Раздел 1. Первые шаги педагога-психолога ОУ 8

1. Проблемы и трудности, с которыми сталкивается начинающий профессиональную деятельность педагог-психолог 8

2. С чего начать работу в ОУ? 10

Раздел 2. Документация педагога-психолога ОУ 12

1. Основные типы документации педагога-психолога ОУ 12

Законодательно-правовые акты и нормативные документы 12

Специальная документация. 16

Организационно-методическая документация 17

2. Этический кодекс педагога-психолога 18

3. Образцы документации по организации деятельности педагога-психолога ОУ 23

Должностная инструкция педагога-психолога ОУ 23

Примерная номенклатура дел педагога-психолога ОУ 27

Форма годового планирования педагога-психолога ОУ 29

Циклограмма работы педагога-психолога ОУ 32

Рекомендации по оформлению журнала учета видов работы педагога-психолога 36

Протокол психодиагностического обследования 40

Психологическая характеристика и психологическое заключение 43

Алгоритм составления справки (заключения) по результатам психодиагностических исследований 49

Психолого-педагогическая карта развития 50

Формы стандартизированных отчетов педагога-психолога ОУ 51

Итоговый (аналитический) отчет педагога-психолога за год. 59

Раздел 3. Модель кабинета педагога-психолога в образовательном учреждении 65

1. Расположение кабинета педагога-психолога 65

2. Температурный режим 66

3. Организация пространства кабинета педагога-психолога 66

4. Требования к организации фитодизайна 68

5. Требования к применению музыкальных средств 69

6. Светоцветовое оформление кабинета 70

7. Материально-техническое наполнение кабинета. 73

8. Методическое обеспечение работы педагога-психолога 75

9. Организация хранения материалов. 78

Раздел 4. Направления профессиональной деятельности педагога-психолога в условиях ОУ 80

1. Психологическое просвещение 81

2. Психопрофилактическая работа 82

3. Психодиагностическая работа 83

Содержание диагностической работы педагога-психолога ОУ 83

Классификация диагностических методик 84

Стандартизация психодиагностического инструментария 99

4. Развивающая и психокоррекционная работа 103

Содержание развивающей и психокоррекционной работы педагога-психолога ОУ 103

Организация психолого-педагогической коррекции на диагностической основе 104

Требования к психологическим индивидуально-ориентированным, профилактическим и коррекционно-развивающим программам в системе образования 109

Программно-методическое обеспечение деятельности педагога-психолога МДОУ 110

Программно-методическое обеспечение деятельности педагога-психолога МОУ 112

5. Консультативная работа 117

РАЗДЕЛ 5. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 118

РАЗДЕЛ 6. ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ 122

Подсказки начинающему дошкольному психологу.

Черноусова Е.А., педагог-психолог МДОУ ЦРР ДС №73 122

Развитие креативности и раскрытие интеллектуально-творческого потенциала детей дошкольного возраста.

Малкова Е.Ю., педагог-психолог МДОУ №219 126

Коллективные творческие дела в практике работы педагога-психолога.

Литвинчук Е.А., педагог-психолог МОУ СОШ №5 132

Дети-инвалиды: психологические проблемы и неожиданные открытия.

Черноусова Е.А., педагог-психолог МДОУ ЦРР ДС №73 136

Волшебные дети.

Залятова Я.Э., педагог-психолог МДОУ ЦРР ДС №454 140

ПРЕДИСЛОВИЕ.

Вы держите в руках книгу, которая написана с тем, чтобы как можно более эффективно и действенно помочь начинающему свой профессиональный путь педагогу-психологу.

Педагог-психолог приходит в образовательное учреждение тоже как специалист, а не как «скорая помощь» для воспитателя или учителя и «нянька» для детей. Он равноправный член педагогического коллектива и отвечает за ту сторону педагогического процесса, которую, кроме него, никто профессионально обеспечить не может, а именно за психическое (интеллектуальное, эмоциональное, мотивационно-потребностное, коммуникативное и др.) развитие и психологическое здоровье детей и школьников.

В данной книге отражены разные стороны работы педагога-психолога, связанные с проведением диагностики и коррекции психического развития детей, общением с педагогами и родителями, оформлением документации и рабочего места педагога-психолога.

Клятва детского психолога.

Ступая на путь практической психологии, я клянусь, что все мои знания и способности я вложу в свою непростую работу.

В моих руках душа, а значит, и судьба того, кто обратился ко мне за помощью. Все, что я умею и знаю, все, чем природа и люди одарили меня как личность, – для тех, кто идет ко мне.

Я не допущу, чтобы то, что я узнал о человеке, обернулось против него. Овладевая профессией психолога, горячо желаю только одного – быть для людей тем, кому можно довериться.

И я не опозорю свою профессию некомпетентностью, неквалифицированностью, непорядочностью, равнодушием и стяжательством.

И пусть удача сопутствует мне в моем искреннем стремлении пробудить и развить дар в ребенке, помочь ему в трудные минуты его постепенного взросления, принять, ценить, и беречь загадку его неповторимой индивидуальности.

Наши рекомендации