Возрастные границы и социальная ситуация развития дошкольного возраста

Дошкольный возраст продолжается от 3 до 6-7 лет. Его появление обусловлено теми новообразованиями, которыми завершилось раннее детство. Начало формирования сознания в раннем детстве приводит к тому, что у ребенка появляется новообразование, которое Л. С. Выготский назвал «внешнее Я сам». Его возникновение приводит к полному распаду прежней социальной ситуации развития, что проявляется в кризисе трех лет. Отделение ребенка от взрослого к концу раннего возраста создает предпосылки для создания новой социальной ситуации развития. В чем же она заключается?

Впервые ребенок выходит за пределы своего семейного мира и устанавливает отношения с миром взрослых людей. Д. Б. Эльконин говорил, что дошкольный возраст вращается вокруг взрослого человека, его функций, его задач, как вокруг своего центра. Причем взрослый уже воспринимается обобщенно, а не конкретно, как в раннем детстве: взрослый – папа, доктор, шофер и т.п.

Движущей силой психического развития дошкольника являются противоречия, которые возникают в связи с удовлетворением ряда потребностей. Одной из таких насущных потребностей является потребность в общении с взрослыми. Удовлетворяя эту потребность, ребенок усваивает социальный опыт, происходит становление личности дошкольника. Ведущим средством общения становится речь. Именно это делает данный период психического развития сензитивным для развития речи. В общении с взрослыми ребенок удовлетворяет познавательную потребность. Дошкольники задают тысячи вопросов, поэтому этот возраст и называют возрастом вопросов.

Как отмечают исследователи, вопросы, которые задает дошкольник, отличаются от вопросов, которые задают дети в раннем детстве. У последних эти вопросы чаще носят коммуникативный характер, а у дошкольников – познавательный. Выслушивая ответы, ребенок требует, чтобы взрослый всерьез относился к нему как к партнеру. Такое сотрудничество ребенка и взрослого получило название познавательного общения. Существует и другая форма общения – личностная, в которой ребенок обсуждает свои поступки и поступки других людей с точки зрения нравственных норм. Это требует более высокого уровня развития интеллекта, поэтому ребенок становится в позицию ученика, отказавшись от партнерства.

Вторая потребность – потребность в общении со сверстниками. Между детьми возникают различные формы взаимоотношений, приобретается опыт сотрудничества. К старшему дошкольному возрасту дети уже могут чередовать и согласовывать действия, совместно выполнять одну операцию, контролировать действия партнера и исправлять его ошибки, принимать замечания партнера и исправлять свои ошибки. В процессе совместной деятельности дети приобретают опыт руководства другими и опыт подчинения.

В основе психического развития ребенка в дошкольном возрасте лежит противоречие: с одной стороны ребенок является членом общества, вне общества он жить не может, его основная потребность – жить вместе с окружающими его людьми. С другой стороны, ребенок отстранен от активного участия в деятельности и отношениях взрослых, жизнь его проходит в условиях опосредованной, а не прямой связи с миром. Поэтому единственная деятельность, в которой возможно смоделировать реальные отношения, – это игровая деятельность.

Сюжетно-ролевая игра как ведущая деятельность

В дошкольном возрасте

Игра –основной вид деятельности дошкольника. Большую часть своего времени он проводит в играх. В этом возрасте появляетсясюжетно-ролевая игра–совместная групполвая игра, в которой участники распределяют и берут на себя различные социальные роли. Этоне просто любимое занятие дошкольников, но и ведущий вид деятельности в этом возрасте: в ней формируются основные новообразования, подготавливающие переход дошкольника к следующему возрастному этапу – младшему школьному возрасту.

При всем многообразиисюжетно-ролевых игрвсе они имеют свою структуру: сюжет и содержание игры, роль, игровые действия, игровой материал, правила.

В сюжете и содержании игрынаходит выражение моделирование детьми взаимоотношений взрослых в какой-либо сфере (бытовой, профессиональной и др.). сюжеты могут быть разнообразными, даже если дети берут одну и ту же тему.

Взяв на себя какую-либо роль (функцию взрослого человека), ребенок воспроизводит его деятельность. Но воспроизведение это носит обобщенный, символический вид. Благодаря этому в сюжетно ролевой игре появляется одно из важных новообразований дошкольного возраста – символизм, т.е. перенос значений одного предмета на другой (воображаемая ситуация). Роль – это главное, что привлекает ребенка в игре. Обычно игра начинается с того, что ребенок берет на себя роль, а потом уже, исходя из роли, начинает придумывать сюжет. Главная роль – это роль человека, который по сюжету игры руководит другими.

Роли выполняются при помощи игровых действий. Игровые действия – это действия, свободные от операционально-технической стороны. Игровые действия могут изображать те или иные реальные, практические действия людей (кормление, измерение температуры и т.п.), а могут быть словесными (советы больному, замечания ребенку и др.). По мнению Д. Б. Эльконина, абстрагирование от операционально-технической стороны предметных действий дает возможность смоделировать систему отношений между людьми.

В игровых действиях используется игровой материал (игрушки, предметы, при помощи которых можно разыграть роль). Главная особенность игрового материала в том, что он может использоваться не в своем значении, а как заместитель других, начтоящих предметов (символизм). Игровой материал не обязательно внешне должен быть похож на настоящие предметы, но обязательно должен давать возможность совершать с ним игровые действия.

Дети стараются вести игру так, чтобы соблюдались известные им правила поведения людей в той ситуации, которую отражает сюжет игры. Ребенок получает удовольствие от того, что он действует так, как требуют правила игры. Если же правила нарушаются, игра не заладится (“Ты неправильно играешь! Так не играют!”).

В сюжетно-ролевой игре развивается мотивационная сфера ребенка, его готовность к школе; формируются нравственные основы будущего школьника; развивается воля ребенка; складываются наиболее благоприятные условия для развития интеллекта; формируется воображение как психологическая основа творчества; игра способствует развитию детского общества.

Таким образом, именно в дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности, поскольку как никакая другая деятельность, отвечает особенностям психики дошкольника, наиболее свойственна и характерна для него.

Наши рекомендации