Словарь терминов (глоссарий).
Принцип целостности предполагает, что деятельность психолога и психологической службы образовательного учреждения должна быть ориентирована на целое, на систему. Это означает, что внимнием психолога должно быть охвачено большинство учащихся.
Внутренняя позиция школьника - сплав потребностей, определяющих познавательные и социальные мотивы, новое отношения ребенка к окружающей среде (Л.И.Божович).
Вторичная профилактика направлена на детей «группы риска», подразумевает как раннее выявление отклонений и нарушений в развитии ребенка. Основная задача состоит в преодолении трудностей до того, как дети станут социально или эмоционально неуправляемыми. Включает в себя консультирование родителей и учителей, обучение их стратегиям преодоления различного рода трудностей и т.д.
Педология – междисциплинарный подход к изучению целостного ребенка (Арямов И.А., Басов М.Я., Выготский Л.С., Залкинд А.Б., Корнилов К.Н., Моложавый С.С., Фортунатов Г.А. и др.)
Первичная профилактика предполагает работу с детьми, имеющими незначительные эмоциональные, поведенческие и учебные расстройства и осуществление заботы о психическом здоровье и ресурсах практически всех учащихся. Именно школы являются оптимальными системами для профилактики психического здоровья.
Познавательные мотивы учения связаны непосредственно с учебной деятельностью, к ним относятся познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями.
Принцип взаимосодействия состоит в том, ято деятельность психолога, педагогов, администрации основана не просо на сумме активности, но и на взаимосодействии их как элементов школьной системы. Взаимосодействие направлено на достижение определенного результата, общей цели системы, каковой является развитие учащегося как личности и субъекта деятельности.
Принцип индивидуального подхода к учащемуся - основной принцип работы практического психолога, в его основе лежат понимание и признание индивидуальности человека как ценности, как уникального явления.
Принцип профессионально-педагогической активности означает использование психологом не только классической модели «психолог – ученик», но и специфической модели школьной психологии «психолог – педагог – ученик». Деятельность психолога направлена и на активизацию педагога. В свою очередь, реализация данного принципа предъявляет высокие требования к профессионализму педагога и, вместе с тем, способствует его развитию в профессиональном и личностном плане.
Психодиагностика в системе психологической службы образования характеризуется практической направленностью и ориентирована на решение основной задачи ПС – создание психолого-педагогических условий для полноценного психического развития и укрепление психологического здоровья дошкольников и школьников.
Психодиагностика определяется как наука, разрабатывающая методы выявления и изучения индивидуально-психологических и индивидуально-психофизиологических особенностей человека. Под психодиагностикой подразумевается также и область психологической практики, работа психолога по выявлению разнообразных качеств, психических и психофизиологических особенностей, черт личности.
Психокоррекция— это система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия.
Психологическая готовность к обучению в школе – необходимый и достаточный уровень психическог развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.
Психологическая служба образования – интегральное явление, представляющее собой единство четырех его составляющих, или аспектов, - теоретического, прикладного, практического и организационного аспектов психологической службы (Дубровина И.В.).
Психологическое просвещение – приобщение взрослых – воспитателей, учителей, родителей – и детей к психологическим знаниям (Дубровина И.В.).
Психолого-педагогический консилиум представляет собой организационную форму, в рамках которой происходит разработка и планирование единой психолого-педагогической стратегии сопровождения каждого ребенка в процессе его обучения, а также определенных ученических групп и параллелей.
Психолого-педагогическое консультирование - это универсальная форма организации сотрудничества педагогов в решении различных школьных проблем и профессиональных задач самого педагога.
Психопрофилактика - специальный вид деятельности психолога, направленный на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей.
Ситуации жизненного выбора – множественные проблемные ситуации, путем разрешения которых субъект определяет для себя путь развития.
Сопровождение – метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора.
Социальные мотивы учения связаны с потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желанием ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений.
Третичная профилактика концентрирует внимание на детях с ярко выраженными учебными и поведенческими проблемами, ее основная задача – коррекция и преодоление серьезных психологических трудностей и проблем.
Цель психологической службы образования – повышение эффективности деятельности учреждений образования путем содействия полноценному психическому развитию детей (В.В.Рубцов).
Школьная адаптация – приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам отношений, режиму жизнедеятельности.
Школьная дезадаптация – образование неадекватных механизмов приспособления ребенка к школе в форме нарушений учебы и поведения, конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций, повышенного уровня тревожности, искажений в личностном развитии.