Тема 3. 3. Психофизиологические особенности личности.
Ключевые термины:лабильность, генотип, функциональная межполушарная асимметрия, правополушарный тип, левополушарный тип, дискретное восприятие, импрессивная речь, экспрессивеая речь, сила НС, подвижность НС, лабильность НС, критериальные учебные ситуации, индукция, дедукция, экстраполяция, интроверсия, экстраверсия.
Исследование психофизиологических особенностей человека связано с именами учеников И.П.Павлова - Б.М. Теплова и В.Д. Небылицына. Павлов И.П. считал, что имеется 3 основных свойства нервной системы (ОСНС): сила, подвижность, уравновешенность нервных процессов. Сочетание крайних полюсов этих свойств образуют 4 комбинации нервной деятельности, которые отождествлялись с 4 типами темперамента. В дальнейшем были открыты другие типологические свойства (лабильность, динамичность, активированность). Одним из крупных достижений последних лет был ответ на вопрос: каково происхождение СНС? Данные свидетельствуют о том, что СНС можно рассматривать как, признаки, обусловленные генотипом. Данные признаки являются наиболее устойчивыми, практически не изменяющимися в течение жизни человека. Вследствие этого нельзя не считаться с ними, не обращать на них внимания, поскольку их влияние проявляется в деятельности личности, её поведении и взаимоотношениях с окружающими. Учет природных особенностей имеет большое значение в учебной деятельности и в профессиональной консультации.
Открытие функциональной межполушарной асимметрии, сделанное в 60-х гг. XX века в результате наблюдений за последствиями позволило подойти с физиологическими оценками к проблеме стратегии мышления человека. Эта стратегия связана с двумя принципиально различными способами переработки информации в структурах правого и левого полушарий.
Межполушарная асимметрия как основа психической деятельности человека представлена в работах В.В.Аршавского, Н.Н.Брагиной и Т.А.Доброхотовой, В.П. Леутина и Е.И.Николаевой, В.Д.Небылицына и других.
В них отмечено, что за логико-вербальную, абстрактную переработку информации ответственны преимущественно функциональные системы левого полушария, а за пространственно - образную, конкретную переработку информации — правого.
Основное различие этих двух типов переработки информации состоит не в характере используемого материала, а в принципах организации контекстуальной связи между элементами информации — словами и образами.
Правополушарный тип так организует любой используемый материал (неважно, вербальный или образный), что создаётся однозначный контекст: при этом из бесчисленных реальных связей между многогранными предметами и явлениями активно отбираются только некоторые, наиболее существенные анализа и упорядоченного отражения, структурирования действительности.
Отличительной особенностью правополушарного типа является одномоментный охват всех существенных связей. Это обеспечивает непосредственное восприятие реальности в ее непрерывности, принятие ее такой, какой она является сама по себе; при этом определенные свойства образов, их грани взаимодействуют друг с другом сразу в нескольких смысловых плоскостях, что определяет многогранность образа (или символизирующего его слова) в соответствующем контексте.
Из истории проблемы.
О симметрии в строении мозга и распределении его функций знали уже давно. Учение же о межполушарной асимметрии у человека возникло лишь около ста лет назад. Открытие французского врача Поля Брока буквально потрясло ученый мир. До него никто не обращал внимания на то, что параличи правой руки очень часто сопровождаются нарушением речи, а при параличе левых конечностей речь обычно не страдает. Изучая это явление, Брока сделал не одно, а сразу три крупнейших открытия: а) он обнаружил в левом полушарии моторный центр речи, поражение которого вызывает затруднение артикуляции (моторную афазию);
б) показал, что в мозгу существует строгая локализация функций;
в) обнаружил, что полушария мозга человека асимметричны в функциональном отношении.
Вскоре другой ученый, Вернике, обнаруживает в левом же полушарии сенсорныйцентр речи, поражение которого приводит к расстройству понимания речи (сенсорная афазия). Были обнаружены и другие речевые центры в левом полушарии. В конечном итоге оказалось, что нашей способностью говорить и писать, читать и понимать устную речь мы обязаны работе левого полушария. После всех этих открытий оно стало признаваться доминирующим (ведущим) во всех сферах: в отношении языка, мышления, двигательной деятельности, ориентации в пространстве. Правое же полушарие рассматривалось как дополнительное. Но такой взгляд не подтверждался клиническими наблюдениями, в ходе которых выявилось, что после поражения правого полушария нарушается зрительное восприятие и пространственное мышление.
Американский исследователь, Нобелевский лауреат (1981 г.) Р. У. Сперри рассек все основные связи, соединяющие полушария у больного, страдающего эпилепсией, предполагая, что такое разъединение полушарий предотвратит распространение судорожной активности по всему мозгу и избавит пациента от припадков. Так Сперри сформулировал концепцию частичного доминирования полушарий у человека, согласно которой, левое полушарие специализируется на вербально-символических функциях, а правое — на пространственно-синтетических. Дальнейшие исследования на здоровых людях с нерасчлененными межполушарными связями подтвердили наличие функциональной асимметрии мозга. Открытие Сперри — одно из самых значительных открытий двадцатого века, явившееся революцией в физиологии и психологии.
В настоящее время выработана классификация различных функциональных асимметрий человека: моторная, сенсорная, анатомическая, температурная и др. Главной асимметрией человека является психическая, обусловленная специализацией полушарий мозга. Кроме общих межполушарных отличий, которые свойственны большинству людей, отмечаются и индивидуальные особенности. Так, у праворуких людей доминирующим может быть не только левое, но и правое полушарие. Сама концепция доминантности полушарий была сформулирована английским неврологом X. Джексоном в 1861году и имеет немаловажное значение, поскольку именно доминантность определяет особенности протекания всех психических процессов у человека. Различные авторы на основании результатов многочисленных исследований пришли к выводу, что у детей от трех до семи лет в ситуации произвольного и непроизвольного внимания активизируется преимущественно правое полушарие и только, начиная с десятилетнего возраста — левое. Сдвиг в сторону преобладания левого полушария становится выраженным к концу пубертатногопериода.
М-С 2. Образное представление специфических функции каждого полушария мозга
Рассмотрим основные особенности полушарий мозга человека и сферы психической деятельности, за которые они ответственны (рис. 2).
И начнем знакомство с ПРАВОГО полушария, которое является доминирующим у левшей. Наиглавнейшая особенность этого полушария — восприятие выразительности звуков. Все звуки окружающего нас мира меркнут, сливаются в однообразный шум, и человек ничего не сможет о них вспомнить, если не приступит к работе правое полушарие. Воспринимая голос человека, оно занимается и анализом его интонации. Благодаря работе правого полушария, мы способны по голосу узнать близкого человека, отличить мужской голос от женского, и только по одной интонации догадаться, хвалят нас или ругают.
Огромнейший мир музыки доступен лишь этому полушарию. При его поражении человек не узнает мелодии хорошо знакомых песен, певец окажется неспособным петь, а музыкант исполнить даже самое простенькое музыкальное произведение.
К настоящему времени накоплено достаточно много данных в пользу преимущественного участия правого полушария мозга в обеспечении психической деятельности, осуществляемой при восприятии музыки, воспроизведении музыкальных мелодий, сочинении музыкальных произведений. Установлено и то, что музыкальные мелодии лучше распознаются, если предъявляются на левое ухо, то есть воспринимаются правым полушарием. Интересен тот факт, что разная по характеру музыка воспринимается с разной степенью участия двух полушарий. Эксперименты, проведенные на кафедре психологии Белорусского государственного университета, показали, что современная музыка в стиле «рок» и классическая музыка действуют в разных направлениях, вызывая активизацию разных полушарий головного мозга.
После прослушивания музыки в стиле «рок» и «диско» время запаздывания двигательной реакции снижается, объем кратковременной памяти на цифры увеличивается, а на образный материал, наоборот, уменьшается. После прослушивания же классической музыки время запаздывания двигательной реакции изменяется незначительно, объем кратковременной памяти на цифры несколько уменьшается, а на картинки, наоборот, увеличивается.
На первый взгляд, столь резкие различия в психической реакции на классическую и рок-музыку могут показаться странными. Однако белорусские исследователи считают их закономерными, так как разная по характеру музыка воспринимается с разной степенью участия двух полушарий: классическая музыка вызывает большую активизацию мозга в правом полушарии, ритмическая — в левом. При активной работе правого полушария проявляется высокий уровень ассоциаций и абстрактного мышления, обобщения понятий, а при функциональном лидировании левого полушария облегчаются стереотипные двигательные операции, а ассоциации становятся конкретными, с низким уровнем обобщения понятий.
Образная память, способность сохранять длительное время впечатления от увиденного — и это обязанность правого полушария. При нарушении работы этого полушария человек совершенно без всякого удивления будет рассматривать на картинке невероятные изображения: зайца с рогами, розового слона или крылатую корову. Он просто-напросто не заметит на этих рисунках ни малейшего несоответствия. Человеку с отключенным правым полушарием трудно запомнить и затем воспроизвести сложные фигуры и изображения.
Пока «выключено» правое полушарие, большинство зрительных задач вызывает очень серьезные затруднения. Человеку становится сложно отыскать на столе глазами необходимую вещь, не удается удержать на ней взгляд и совершенно невозможно уследить, например, за едущим автомобилем или бегущим человеком. Самый заядлый футбольный болельщик не сможет получить удовольствие от матча и совершенно не разберется в происходящем на экране телевизора. Но слушать репортаж матча по радио он сможет.
Оказывается, для того, чтобы европейцам научиться писать и читать, правое полушарие совершенно не нужно. А вот японцам, пользующимся иероглифами, письмо без его участия не удается. Дело в том, что иероглиф — это фигурный знак, миниатюрное абстрагированное изображение какого-то предмета, явления или понятия. При нарушении образной памяти разобраться в иероглифах (как, кстати, и в цифрах, нотах, дорожных знаках) становится невозможно.
Правое полушарие помогает нам хорошо ориентироваться в пространстве: помнить обстановку в своей квартире, расположение районов и улиц в городе. Именно правое полушарие напоминает нам, где лежит та или иная вещь, как пользоваться различными домашними приборами и приспособлениями.
Имеется еще одно свойство правого полушария — перерабатывать поступающую информацию в реальном времени. Оно как бы наносит «временные метки» на переживаемые события.
Некоторые исследователи доказывают связь правого полушария с бессознательным в психике человека. В пользу этого вывода свидетельствует целый ряд наблюдений за поведением лиц, перенесших операцию по разделению полушарий. Так, когда одному из таких испытуемых нужно было явиться на очередное психологическое обследование, он с удивлением обнаружил, что никак не может одеться: его правая рука, связанная с «сознательным» левым полушарием, застегивала пуговицы на пиджаке, а левая рука, связанная с правым полушарием, расстегивала их. Объяснить этот факт можно только как проявление неосознанного желания избежать обследования.
Связью правого полушария с бессознательным объясняется и тот факт, что в хорошо, казалось бы, известном художественном, музыкальном или литературном произведении мы с удивлением обнаруживаем новые грани и качества. И это новое не вызывает сомнения или настороженности, а напротив, выглядит убедительным. Это значит, что мы были готовы принять это новое, что в нас «жило» это знание, хотя мы его и не осознавали. Отсюда и происходит неожиданное, удивленное Узнавание, благодаря способности правого полушария к улавливанию множества связей, к организации многозначного контекста.
Теперь рассмотрим основные функции ЛЕВОГО полушария. Его работа позволяет человеку понимать обращенную к нему речь, как устную, так и письменную, свободно оперировать цифрами и математическими формулами в пределах формальной логики и усвоенных ранее правил. Но это полушарие плохо справляется с распознанием сложных образов, не поддающихся разложению на простые составные элементы. При помощи только одного левого полушария человек не сможет отождествлять изображения человеческих лиц, не воспримет произведения искусства.
Попытаемся представить себе человека с временно отключенным правым полушарием. Такой левополушарный человек отлично владеет речью и проявляет весьма повышенную болтливость. Если его не сдерживать (а сделать это очень сложно), то инициатива в разговоре перейдет к нему. Этот же человек, когда ему ничто не мешает пользоваться обоими полушариями, ведет себя совсем иначе. Таким образом, правое полушарие как бы сдерживает своего левого соседа, не давая ему ступить лишнего шага.
Для левополушарного человека не составляет большого труда выучить длинное стихотворение или запомнить два десятка иностранных слов. Он без труда подсчитает количество находящихся перед ним предметов, решит в уме простую задачу.
Левое полушарие человека сопряжено с двигательной сферой, правое — в основном с чувственной. Подобное расширение сферы чувственного познания у левшей приводит к тому, что им становятся доступны некоторые «исключительные», феноменальные способности восприятия, такие как кожно-оптическое чувство или феномен предвосхищения.
Используя во время операций метод стимуляции обнаженной коры мозга человека слабым током, ученые установили следующие важные различия. При раздражении левой височной доли на первый план выступали речевые нарушения — запинание, смазанность речи, повторения, ошибки в названиях предметов. Если же раздражалась правая височная область, у больных возникали очень яркие воспоминания. Происходило как бы проигрывание куска прошлого опыта. Так было выявлено, что отпечатки наших непосредственных впечатлений односторонни и связаны преимущественно с правым полушарием.