Влияние внешних условий на формирование асимметрии
Внешними условиями для ребенка является и среда, в которой он развивается до рождения, и сам процесс родов, и время после рождения. Известно, что чем раньше происходит воздействие, тем значительнее его последствия. Именно поэтому небольшая инфекция, которую перенесла мать во время беременности, в ней не оставит и следа, но возбудитель легко может повредить мозг ребенка, у которого пока нет никаких способов защиты, кроме материнского организма.
Точно так же малейшее изменение гормонов в окружающей ребенка жидкости может запустить пусковой механизм, приводящий к подавлению развития левого полушария.
Современное представление о взаимодействии генов и среды заключается в том, что для развития каждой функции или способности требуется последовательное «включение» генов, которое происходит под воздействием внешних факторов. Специфика этих факторов, их направленность и интенсивность предопределяют, насколько генетическая предрасположенность будет выражена или не выражена.
В последние годы исследователи обнаружили принципиально новый механизм, обеспечивающий особенности мозаики асимметричных показателей у человека. Полушария мозга соединены между собой несколькими тяжами нервных волокон, самый большой из которых называется мозолистым телом. Выяснилось, что общий размер этой структуры и отдельных ее частей неодинаков у людей разного пола, возраста, имеющих разные латеральные особенности.
Генетический аспект в развитии асимметрии заключается в том, что мозолистое тело у разных детей созревает с разной скоростью: у девочек быстрее, чем у мальчиков, у праворуких — быстрее, чем у леворуких. Более того, у последних оно приблизительно на 11% больше, чем у праворуких.
Новорожденный ребенок должен научиться соединять разные ощущения в целостные образы. Его мозолистое тело будет координировать сигналы, идущие из органов чувств, с плавными движениями конечностей. Именно оно будет распределять нагрузку на полушария, а потому, и предопределять мозаичность асимметрии.
Роль взрослых в формировании будущего профиля заключается в том, чтобы эффективно купировать любые дефекты, которые могут возникнуть в результате внутриутробных заболеваний или в процессе родов. Мы уже отмечали ранее, что до года мозг легко компенсирует утраченные участки ткани. Представим такой пример. После родовой травмы ребенок может предпочитать одну сторону, игнорируя другую. Если не заметить этот факт, то недостаточная чувствительность к сигналам с этой стороны закрепится в дальнейшем. Но если близкие станут подходить к ребенку и общаться с ним с игнорируемой стороны, то дефект будет исправлен и ребенок начнет исследовать стимулы со всех сторон.
Следовательно, в первые месяцы жизни ребенка необходимо внимательно наблюдать за его реакциями, чтобы вовремя заметить, нет ли у него проблем при восприятии внешних стимулов — звуковых, световых, тактильных. Массаж и поглаживание всего тельца будут распределять его внимание, активируя тем самым мозолистое тело.
Кроме этого, с ребенком следует еще и говорить. Словесная и чувственная информация стимулируют разные полушария. Чрезмерное внимание взрослых к информации только одного вида может изменить природно обусловленный тип асимметрии.
Моторная или сенсорная асимметрия может отражать особенности мозговых процессов. Так, известно, что в XIX веке П.Брока сформулировал правило, согласно которому центр речи находится в полушарии, противоположном ведущей руке. Однако дальнейшие исследования не подтвердили это предположение. Сейчас доказано, что у 95% праворуких центр речи находится в левом полушарии, а у оставшихся 5% — в обоих. У 70% леворуких центр речи также располагается в левом полушарии, у 15% — в двух и только у 15% леворуких людей — в правом полушарии. Вполне возможно, что в последнем случае правополушарное представительство речи обусловлено патологией левого полушария. Следовательно, центр речи вне зависимости от «рукости» находится в левом полушарии. Сейчас считается, что «рукость» и расположение центра речи не связаны между собой.
Расположение центра речи в левом полушарии объясняется особенностью переработки информации в нем: оно анализирует любую информацию последовательно. Речь же является последовательностью предложений, состоящих из последовательности слов, которые, в свою очередь, представлены чередой звуков. Еще одной важной характеристикой левого полушария является то, что оно контролирует поведение в привычных, повторяющихся ситуациях (то есть в таких, где также есть определенная череда действий).
Правое полушарие отвечает за целостную обработку информации, поэтому оно в большей мере включено в анализ эмоций, опознания лиц, описание пространства и ориентацию в нем. В отличие от левого правое полушарие активируется в новых, необычных условиях, когда меняется ситуация и человек вынужден приспосабливаться к новым условиям жизни. Эта же функция является творческой, поскольку творчество — это комбинирование разных элементов для создания чего-то нового.
Ранее уже говорилось о том, что внешние факторы влияют на формирование асимметрии у человека. Но внешними для ребенка будут и те условия жизни, в которых живет его семья, будь это центральная область России или Крайний Север. В последнем случае суровый климат и кочевой образ жизни людей способствуют накоплению и сохранению из поколения в поколение левых признаков. В суровых условиях человек должен хорошо ориентироваться в пространстве, адаптироваться к изменчивому климату. Это происходит при активации правого полушария, чем и объясняется большое число людей с большой концентрацией левых признаков в этих местностях.
Проживание в условиях Центральной России, оседлый образ жизни, повышенное внимание к речевому общению способствуют активизации левого полушария и накоплению правых признаков. В то же время мозг функционирует так, что в любой деятельности участвуют оба полушария. Различается лишь доля этого участия. Например, за обработку речевой информации отвечает левое полушарие. Но правое участвует в анализе эмоциональной стороны речи, ее осмыслении в определенном контексте. При повреждении правого полушария речь становится бедной, однообразной. Выраженная функциональная специализация в большей мере свойственна мужскому мозгу. Доказано, что у женщин полушария более тесно взаимосвязаны практически в любых процессах.
Из всего вышеизложенного можно заключить, что представление о полушарности, согласно которому у леворукого человека ведущим является правое полушарие, а у праворукого — левое, не отражает реальных процессов, происходящих в мозге. Кроме асимметричных сенсорных и моторных признаков у человека есть функциональная асимметрия полушарий мозга, то есть полушария различным образом участвуют в анализе информации. Эта функциональная асимметрия не связана с «рукостью». Однако профиль функциональной асимметрии может показать, каким образом распределена сенсорная и моторная ответственность по полушариям. Известно, что движения рук и ног преимущественно контролируются противоположным полушарием мозга. В отношении сенсорных показателей это управление более сложно, хотя и здесь есть неравномерность распределения потока сигналов, так что ведущая сторона периферического восприятия в большей мере связана с противоположным полушарием.
Существуют и индивидуальные особенности в распределении функции по полушариям. Так, часть детей может иметь одностороннюю представленность всех показателей (то есть у них все показатели будут либо левые, либо правые), у части же они будут различным образом комбинироваться. Точно так же и на уровне мозга соответствующие функции будут расположены преимущественно в одном полушарии или будут распределены между ними. Мы уже говорили о том, что передачу информации из одного полушария в другое осуществляет мозолистое тело, которое созревает в течение достаточно долгого времени (все дошкольное детство). Именно поэтому в тех видах деятельности, в которых необходимо плотное взаимодействие полушарий (письмо, чтение, обучение сложным сенсомоторным навыкам), дети с распределенными латеральными показателями могут быть менее успешными и требовать особого внимания. С этой точки зрения, понимание и учет происходящих в момент обучения процессов и особенностей функционирования мозга детей с различными латеральными признаками существенно повышает эффективность обучения.[ [1, 8,29,48,56, 60,84,141,153].
Вопросы для осмысления и самоконтроля:
1. Что такое формально-динамические особенности человека и от чего они зависят?
2. Какие виды диагностических методик применяются в дифференциальной психофизиологии?
3. Назовите главные требования к методу наблюдения за формально-динамическими особенностями человека.
4. Дать понятие межполушарной асимметрии.
5. Причины лево и праворукости.
6. Учёт психофизиологических особенностей при обучении.
Раздел 4. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА И ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
ПЕДАГОГА – ПСИХОЛОГА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Тема 4.1. Психодиагностика - основа практической деятельности педагога - психолога образования.
Ключевые термины:психопрофилактика, психоконсультирование, психологическое просвещение, психологическая реабилитация, психосоматика, психическое здоровье, психогигиена,оптимизации психического развития, диагностическая задача, экспресс-методики, формулировка психологической проблемы; индивидуально-типологические особенности, валеология, профилактический осмотр, образовательные программы, диагностическая программа, анамнез, диагностическое мнение, психологический комплекс, самозапрос, психологическое новообразование, патология, гипербола, дисфункция, эмпатия, релаксация, медитация, инсайт.
Служба практической психологии призвана обеспечивать сохранение, укрепление здоровья детей и профилактику нарушений психического здоровья детей и профилактику здоровья обучающихся. Содействовать здоровью обучающихся, содействовать развитию личности детей. В процессе их воспитания и обучения.
Работа службы включает в себя психологическую помощь детям, их семьям, всем участникам и субъектам воспитательно-образовательного процесса. В своей деятельности служба руководствуется международными актами в области защиты прав детей. Законом Российской Федерации «Об образовании», нормативными правовыми актами Министерства образования РФ, утвержденного приказом Министерства образования РФ от 22.10.1999 г. №636, положениями и уставами, регулирующими деятельность соответствующих звеньев службы.
Деятельность службы осуществляется во взаимодействии с администрацией, педагогами и другими работниками образовательных учреждений, представителями всех субъектов, связанных с обеспечением развития, воспитания, образования, социализации и здоровья детей. Взаимодействие осуществляется на основе принципов сотрудничества и взаимодополняемости.
Деятельность Службы осуществляется в тесном контакте с родителями (законными представителями) детей, обучающихся и воспитывающихся в соответствующем образовательном учреждении. Проведение любых видов работы без согласия родителей несовершеннолетних не допускается.
Цели и задачи службы
Цель службы- обеспечение полноценного психического и личностного развития детей, в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями.
Основные задачи психологической службы образования:
v Неотложная психологическая помощь несовершеннолетними их семьям;
v Консультативно-диагностическая, коррекционная, психопрофилактическая, реабилитационная помощь в условиях образовательного учреждения;
v Социально-психологическая помощь;
v Содействие в профессиональной ориентации детей и молодежи;
v Социально-психологическая, психолого-педагогическая помощь в решении вопросов опеки и участия в воспитании несовершеннолетних;
v Консультации по правовым вопросам и другие виды юридической помощи по вопросам, связанным с охраной психического здоровья детей;
v Составление заключений и рекомендаций по обучению, воспитанию детей; Психологическая помощь детям и их семьям при стихийных бедствиях, катастрофах и экстремальных ситуациях;
v Иные меры, необходимые для психолого-педагогического и медико-социального сопровождения развития личности детей.
Основными направления ми деятельности службы являются
психологическая профилактика, психологическое просвещение,
психодиагностика, развивающая и психокоррекционная работа, психологическое консультирование, психологическая реабилитация.
Психологическая профилактика предусматривает деятельность по:
v Разработке, апробации и внедрению развивающих программ для детей разных возрастов с учетом задач каждого возрастного этапа;
v Контролю за соблюдением психогигиенических условий обучения и
развития детей в образовательных учреждениях и семье, обеспечением гармоничного, психического развития и формирования личности детей на
каждом этапе их развития; элиминированием неблагоприятных психологических факторов в образовательной среде, семье;
v Обеспечению условий оптимального перехода детей на следующую возрастную ступень, предупреждение возможных осложнений в психическом развитии и становлении личности детей и подростков в процессе непрерывной социализации;
v Подготовке детей и подростков к сознанию тех сфер жизни, в которых они хотели бы реализовать свои способности и знания; своевременному предупреждению возможных нарушений психосоматического и психического здоровья детей.
Психологическое просвещение предусматривает деятельность по:
- получение своевременной информации об индивидуально-психологических особенностях детей и подростков, динамике процесса развития, необходимой для оказания психологической помощи детям. Их родителям педагогам;
-выявлению возможностей, интересов, способностей и склонностей детей для обеспечения наиболее полного личностного и профессионального самоопределения;
-определению причин нарушений в обучении, поведении и развитии несовершеннолетних.
Развивающая и психокоррекционная работа предусматривает деятельность по:
-активному взаимодействию психолога с детьмии взрослыми, обеспечивающему психическое развитие и становление личности детей, реализации возрастных и индивидуальных возможностей развития детей.
-участию в разработке, апробации и внедрении комплексных психолого-медико-педагогических развивающих и коррекционных программ;
-реализации комплекса индивидуальных ориентированных мер по ослаблению, снижению или устранению отклонений физическом, психическом нравственном развитии несовершеннолетним.
Психологическое консультирование предусматривает деятельность по:
- консультированию администрации образовательного учреждению по вопросам управления педагогическим коллективом, администрации и педагогов, по вопросам развития, обучения и воспитания и образования детей.
- консультированию родителей и членов семей детей по вопросам воспитания, семейных и межличностных взаимодействий;
-консультированию представителей других служб и государственных органов, обращающихся в образовательное учреждение с вопросами, связанными с развитием детей по проблемам возрастных и индивидуальных особенностей психического, личностного развития детей и молодежи, социализации и социальной адаптации несовершеннолетних.
Психологическая реабилитация предусматривает деятельность по:
- психологическому сопровождению детей, членов их семей в процессе консультативной и психокоррекционной работы с ним;
-конструированию адаптивных моделей поведения и социальных взаимодействий, обеспечивающих наиболее полную социализацию и интеграцию в общество проблемных детей и их семей.
В своей профессиональной деятельности психолог обязан:
-руководствуясь Законом Российской Федерации «Об образовании», федеральным законодательством и законодательством города Новосибирска, международными и российскими нормативами правовыми актами в области защиты прав детей, нормативными правовыми актами в области защиты прав детей, нормативными правыми документами органов управления образованием;
- рассматривать вопросы и принимать решения строго в границах своей профессиональной компетенции. Не брать на себя решение вопросов,
невыполнимых с точки зрения современного состояния психологической науки и практики, а также находящихся в компетенции представителей других специальностей;
- использовать в своей работе только психологические методы. Не
применять методов, требующих медицинской квалификации (гипноза,
медитативных техник, фармакологических средств);
-знать новейшие достижения психологической науки в целом.
-применять современные обоснованные методы диагностической, развивающей, психокоррекционной, психопрофилактической работы;
-в решении всех вопросов исходить из интересов ребенка, задач его полноценного психического развития;
- оказывать психолого-педагогическую помощь детям работникам образования, администрации и педагогическим коллективам учебно-воспитательных учреждений, родителям, в решении основных проблем, связанных с обеспечением полноценного психического развития детей, обеспечения индивидуального подхода к детям;
-хранить профессиональную тайну, не распространять полученные сведения, если ознакомление с ними не является необходимым для осуществления педагогической, консультативной, коррекционной и прочей работы и может нанести ущерб ребенку или его окружению;
-вести запись и регистрацию всех видов работ.
-постоянно повышать свою профессиональную квалификацию.
Ответственность педагога-психолога:
-педагог-психолог несет персональную профессиональную ответственность за правильность психологического диагноза, адекватность используемых диагностических, развивающих, коррекционных и психопрофилактических методов и средств, обоснованность даваемых рекомендаций;
-педагог-психолог несет ответственность за оформление и сохранность протокол обследований, документации в установленном порядке;
-педагог-психолог несет персональную ответственность за сохранение конфиденциальной информации в интересах ребенка.
Педагог-психолог имеет право:
- самостоятельно определять приоритетные направления работы с учетом конкретных условий образовательных учреждений и т.п;
- самостоятельно формулировать конкретные задачи работы с детьми и взрослыми, выбирать формы и методы этой работы с детьми и взрослыми, выбирать формы и методы этой работы, решать вопрос об очередности проведения различных видов работ;
-отказываться от выполнения возложенных на него обязанностей при отсутствии необходимых условий для успешного выполнения профессиональных обязанностей;
-обмениваться информацией со специалистами смежных специальностей и представителями других ведомств в интересах ребенка.
-педагог-психолог имеет право на льготы, предусмотренные для работников учреждений образования в соответствии с законодательством РФ. Гарантии и льготы специалистам Службы, работающим в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Приравниваются к гарантиям и льготам специалистов, занятых в работе специальных (коррекционных) образовательных учреждений.
Научное направление предполагает разработку методологических проблем Службы. Основная функция исполнителей этого направления - теоретические и экспериментальные исследования, обоснование и разработка психодиагностических, психокоррекционных и развивающих методов работы.
Прикладное направление предполагает подготовку кадров практических психологов, разработку программ подготовки и переподготовки, повышение квалификации, создание учебных пособий и другое.
Практическое направление обеспечивается практическими психологами системы образования, задача которых - работа с детьми, родителями, педагогами, руководителями и коллективами учебно - воспитательных учреждений и др.
Основные направления деятельности Службы:
К основным направлениям деятельности Службы относятся:
- психологическое просвещение - формирование уобучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей), у педагогических работников и руководителей образовательных учреждений потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта;
психологическая профилактика - предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, воспитанников в образовательных учреждениях, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям (законным представителям) по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития;
- психологическая диагностика - углубленное психолого-педагогическое изучение обучающихся, воспитанников на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, её потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации. Психологическая диагностика проводится специалистами как индивидуально, так и с группами обучающихся, воспитанников образовательных учреждений;
- психологическая коррекция- активное воздействие на процесс формирования личности в детском возрасте и сохранение её индивидуальности, осуществляемое на основе совместной деятельности педагогов - психологов, дефектологов, логопедов, врачей, социальных педагогов и других специалистов;
- консультативная деятельность - оказание помощи обучающимся, воспитанникам, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам и другим участникам [образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения посредством психологического консультирования.
Диагностическая работа не является для педагога-психолога самоцелью, а предназначена быть основой для разработки рекомендаций по оптимизации психического развития человека. Она необходима для обеспечения контроля за динамикой этого развития, предупреждения возможных отклонений, определения программы работы с обследуемым с целью оптимизации условий этого развития, оценки эффективности психолого-педагогических мероприятий и т.п. Главное назначение диагностики в практической деятельности психолога заключается в глубоком изучении внутреннего мира конкретного человека. Диагностическая задача зачастую возникает перед психологом в тех случаях, когда поступает запрос от педагогов, учителей, родителей или самих детей. Наиболее характерные запросы со стороны учителей и родителей связаны с нежеланием некоторых учащихся учиться, с низкой успеваемостью, жалобами на то, что кто-либо учится ниже своих возможностей. Учащиеся обращаются к психологу в плане помощи в овладении некоторыми приемами и навыками развития памяти, внимательности, взаимоотношений со сверстниками и родителями или при разрешении личных проблем. Старшие школьники часто интересуются проблемами развития определенных личностных качеств, навыков самовоспитания, выбора профессии.
Ряд запросов педагогов к психологу связан с составлением программ воспитательной работы с «трудными», с детьми из неблагополучных семей, реализацией путей преодоления конфликтов между учащимися и учителями, родителями и детьми, школьниками между собой — контактов между школой и семьей.
Для разрешения ряда проблем бывает достаточно беседы или методов наблюдения. В более сложных случаях и при массовых обследованиях лучше применять экспресс-методики или методики, в основе которых лежат переменные, легко интерпретируемые для неспециалистов — педагогов, родителей, администрации.
Важно отметить различие целей диагностической методики и целей диагностической деятельности. Оно состоит в том, что целью диагностической методики является выявление некоторых особенностей объекта, например, особенностей памяти, развития игровой деятельности или взаимодействия педагогов с детьми. Это, по сути, является лишь частью диагностической работы. Целью диагностической деятельности является, как было отмечено выше, постановка диагноза. Таким образом, цель методики выступает в качестве подцели или задачи диагностической работы.
Можно выделить, как минимум, три варианта целей диагностической работы в дошкольном образовательном учреждении.
1.«Выявление особенностей (объект и предмет диагностики конкретизируются) для последующего учета при планировании и проведении образовательного процесса». Такая формулировка цели диагностической работы предполагает, что рекомендации будут определять содержание и/или способы развивающей, а при необходимости коррекционной, работы со всеми, чьё состояние или развитие являлось объектом изучения. Например, «если целью диагностики было выявление особенностей сформированности психологической готовности к обучению в школе для последующего их учёта при проведении развивающей работы с детьми, то в рекомендациях должно быть описано, какую развивающую работу и как необходимо проводить с детьми (со всей группой, с подгруппами и индивидуальную). Таким образом, данная формулировка цели диагностической работы предполагает последующее составление индивидуальной программы развития или, как минимум, рекомендаций, определяющих способы её реализации (в том случае если предметом изучения были не особенности развития, а, например, индивидуально-типологические особенности). Проведение диагностической деятельности с данной целью предполагает достаточный уровень подготовленности работников дошкольного образовательного учреждения и наличие возможностей для составления и последующей реализации такого типа программ и рекомендаций. В настоящее время диагностика с такой целью встречается преимущественно в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего или комбинированного вида или в работе отдельных специалистов.
2.Выявление негативных тенденций в развитии для определения необходимости последующего углублённого изучения». Диагностика с этой целью носит профилактический характер и предполагает, что в рекомендациях будет определено, кто и что нуждается в углублённом обследовании или консультации у специалиста. Например, если целью диагностики было выявление детей с трудностями в общении, то в рекомендациях должно быть описано, кто из детей испытывает трудности в общении и нуждается в углублённом обследовании или консультации у психолога, если первичную и последующую диагностику проводят разные специалисты (воспитатель и педагог-психолог или педагог-психолог дошкольного образовательного учреждения и городского психологического центра). Диагностика с профилактической целью является наиболее распространенной в дошкольных образовательных учреждениях.
3. «Выявление изменений в развитии (объект и предмет конкретизируются) для определения эффективности педагогической деятельности». В этом случае в рекомендациях определяют, какие изменения необходимо внести в деятельность педагогов. Например, если целью диагностики было изучение эффективности работы по развитию игровой деятельности, то в рекомендациях может быть определена необходимость обобщения опыта педагога по данному направлению; или выявление причины недостаточной динамики развития игровой деятельности у детей данной группы. Принимать участие в диагностической работе могут все сотрудники дошкольного образовательного учреждения: руководители, педагогический (включая педагога-психолога) и медицинский персонал.
Виды диагностической работыможно выделять по тому, кто её проводит, однако более целесообразным представляется выделение видов диагностической работы по её предмету. Если исходить из того, что объектом диагностики в дошкольном образовательном учреждении является развитие ребенка, то можно выделить следующие виды диагностики.
Медицинская (иногда ещё выделяется валеологическая). Предмет диагностики — состояние здоровья и физического развития ребенка. В проведении медицинской диагностики принимает участие медицинский и педагогический персонал. Педагоги участвуют в сборе первичной информации, например, при утреннем приёме ребенка в дошкольное учреждение проводят профилактический осмотр, ведут наблюдение за самочувствием ребёнка в течение дня, в случае выявления неблагополучия направляют к врачу или медсестре дошкольного образовательного учреждения, которые проводят более компетентное обследование ребёнка.
Психологическая. Предмет диагностики — психическое развитие ребёнка. В проведении психологической диагностики могут принимать участие все педагоги дошкольного образовательного учреждения. Воспитатели, музыкальные руководители и другие узкие специалисты могут участвовать в сборе первичной информации о развитии детей с помощью наблюдений, бесед с родителями, а также экспериментальных методик. Особенно это важно когда в дошкольном образовательном учреждении отсутствует педагог-психолог. В этом случае психологическая диагностика может и должна проводиться воспитателями в профилактических целях с последующей консультацией в районных или городских психологических центрах.
Педагогическая. Предметом диагностики является освоение ребёнком образовательной программы. Особенностью данного вида диагностики является то, что для каждой образовательной программы должна быть своя диагностическая программа. Возможно, последнее утверждение может показаться банальным, но его включение обусловлено тем, что в некоторых дошкольных образовательных учреждениях пытаются использовать диагностические программы, не соответствующие реализуемым образовательным программам. Это связано, в том числе, с тем, что диагностическая программа имеется (насколько это известно автору) только к программе «Развитие», остальные образовательные программы либо имеют лишь отдельные части диагностической программы, например «Программа воспитания и обучения детей в детском саду», «Детство», либо не имеют диагностической программы вообще. В этом случае представляется наиболее оправданным следующее:
• согласовать с авторами образовательной программы организацию творческой группы по разработке программы педагогической диагностики. Для этого необходимо будет освоить теоретические основы разработки диагностических методов и способы их стандартизации;
• отказаться от проведения педагогической диагностики, исходя из того, что целью деятельности дошкольного образовательного учреждения является создание условий для развития детей, а образовательная программа — лишь одно из средств реализации данной цели. Следовательно, если данные медицинской и психологической диагностики свидетельствуют, что развитие детей проходит благополучно, то можно сделать вывод о том, что программа свою функцию выполняет успешно. В том случае, если в развитии детей отмечается появление негативных тенденций, то предметом анализа должен стать весь комплекс условий дошкольного образовательного учреждения, включая реализуемую образовательную программу.
Управленческая.Предмет диагностики — деятельность образовательного учреждения. В проведении управленческой диагностики участвуют руководители дошкольного образовательного учреждения и все сотрудники.
Изучаемые показатели и методы обследования в разных видах диагностики могут совпадать, поэтому целесообразно организовать систему комплексной диагностической работы.
Основной психодиагностической схемой работы психолога образования является диагностический минимум (ДМ). Он запускает реализацию двух других схем психодиагностики в отношении детей с определенными типами обучения и развития (дифференциации нормы и патологии умственного развития школьника и углубленное психологическое обследование ребенка). В целом система диагностических минимумов, через которую проходит школьник в период обучения в школе, может быть представлена в виде:
- обследование дошкольников на этапе приема в школу;
- обследование первоклассников на этапе адаптации в школьной среде;
- обследование третьеклассников на этапе адаптации в среднем звене;
обследование подростков в период острого возрастного кризиса;
- обследование старшеклассников.
Одна из серьезных проблем ДМ - подбор методических процедур. На основе алгоритма М.Р. Битяновой психолог может самостоятельно определить для себя диагностические средства. Для этого необходимо разработать представления о психолого-педагогическом статусе школьника, описать, что необходимо исследовать в конкретном обследовании, затем подобрать конкретные диагностические приемы.
Для понимания средств и способов получения психологической информации необходимо различать две ситуации психодиагностической работы: ситуация экспертизы и ситуация психологической помощи. В первом случае испытуемый оказывается в ситуации экспертизы не по своей воле (судебно-психологическая экспертиза, диагностика по инициативе администрации, педагога, родителей), т.е. лиц, больше заинтересованных в результатах, чем сам испытуемый. Клиент в этой ситуации предельно ориентирован на осознанное соблюдение социально-одобренных форм поведения.
Во втором случае испытуемый участвует в тестировании на добровольной основе и сам заинтересован получить рекомендации по результатам диагностики. В ситуации оказания психологической помощи взаимодействие клиента и психодиагноста строится по-другому. Клиент направлен на сотрудничество, открыт, сам начинает формулировать психологическую задачу, готов выполнять все инструкции психодиагноста. Эта ситуация повышает требования к личностным качествам психодиагноста, к его умению не смешивать профессиональную работу и личные отношения клиента.
Ситуация экспертизы же в работе психодиагноста является психологической задачей для него самого, так как сам психолог должен понять, что значит поведение подэкспертного, тогда как подэкспертный решает, как выглядеть «правильным», как построить свое поведение.
Некоторые авторы предлагают свои схемы психодиагностического исследования. К ним можно отнести следующие: