Понятие о социально-психологическом климате и психологической совместимости.

Понятие о социально-психологическом климате и психологической совместимости.

Социально-психологический климат — качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе.

Психологическая совместимость — это сочетание черт характера двух или более человек, при котором они могут находиться долгое время вместе, понимать и принимать друг друга, их сосуществование приносит радость и не вызывает напряжения. Психологически совместимые отношения с самого начала располагают к искренней дружбе, стимулируют к откровенности.

Мыслительные операции и качество ума.

Операции:

Анализ— разделение предмета/явления на составляющие компоненты. Может быть мысленный и ручной.

Синтез — объединение разделённых анализом с выявлением при этом существенных связей. Анализ и синтез являются основными операциями мышления, на основе которых выстраиваются иные типологические единицы.

Сравнение— сопоставление предметов и явлений, при этом обнаруживаются их сходства и различия.

Классификация — группировка предметов по признакам.

Обобщение — объединение предметов по общим существенным признакам.

Конкретизация — выделение частного из общего.

Абстрагирование— выделение какой-либо одной стороны, аспекта предмета или явления с игнорированием других.

Характеристика основных качеств ума:

Широта мышления - это способность охватить весь вопрос целиком, не упуская в то же время и необходимых для дела частностей.

Глубина мышления выражается в умении проникать в сущность сложных вопросов. Качеством, противоположным глубине мышления, является поверхностность, суждений, когда человек обращает внимание на мелочи и не видит главного.

Самостоятельность мышления характеризуется умением человека выдвигать новые задачи и находить пути их решения, не прибегая к помощи других людей. Гибкость мысли выражается в ее свободе от сковывающего влияния закрепленных в прошлом приемов и способов решения задач, в умении быстро менять действия при изменении обстановки.

Быстрота ума – способность человека быстро разобраться в новой ситуации, обдумать и принять правильное решение. Торопливость ума проявляется в том, что человек, не продумав всесторонне вопроса, выхватывает какую-то одну сторону, спешит дать решение, высказывает недостаточно продуманные ответы и суждения.

Психология как наука.

«Психология» = psyche – душа + logos – учение, наука. В научном употреблении термин «психология» появился впервые в XVI вв. Первоначально он относился к особой науке, которая занималась изучением так называемых душевных, или психических, явлений, т.е. таких, которые каждый человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения. Позднее, в XVII—XIX вв., сфера исследований психологов значительно расширилась, включив в себя неосознаваемые психические процессы (бессознательное) и деятельность человека Восприятие, память, мышление, воображение, чувства и воля, проявления темперамента и характера – явления человеческой психики.

А наука, изучающая психические явления, называется психологией.

Психология – это наука о закономерностях возникновения, развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Наука о самом сложном, что пока известно человечеству.

Психика – свойство высокоорганизованной материи.

Мозг человека – самая высокоорганизованная материя, известная нам.

Основные задачи психологии:

1) качественное изучение психических явлений;

2) анализ формирования и развития психических явлений;

3) изучение физиологических механизмов психических явлений;

4) содействие внедрению психологических знаний в практику жизни и деятельности людей. Современная психология представляет собой ряд научных дисциплин, находящихся на разных степенях формирования, связанных с различными областями практики.

Отрасли психологии.

Общая психология изучает познавательную и практическую деятельность.

Социальная психология постигает закономерности индивидуального и общественного в психике личности взаимодействия личности и социума, формирования и развития групп.

Возрастная психология исследует психику в онтогенезе, т.е. ее развитие от зачатия человека до его смерти. Она имеет ряд отраслей: детская психология, психология подростка, юности, взрослого человека и геронтология.

Педагогическая психология имеет своим предметом психику (учащегося и преподавателя) в условиях образовательного процесса (обучение и воспитание).

Психология труда рассматривает психику в условиях многоликой трудовой деятельности. Включает в себя немало самостоятельных разделов: инженерная психология, эргономика, космическая и авиационная психология, психология управления, организационная, военная, политическая, юридическая, судебная, психология торговли, рекламы, спорта, творчества.

Психолингвистиказанимается изучением речи как вида психики, использующей языковые системы в качестве внутреннего средства.

Медицинская психология исследует психику в условиях болезни: душевной или телесной. Психология аномального развития, или специальная психология: олигофренопсихология, сурдопсихология, тифлопсихология.

Дифференциальная психология исследует всевозможные различия психики людей: индивидуальные, типологические, этнические.

Психометрия постигает вопросы математического моделирования психики, проблемы измерения в психологии, способы количественного анализа результатов психологических исследований.

Психофизиология изучает соотношение взаимодействия биологического и психического, физиологии высшей нервной деятельности и психологии. Из всего сказанного выше можно представить, насколько широк спектр практического применения психологии. Психология является одной из фундаментальных, системообразующих научных дисциплин, будущее которой лежит на стыке наук, на первый взгляд кажущихся далекими от нее.

Способности и их виды.

Способности — это свойства личности, являющиеся условиями успешного осуществления определённого рода деятельности.

умственные и специальные;

учебные;

математические;

конструктивно-технические;

музыкальные;

литературные;

физические способности.

Память, ее виды и процессы.

Память – процесс запоминания, сохранения и воспроизведения человеком образов, мыслей, эмоций, движений, т.е. всего, что составляет индивидуальный опыт каждого. Процессы:

Запоминание– процесс памяти, в результате которого происходит запечатление нового путем связывания его с приобретенным ранее.

Сохранение, т.е. организация и удержание информации. Может быть динамическим (материал изменяется мало) и статистическим (материал обязательно трансформируется, подвергается переработке). Исчезновение из памяти – забывание. Хранение и забывание представляют собой разные характеристики одного процесса.

Воспроизведение – процесс извлечения из памяти сохраненного материала;

Воспроизведение – это процесс появления в сознании ранее воспроизводимых мыслей. Оно осуществляется в следующих формах: узнавание (возникает при повторном восприятии объекта) и воспоминание (осуществляется при отсутствии восприятия объекта).

Виды:

Наглядно-образная(память на зрительные, звуковые, осязательные и другие образы).

Словесно-логическая (память на смысл изложения, его логику – присуща только человеку).

Двигательная память на движение (лежит в основе выработки навыков ходьбы, письма, трудовых и других умений).

Эмоциональная память на переживания(имеет большое значение для формирования личности).

Учение о темпераменте.

Учение о темпераменте появилось еще в древности. ...

Родоначальником учения о темпераменте принято считать древнегреческого врача Гиппократа (V в. до н. э.) Гиппократ полагал, что в теле человека есть четыре жидкости: кровь, слизь, желчь желтая и черная.

Холерический холе «желчь»,

сангвинистический – сангвис «кровь»,

флегматический – флегма «слизь»,

меланхолический – меланое холе «черная желчь».

Гиппократ считал, что темперамент зависит от образа жизни человека и от климатических условий. Так, при сидячем образе жизни скапливается флегма, а при подвижном – желчь, отсюда соответственно и проявления темпераментов. Гиппократ достаточно точно описал типы, но не смог научно объяснить их.

Виды и типы конфликтов.

Виды:

мнимый – если оппонент пассивен, то он выполняет роль мишени, на которую субъект направляет свою реакцию;

однородный – оппонент активен, он становится полноправным участником конфликта;

сложный – если участники имеют разные основания для вступления в конфликт.

Типы:

истинный – при взаимном ущемлении;

недоразумение – обоюдная ошибка;

психологическая несовместимость – взаимная непереносимость.

Методом условного рефлекса

И. П. Павлов раскрыл закономерности высшей нервной деятельности и основные свойства нервных процессов – возбуждения и торможения. Основные свойства нервных процессов следующие:

Сила нервных процессов является показателем работоспособности нервных клеток и нервной системы в целом.

Подвижность – это быстрота смены одного процесса другим.

Уравновешенность– возбуждения и торможения, их баланс, но один из них может преобладать. Комбинация этих свойств характеризует специфические типы нервной деятельности.

В результате была выделена следующая типология: сильный неуравновешенный (безудержный) тип нервной системы характеризуется сильным процессом возбуждения и менее сильным торможением;

сильный уравновешенный (процесс возбуждения балансируется с процессом торможения), подвижный;

сильный уравновешенный, инертный (внешне более спокойный, «солидный»);

слабый характеризуется слабостью процессов возбуждения и торможения, малой подвижностью (инертностью) нервных процессов.

Холерический темперамент. Человек, обладающий указанным типом темперамента, отличается повышенной возбудимостью, а вследствие этого – и неуравновешенностью поведения. Холерик вспыльчив, агрессивен, прямолинеен в отношениях, энергичен в деятельности.

Флегматический темперамент. Флегматик – спокойный, уравновешенный человек, всегда ровный, настойчивый и упорный труженик в жизни.

Сангвинический темперамент. Для сангвиника характерны большая подвижность, легкая приспособляемость к изменяющимся условиям жизни; он быстро находит контакт с людьми, общителен, не чувствует скованности в новой обстановке. В коллективе сангвиник весел, жизнерадостен, с охотой берется за живое дело, способен к увлечению.

Меланхолический темперамент. Представители этого типа отличаются высокой эмоциональной чувствительностью, а вследствие этого – и повышенной ранимостью. Меланхолики несколько замкнуты, особенно если встречаются с новыми людьми, нерешительны в трудных обстоятельствах жизни, испытывают сильный страх в опасных ситуациях.

Карл Юнг.

Экстраверты - это тип личности (или поведения), который ориентирован в своих проявлениях вовне, на окружающих.

Интроверты - тип личности (или поведения), ориентированный вовнутрь или на себя.

Лидерство и типы лидеров.

Лидерство — в психологии процесс социального влияния, благодаря которому лидер получает поддержку со стороны других членов сообщества для достижения цели.

По Э. де Боне.

Типы:

ведущие за собой - нему относятся те, кто любит принимать решения самостоятельно под личную ответственность.

организаторы групп - их отличительной чертой является знание психологии своих последователей. Они лучше всего подходят для управления людьми в малых группах;

исполнители – их отличает энергичная деятельность, личный пример, целеустремленность, умение преодолевать барьеры, создавать сплоченный коллектив;

дипломаты - легко контактируют с сотрудниками. Могут отстоять свое мнение, используют диалоги и разрешают проблемы персонифицированно;

генераторы идей отличаются ориентацией на новые задачи, содействием передовому, интуицией, синтезом знаний, самокритичностью;

продавцы идей — предприимчивы, обладают креативностью и способностью к контролю своих, а также чужих эмоций;

синтезаторы - умеют выделить самое главное из очень большого объема информации, что позволяет им использовать нетрадиционные подходы;

разъяснители - умеют разъяснить последователям суть даже самой сложной ситуации;

реакторы - активно и разумно критически реагируют на идеи других, что позволяет сделать их своими последователями;

коммуникаторов - отличает высокая коммуникабельность, умение слушать людей;

исследователи - могут получать и обрабатывать информацию, сопоставлять и анализировать факты, проводить эксперименты;

следопыты - обладают способностью к самостоятельным действиям, т. е. автономии;

хранители информации - умеют собирать информацию, знают, где ее можно найти и как использовать;

организаторы - руководители с талантом практической организации производства и управления персоналом.

Наряду с формальными и неформальными лидеры могут подразделяться еще и по следующим критериям:

По содержанию деятельности: (лидер-вдохновитель, предлагающий программу поведения; лидер-исполнитель, организатор выполнения уже заданной программы; лидер, являющийся одновременно как вдохновителем, так и исполнителем).

По стилю руководства: (авторитарный; демократический; совмещающий в себе элементы двух предыдущих).

По характеру деятельности: (универсальный, т. е. постоянно проявляющий свои качества лидера; ситуативный, т. е. проявляющий качества лидера в определенных, специфических ситуациях).

По психофизиологическим характеристикам: (инструментальный — берущий на себя инициативу решения проблемы в зависимости от групповых целей; эмоциональный — возлагающий на себя функции регулирования группового настроения в проблемных ситуациях).

Требования к личности руководителя и ответственность руководителя за деятельность группы, команды, коллектива.

Руководителем считается лицо, направляющее и координирующее деятельность исполнителей, которые в обязательном порядке должны ему подчиняться и в установленных рамках выполнять все его требования.

Сам руководитель может брать на себя функции исполнителя лишь для того, чтобы разобраться в специфике работы.

Суть обязанностей руководителя состоит в организации работы подчиненных.

Это особый вид творческой деятельности, причем по мере роста сложности объекта управления и занимаемой должности, требования к творчеству увеличиваются.

Хотя основная задача руководителя состоит в том, чтобы организовать выполнение работы силами подчиненных, управлять ими, контролировать, оценивать, вознаграждать, тот, кто этим ограничивается — руководитель только наполовину, ибо настоящий руководитель должен уметь управлять начальством, давая такие рекомендации, которые то не может отвергнуть. Выполняя свои обязанности, руководитель выступает в определенной социальной роли, характер которой с развитием общества меняется.

В тот период, когда работники в большинстве своем представляли серую безликую массу, обладали низким уровнем образования и универсальными навыками, все время находились под страхом увольнения, ибо за воротами предприятия находилась толпа жаждущих занять их место, и в то же время пребывали в постоянной готовности взбунтоваться из-за невыносимых условий жизни и труда, от руководителя требовалось быть беспощадным диктатором, управляющим персоналом при помощи голого принуждения. С ростом образования и культурного уровня работников, осознания ими себя как личностей, роль диктатора перестала отвечать реальным потребностям практики управления. В этих условиях у руководителя появилась новая роль отца семейства, не только отдающего распоряжения, наказывающего или вознаграждающего, но и создающего благоприятный морально-психологический климат, разрешающего межличностные конфликты поддерживающего своих подчиненных на работе, а порой и в повседневной жизни.

Классификация конфликтов.

Основание классификацил Виды конфликтов Общая характеристика
     
Сферы проявления конфликта Экономические Идеологические Социально-бытовые Семейно-бытовые В основе лежат экономические противоречия противоречия во взглядах противоречия социальной сферы противоречия семейных отношений
Степень длительности и напряженности конфликта Бурные быстротекущие конфликты Острые длительные конфликты Слабовыраженные и вялотекущие конфликты Слабовыраженные и быстротекущие Возникают на основе индивидуальных психологических особенностей личности, отличаются агрессивностью и крайней враждебностью конфликтующих Возникают при наличии глубоких противоречий Связаны с не очень острыми противоречиями, либо пассивностью одной из сторон Связаны с поверхностными причинами, носят эпизодический характер
Субъекты конфликтного взаимодействия Внутриличностные конфликты Межличностные конфликты Конфликты «личность—группа» Межгрупповые конфликты Связаны со столкновением противоположно направленных мотивов личности Субъектами конфликта выступают две личности Субъекты конфликта' с одной стороны личность, а с другой— группа (микрогруппа) Субъектами конфликта выступают малые социальные группы или микрогруппы
Социальные последствия Конструктивные конфликты Деструктивные конфликты В основе таких конфликтов лежат объективные противоречия. Способствуют развитию организации или другой социальной системы В основе таких конфликтов, как правило, лежат субъективные причины. Они создают социальную напряженность и ведут к разрушению социальной системы
Предмет конфликта Реалистичные (предметные) конфликты Нереалистичные (беспредметные) конфликты Имеют четкий предмет Не имеют предмета или имеют предмет, который является жизненно важным для одного или обоих субъектов конфликта

Исходы конфликтов.

Понятие о социально-психологическом климате и психологической совместимости.

Социально-психологический климат — качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе.

Психологическая совместимость — это сочетание черт характера двух или более человек, при котором они могут находиться долгое время вместе, понимать и принимать друг друга, их сосуществование приносит радость и не вызывает напряжения. Психологически совместимые отношения с самого начала располагают к искренней дружбе, стимулируют к откровенности.

Наши рекомендации