Организационные нормы, как регуляторы поведения
Оргнормы – сложившаяся в организации система требований, регулирующих деятельность и общение членов организации и их поведение вне организации.
Виды орг-норм: формальные и неформальные (таких – больше: перекуры, кроссворды)
Традиционные орг-нормы (типичные для большинства организаций):
· деловой стиль одежды
· лояльность к организации
· нормативная производительность (когда надо – напрячься, когда надо – расслабиться)
Генезис орг-норм: рождение норм вместе с организацией; заявление лидера; критические события (например, несчастный случай); личный опыт членов организации (народное творчество).
Организационные ценности как регуляторы организационного поведения
Ценностные регуляторы поведения в организации формируют идеологию (философию, миссию) организации.
Так, философия Генри Форда выражалась фразой: «Каждому американцу недорогой, надежный автомобиль!».
Философия Питера Слоуна (президента компании «Дженерал Моторс»): «Автомобиль есть средство делать деньги».
Проблема состоит в том, что менеджеры и руководители организации часто не могут сформулировать свою ценностную позицию. Это тормозит развитие оргкультуры и не позволяет оценить эффективность организации. По данным Ф.Хофмана и Дж.Джекоба компании «с четкой философией» достигают (в последние 30 лет) 11%- среднегодовых темпов роста прибыли (что в 4 раза больше средних масс прибыли всех американских компаний).
Виды ценностей:
По «прозрачности» (Шледер Б.):
· Эксплицитные
· Имплицитные
По содержанию(Занковский):
Власть; Закон; Работа; Результат; Возраст; Образование; Равенство; Риск; Помощь; Поощрение и наказание (Стимулы); Удовольствие.
Классификация Кабаченко:
1. нормативность деятельности;
2. власть и влияние
3. безопасность и стабильность положения общности (организации)
4. развитие
5. договорные обязательства («Уговор дороже денег» - типичная ценность купечества России 16 – 19 веков)
6. минимизация усилий (удобство, комфорт) («Где бы не работать – лишь бы не работать» - ценность брежневских времен)
7. собственные принципы
8. «социальное лицо» (самооценка, «сохранение лица)
9. традиции, принципы и ценности организации («офицерская честь русского офицерства царского времени – век «Золотой Екатерины»)
10. материальный интерес
11. обязательства других
12. собственная безопасность
13. стабильность содержания деятельности
14. стабильность трудовой нагрузки (объема деятельности)
15. перспективы, потенциал
16. неформальный ресурс власти
17. стабильность в организации
18. карьера
19. время
20. оценка со стороны формальных структур
21. поддержка неформальной группы
Выборка «Кадровый резерв промышленных предприятий»
Приоритеты:
· нормативность
· договорные обязательства
· безопасность и стабильность положения организации
Выборка «Руководители коммерческих фирм»
Приоритеты:
· оценка со стороны формальных структур
· социальное лицо
· безопасность и стабильность положения организации
Требования руководителя, как регуляторы организационного поведения
Требование – синтез речевого стимула и ожидания лидера относительно поведения члена организации. Это своего рода вербализованные в безальтернативной форме ожидания.
Эффективность требований определяется следующими факторами:
1. четкость формулировок
2. конкретность (типа: «подготовить отчет к очередному заседанию кафедры», «сдать работу не позднее 23.04.2004г.» и др.)
3. жесткость
4. соответствие формальным нормам
5. соответствие возможностям работника
6. соответствие (или – не противоречие) личным интересам работника
7. соответствие ситуации, динамично меняющейся реальности
8. авторитет руководителя
9. позиционирование руководителя группой
a. Р-ль идентифицируется с группой, признается лидером, его требования выполняются как требования лидера.
b. Р-ль идентифицируется администрацией, его требования выполняются как требования администрации.
c. Р-ль идентифицируется с группой, но не принимается как лидер, его требования саботируются.
d. Р-ль идентифицируется администрацией, но не принимается как лидер, его требования саботируются.
Виды требований:
По соответствию нормам (возможностям):
· Адекватные
· Завышенные
· Заниженные
По форме:
· Устные (проблема расхождений в оценке результата)
· Письменные
По стилю:
· Мягкие
· Жесткие
· Принципиальные (??? Гарвардский подход)
По характеру:
· Односторонние (не д.б. «двойной морали»: когда руководитель требует от одних и попустительствует другим; или сам не соответствует; или требует не во всех ситуациях)
· Всесторонние
Руководитель вправе требовать от подчиненного (Н.Власова):
1. чтобы подчиненный анализировал факторы, влияющие на выполнение задания;
2. стремился минимизировать негативные влияния на результаты деятельности;
3. сам выбирал направления своих действий при выполнении задания.
Руководитель не вправе требовать от подчиненного:
1. немедленного признания ошибок;
2. сверхнормативной деятельности.