Интерпретация полученных результатов.
Наиболее эффективными сферами применения репертуарных методов являются:
— диагностика отношения к учебным предметам;
— психологический анализ урока;
— оценка отношения к преподавателям;
— диагностика уровня сформированности профсамосозния и личности педагога;
— повышение психологической компетентности учителей
— диагностика внутрисемейных отношений;
— оценка личностных особенностей дошкольников и школьников (сказочный дифференциал, цвета Люшера и др.);
— профориентация и профконсультация;
— бесконтактная диагностика;
— диагностика межличностных отношений в группе;
— оценка успешности изучения учебного материала и результатов педагогического воздействия;
— изложение материала «вдоль» ведущих конструктов-мотивов обучающихся (т.е. эти методы позволяют более эффективно излагать и усваивать учебный материал, учитывая наличный репертуар конструктов учащихся);
— психолого-педагогическое воздействие, формирование и социальное проектирование межличностной активности в учебной группе.
Репертуарные методы являются наиболее приспособленными для такого синтеза (особенно в задачах диагностики содержания индивидуального сознания, личности» межличностных отношений).
Применение таких системных по форме, содержанию и сущности методов позволяет особенно точно диагностировать интегральные по своей природе психические феномены и показатели уровня развития межличностных отношений в группе и направленности личности. На основе информации полученной с помощью подобных методов, возможны разнообразная терапия, коррекция и развитие личности.
Тесты достижений. Еще одной группой типичных диагностических процедур являются тесты достижений, позволяющие оценить уровень (или степень) овладения каким-либо видом деятельности. В основе различных тестов достижений лежат разные представления и модели интеллекта и деятельности.
Одной из широко употребляемых моделей интеллекта, на которой могут базироваться тесты достижений, является модель, предложенная американским психологом Дж. Гилфордом. В основу этой модели Дж. Гилфорд положил три переменные: операции, содержание и результаты мышления. Составляющие проявлений структуры интеллекта включают:
1) познавательные процессы (операции) — это то, что умеет испытуемый.
2) виды информации (содержание) — природа материала или информации, на основе которой осуществляются действия.
3) виды конечного мыслительного продукта (результаты).
Более развернуто интеллектуальные операции состоят из следующего:
— познания — открытие, повторное открытие или узнавание;
— памяти — сохранение познанного;
—дивергентного (расходящегося) мышления, т.е. мышления в различных направлениях, включающего исследование или отыскивание различий;
—конвергентного мышления — сходящегося мышления, которое приводит к одному ответу, узнаванию лучшего или самого оптимального варианта действия;
— оценки.
Содержание мышления можно представить в следующих формах:
а) образной (реальные объекты или их изображения, модели);
б) символической (буквы, числа, условные знаки);
в) семантической, смысловой (слова);
г) поведенческой (информация о других людях, их поведении, способностях, потребностях и т.д.) формах.
Результаты мышления могут проявляться в:
· элементах;
· классах (совокупности элементов);
· отношениях;
· системах;
· предвидениях;
· преобразованиях.
Частным случаем тестов достижений являются педагогические тесты, предназначенные для диагностики успешности овладения учащимися различными компонентами учебной деятельности. «Педагогический тест представляет собой совокупность взаимосвязанных заданий возрастающей сложности, позволяющих надежно и валидно оценить знания и другие интересующие педагога характеристики личности учащегося».
В педагогических тестах используются различные формы тестовых заданий:
1) закрытые, где необходимо осуществить выбор ответа из множества приведенных. Такие задания чаще используются для текущего контроля знаний учащихся;
2) открытые, включающие самостоятельное конструирование ответа. Они обладают высоким обучающим потенциалом и часто используются для итогового контроля.
3) установления правильного соответствия между двумя группами объектов, например, понятиями и их определениями, авторами и названиями произведений и т.п.
4) установления правильной последовательности каких-либо действий, этапов развития и т.п.
Эти формы заданий соответствуют основным мыслительным операциям: выбор из множества альтернатив, конструирование, установление соответствия и правильной последовательности.
Диагностика эффективности обучения должна включать следующее:
1) уровень сформированности ЗУН;
2) понимания, т.е. наличие адекватной структуры и содержания понятий изученной дисциплины. Такие структуры могут выявляться, например, репертуарными методами. Экспертов (например, преподавателей), компетентных в изучаемой предметной области, просят оценить степень сходства ключевых понятий из этой области. После определенной статистической обработки получаются эталонные показатели для сравнения с аналогичными показателями у обучающихся.
Особую группу составляют проективные методики,являющиеся следующими после относительно формализованных методов шкалирования по уровню нарастания элементов импровизации и экспертной интуиции.
В заключение необходимо напомнить важнейший методический принцип — ПРИНЦИП КОМПЛЕКСНОЙ ДИАГНОСТИКИ: нельзя строить серьезных диагностических выводов на базе любой отдельной изолированной проективной методики, ее результаты следует всегда перепроверять другими независимыми источниками информации — как более формализованными тестами, так и данными педагогического наблюдения, беседы, биографической информацией и т. п.