребенком, ознакомление со всей историей его жизни, встреча с родителями позволяют составить целостное представление о его нервно - психическом состоянии. Сама постановка диагноза - прерогатива врача, однако он нередко ставит его слишком поздно, когда уже требуется весьма продолжительное лечение. А между тем нервно ослабленным детям, не имеющим грубых нарушений, и тем более детям с неврозами - функциональными нервно - психическими расстройствами - можно весьма эффективно помочь на самом раннем этапе, используя психологические, а не медицинские меры воздействия. Определенный багаж психоневрологических и психотерапевтических знаний и умений позволит осуществлять эффективную профилактику ряда нервно - психических расстройств.
В коррекционных учреждениях или образовательных учреждениях имеющих коррекционные группы (классы) - психологическая служба носит более выраженный и системный характер. К работе психолога подключены и ряд других узких специалистов, таких как невропатолог, психоневролог, дефектолог, физиотерапевт и др. Коррекционно - развивающее направление в работе
психолога является наиболее сложным и ответственным. Оно включает в себя достаточно широкий спектр форм работы:
- групповые психокоррекционные занятия (работа с проблемами личностной и познавательной сферах);
- индивидуальные психокоррекционные занятия (работа с проблемами личностной и познавательной сферах);
- тренинговые занятия с педагогами и специалистами ОУ;
- индивидуальные занятия с одаренными детьми;
- занятия по психологической подготовке детей к школьному обучению;
- тематические занятия с родителями (например, обучающие семинары).
С точки зрения И.В. Дубровиной, основной целью коррекционной работы с детьми, характеризующимися отклонениями в развитии, является содействие полноценному психическому и личностному развитию. Основываясь на знании возрастных норм и индивидуальных возможностей ребенка. Необходимо переориентировать образовательную программу.
В процессе реализации данного направления нельзя просто упражнять ребенка или взрослых в дефицитарной функции. Необходимо с первых этапов работы ориентироваться на возможные достижения в процессе коррекции. В этом и заключается единство коррекции и развития.
Залог успеха коррекционно - развивающей деятельности - правильно выявленная причина той или иной проблемы. В психике человека всё взаимосвязано, поэтому деформации или нарушения в одной сфере часто влекут за собой появление проблем в другой. Необходимость создания, разработки и апробация цикла коррекционных занятий была продиктована тем, что ежегодно в ДОУ комплектуются логопедические группы детей с речевыми нарушениями, которые ранее посещали другие группы. Поэтому остро встает вопрос о адаптации детей, сплочении детского коллектива, налаживании контакта воспитателя с детьми, которые часто страдают не только дефектами речи, но и задержкой психического развития, отличаются повышенной конфликтностью. Нервные дети возбуждают друг друга, в результате чего атмосфера в группе часто становится трудноуправляемой.
Психологи работающие в коррекционных учреждениях и вообще в образовательных учреждениях, имеют следующие функциональные обязанности и решают следующие задачи:
1. Участие в приеме вновь поступающих детей, определение их нервно - психического состояния. Советы в отношении целесообразности принятия или иного ребенка в образовательное учреждение.
2. Помощь детям в адаптации (совместно с воспитателями).
3. Раннее выявление нервно и соматически ослабленных детей в группах, индивидуализация воспитания, содействие в направленной медицинской помощи.
4. Социально - психологическая диагностика положения детей в группах, характера отношений, своевременное устранение конфликтных ситуаций и их профилактика.
5. Индивидуальное собеседование с детьми с целью установление количества и выраженности страхов и их преодоление.
6. Проведение в специально приспособленном помещении групповых игр - драматизаций для преодоления страхов у детей и коррекции отклонений в поведении и характере.
7. Психолого - диагностическая и психотерапевтическая работа с семьей нервно и соматически ослабленных детей, включая проведение индивидуальных и групповых семейных интервью.
В сферу деятельности психолога также входит проведение для родителей цикла лекций по психологии и проблемам развития детей, профилактике неврозов, а также тематическая организация подобных лекций с педагогическим персоналам учреждения. Сегодня очевидна эффективность психологической службы в коррекционных учреждениях. Там, где она есть, и активно действует, заметно уменьшение нервности у детей, создано положительное отношение к посещению детского учреждения, улучшены адаптация и успеваемость в первом классе школы.
Наибольшую отдачу от психологической работы можно ожидать, если начинать её с детьми 3 -5 лет, поскольку за несколько лет достигается прочной и доверительный контакт с психологом, вовремя преодолеваются возрастные проблемы развития, родители успевают перестроить свои неправильно сформировавшиеся установки на воспитание детей и взаимоотношения в семье. Но даже год работы со старшими дошкольниками значительно уменьшает трудности в их обучении и поведении в первых классах школы. Таким образом, снимаются с повестки дня два критических для появления неврозов возраста - 3 года и 6 -8 лет, когда дети начинают посещать детский сад и школу. Это и есть психопрофилактика неврозов в самом начале их возникновения, когда родители, воспитатели и педагоги еще не успели «наломать дров», своим неправленым поведением усугубить нервное состояние детей.
Структура психологической службы в коррекционных учреждениях.
Медицинский блок:
- врач педиатр;
- медсестра по массажу;
- инструктор ЛФК;
- медсестра по фитотерапии. Психологический блок:
- педагоги - психологи. Педагогический блок:
- логопед;
- дефектолог;
- социальный психолог.
Направления работы:
- психопрофилактическая;
- психокоррекционная;
- логопедическая;
- оздоровительная;
- просветительская;
- консультационная.
Основное назначение службы - обеспечение психологического здоровья и эмоционального комфорта детей; психологическое сопровождение детей в период адаптации и создание благоприятных условий для развития личности ребенка.
Ниже приведён перечень нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность специальных (коррекционных) учреждений для обучающхся, воспитанников с отклонениями в развитии, для детей, имеющих сложный дефект, для детей со слабым зрением, с РДА.
· Постановление Правительства РФ от 12 марта 1997 г.
· № 288 «Об утверждении Типового положения о специальном
· (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»
· (с изменениями от 10 марта 2000 г., 23 декабря 2002 г.)
· Письмо Минобразования РФ от 24 мая 2002 г. № 29/2141-6
· «Методические рекомендации по организации работы
· центров помощи детям с РДА»
· Письмо Минобразования РФ от 30 марта 2000 г. № 27/909-6
· «О направлении Рекомендаций по формированию
· штатной численности работников специальных (коррекционных)
· образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников
· с отклонениями в развитии»
· Письмо Минобразования РФ от 3 апреля 2003 г. № 27/2722-6
· «Об организации работы с обучающимися, имеющими
· сложный дефект»
· Письмо Минобразования РФ от 4 сентября 1997 г. № 48
«О специфике деятельности специальных (коррекционных)
образовательных учреждений I—VIII видов»
· Письмо Минобразования РФ от 19 июня 2003 г. № 27/2932-6
«Методические рекомендации о деятельности 10—12 классов
в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях
VIII вида с углубленной трудовой подготовкой»
· Инструктивное письмо Минобразования РФ от 21 февраля
2001 г. № 1 «О классах охраны зрения в общеобразовательных
и специальных (коррекционных) образовательных
учреждениях»
· Приказ Минобразования РФ от 5 февраля 2002 г. № 334
«Об утверждении форм свидетельств государственного
образца об окончании специальной (коррекционной)
общеобразовательной школы VIII вида и специального
(коррекционного) класса общеобразовательного учреждения»
· Письмо Минобразования РФ от 28 июня 2002 г. № 29/2206-6
«О направлении проекта положения о специальном
(коррекционном) учреждении начального профессионального
образования для обучающихся, воспитанников с отклонениями
в развитии» [16,26,33,35,36,43,72,74,78,79,104,158]
Вопросы для осмысления и самопроверки:
1.Перечислите цели и задачи психологической службы образования.
2. Назовите основные направления деятельности психологической службы образования.
3.Перечислите виды диагностической работы в образовательном учреждении.
4. Охарактеризуйте схему диагностического обследования (на выбор)
5. Дайте описание структуры психологической службы в коррекционных образовательных учреждениях.
Литература:
1.Г.А. Широкова - Справочник дошкольного психолога. - Ростов - на - Дону «Феникс», 2003
2.Приложение к журналу «Управление ДОУ»;
«Медико - психологическая служба в ДОУ», М.: Творческий центр 2006
3.Т.И. Чиркова «Психологическая служба в детском саду» - М., 2001