Детей с ограниченными возможностями здоровья.
Психолого-педагогическое обследование является одним из компонентов комплексного подхода в изучении развития детей с ОВЗ. Его результаты рассматриваются в совокупности с другими данными о ребенке.
В комплексной оценке психического развития и потенциальных возможностей детей с ОВЗ для определения содержания дальнейшего обучения проводится педагогическое обследование. Оно предусматривает: получение сведений о ребенке, раскрывающих знания, умения, навыки, которыми он должен обладать на определенном возрастном этапе, установление основных проблем в обучении, темпа усвоения материала, выявление особенностей образовательной деятельности дошкольников с ОВЗ. При этом используются такие методы, как непосредственная беседа с ребенком и родителями, анализ работ дошкольника (рисунков, поделок и др.), педагогическое наблюдение. Особое место отводится наблюдению за познавательной активностью ребенка, в процессе которого отмечается мотивационный аспект деятельности, свидетельствующий о личностной зрелости дошкольника.
Полученные сведения позволяют в дальнейшем целенаправленно вносить коррективы в организацию процесса воспитания и обучения детей с ОВЗ.
II. Региональный компонент, вариативная часть программы.
1. Взаимодействие детского сада с другими учреждениями.
МКДОУ осуществляет совместную работу с различными организациями города:
Система организации совместной деятельности ДОУ с социумом:
- заключение договора о совместной работе;
- составление плана совместной работы;
- информирование родителей о проводимых мероприятиях;
- активное участие родителей в запланированных мероприятиях;
- проведение встреч с администрацией социальных партнеров, направленных на выявление проблем в совместной деятельности учреждений;
- совместные совещания по итогам учебного года.
Объекты соц. сферы | Задачи взаимодействия | Сроки |
Образование | ||
СОШ №91, ДШИ | -знакомство с разными видами школ -профессия учителя, назначение школы -экскурсии в школу -целевые посещения школы -взаимодействие педагогов ДОУ и школ по вопросам преемственности - посещение концертов воспитанников ДШИ | По планам воспитателей групп |
Учреждения культуры и достопримечательности города | ||
КДЦ | -участие в празднике Дня города -изготовление новогодних игрушек для городских елок -совместные праздники и развлечения -экскурсии, выставки | По планам воспитателей групп |
Библиотека | -экскурсия в библиотеку -посещение тематических выставок -знакомство с профессией библиотекаря -функциональное назначение библиотек | По планам воспитателей групп |
Здравоохранение и медицина | ||
Детская поликлиника | -выступление узких специалистов на родительских собраниях, конференциях -визуальное знакомство с ЦБ, аптеками в процессе экскурсий по микрорайону, экскурсии в аптеку, формирование элементарных представлений о лекарственных препаратах, профессии фармацевта | По планам воспитателей групп |
Физкультура и спорт | ||
ФОК | -расширение и обобщение представлений о спортивных соревнованиях -экскурсии на стадион, спортивные площадки - участие в спортивных мероприятиях среди дошкольников | По планам воспитателей групп |
2.Организация и содержание дополнительного образования.
ДОУ предоставляет комплекс дополнительных образовательных услуг в виде кружков: « Наши руки не для скуки», «Веселые нотки»,
«Петрушкины друзья», «Учиться надо весело», экологический «Семицветик».
Деятельность педагога-психолога осуществляется в реализации дополнительного образования по подготовке детей подготовительной группы к школе ( социально- личностное направление): кружок « Учиться надо весело» ( Приложение 5).
Формы работы кружка: занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня. Педагог-психолог организует работу детей в групповой форме (7-8 человек).
Цель: формирование и развитие компонентов психологической готовности к школе.
Задачи:
1. Формирование познавательной активности и учебной мотивации детей старшего дошкольного возраста.
2. Развитие внимания, наглядно-образного, элементов логического мышления, речи, памяти, зрительного и слухового восприятия, развитие тонких движений руки и зрительно-моторной интеграции.
3. Развитие изобретательской смекалки, творческого воображения, фантазии, диалектического мышления, поисковой активности, стремления к новизне, чувства цвета.
4. Формирование навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми.
5. Профилактика нарушений зрения, осанки и физического самочувствия детей.
В соответствии с направлением дополнительного образования педагогом-психологом выбрана тема по самообразованию «Психологическая готовность дошкольников как фактор их адаптации к школе» ( Приложение 6).
Результативность деятельности кружка можно оценить, используя набор диагностических методик готовности ребенка к школе, используемые педагогом- психологом (Приложение 4).
Сравнительная диагностика