Понятие, виды и структура малой группы.
Малая группа – не многочисленная по своему составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и включены в непосредственное личное общение.
Минимальная граница – 2 человека
Максимальная граница:
1) Отечественная точка зрения – от 30 до 40 человек:
2) Зарубежная точка зрения – от 10 до 15 человек (с т.з. данных авторов этот состав группы является наиболее управляемый)
В структуру малой группы входит 4 компонента:
1. Структура межличностных отношений – эта структура фиксирует положение индивида в системе группы, обозначает его членство в данной группе (статус и роль – динамический аспект статуса, т.е. те обязанности, которые приписываются человеку в зависимости от его статуса).
• Лидер – бывает формальным и неформальным.
• Ведомые – принимают все правила группы, следуют лидеру.
• Аутсайдеры – люди, которые сознательно или эмоционально не принимают те принципы и правила, которые существуют в группе, либо находятся в стороне от всего, либо активно выступают со своими несогласиями.
2. Структура групповых ожиданий – восприятие и оценку членов группы, а также контроль за их поведением. Контроль осуществляется за счет 2-х механизмов:
• Групповые нормы – те правила, по которым существует группа
• Санкции – механизм, с помощью которого группа возвращает своего члена в рамки норм.
3. Структура власти – предполагает психологическое распределение отношений руководства и подчинения в группе.
4. Структура коммуникаций – отражает особенности передачи и распространения информации в группе.
Виды малых групп:
1) По функционированию в обществе:
a. Условная (номинальная) группу – индивиды входят не зависимо от непосредственного контакта (группы по полу, возрасту, национальности, религии и т.д.);
b. Реальная группа – существует как единое, реальное целое в общем пространстве и времени и объединяется непосредственными взаимоотношениями (семья, класс и т.д.).
2) По условиям существования группы:
a. Естественная – функционируют в реальных жизненных ситуациях;
b. Лабораторная – создается для экспериментального изучения какого-либо признака.
3) По причине возникновения:
a. Формальные – формируется как ячейка социальной организации общества;
b. Неформальные – формируются стихийно на основе общих интересов.
4) По степени открытости влияния общества:
a. Открытая группа – находятся под постоянным влиянием общества;
b. Закрытая группа – является изолированной от общественного влияния (космонавты в космосе, до тех пор, пока нет связи с Землей).
5) По длительности существования:
a. Постоянная группа – человек включен в данную группу на протяжении всей своей жизни (семья);
b. Временная группа – человек существует в данной группе не продолжительное время (пассажиры в маршрутке по пути домой).
6) По личной значимости для участников:
a. Группы членства – отражают место пребывания человека в социуме;
b. Референтная группа – группа, в рамках которой нормы и ценности группы значимы для человека.
7) По уровню развития группы:
a. Слаборазвитая (диффузная) группа – для них характерна недостаточная психологическая общность, отсутствие налаженных, деловых и межличностных отношений, а также отсутствие эффективной совместной деятельности;
b. Высокоразвитая группа (коллектив) – высокоразвитая группа, в которой совместная деятельность опосредует межличностные отношения (на первый план выходит эффективное выполнение деятельности).
5. Динамика и развитие малой группы. Развитие малой группы представляет собой процесс смены этапов, или стадий, различающихся по характеру доминирующих тенденций во внутригрупповых отношениях: дифференциации и интеграции. В концепции Л. И. Уманского (1980) поэтапное развитие группы характеризуется последовательной сменой стадий, различающихся степенью психологической интегрированности в деловой и эмоциональной сферах. Номинальная группа характеризуется внешним, формальным объединением индивидов вокруг поставленных социальных задач. Группа-ассоциация характеризуется межличностной интеграцией в сфере эмоциональных отношений. Группа-кооперация характеризуется преобладанием интегративных тенденций в сфере деловых отношений. Группа-автономия обладает высоким внутренним единством как в сфере деловых, так и в сфере эмоциональных отношений. Изоляция группы и концентрация активности ее членов на узкогрупповых целях приводит к формированию группы-корпорации. Отличительной особенностью коллектива является его интеграция с другими группами на основе направленности на более широкие социально значимые цели. Динамика коллективообразования представляет собой сложный процесс, включающий как этапы быстрого продвижения по уровням, так и периоды длительного пребывания на одном и том же уровне и даже его снижения. В этом случае группы могут характеризоваться внутренней антипатией, эгоизмом в межличностных отношениях («интраэгоизм», по Л. У. Уманскому), конфликтностью, агрессивностью как формами проявления дезинтеграции. Модель развития малой группы, предложенная американским психологом Б. Такменом, основана на выделении двух основных сфер, или измерений, групповой жизнедеятельности: деловой, связанной с решением групповой задачи, и межличностной, связанной с развитием групповой структуры.
В сфере деловой активности Б. Такмен выделяет следующие стадии:
1) ориентировка в задаче и поиск оптимального способа ее решения;
2) эмоциональные реакции на требования задачи, противодействие членов группы требованиям, предъявляемым к ним в связи с решением задачи и противоречащим их собственным намерениям;
3) открытый обмен информацией с целью достижения более глубокого понимания намерений друг друга и поиска альтернатив;
4) принятие решения и активные совместные действия по его реализации.
В сфере межличностной активности Б. Такмен выделяет такие стадии:
1) «проверка и зависимость», ориентировка членов группы в характере действий друг друга и поиск взаимоприемлемого поведения;
2) «внутренний конфликт», связанный с нарушением взаимодействия и отсутствием единства в группе;
3) «развитие групповой сплоченности», преодоление разногласий и разрешение конфликтов;
4) «функционально-ролевая согласованность», связанная с образованием ролевой структуры группы, соответствующей содержанию групповой задачи (Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М., 1991, с. 52-53).
Выделяют следующие психологические механизмы развития малой группы:
1. Разрешение внутригрупповых противоречий: между растущими потенциальными возможностями и реально выполняемой деятельностью, между растущим стремлением индивидов к самореализации и усиливающейся тенденцией интеграции с группой.
2. «Психологический обмен» — предоставление группой более высокого психологического статуса индивидам в ответ на более высокий вклад в ее жизнедеятельность. 1. «Идиосинкразический кредит» — предоставление группой высокостатусным ее членам возможности отклоняться от групповых норм, вносить изменения в жизнедеятельность группы при условии, что они будут способствовать более полному достижению ее целей