Человек как объект и субъект социализации
Каждый человек может рассматриваться как объект и субъект социализации. Нами было отмечено выше, что любое общество заинтересовано в том, чтобы его члены овладевали ролями мужчины и женщины (поло-ролевая социализация), могли бы и хотели компетентно участвовать в экономической жизни (профессиональная социализация), создавали прочные семьи (семейная социализация), были законопослушными гражданами (политическая социализация) и т.д.
Таким образом, можно сделать вывод о том, чтов основе социализации лежит «генетически данная пластичность человеческого организма и его способность к обучению».
В то же время человек становится полноценным членом общества, будучи субъектом социализации, усваивающий социальные нормы и культурные ценности в единстве с реализацией своей активности, саморазвитием и самореализацией в обществе. Субъектом социализации человек становится объективно, так как на протяжении всей жизни на каждом возрастном этапе перед ним встают задачи, для решения которых он ставит перед собой соответствующие цели, то есть проявляет свою субъектность.
Итак, поскольку человек не пассивен в решении объективных задач, а является в той или иной степени творцом своей жизни, ибо сам ставит перед собой те или иные цели, он может рассматриваться как субъект собственного развития, как субъект социализации.
Условно можно выделить три группы задач каждого возраста или этапа социализации: естественно-культурные, социально-культурные и социально-психологические.
Естественно-культурные задачи – представляют собой достижение человеком на каждом возрастном этапе определенного уровня физического и сексуального развития (эталоны мужественности и женственности, темп полового развития, отношение к жизни и стиль жизни в соответствии с индивидуальными возможностями).
На каждом возрастном этапе человеку необходимо достичь определенной степени познания телесного канона человека, свойственного той культуре, в которой он живет; усвоить элементы этикета, символики и языка, связанные с телом и половым поведением; развить и реализовать физические и сексуальные задатки; вести здоровый образ жизни, адекватный полу и возрасту (гигиена, режим, питание, способы оздоровления организма, управление своим психофизическим состоянием).
Социально-культурные задачи – познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые, специфичны для каждого возрастного этапа в конкретном социуме в определенный период его истории.
Эти задачи объективно определяются обществом в целом, региональным и ближайшим окружением человека. От человека в соответствии с его возрастом ждут приобщения к определенному уровню общественной культуры, владения некой суммой знаний, умений и навыков, определенного уровня сформированности мировоззрения, направленности личности. На каждом возрастном этапе перед человеком стоят задачи, связанные с его участием в семейной жизни и в производственно-экономической деятельности.
Задачи социально-культурного ряда имеют как бы две стороны. С одной, это задачи, предъявляемые в вербализованной форме институтами общества, с другой - это задачи, воспринимаемые им часто неосознанно из общественной практики, нравов, обычаев, психологических стереотипов непосредственного окружения. При чем эти стороны могут не совпадать между собой либо противоречить друг другу.
Социально-психологические задачи – это задачи развития и становления самосознания личности ее самоопределение, самореализация и самоутверждение.
Самосознание личности представляет собой относительно целостную «Я-концепцию» своего образа, наличие определенного уровня самоуважения и самопринятия.
Самореализация личности предполагает реализацию человеком в значимых для него сферах жизнедеятельности и / или взаимоотношениях. При этом необходимо, чтобы успешность этой реализации признавалась и одобрялась значимыми для человека лицами.
Так в подростковом возрасте особое значение приобретает самореализация через достижение автономии от взрослых. В ранней юности самореализация достигается через профессиональное самоопределение и общение с противоположным полом. В зрелом возрасте – через обретение независимости, чувства продуктивности и ощущения контроля над ситуацией, а в пожилом возрасте – чувства удовлетворенности прожитой жизнью.
Самоутверждение – это достижение личностью субъективной удовлетворенности результатом и / или процессом самореализации.
Различные задачи имеют различную меру выраженности и значимости в зависимости от половозрастной и социокультурной социализации. Все группы задач представляют собой независимое и объективное явление и являются необходимостью для развития человека. Если задачи осознаются человеком, то они выступают, как и личностно значимые. Если же задачи не осознаются, то субъективно они воспринимаются человеком как проблемы. Если какая-либо группа задач остается не решенной на том или ином возрастном этапе, то это либо задерживает развитие человека, либо делает его неполным.