Педагогическая профессия в системе других профессий
По мнению психологов-гуманистов, любая профессиональная деятельность должна выступать сферой для наиболее полного раскрытия человеком своего личностного потенциала, то есть для его самореализации. Однако в различных словарях понятие «профессия» (от лат. profession – объявляю своим делом) определяется по-разному. Например, в малом энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона профессия определена как «род занятий, специальное занятие, дающее средства к жизни». В советском энциклопедическом словаре указывается, что профессия – это род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки и являющийся обычно источником существования.
Из приведенных определений видно, что профессия рассматривается как специфическая, квалифицированная трудовая деятельность, которая позволяет человеку обеспечить материальные основы жизни. Однако, как заметил Э. М Калицкий, «человеку важно не просто трудиться, но и иметь возможность выразить себя, дать выход своим способностям, реализовать свои потребности и интересы» Ученый приходит к выводу, что «посредством профессиональной деятельности человек стремится удовлетворить три основные потребности:
1. экономически обеспечивать свое существование;
2. выполнять работу, которая нравится и в благоприятной среде;
3. удовлетворять потребности в общественных связях и отношениях».
Таким образом, исходя из такой трактовки, получается, что профессия не просто вынужденное занятие, а сфера, в которой человек реализует свои ценности, развивает себя, свой творческий потенциал и вносит личный вклад в социальный прогресс.
Профессия– род трудовой деятельности человека, предполагающий наличие у него знаний и умений, которые позволяют квалифицированно выполнять определенный вид работ и благодаря этому реализовывать свой личностный потенциал.
Педагогическая профессия характеризуется направленностью на передачу подрастающему поколению социокультурного опыта, что отражается в следующем определении.
Педагогическая профессия – это род деятельности, которую осуществляет субъект, имеющий педагогическое образование и необходимую квалификацию, основной целью которой выступает целенаправленное обучение и воспитание подрастающего поколения.
Любая профессия содержит совокупность определенных требований, которым должен соответствовать человек. При описании профессии с точки зрения этих требований используется понятие «профессиограмма».
Профессиограмма– разностороннее описание характера профессиональной деятельности и соответствующих требований к личности.
Рассмотрение любой профессии при помощи понятия «профессиограмма» предполагает выделение в ней четырех составляющих:
- социальной (социально-статусные характеристики; место профессии в структуре социальных отношений; социальные коммуникации и т. д.);
- производственно-технической (содержание производственных операций, техническая сторона деятельности и т. д.);
- психофизиологической (требования к психофизиологическим характеристикам субъекта деятельности);
- психологической.
В основе выделения психологической составляющей лежит положение, что эффективность любой профессии, в том числе и педагогической, обусловливается соответствием психологических свойств и процессов человека требованиям деятельности. Для описания профессии с этой стороны используется понятие «психограмма».
Психограмма – характеристика профессии с точки зрения психологических требований к личностным качествам и навыкам.
Нас особо интересует именно психограмма педагогической деятельности, так как во многом, анализируя ее, мы можем лучше понять вопросы, связанные с психологическими основами деятельности педагога.
Педагогическая профессия, в соответствии с подходом известного российского специалиста Е. А. Климова, принадлежит к группе профессий системы «человек–человек». Помимо этого, ученый также выделяет такие группы, как «человек-природа», «человек-техника», «человек-знак», «человек-образ».
По мнению Е. А. Климова, субъекту профессиональной деятельности в рамках системы «человек-человек» должны быть свойственны:
1) умение руководить, учить, воспитывать «осуществлять полезные действия по обслуживанию различных потребностей людей»;
2) умение слушать и выслушивать;
3) широкий кругозор;
4) речевая (коммуникативная) культура;
5) «душеведческая направленность ума, наблюдательность к проявлениям чувств, ума и характера человека, к его поведению, умение или способность мысленно представлять смоделировать именно его внутренний мир, а не приписывать ему свой собственный или иной, знакомый по опыту»;
6) «проектировочный подход к человеку, основанный на уверенности, что человек всегда может стать лучше»;
7) способность сопереживания;
8) наблюдательность;
9) «глубокая и оптимистическая убежденность в правильности идеи служения народу в целом»;
10) решение нестандартных ситуаций;
11) высокая степень саморегуляции.