Тема 3.1. Психодиагностика некоторых особенностей личности.
Ключевые термины:личность, стилевые черты, мотивационные черты, темперамент, характер, потребности, мотивация, мотив, мотивационная сфера, самосознание, социальная желательность, межличностные отношения, социометрия, морально-психологический статус, психические функции, общие, частные, общие модальные способности, эмоциональные состояния, функциональные состояния, самосознание, межличностные отношения, проекция, тематический апперцептивный тест, апперцепция, фрустрация, графические проективные методики, ролевая игра, принцип комплексной диагностики, инструментальные ошибки, ошибки психодиагноста.
Концептуальные предположения о том, что такое личность пестрят своим разнообразием. Это:
— совокупность особенностей поведения (Р.Кэттелл);
— множество клинических типов (С.Хатуэй и др.);
— система акцентуаций (Леонгард К.);
— совокупность Я-состояний (Э.Берн);
— системное качество индивида, определяемое его включенность в общественные отношения (Петровский А.В.) и т.д. Среди наиболее популярных моделей личности можно выделить следующие модели: по Кэттеллу Р.; Хатауэю С. и Дж. Маккинли; Леонграду К.; Берну Э.; Петровскому А.В. , где выделяют следующие её проявления:
· черты (16 факторов);
· соответствия клиническим типам;
· акцентуации;
· Я-состояния;
· системные качества.
Обычно в вопросниках для подсчета количества баллов используется такой критерий, как частота проявления того или иного признака.
Из применяемых в педагогической практике для исследования личности диагностических процедур типичными являются:
1) личностные опросники;
2) тесты интеллекта;
3) репертуарные методы;
4) тесты достижений
5) проективные методы;
Личностные опросники. Каждый из таких опросников опирается на какие-либо теоретические положения о личности и ее проявлениях. Исходя из этих положений, строится предполагаемая модель исследуемого феномена, отбирается ряд диагностических признаков (например, психическая неуравновешенность, асоциальность, интровертированность, сензитивность и т.п.), формируется набор вопросов о поведении или предпочтениях обследуемого, позволяющих оценить степень выраженности указанных признаков. Наиболее известным примером личностного опросника является Многостадийный личностный опросник штата Миннесота (MMPI). Это один из самых употребляемых личностных опросников. Однако в практике психолога образования этот опросник редко используется в связи с громозкостью и сильным воздействием по типу «экспертизы психических нарушений». Поэтому в данной лабораторной работе остановимся на модификации опросника MMPI - «Мини-мульт» (Зайцев, 1981). Опросник содержит 86 вопросов и обеспечивает приближенную экспресс-диагностику наиболее акцентированных шкал.
Еще одним примером личностного опросника, относящегося к опросникам черт личности, является личностный опросник Р.Кеттелла. В отличие от «Мини-мульта» опросник Р.Кеттелла широко используется в практике школьного психолога для глубокого диагностического обследования, в ситуации психологической помощи.
Личностный опросник Г.Айзенка (EPI) является реализацией типологического подхода к изучению личности, предназначен для измерения ин-тро-экстраверсии и нейротизма. Представлен в виде опросника для детей (с7-8 лет) и взрослых.
Тесты интеллекта. Подобные тесты представляют совокупность заданий, выполнение которых не требует специальных знаний, умений, навыков (как правило) и позволяет оценить общий уровень интеллекта. Подобные задания должны быть неспецифичны по содержанию и культурно - инвариантны, т.е. независимы от культуры, в которой функционирует испытуемый. Каждый из подобных тестов основывается на какой-либо модели интеллекта.
Наиболее часто используемые тесты подобного типа:
1) структуры интеллекта Амтхауэра;
2) школьный тест умственного развития (ШТУР);
3) шкалы измерения интеллекта Векслера;
4) прогрессивные матрицы Равена.
Репертуарные методы. Это сравнительно недавно возникшее направление диагностики, которое получает все более широкое распространение. Эти методы (частный случай психосемантических) уже зарекомендовали себя как системные, содержательные, технологичные и эффективные, позволяющие на единой основе конструировать образ исследуемой переменной.
Подобные методы оптимальны для диагностики признаков, независимых от диагноза, при попытке фальсифицировать ответы и в случае размытого диагноза. Эти методы более стандартизированы по сравнению с проективными, но позволяют определять часть того, что выявляется проективными методами. Кроме того, данные методы дают возможность, как прогнозировать ряд ситуативных моментов проявлений отдельной личности или группы, так и осуществлять дальний прогноз, служить основой для коррекции и развития.
Исходными в подобных методах являются: репертуар объектов оценивания и совокупность (или система) конструктов (заданных или выявленных). Конструкты имеют форму биполярных понятий (например, белый — черный, хороший — плохой, эгоист — альтруист),
Процедура выявления конструктов включает:
1). Отбор наиболее представительной (репрезентативной) выборки объектов относительно исследуемой предметной области. Например,
- при диагностике межличностных отношений в учебной группе в качестве такой выборки могут выступать учащиеся, занимающие «полярные позиции» по значимым для жизнедеятельности группы основаниям (деловое лидерство, успеваемость, референтность, эмоциональное предпочтение);
- если изучается отношение к учебным предметам, то репрезентативными объектами будут основные учебные предметы; при оценке уровня понимания в качестве объектов можно использовать основные понятия конкретной дисциплины.
2). «Вызывание» конструктов можно осуществить, например, методом минимального контекста, когда испытуемому предъявляются три элемента (объекта оценивания) и предлагается назвать качество, по которому два из них отличаются от третьего. Конструкты могут выявляться также путем контент-анализа свободных описаний объектов, бесед с учащимися по поводу интересующих диагноста предметов, учителей, родителей, друзей.
После проведения наблюдения, опроса или эксперимента и фиксации их результатов исходной для определения показателей является матрица оценок: конструкты и объекты.
Обработка результатов позволяет получить ряд показателей, характеризующих, например, межличностные отношения в группе, и состоит из нескольких этапов:
v Оценка сходства строк матрицы (конструктов).
v Определение иерархичности конструктов (первое место получает конструкт, наиболее связанный с другими).
v Оценивание сходства столбцов матрицы (объектов).
v Определение иерархии объектов (первое место получает объект, наиболее сходный со всеми остальными).
v Выделение кластеров конструктов (совокупности конструктов, по которым обследуемый присвоил сходные оценки одним и тем же объектам).
v Выделение таксонов объектов (например, участники группы, оцениваемые сходным образом).
v Вычисление интегральных показателей обследуемого (например, когнитивной сложности в диагностируемой предметной области, степени декларативности, доминирующего уровня ориентации и другие).