Раздел 4. направления профессиональной деятельности педагога-психолога в условиях оу
Для психологической службы образования характерны два направления работы: актуальное и перспективное.
В рамках актуального направления обсуждаются и решаются злободневные проблемы и вопросы, связанные с конкретными трудностями в обучении и воспитании детей, с нарушениями в их поведении, с трудностями в общении (в той или иной системе отношений) и т.п.
В рамках перспективного направления осуществляются, реализуются своего рода прогностические программы с учетом индивидуальных особенностей ребенка, его потенциальных возможностей для гармонического развития и формирования его психологической готовности к созидательной жизни в обществе. А это возможно только при создании благоприятных психологических условий для развития всех и каждого.
Работа педагога-психолога в системе образования осуществляется по следующим основным направлениям: психологическое просвещение, психопрофилактическое, психодиагностическое, развивающее, психокоррекционное и консультативное.
1. Психологическое просвещение.
Психологическое просвещение направлено на приобщение взрослых и детей к психологическим знаниям.
Основной смысл психологического просвещения заключается в том, чтобы:
1) знакомить воспитателей, учителей и родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка;
2) популяризировать и разъяснять результаты новейших психологических исследований;
3) формировать потребность в психологических знаниях, желание использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности;
4) знакомить учащихся с основами самопознания, самовоспитания;
5) достигать понимания необходимости практической психологии и работы педагога-психолога в образовательном учреждении.
Просветительская деятельность педагога-психолога может осуществляться в разной форме (лекции, беседы, семинары, выставки, подбор литературы и др.). При этом совсем необязательно всю эту работу проводить самому психологу – можно приглашать других специалистов. Однако содержание всех этих форм работы обеспечивает педагог-психолог. Важно, чтобы лекции, беседы, семинары не проходили на абстрактно-теоретическом уровне, а имели предметом своего обсуждения конкретные проблемы данного детского сада, школы, контингента детей, т. е. наглядно показывали бы, что психологические знания имеют непосредственное отношение к решению конкретных проблем обучения и воспитания детей.
Эффект от психологического просвещения больше, если психологические знания давать в качестве средства решения жизненных проблем.
2. Психопрофилактическая работа.
Психопрофилактическая работа – формирование педагогов, детей, родителей или лиц, их заменяющих, общей психологической культуры, желания использовать психологические знания в работе с детьми или в интересах собственного развития; создание условий для полноценного развития ребенка на каждом возрастном этапе; своевременное предупреждение нарушений в становлении личности и интеллекта.
Можно говорить о трех уровнях психопрофилактики.
Первый уровень – первичная профилактика, направленная на детей, не имеющих значительных эмоциональных, поведенческих и учебных проблем.
Второй уровень – вторичная профилактика, работа с детьми группы риска, у которых замечено появление соответствующих проблем.
Третий уровень – третичная профилактика в работе с детьми с ярко выраженными и запущенными учебными и поведенческими проблемами. На этом уровне собственно профилактическая деятельность осуществляется параллельно с коррекционной.
Содержание психопрофилактической работы:
■ Педагог-психолог выявляет такие психологические особенности ребенка, которые могут в дальнейшем обусловить возникновение определенных сложностей или отклонений в его интеллектуальном или личностном развитии.
■ Психолог следит за соблюдением в ОУ психологических условий обучения и воспитания, необходимых для нормального психического развития и формирования личности на каждом возрастном этапе.
■ Психолог предупреждает возможные осложнения в психическом развитии и становлении личности детей в связи с переходом на следующую возрастную ступень.
■ Психолог ведет работу по подготовке детей, подростков и старших школьников к постепенному осознанию тех сфер жизни, деятельностей, профессий, которые им интересны и в которых они хотели бы реализовать свои способности и знания.
Тематическое содержание профилактической работы определяется как по запросам участников образовательного процесса, так и по инициативе педагога-психолога.
Наряду с вербально-коммуникативными средствами в профилактических целях используются наглядные средства. В условиях ОУ они представлены стендовой информацией, специально оформленными брошюрами и рекомендациями.
3. Психодиагностическая работа
Содержание диагностической работы педагога-психолога ОУ.
Психодиагностическая работа– психолого-педагогическое исследование детей на протяжении всего периода дошкольного детства и школьного, выявление индивидуальных особенностей их развития, определение причин выявленных нарушений развития личности и интеллекта.
Для реализации этих задач практический психолог:
■ проводит в случае необходимости психологическое обследование ребенка с целью определения его психического развития, соответствия развития возрастным нормам;
■ проводит изучение психологических особенностей детей, их интересов, способностей и склонностей с целью ранней диагностики одаренности, обеспечения индивидуального подхода к каждому ребенку, помощи в профессиональном и жизненном самоопределении;
■ диагностирует психологические причины отклонений в интеллектуальном и личностном развитии детей разного возраста, причины нарушения поведения, уровень овладения необходимыми навыками и умениями;
■ проводит диагностику общения детей со взрослыми и сверстниками, выявляет психологические причины нарушения общения.
Психодиагностическая работа педагога-психолога предусматривает проведение и изучение практического запроса и формулировку психологической проблемы, выбор метода диагностики и проведение исследования, а также постановку психологического диагноза. Полученные данные позволяют педагогу-психологу строить дальнейшую работу: выделить детей так называемой «группы риска», нуждающихся в коррекционных занятиях; подготовить рекомендации для педагогов и родителей по взаимодействию с детьми.
Диагностические материалы, хранящиеся в кабинете педагога-психолога предназначены для выявления индивидуально-психологических особенностей развития детей, определения причин и характера затруднений в развитии, сформированности у них умений, необходимых для успешного самостоятельного решения учебных задач, решения задач повседневной деятельность и профессионального самоопределения.