Тема 3.2. Проективные методы исследования личности.
Ключевые термины: проекция, неопределённые стимулы, психоанализ, продуктивная деятельность, психологическая проекция, холистическая психология, защитные механизмы, бессознательное, дезадаптация личности, малоструктурированный материал, фрустрация, интерпретация, респондент, инструментальная ошибка, ошибка психодиагноста.
Проективные методики основываются на едином психологическом механизме, который вслед за основателями психоанализа Зигмундом Фрейдом и Карлом Юнгом принято называть «ПРОЕКЦИЯ». З.Фрейд называл ПРОЕКЦИЕЙ приписывание другим людям социально неприемлемых желаний, в которых человек отказывает сам себе. В дальнейшем, в ходе развития психологии личности и психодиагностики, термин «проекция» получил более широкое толкование.
Термин «проективные методики» был предложен психологом Л.Франком для обозначения методов оценки заданий, в которых испытуемым дают неопределённые стимулы, содержание которых не предполагает чётких, обусловленных данной культурой, ответов. Эти методы позволяют людям «проецировать» на неопределённый материал свои чувства, потребности и установки.
Первоначально проективные методики предназначались для помощи клиническим психологам в диагностике эмоциональных нарушений. Основанием для их появления служило положение теории Зигмунда Фрейда о важности понимания неосознаваемых психических процессов в психопатологии. Цель проективных методик – раскрытие неосознаваемых конфликтов личности, её страхов и источников беспокойства.
Проективные методы представляют собой способ определённого изучения личностных особенностей человека по результатам его продуктивной деятельности. Особого внимания и, по-видимому, более широкого применения в работе, особенно с детьми, да и со взрослыми, заслуживают графические проективные методики. Например, человеку предлагают что-либо нарисовать (дом, дерево, несуществующее животное и т.п.).
В отличие от «вербальных» методик, проективные методы предоставляют ребенку более гибкий и доступный ему канал для воплощения своих образов, своего субъективного видения мира.
Как было отмечено ранее, в основе проективных методов лежит принцип психологической проекции. Согласно этому принципу, испытуемый проецирует, т.е. отражает (или выражает) на достаточно неструктурированный (неупорядоченный) стимульный материал (цвета, сказочные персонажи, пятна неопределенной формы и т.п.) свои неосознаваемые или скрываемые потребности, комплексы, вытеснения, переживания, мотивы. Подобное проецирование проявляется в виде субъективного упорядочения стимульного материала или придания ему личностного смысла.
Теоретические источники проективного метода: психоанализ, холистическая психология, экспериментальные исследования New Look.
На развитие проективного метода существенное влияние оказали классический психоанализ, холистическая психология и экспериментальные исследования New Look. Эти направления в психологии принято считать теоретическими источниками проективного метода. Каждый из них внес что-то свое в его обоснование.
Психоанализ как главный теоретический источник внес в проективный метод основные объяснительные категории: "принцип проекции" как "защитный механизм", "бессознательное".
Проективные методики, с точки зрения психоанализа, направлены на диагностику причин дезадаптации личности, бессознательных влечений, конфликтов и способов их разрешения (механизмов защиты). Условием любого проективного исследования является неопределенность тестовой ситуации. Это способствует снятию давления реальности, и личность в таких условиях проявляет не конвенционные, а присущие ей способы поведения. Процесс взаимодействия личности с малоструктурированным стимульным материалом носит характер проецирования, т.е. вынесения вовне бессознательных влечений, инстинктов, конфликтов и т.д.
Холистическая психология внесла в проективный метод понимание личности как целостной, уникальной системы. Следовательно, познание субъективного внутреннего мира личности должно исключать ее изучение путем выявления некоторых общих закономерностей и их сопоставления со "средней личностью" (как в стандартизованных методах). Отношения личности и ее социального окружения есть процесс структурирования "жизненного пространства" в целях создания и поддержания "личного мира".
Стало традицией вести счет проективным методикам с теста словесных ассоциаций К. Юнга. 3. Фрейд и К. Юнг показали, что бессознательные переживания, порожденные неосознаваемыми влечениями человека, доступны объективной диагностике, так как отражаются в характере быстрых словесных ассоциаций, непроизвольных оговорок, в содержании сновидений, фантазий, в определенных симптоматических ошибках психики. Связь образов фантазии с основополагающими свойствами и чертами личности одним из первых также убедительно доказал Герман Роршах — автор вышедшей в 1921 году книги «Психодиагностика», в которой нашел обоснование его знаменитый тест «ЧЕРНИЛЬНЫХ ПЯТЕН». Разглядывая поочередно предъявляемые 10 чернильных пятен (5 черно-белых и 5 цветных), испытуемый должен про каждое из них сказать, что оно ему напоминает, на что оно похоже. Смысл этой методики для неспециалистов можно пояснить следующим образом. Любому наблюдательному взрослому, тем более педагогу, известно, как развита у детей фантазия. Разглядывая на небе облака или морозные узоры на окне, они гораздо чаще, чем взрослые, видят в них образы сказочных существ — злых или добрых. При этом происходит мысленное одушевление, наделение вещей и явлений неживой природы признаками живых существ. Происходит «проекция» — символический перенос содержания внутреннего мира на внешний мир. Содержание, этих фантазий много говорит о внутреннем мире ребенка. В своих рисунках, в фигурках, слепленных из пластилина, в поделках и играх со своими игрушками ребенок как бы «проигрывает» те впечатления, которые он получает от общения с людьми, от книг и фильмов. Дошкольникам такая активность вообще необходима просто по психогигиеническим соображениям. Если какие-то сильные впечатления не проиграны ребенком или не «отреагированы», то, будучи «подавленными», вытесненными в сферу подсознания, они могут превратиться в необъяснимую причину страхов и тревог, источник внутреннего конфликта, обусловливающего определенные искажения психического развития на долгие годы.
Широкую известность в психодиагностической практике, кроме «чернильных пятен» Роршаха, получили ТЕМАТИЧЕСКИЙ АППЕРЦЕПТИВНЫЙ ТЕСТ ТАТ (Морган, Мюрей, 1935), а также фрустрационный тест (Розенцвейга, 1964). В тесте ТАТ испытуемый сочиняет так называемый «рассказ по картинке», глядя на специально созданные «нечеткие» и неоднозначные фотоизображения человеческих фигур и лиц в различных ситуациях. Необходимость сочинить рассказ провоцирует и усиливает особый тип активного восприятия, названный в психологии АППЕРЦЕПЦИЕЙ, которая от обычного восприятия (перцепции) отличается тем, что человек акцентирует свое внимание на тех деталях изображения, которые позволяют ему предложить определенный связный сюжет.
В тесте Розенцвейга задача испытуемого состоит в том, чтобы приписать какую-нибудь реплику персонажу, изображенному на рисунке, отражающем конфликтную ситуацию. В этом смысле последний тест является гораздо более узким и специализированным, чем ТАТ, и изучает не столько «проекцию» внутреннего конфликта на внешне нейтральную неопределенную ситуацию, сколько тип реакции (агрессивный, самообвинительный или рационализирующий) на уже заданную конфликтную ситуацию, вызывающую фрустрацию — переживание столкновения потребности с преградой.
С 60-х годов начал разрабатываться и получил широкое распространение тест Роршаха для исследования общения — Совместный тест Роршаха (Соколова, 1987). Его использование в работе с детско-родительской парой может дать психологу гораздо больше информации о ребенке в значимом для него окружении, чем изолированное обследование ребенка. Ситуация проективного исследования в данном случае провоцирует не только реакции ребенка, но и вторичные реакции его матери (или отца) на эти реакции, показывающие психологу то, в какой эмоциональной атмосфере протекает жизнь ребенка, и его психическое развитие в семье.
В психодиагностической работе с детьми следует обязательно учесть, что классические варианты известных проективных методик, таких, как, например, упомянутые выше ТАТ и тест Розенцвейга, разрабатывались на взрослых и не могут быть автоматически перенесены на детей. Следует пользоваться специальными, адаптированными для детей версиями этих методик. Среди них можно указать, например, специальную версию ТАТ для подростков (Саймондс,1949) и отечественный детский вариант теста Розенцвейга (Прихожан, Толстых, 1982). Но и в том случае необходимо учитывать, что возможности любых «вербальных» (основанных на анализе речевой продукции) проективных методик ограничены уровнем речевого развития ребенка. Если ребенок не обладает развитой речью, то повышенный процент недиагностичных (непроективных, неинформативных) ответов — так называемых «формул-клише» — еще не говорит об отсутствии внутренних конфликтов и проблем. Это говорит лишь о том, что средства речевого выражения мыслей и чувств у данного ребенка слишком бедны и неразвиты, чтобы служить надежным «каналом» для проекции внутренних переживаний и впечатлений.
Кроме того, ребенок далеко не всегда владеет психосимволическим значением определенных элементов проективных тестовых стимулов. Совершенно понятно, что ребенок по-другому, нежели взрослый, ищет на картинках персонажей, с которыми он может себя идентифицировать. Если на картинке изображен взрослый мужчина и ребенок, то взрослый испытуемый скорее будет идентифицировать себя с первым персонажем, а ребенок — со вторым. Из-за этого проективный смысл стимула может поменяться с точностью до обратного. У взрослых испытуемых данный стимул может быть провокатором возможных агрессивно-авторитарных тенденций, а у ребенка — пассивно-оборонительных.
В психодиагностике развития личности ребенка наиболее адекватными в образовательной практике признаны рисуночные тесты. Они информативны, привычны для детей. Чаще всего в психодиагностике детей дошкольного и младшего школьного возраста используются такие рисуночные пробы, как «Нарисуй себя», «ДДЧ», «Кинетический рисунок семьи».
«Рисунок семьи» - одна из самых популярных методик, излюбленное средство психологов-исследователей, психологов-практиков, эта методика, по выражению Г.Т.Хоментаускаса, «позволяет посмотреть на мир глазами ребенка».
Методика CAT относится к классу проективных методик, где в качестве стимулов используют сюжетные картинки. Здесь ребенок не рисует сам, но его просят по картинке составить рассказ. CAT выявляет проблемы, доминирующие у ребенка, его личностные особенности, отношение с родителями, братьями, сестрами.
При тестировании также часто используется тест Гудинаф-Харриса «Нарисуй человека» и тест М.Люшера. Тесты «Нарисуйте дом» и «Нарисуйте несуществующее животное» раскрывают особенности характера и личности. Их использование наиболее распространено в странах Европы. Интерпретация этих тестов представлена в «Альманахе психологических тестов», в работах Л.Ф.Бурлачука, Л.Ф.Бурлачука и С.М.Морозова, Т.А.Ильиной и О.В.Беловой, С.С.Степанова, Е.С.Романовой и О.Ф.Потемкиной, Д.Я.Райгородского и др.
Далее необходимо рассмотреть основные особенности проективных методик. Главной особенностью проективных методик является то, что заданный вопрос стимулирует испытуемого на неограниченное разнообразие и количество возможных ответов. Чтобы фантазия индивида могла свободно разыграться, дается очень кроткая (в самых общих выражениях) инструкция. Помимо этого проективные методики имеют следующие особенности:
· Содержат неопределённые и неструктурированные стимулы.
· Содержание и цель методики закрыты для испытуемого.
· В них нет правильных и неправильных ответов.
· Анализ полученных результатов исследования в большей степени основывается на субъективных суждениях экспериментатора, который опирается на свой клинический опыт.