Специфика психологии массовой коммуникации
Психология массовых коммуникаций– это прикладная область социальной психологии, изучающая социально-психологические закономерности функционирования опосредованного техническими средствами общения больших социальных групп. Объектом психологии массовых коммуникаций является психологические аспекты функционирования массовых коммуникаций. Предметом психологии массовых коммуникаций являются психологические особенности коммуникации (передачи информации), перцепции (восприятия информации) и интеракции (взаимодействия на основе информации), возникающие между средствами массовой коммуникации и массовой аудиторией.
Массовая коммуникация сегодня играет важнейшую роль в обеспечении социального прогресса в обществе. Стоит отметить, что на это прозорливо указывали исследователи, работавшие еще в начале ХХ века. Не случайно различным аспектам массовой коммуникации и ее роли в социуме посвящали свои работы такие крупные философы, социологи и культурологи, как Эмиль Дюркгейм (1858 – 1917), Карл Ясперс (1883 – 1969), Макс Хоркхаймер (1895 – 1973), Герберт Маркузе (1898 – 1979), Теодор Адорно (1903 – 1969), Мишель Фуко (1926 – 1984), Маршал Маклюэн (1911 – 1980), Юрген Хабермас (р. 1929) и многие другие.
Под массовой коммуникацией (от англ. mass communication) в самом широком смысле сегодня понимают все существующие культурные связи общества: политические (в том числе идеологические), экономические, социальные и духовные. Массовая коммуникация включает в себя все многообразие социальных связей. Она является отражением и выражением культурных ценностей массовой аудитории, которые целенаправленно формируются коммуникаторами. В свою очередь те взаимосвязи, которые возникают внутри массовой аудитории, оказывают обратное влияние на деятельность коммуникаторов.
Существует также позиция (Богомолова Н.Н., 2008), согласно которой массовая коммуникация трактуется как особая форма общения больших социальных групп, осуществляемая с помощью технических каналов связи и особой знаковой системы. Иными словами, массовая коммуникация предполагает производство сообщений, рассчитанных на массовое сознание, и их передачу соответствующими техническими средствами.
Итак, массовая коммуникация– это процесс производства и воспроизводства массового сознания. Массовая коммуникация как раздел исследований изучает всё многообразие воздействия массовой коммуникации на аудиторию средств массовой коммуникации, на человека и общество. Соответственно, психология массовых коммуникаций сосредоточивается свое внимание на социально-психологических аспектах этого воздействия. Однако целостное изучение массовой коммуникации требует привлечения огромного комплекса вопросов развития социума, что и обусловливает междисциплинарный характер исследований массовой коммуникации. Сам термин «массовая коммуникация» является также междисциплинарным. Он используется в таких науках, как философия, психология, социология, лингвистика, теория коммуникации и теория журналистики.
Материальной основой реализации процесса массовой коммуникации выступают средства массовой коммуникации (СМК) – способ передачи, сохранения, производства и распространения культурных ценностей в обществе. Поэтому говоря о структуре массовой коммуникации, мы прежде всего должны иметь ввиду структуру средств массовой коммуникации.
Массовые коммуникации в форме средств массовой информации выполняют различные функции, среди которых наиболее важными являются:
1) информационная (поддержание уровня осведомленности массовой аудитории о происходящих в обществе событиях посредством наблюдения за внешней средой);
2) мировоззренческая (формирование целостного представления массовой аудитории об окружающем мире);
3) нормативная (обеспечение процесса социализации, передача социальных норм, принятых в обществе новым поколениям потребителей информации);
4) регулятивная (влияние на формирование общественного сознания, общественного мнения и социальных норм, что позволяет осуществлять и функцию социального контроля);
5) культурная (обеспечение процесса инкультурации, т.е. погружения в культуру, формирование познаний в сфере культуры и искусства, сохранение культурных традиций);
6) гедонистическая (развлечение, получение радости и удовольствия);
7) релаксационная (функция отдыха и восстановления сил: «релаксация с помощью СМИ предполагает… временный отказ от деятельности, т.е. такое «ничегонеделание», которое награждается полным восстановлением душевных и физических сил» (Васильева В.В., 2012, С. 451));
8) компенсаторная (функция восполнения того, чего не хватает в реальной жизни человека, в том числе за счет уход от реальности, снижения уровня тревожности путем погружения аудитории в вымышленный, придуманный мир без проблем и потрясений).
Средства массовой коммуникации играют сегодня ключевую роль в жизни современного человека и общества. Они фактически в наши дни выполняют функцию четвертой ветви власти (наряду с законодательной, исполнительной и судебной). Эта популярная фраза настолько прочно укоренилась в общественном сознании, что не возникает никаких сомнений в том, что это действительно так. Разумеется, это власть не в прямом ее понимании. Это скорее власть над умами людей, огромный авторитет которой определяется высоким уровнем доверия к средствам массовой коммуникации у значительной части общества, особенно старшего поколения. Со стороны же более младшего поколения соотечественников, наоборот, имеется много упреков в необъективности освещения информации, что приводит к росту общей тенденции недоверия к ней.
Стоит особенно подчеркнуть, что средства массовой коммуникации сыграли и продолжают играть ключевую роль в таком важнейшем явлении планетарного масштаба, как глобализация, которая оказывает большое влияние на развитие современного человека. Особое поистине революционное значение в истории массовой коммуникации сыграло появление сети Интернет с ее возможностями обратной связи и влиянием на производственную, социально-политическую, культурно-идеологическую области жизни человечества. Негативной стороной этого процесса является то, что под влиянием средств массовой коммуникации происходит девальвация отечественной национальной культуры, вытесняемой прозападной культурой. В результате изменяются внутренний мир человека и система его ценностей.
Средства массовой коммуникации являются сегодня важнейшим фактором социализации современной молодежи. Влияние средств массовой коммуникации на процесс социализации человека определяется тем, что они выполняют:
– рекреативную роль, поскольку современный человек большую часть своего свободного времени проводит с различными средствами массовой коммуникации, которые помогают ему отдыхать, забыться, уйти от повседневности, рутины, отвлечься от работы;
– релаксационную роль, поскольку они становятся своеобразным источником восполнения дефицита межличностных контактов, альтернативой при сложностях в общении с окружающими;
– просветительскую роль для различных слоев населения (например, молодые люди сегодня редко ходят в библиотеки, так как всю информацию для личного пользования и учебы можно найти в Интернете);
– ценностно-нормативную роль, поскольку средства массовой коммуникации значительно влияют на усвоение людьми всех возрастов широкого спектра социальных норм и ценностные ориентации личности (например, активно внедряется в общественную среду и особенно пропагандируется в женской среде эстетика гламура[1]);
– роль фактора самореализации (на телевидении это проявляется в передачах с прямым участием телезрителей, ток-шоу, реалити-шоу, где обычные люди становятся полноправными участниками телевизионного процесса; в сфере Интернета это проявляется в блогах, форумах, социальных сетях, хостинге «YouTube» и т.д.).
Таким образом, средства массовой коммуникации играют большую роль в формировании человека как личности и как члена общества. Это влияние может повлечь не только положительные, но и отрицательные последствия. Например, просмотр телепрограмм ускоряет развитие ребенка почти на целый год, поскольку учит его рассуждать и расширяет кругозор. В то же время нередки случаи, когда одновременно по всем каналам центрального телевидения демонстрируются западные телесериалы, боевики, фильмы ужасов и иная низкопробная кино- и телепродукция. Большое количество времени, потраченное на просмотр подобного рода кино- и телепродукции, или пристрастие к компьютерным играм могут развить деструктивную составляющую в поведении человека, особенно ребенка. Это происходит с помощью научения через наблюдение: агрессивность как модель поведения, демонстрируемая в средствах массовой коммуникации может быть усвоена за счет наблюдения над ней.
Отрицательное влияние средств массовой коммуникации во многом стало следствием коммерциализации телевещания, породившей ряд отрицательных тенденций обусловленных двумя группами факторов (Плотников А.В.,2009, С. 171):
а) вымыванием из телеэфира культурно-просветительских передач в классическом виде;
б) увеличением доли прямого или опосредованного импорта самого дешевого и не очень качественного программного продукта.
Поэтому сегодня особую актуальность приобретает необходимость выработки разумного отношения к использованию средств массовой коммуникации в профессиональной и бытовой сферах, к тому, чтобы они способствовали формированию нравственного самосознания человека. Это особенно актуальной для нашей страны, которая является многонациональной.
Как бы то ни было, следует признать, что средства массовой коммуникации являются для большинства людей одним из важнейших факторов формирования информационного пространства, которое, во-первых, является частью социального пространства общества и, во-вторых, выступает совокупностью знаний, информации, сведений, которые человек накапливает в течение всей своей жизни (Заитова Т.М.,2011. № 5. С. 125). Оно непосредственно включает в себя мировоззренческий компонент и связано с ценностями человека. Поэтому особенно важной задачей средств массовой коммуникации является обеспечение доступа к качественной и достоверной информации, которая бы позволяла человеку формировать адекватное восприятие мира.
Средства массовой коммуникации в условиях современности становятся все более значимым посредником между людьми в структуре их общения. Массовые коммуникации представляют собой общение масс, т.е. больших групп людей, объединенных общими интересами или переживаниями. Естественно, существует ряд особенностей, которым обладают массовые коммуникации по сравнению с межличностной коммуникацией. Масса как большая социальная группа имеет следующие характеристики (Ольшанский Д. В., 2001):
1) разнородность (она может включать людей, занимающих самые различные классовые позиции, разного материального достатка, разных профессий и т.п.);
2) анонимность (члены массы представлены как анонимные индивиды, не фиксируются их имена и внешность);
3) общность переживаний (члены массы объединены общими переживаниями);
4) размытость границ (масса не имеет четкой структуры, в ней отсутствует лидер);
5) статичность (аморфность массы, ее несводимость к совокупности составляющих элементов);
6) ситуативность (временность существования массы).
Таким образом, в массовых коммуникациях общение осуществляется с большими, неустойчивыми, неупорядоченными в пространстве, неконтактными, стихийно возникающими, неоднородными массами. Все это значительно осложняют управление ими: характеристики аудитории массовых коммуникаций могут значительно изменяться даже в течение короткого времени. Людей, составляющих массу, объединяет массовое сознание, которое может сжиматься и расширяться, захватывая все большее количество людей, поскольку его психическими свойствами являются: заразительность, эмоциональность, мозаичность, подвижность и изменчивость. Именно знание этих свойств массового сознания и обусловливает возможность управления им. Формами существования массового сознания является общественное мнение и массовые настроения. Массовые коммуникации – это как раз и есть один из основных инструментов управления этими формами массового сознания.
Заметим, что для человека в массе характерно (Ольшанский Д. В., 2001):
1) повышение эмоциональности восприятия всего, что происходит вокруг;
2) снижение критичности мышления и, как следствие, снижение способности к рациональной оценке происходящего и повышение внушаемости;
3) ощущение собственной анонимности, что приводит к деиндивидуализации и снижению чувства ответственности за свои поступки;
4) ощущение собственного всемогущества, увеличения силы вследствие усиления чувства общности, единства с окружающими людьми.
Рассматривая основные тенденции изменения структуры общения под воздействием массовых коммуникаций, необходимо отметить следующее (Волкова А.И., 2004, С. 264):
1) в настоящее время как средства массовых коммуникаций используются три основных вида техники общения: письмо, слово и звуковое изображение;
2) основное различие визуальных и вербальных средств массовых коммуникаций определяется способом восприятия сообщения, средой, помещением и временем, в которое осуществляется восприятие;
3) общим свойством данных средств массовой коммуникации является то, что они являются эффективным инструментом человеческого общения, информации и социально-психологического воздействия, рассчитанного на большую аудиторию;
4) средства массовых коммуникаций, с одной стороны, во много раз увеличили возможность человека приблизиться к обществу, к миру других людей, получить знание об этом мире, о мыслях и чувствах других людей, почувствовать себя частью общности, но, с другой стороны, бурное развитие этих средств внесло изменения в структуру межличностных человеческих отношений;
5) первичные отношения стали с развитием массовых коммуникаций дополняться и вытесняться вторичными связями между людьми, друг друга не знающими, но тем не менее, составляющими одно целое общество;
6) средства массовых коммуникаций, произвели резкое смещение обмена информацией в сторону опосредованных контактов.
Учитывая опосредованность характера общения, протекающего в средствах массовой коммуникации, вероятно предположить, что в его процессе могут возникать барьеры, ведущие к непониманию или искажению изначального замысла информационного сообщения. Среди коммуникационных барьеров, связанных с неправильной, неполной или искаженной передачей информации с помощью средств массовой коммуникации, наиболее вероятными являются (Руденко А.М., Самыгин С.И., 2008, С. 22):
− барьер непонимания может возникнуть из-за незнания отдельных слов или выражений со стороны получателя сообщения;
− фонетический барьер – из-за невнятной речи отправителя сообщения;
− стилистический – из-за слишком большой разницы в стилях речи отправителя сообщения и его получателей;
− логический – из-за непонятной или неправильной логики рассуждений;
− барьеры социально-культурного различия (социальные, политические, религиозные и профессиональные различия);
− барьеры отношений, связанные с неприязнью или недоверием к коммуникатору.
Кроме того, можно выделить факторы, затрудняющие адекватное восприятие информации в общении, осуществляемом с помощью средств массовой коммуникации: стереотипы (привычные, упрощенные представления о других группах людей, о которых мы располагаем скудной информацией), предубеждения (эмоциональные оценки каких-либо людей как хороших или плохих, даже если мы не знаем ни их самих, ни мотивов их поступков) и установки (неосознанная готовность человека привычным образом воспринимать и оценивать каких-либо людей и реагировать заранее сформированным способом без полного анализаконкретной ситуации).
Для того чтобы оптимизировать процесс воздействия информации, поступаемой из различных средств массовой коммуникации, на аудитории, а также добиться их эффективного функционирования, необходимо знать особенности психологии массовых коммуникаций.