Методы воздействия и манипуляции массовой аудиторией

Большой интерес в контексте изучения прикладных аспектов социальной психологии массовых коммуникаций представляет рассмотрение психологических характеристик массовой аудитории.

Массовая аудитория – это совокупность людей, выступающих потребителями информации, распространяемой по каналам СМИ. Это читатели газет, журналов и книг, радиослушатели и телезрители, пользователи Интернета и компьютерных программ, посетители дискотек, покупатели дисков и посетители кинотеатров.

Массовую аудиторию следует характеризовать как неопределенно многочисленную и качественно неоднородную группу людей, вступающих во взаимодействие со СМИ. В ней, как правило, «перемешиваются» несхожие по социально-демографическим признакам люди. Единственное, что их роднит, – интерес к конкретному источнику информации. При этом величина аудитории выступает показателем социальной значимости и масштабов влияния конкретного источника информации.

Условно в массовой аудитории могут быть выделены следующие ее виды (Прохоров Е.П., 1998, С. 192):

1) аудитория прессы, психологической особенностью которой является то, что информация в прессе фиксируется на бумажном листе и воспринимается читателем «без посредников». Это способствует проявлению ряда важных свойств взаимоотношений прессы и аудитории:

– имеется возможность быстрого, обзорного ознакомления со всем репертуаром сообщений, включенных в номер или книгу, что в свою очередь дает возможность получить первичную, целостную ориентацию во всем объеме информации;

– можно пользоваться возможностями «отложенного чтения»;

2) аудитория радио, специфика которого состоит в разнообразной по составу аудитории слушателей и в том, что передача воспринимается только на слух. Здесь важна строгая, четко рассчитанная на аудиторию программная политика, при хорошей реализации которой «наложение» необходимых для одной и другой аудитории передач будет минимальным;

3) аудитория телевидения, уникальная тем, что телевидение до сих пор обладает большей эффективностью воздействия, чем печать и радио, а также широкой популярностью у населения. В связи со своим широким и разнообразным спектром телеканалов, каждый человек выбирает себе свой «по вкусу». На телевидении удержать рейтинг и привлечь аудиторию помогает жанровое и тематическое разнообразие каналов.

4) аудитория интернет-сайтов, существенными особенностями которой являются, во-первых, ее активность, когда возможности взаимодействия интернет-среды в реальном режиме времени позволяет не только потреблять, но и производить медиапродукт, а во-вторых, легкость, с которой члены аудитории могут общаться и налаживать связи между собой. Важной чертой массовой аудитории интернет-сайтов является ее временная и территориальная рассредоточенность, даже несмотря на то, что некоторая часть аудитории может быть в одновременно в одном помещении.

В сфере массовых коммуникаций используются различные психологические методы воздействия. Психологическое воздействие средств массовой коммуникации заключается в изменении установок, формировании определенного взгляда на вещи или осуществлении сдвига в системе ценностей массовой аудитории. Социально-психологические установки – этосостояние психологической готовности, складывающейся на основе опыта и оказывающей влияние на реакции человека относительно тех объектов и ситуаций, с которыми он связан и которые социально значимы. В основе системы установок лежат как когнитивные, так и эмоциональные связи. Что же претерпевает изменения сначала – эмоциональное отношение или логические, когнитивные связи и знания? Возможны оба варианты: перемена в эмоциональном отношении влечет за собой подвижки когнитивного значения, и наоборот. Но все же исследования показали, что более надежным и быстрым методом смены установок является изменение эмоционального значения, отношения к той или иной проблеме.

Эффект воздействия средств массовой коммуникации на человека зависит от того, какие психологические методы воздействия использовались – заражение, внушение или убеждение.

Заражение –это самый древний психологический механизм воздействия, представляющий собой передачу определенного эмоционального, психического настроя от коммуникатора к получателю. Он основан на апелляции к эмоционально-бессознательной сфере человека (заражение паникой, раздражением, смехом и т. п.). Эффект зависит от степени интенсивности эмоционального состояния воздействующего коммуникатора. Число людей должно быть достаточно большим, чтобы возникало чувство единства под влиянием эмоционального транса коммуникатора.

Внушение – метод психологического воздействия, также основанный на апелляции к бессознательному, к эмоциям человека, но уже вербальными, словесными средствами, причем коммуникатор пребывает не в эмоциональном трансе, а находится в рассудочном состоянии и является уверенным и авторитетным. Внушение основано, главным образом, на авторитетности источника информации, – если внушающий не обладает авторитетом, то оно обречено на провал. Внушение носит вербальный характер, т. е. внушать можно только словом, но это сообщение носит сокращенный характер и обладает усиленной экспрессией. Здесь очень велика роль интонации (эффективность на 90% зависит именно от интонации, которая выражает убедительность, авторитетность, значительность слов). При этом стоит отметить, что внушаемость – степень податливости внушению, способность к некритическому восприятию поступающей информации – неодинакова у разных людей: выше у лиц со слабой нервной системой и с резкими колебаниями внимания. Люди, у которых установки сбалансированы плохо, сильнее внушаемы (например, дети). Также более податливы внушению те, у кого преобладает первая сигнальная система. Выделяют три основные формы внушения (Руденко А.М., Самыгин С.И., 2008, С. 243): гипнотическое внушение (в состоянии гипноза), внушение в состоянии релаксации (мышечной и психической расслабленности) и внушение при активном состоянии, когда человек бодрствует.

Выделяют различные приемы внушения, которые направлены на снижение критичности человека при приеме информации и на использование эмоционального переноса:

– прием переноса, который предполагает, что при передаче сообщения новое связывают с хорошо знакомыми фактами, явлениями, людьми, к которым человек относится эмоционально положительно, чтобы произошел перенос этого эмоционального состояния на новую информацию (возможен перенос и негативного отношения, в этом случае поступающая информация отторгается);

– прием свидетельств, который предполагает цитирование известного лица, ученого, мыслителя;

– прием «апелляции ко всем» («большинство людей считает, что…»).

Все эти приемы внушения снижают критичность и повышают податливость человека получаемой информации.

Методы воздействия и манипуляции массовой аудиторией - student2.ru Убеждение – метод психологического воздействия, который апеллирует к логике, разуму человека и предполагает достаточно высокий уровень развития логического мышления. На людей, которые не развиты, порой невозможно логически воздействовать. Содержание и форма убеждения должны соответствовать уровню развития личности, его мышления. Требования к источнику и содержанию убеждающего воздействия таковы:

1) убеждающая речь должна строиться с учетом индивидуальных особенностей слушателей;

2) она должна быть последовательной, логичной, максимально доказательной, должна содержать как обобщающие положения, так и конкретные примеры;

3) необходимо анализировать факты, известные слушателям;

4) убеждающий и сам должен быть глубоко убежден в том, что доказывает.

Малейшая неточность, логическое несоответствие снизят эффект убеждения.

Таким образом, убеждение – это метод воздействия, основанный на логических приемах, к которым примешиваются социально-психологические давления разного рода (влияние авторитетности источника информации, групповое влияние). Оно более эффективно, когда убеждается группа, а не индивид. Основано на логических приемах доказательств, с помощью которых истинность какой-либо мысли обосновывается через посредство других мыслей.

Одним из часто используемых способов управления сознанием в массовых коммуникациях путем создания иллюзий и условий для контролирования поведения являются манипуляции. Манипуляция массовым сознанием – это воздействие, направленное на психику человека, которое осуществляется скрытно и ставит своей задачей установить контроль над поведением массовой аудитории, лишить ее свободы выбора посредством изменения представлений, мнений, побуждений и целей людей в нужном некоторой группе направлении. Манипуляция массовым сознанием служит ключевым элементом психологических операций и информационной войны.

Иными словами, манипуляция – это контроль над поведением людей посредством внедрения в сознание определенных идей, мыслей и представлений. Манипулирование позволяет погрузить аудиторию в состояние иллюзорности, ведь само активное информационное поле обладает способностью формировать сознание людей, подчиняя их тем, кто управляет процессом.

Основным материалом, с помощью которого СМИ осуществляют свои манипуляции, является информация, используя которую, можно производить следующие действия (Виноградова С.М., Мельник Г.С., 2014, С. 479):

– сфабриковать, выдавая за подлинную;

– исказить путем неполной, односторонней подачи;

– отредактировать, добавив различные домыслы;

– интерпретировать факты в выгодном для манипулятора свете;

– утаить саму важную информацию, какие-либо существенные детали;

– проявлять избирательное внимание к фактам в соответствии со своей позицией;

– сопроводить материал заголовком, не соответствующим содержанию;

– приписать кому-либо заявления, которых он никогда не делал;

– опубликовать правдивую информацию, когда она потеряла свою актуальность;

– неточно цитировать, когда приводится часть фразы или выступления, которая в отрыве от контекста приобретает другой, подчас противоположный смысл.

Наиболее откровенно средства массовой коммуникации проявляют свои манипулятивные возможности в ходе избирательных кампаний. Особенно эффективно они манипулируют результатами социологических опросов. Ведь одну и ту же цифру в одном контексте можно подать как успех, а в другом – как катастрофу (Воронина С.А.. 2013. С. 135 – 136).

Признаками манипуляции сознанием являются:

– скрытое психологическое насилие (мишенью действий манипулятора является психика человека, его образ мира, ценности, представления, убеждения, стереотипы и установки);

– скрытое воздействие, факт которого не должен быть замечен объектом манипуляции (успех манипуляции гарантирован, когда манипулируемый верит, что все происходящее естественно и неизбежно);

– наличие фальшивой действительности (зачастую эту фальшивую действительность создают СМИ, которые служат информационными фильтрами, формируют повестку дня и являются проводниками авторитетных мнений, которые усваиваются людьми, а затем воспринимаются ими как свои собственные);

– применение специальных манипулятивных техник, которые которое требует значительного мастерства и знаний (учитывая, что манипуляция общественным сознанием является технологией, сегодня имеются профессиональные работники, владеющие ею);

– отношение к манипулируемым людям не как к личностям, а как к объектам, особого рода вещам, лишенным свободы выбора (манипуляция представляет собой часть технологии власти, чем она и отличается от простого психологического воздействия);

– подмена истинных причин событий мнимыми, дезориентирующими обьект в нужном для манипулятора направлении (данная задача может быть выполнена как с помощью СМИ, так и на основе неформальных каналов информации. Если главной целью классической войны служит физическое уничтожение врага, то целью информационной войны, ведущейся посредством манипулятивных технологий, является уничтожение врага в духовном аспекте за счет разрушения его ценностей, а также смыслового контекста в котором эти ценности укоренены);

– попытка заставить обьект манипуляции признать неполноценность и ущербность своих собственных ценностей на фоне показательной яркости и привлекательности ценностей врага (это чаще всего является целью манипулятивной программы).

Условие успешной манипуляции заключается в том, что преобладающее большинство граждан являются пассивным объектом информационного воздействия. Люди не стремятся тратить душевные и умственные силы или время на то, чтобы усомниться в сообщениях, поступаемых со стороны средств массовой коммуникации.

Методы воздействия и манипуляции массовой аудиторией - student2.ru Основными принципами манипуляции через систему массовой коммуникации, которые наиболее точно сформулировал американский лингвист, философ и общественный деятель Ноам Хомский(род. 1928), являются(Васильев С.С., 2011. С. 133 – 135):

1. Отвлечение внимания. Основным элементом управления обществом является отвлечение внимания людей от важных проблем и решений, принимаемых политическими и экономическими правящими кругами, посредством постоянного насыщения информационного пространства малозначительными сообщениями. Прием отвлечения внимания весьма существенен для того, чтобы не дать гражданам возможности получать важные знания в области науки, экономики, психологии, нейробиологии и кибер-нетики.

2. Создание проблемы, а затем предложение способа ее решения. Данный метод также называется «проблема-реакция-решение». Создается проблема, некая ситуация, рассчитанная на то, чтобы вызвать определенную реакцию среди населения, в результате оно само потребует принятия мер, которые необходимы правящим кругам.

3. Постепенное применение. Чтобы добиться принятия какой-либо непопулярной меры, достаточно внедрять ее постепенно, день за днем, год за годом.

4. Отсрочка исполнения. Этот способ продавливания непопулярного решения заключается в том, чтобы представить его в качестве «болезненного и необходимого» и добиться в данный момент согласия граждан на его осуществление в будущем. Гораздо проще согласиться на какие-либо жертвы в будущем, чем в настоящем. Во-первых, потому что это не произойдет немедленно. Во-вторых, потому что народ в массе своей всегда склонен лелеять наивные надежды на то, что «завтра все изменится к лучшему» и что тех жертв, которых от него требуют, удастся избежать.

5. Общение с народными массами как с малыми детьми. В большинстве пропагандистских выступлений, рассчитанных на широкую публику, используются такие доводы, персонажи, слова и интонация, как будто речь идет о детях школьного возраста с задержкой в развитии или об умственно неполноценных индивидуумах. Чем усиленнее кто-то пытается ввести в заблуждение слушающего, тем в большей степени он старается использовать инфантильные речевые обороты.

6. Влияние на эмоции в гораздо большей степени, чем на размышления. Воздействие на эмоции представляет собой классический прием, направленный на то, чтобы заблокировать способность людей к рациональному анализу, а в итоге и вообще к способности критического осмысления происходящего.

7. Поддержание людских масс в невежестве, культивирование посредственности. Это ведет к неспособности людей понимать приемы и методы, используемые для того, чтобы ими управлять и подчинять своей воле. Качество образования, предоставляемого низшим общественным классам, должно быть как можно более скудным с тем, чтобы невежество, отделяющее низшие общественные классы от высших, оставалось на уровне, который не смогут преодолеть низшие классы.

8. Побуждение граждан восторгаться посредственностью. Внедрение в сознание населения мысли о том, что модно быть тупым, пошлым и невоспитанным.

9. Усиление чувства собственной вины. Человека необходимо убедить в том, что только он виновен в собственных несчастьях, которые происходят ввиду недостатка его умственных возможностей, способностей или прилагаемых усилий. В результате вместо того, чтобы восстать против экономической системы, человек начинает заниматься самоуничижением, обвиняя во всем самого себя, что вызывает подавленное состояние, приводящее, в числе прочего, к бездействию. А без действия ни о какой революции и речи быть не может.

10. Знать о людях больше, чем они сами о себе знают. Успехи в развитии науки привели к образованию все увеличивающегося разрыва между знаниями простых людей и сведениями, которыми обладают и пользуются господствующие классы. Благодаря биологии, нейробиологии и прикладной психологии «система» получила в свое распоряжение передовые знания о человеке, как в области физиологии, так и психики. «Системе» удалось узнать об обычном человеке больше, чем он сам о себе знает. В большинстве случаев система обладает большей властью и в большей степени управляет людьми, чем они сами.

Думающему человеку следует знать, что современное информационное общество живет в мире образов, которые создаются искусственно. Важнейшими формами противодействия манипуляции личностью являются: критический анализ поступающей информации, организация получения информации из разных источников, повышение уровня компетентности и формирование научного образа мышления.

Наши рекомендации