Педагогическое общение, его особенности. Стили
Педагогического общения. Трудности и недостатки
Педагогического общения
Подходы к определению педагогического общения.
Педагогическое общение- это профессиональное общение
преподавателя с учащимися на уроке и вне его (в процессе обучения воспитания), имеющее определенные педагогические функции и направленное (если оно полноценное и оптимальное) на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности, отношений между педагогом и учащимся внутри ученического 'коллектива
(А. Н. Леонтьев).
Под «педагогическим общением» обычно понимают профессиональное общение преподавателя с учащимися в процессе обучения и воспитания, имеющее определенные функции и направленное на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и взаимоотношений между педагогом и учащимися» (А. А. Реан, Я. Л. Коло-минский).
Педагогическое общение— специфическое межличностное взаимодействие педагога и воспитанника (учащегося), опосредующее усвоение знаний и становление личности, в учебно-воспитательном процессе. (С. С. Степанов).
Стили педагогического общения (основные стили руководства
педагогом учащимися):
- автократический(самовластный стиль руководства), когда преподаватель осуществляет единоличное управление коллективом обучающихся, не позволяя им высказывать свои взгляды и критические замечания, педагог последовательно предъявляет к обучающимся требования и осуществляет жесткий контроль за их исполнением;
- авторитарный (властный) стиль руководства допускает возможность для обучающихся участвовать в обсуждении вопросов учебной или коллективной жизни, но решение в конечном счете принимает педагог в соответствии со своими установками;
— демократическийстиль предполагает внимание и учет педагогом мнений обучающихся, он стремится понять их, убедить, а не приказывать, ведет диалогическое общение на равных;
— игнорирующийстиль характеризуется тем, что педагог стремится как можно меньше вмешиваться в жизнедеятельность обучающихся, устраняется от руководства ими, ограничиваясь формальным выполнением обязанностей передачи учебной и административной информации;
- попустительский,конформный стиль проявляется, когда педагог устраняется от руководства учебной группой либо идет на поводу ее желаний;
- непоследовательный,алогичный стиль — педагог в зависимости от внешних обстоятельств и собственного эмоционального состояния осуществляет любой из названных стилей руководства, что ведет к дезорганизации и ситуативности системы взаимоотношений преподавателя/^ студентами, к появлению конфликтных ситуаций.
Стили педагогического общения по В. А. Кан-Калику:
1) общение на основе высоких профессиональных установок педагога,его отношения к педагогической деятельности в целом. О таких говорят: «За ним дети (студенты) по пятам ходят!»; в высшей школе интерес в общении стимулируется еще и общими профессиональными интересами, особенно на профилирующих кафедрах;
2) общение на основе дружеского расположения:оно предполагает увлеченность общим делом, где педагог выполняет роль наставника, старшего товарища, участника совместной учебной деятельности; однако при этом следует избегать панибратства (особенно это касается молодых педагогов, не желающих попасть в конфликтные ситуации);
3) общение-дистанцияотносится к самым распространенным типам педагогического общения, во взаимоотношениях постоянно прослеживается дистанция во всех сферах: в обучении со ссылкой на авторитет и профессионализм, в воспитании со ссылкой на жизненный опыт и возраст. Такой стиль формирует отношение «учитель — ученики». Но это не означает, что ученики должны воспринимать
учителя как сверстника;
4. общение-устрашение- негативная форма общения, антигуманная, вскрывающая педагогическую несостоятельность прибегающего к нему преподавателя;
5.общение-заигрывание- характерно для молодых педагогов, стремящихся к популярности; такое общение обеспечивает лишь ложный, дешевый авторитет.
Чаще всего в педагогической практике наблюдается сочетание стилей в той или иной пропорции, когда доминирует один из них.
Классификация стилей педагогического общения М. Тале и а по основанию «выбор роли педагогом на основании собственных потребностей, а не потребностей учащихся».
«Сократ».Это педагог с репутацией любителя споров и дискуссий, намеренно их провоцирующий на занятиях. Ему свойственны индивидуализм, несистематичность в учебном процессе из-за постоянной конфронтации; учащиеся усиливают защиту собственных позиций, учатся их отстаивать.
«Руководитель групповой дискуссии».Главным в учебно-воспитательном процессе считает достижение согласия и установление сотрудничества между обучающимися, отводя себе роль посредника, для которого поиск демократического согласия важнее результата дискуссии.
«Мастер».Педагог выступает как образец для подражания, подлежащий безусловному копированию и, прежде всего, не столько в учебном процессе, сколько в отношении к жизни вообще.
«Генерал».Избегает всякой двусмысленности, подчеркнуто требователен, всегда и во всем прав, а ученик должен беспрекословно
подчиняться отдаваемым приказам. По данным автора типологии, этот стиль наиболее распространен, чем все вместе взятые, в педагогической практике.
«Менеджер».Стиль, получивший распространение в радикально ориентированных школах и сопряженный с атмосферой эффективной деятельности учебной группы, поощрением ее инициативы и самостоятельности. Педагог стремится к обсуждению с каждым обучающимся смысла решаемой задачи, качественному контролю и оценке конечного результата.
«Тренер».Атмосфера общения в учебной группе пронизана духом корпоративности. Обучающиеся подобны игрокам одной команды, где каждый в отдельности не важен как индивидуальность, но все вместе они могут многое. Педагогу отводится роль вдохновителя групповых усилий, для которого главное - конечный результат, блестящий успех, победа.
«Гид». Воплощенный образ ходячей энциклопедии. Лаконичен, точен, сдержан. Ответы на все вопросы ему известны заранее, как и сами вопросы. Технически безупречен и именно поэтому зачастую откровенно скучен.