Профилактика школьной дезадаптации.
Психолог- куратор.
Основной принцип организации работы – осуществление комплексного психолого-педагогического сопровождения определенной группы учащихся ( 5-6 классов).
При данном варианте организации психологической работы в школе психолог имеет возможность осуществлять сопровождение конкретного ребенка и классного коллектива в полном смысле этого слова: отслеживать процесс развития, заниматься глубокой и всесторонней профилактической, развивающей работой в зоне ближайшего развития детей определенного возраста, осуществлять индивидуальную поддержку тех, кто в ней нуждается.
Психолог является полноправным участников образовательного процесса, он тесно сотрудничает с педагогами, с классными руководителями.
Появление в школе психологов-кураторов существенно влияет на управленческую ситуацию и расширяет фнкциональные обязанности многих специалистов.
Цели деятельности – комплексное психолого-педагогическое сопровождение учащихся и ученических коллективов в образовательном процессе.
Задачи:
l Создание условий для реализации психологических возрастных и индивидуально-личностных возможностей учащихся;
l Оказание комплексной психолого-педагогической помощи учащимся, испытывающим трудности в обучении и развитии;
l Повышение психологической компетентности всех участнико образовательного процесса;
l Участие в развитии и проектировании развивающей образовательной среды школы.
Лекция 5. Документация психологической службы образовательного учреждения.
Документация психологической службы образовательного учреждения делится на две группы.
Первая группа включает в себя нормативные документы, определяющие профессиональную деятельность психолога образовательного учреждения., такие как:
· Федеральный закон об образовании.
· Конвенция о правах ребенка.
· Федеральный закон об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации.
· Приказ об утверждении положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации от 22.10.1999, №636.
· Письма и постановления об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения, об оплате труда, об определении уровня квалификации педагогических работников и т.д.
· Приказы и распоряжения местных органов власти.
Вторая группа документов представлена текущей и отчетной документацией психологической службы образовательного учреждения.
План работы педагога-психолога (форма 1).
1. При составлении плана необходимо учитывать:
· Цели и задачи образовательного учреждения;
· Приоритет прав и интересов ребенка
· Нормы расхода времени на каждый вид деятельности
2. План работы включает
№№ | Название работы | Условия проведения | Ответственный | Срок проведения | Предполагаемый результат |
Пункт 2 может содержать как название азового мероприятия, так и название программы деятельности по определенному направлению.
Пункт 6 должен быть изложен в форме конкретных результатов, допускающей контроль за исполнением.
3. План работы составляется на периоды, принятые как отчетные в данном образовательном учреждении (месяц, учебная четверть и т.д.)
4. Перспективный план работы, включающий цели и направления работы психолога в данном учреждении составляется на год.
Заключение по результатам проведенного психодиагностического исследования (форма 2)
1. Причина исследования (в изложении обратившегося).
2. Разработка плана исследования, построение гипотез, обоснование выбора методик диагностического исследования.
3. Диагносты (Ф.И.О., должность).
4. Сроки проведения исследования.
5. Применение методик описывается по схеме:
№№ | Название шкалы | Автор теста, название | Исследуемая функция | Фактор, влияющий на результат |
6. Название оценочных шкал, принятых как значимые в данном исследовании.
7. Результаты исследования: количественные данные, обобщенная интерпретация данных, аналитическое описание результатов и выводы, рекомендации по результатам исследования.
Журнал консультаций психолога (форма 3).
Дата, время | Ф.И.О., возраст и др. | Причина обращения | Проблематика | Результат |
Графа 2 заполняется с учетом принципа конфиденциальности консультирования.
Примерная программа сопровождения процесса адаптации.
План состоит из 4-х этапов.
I. Подготовительный (август, сентябрь)
II. Диагностический (сентябрь-октябрь, май)
III. Аналитический (октябрь)
IV. Коррекционный (B течение года)
Подготовительный этап.
1. Занятие семинара для психологов. Тема: Работа психолога по обеспечению психолого-педагогического сопровождения развития ребенка.
Адаптация учащихся в 1,5,10 классах. Сентябрь.
2. Разработка плана исследования, подбор диагностических методик. Август.
3. Консультация для учителей 1,5 классов. Тема: "Адаптация ребенка в школе - условие ycпешного обучения. Сентябрь.
2. Диагностический этап.
Название шкалы | Автор теста | Используемы методики | Факторы, влияющие на результат |
1 класс. Сентябрь - Октябрь | |||
1)Уровень развития у учащихся предпосылок к учебной деятельности, а)шкала обученности, | “Диагностико – прогностический в 1 кл” (Е.Екжанова, С.-П.им.Рауля Валенберга) | 1.Графические методики. 2.Точки. 3.ДДЧ. 4.Дорожка звуков. 5.Моторика. | - Состояние самоконтроля учебных действий, - состояние ориенторовочности учебной задачи |
Н. Лусканова “Методика мотивации учения”. | Рис. “Что мне нравится в школе?” Анкета “Отношение к школе". | Отношение к учителю | |
б)шкала обучаемости, | Методика диагностики работоспособности детей и подростков. НИИ Физиологии АПН СССР. "Фигурные таблицы". | Методика использования фигурных таблиц для диагностики умственной работоспособности. | Коэффициент продуктивности умственной работоспособности |
Ноябрь-декабрь | |||
2)Особенности поведения ребенка. | Я. Ковалева "Опросник для учителя". | Опросник дезадаптации | Индивидуальные особенности как отдельного ребенка, так и класса в целом. Выявить основные трудности каждого ребенка и в соответствии с этим построить программу помощи. |
Сентябрь - Октябрь | |||
3)Состояние здоровья ребенка | Битянова "Анкета для родителей". Изучение медицинских карт уч-ся. | Отношение ребенка к учению к школе, особенности поведения. | Состояние самочувствия, настроения, активности. |
5 класс Сентябрь - Октябрь | |||
I.Шкaла обученности. 1) Интеллектуальные способности уч-ся. | Л.Ф. Тихомирова Диагностика готовности младших школьников к обучению в среднем звене. | -Переключение внимания, - Кратковременная и смысловая память. - Особенности развития речи. - степень овладения логическими операциями (сравнение, обобщение,классиф). | Сформированность ряда компонентов учебной деятельности, развитие познавательных процессов у каждого ребенка. |
2) Мотивация учения. | Анкета “Мотивация учения” Овчарова. | Мотивационная сфера | Доминированный мотив учения. |
II.Шкала обучаемости, 3)Работоспособность. | “Шифровка”, авт. Векслер | Работоспособность: продуктивность, скорость, точность, выносливость, надежность. | |
III. Социометрия. | Дж.Морено "Социометрический тест". | Эмоциональные связи: - степень сплоченности, - выявление симпатий - антипатий. | Положение ребенка в системе взаимоотношений с классом. |
IV. Состояние здоровья. | Изучение медицинских карт уч-ся. Анкета для родителей. | Отношение к школе | Самочувствие, настроение. |
10 класс Сентябрь - Октябрь | |||
1.Мотивация учения | ОС Гребенюк "Методика выявления мотивации учения у школьников". | Направленность личности: мотивационная сфера - осознанность; - состав мотива; - обобщенность; - характер умственной деят-ти. | Сформированность учебных компонентов, смысл учения, особенности эмоций, |
2. Работоспособность. | Т.Земских “Особенности умственной работоспособности” | Умственная работоспособность: - особенности произвольного внимания, - сформированность приемов уч. деят-ти, - умение классифицировать и т.д. | Особенность внимания, мышления, Сформированность приемов учебной деят-ти. |
3.Здоровье | Изучение медицинских карт уч-ся. "Анкета для родителей" авт.Битянова Методика ТС авт.Эйдемиллер | Отношение к школе, учению. Состояние самочувствия. | Состояние функционального здоровья ребенка. |
Познавательная сфера
1.1. Произвольность психических процессов
1. Избирательная познавательная активность в соответствии с учебными интересами.
2. Способность к преднамеренному запоминанию, сосредоточению и поддержанию внимания.
3. Способность к распределению внимания между несколькими видами учебной деятельности.
4. Самостоятельное планирование различных видов учебной и внеучебной деятельности.
5. Способность к организации условий для самостоятельного получения знаний, выходящих за пределы школьной программы.
1.2. Развитие мышления
Сформированность понятийного мышления: использование в обучении формальных логических операций (абстрагирование, обобщение, анализ, синтез, классификация, сравнение).
1.3. Сформированность важнейших учебных действий
1. Выделение существенных и несущественных признаков изучаемых понятий.
2. Оперирование всей системой данных учебной задачи.
3. Ориентация на всю систему требований учебной задачи.
4. Способность к рассмотрению изучаемого предмета с разных сторон.
5. Способность к смене стратегии, гипотезы в процессе решения учебной проблемы.
1.4. Развитие речи
1. Богатый опыт речевого общения.
2. Использование речи как инструмента мышления (владение сложноподчиненными конструкциями в устной и письменной речи, связное изложение своих идей, использование доказательств).
3. Грамотность и богатый словарный запас устной речи.
1.5. Развитие тонкой моторики
1. Понятность письма.
2. Аккуратность оформления письменных работ.
3. Способность к различным видам ручного труда.
1.6. Умственная работоспособность и темп учебной деятельности
1. Сохранение учебной активности в течение всего урока.
2. Адаптация к учебной нагрузке.
3. Способность работать в едином темпе со всем классом.
4. Предпочтение высокого темпа работы.
Задание 2.
Проблема:
Низкий уровень речевого развития
Возможные причины:
При объективном снижении умственных способностей по отношению к возрастной норме:
· умственная отсталость
· задержка психического развития или снижение отдельных функций
· психофизический инфантилизм
Без объективного снижения умственных способностей по отношению к возрастной норме:
· высокая личностная или школьная тревожность
· низкий уровень учебной мотивации
· специфические логопедические проблемы
· социально-педагогические условия развития (характер и стиль общения в семье, особенности речевого развития той субкультуры, которой принадлежит семья и референтная группа школьника).
Например, ученица второго класса Валентина К. с большим трудом была переведена во второй класс, материал первого класса остался практически не усвоенным: девочка плохо читает (но любит слушать книги), не справляется с логическими задачами и примерами, требующими вычислений с переходом через десяток. Послушна, спокойна. Не опрятна, не аккуратна. Любит играть, много времени проводит с куклами.
Диагностическое обследование, проведенное по запросу педагога, показало низкий уровень развития мышления, несформнрованность важнейших умственных действий, плохо развитую устную речь, незаинтересованность девочки в успешном обучении. Девочка тревожна, с недоверием относится к взрослым, в классе не пользуется популярностью и уважением.
Из бесед с педагогом стало известно, что девочка три последних года перед школой провела в деревне с прабабушкой, так как в семье родился еще один ребенок, очень ослабленный и болезненный.
Психолог предположил наличие серьезных нарушений умственного развития и организовал дифференциальное углубленное обследование с использованием детского варианта теста Векслера. Интеллектуальный показатель девочки оказался равен 99, при этом по невербальным субтестам – 104, а по вербальным - 94. Особенно низкие результаты были получены по субтестам осведомленности, понятливости, математическому, последовательным картинкам. Последний субтест был повторен после завершения обследования и в условиях обучения и помощи девочка справилась с ним весьма успешно.
Умственное снижение оказалось не столь значительным и провоцировалось в основном низким запасом знаний о мире, несформированностью навыков логического мышления. Учебные проблемы провоцировались низкой социальной и познавательной готовностью ребенка к обучению, отсутствием должной поддержки и предметной помощи в семье, а также самой школьной неуспешностью, которая породила страх, неуверенность в своих силах, апатию.
Таким образом, при выявлении ряда проблем в познавательной сфере ребенка, таких, как низкий уровень произвольности познавательной деятельности, недостаточный для успешного обучения уровень развития мышления и речи, несформированность важнейших учебных познавательных действий, в ряде случаев требуется проведение дифференциального обследования. Оно будет ориентировано на соотнесение уровня интеллектуального развития ребенка возрастной норме. В случае, если предположение об умственном снижении не подтверждается или психолог и без его проведения может отказаться от такого предположения, необходимо так спланировать углубленное обследование, чтобы проверить другие наиболее вероятные предположения о причинах существующих трудностей. При этом он, естественно, может опираться на всю совокупность данных, полученных в ходе диагностического минимума.
Задание 3.
Проблема:
Низкий уровень развития тонкой моторики
Возможные причины:
· специфические нейропсихологические проблемы
· леворукость (необходимо различать трудности, возникающие при обучении письму и рисованию (черчению) у левшей, продолжающих писать левой рукой и трудности переученных левшей, привыкающих к правой Руке).
· психофизический инфантилизм
Задание 4.
Проблема:
Низкий темп умственной деятельности и низкая учебная работоспособность.
Возможные причины:
При объективной обусловленности существующей проблемы:
· особенности нервной системы (инертный или слабый типы нервной деятельности)
· астенизация нервной системы, обусловленная объективными причинами генетического или онтогенетического характера, условиями жизни и деятельности, конкретными событиями
· физическая ослабленность на фоне хронических или острых соматических заболеваний
При защитной обусловленности существующей проблемы:
· высокая личностная или школьная тревожность
· нарушения общения в школе (с педагогами и сверстниками)
· стиль семейного воспитания (гиперпротекция)
· негативный эмоциональный фон внутрисемейных отношений
Например, учащийся 8-го класса, Вячеслав Д., во время диагностического минимума продемонстрировал крайне низкие показатели по произвольности познавательной деятельности, темпу и умственной работоспособности, сниженную учебную мотивацию. Результаты значительно отличались от показателей предыдущего минимума. На невнимательность, вялость, пассивность и низкую эффективность работы жаловались все учителя. Вместе с тем родители отмечали, что при выполнении домашних заданий мальчик может собраться и остается очень успешен во внешней деятельности (занятия в танцевальном кружке).
На основании имеющейся информации психолог предположил, что медлительность, низкая работоспособность и сниженная учебная мотивация являются отражением школьных проблем. Вероятнее, в какой-либо системе социальных отношений. Беседа с классным руководителем позволила уточнить этот вопрос. Педагог отметил, что последние месяцы мальчик практически не общается с одноклассниками, они относятся к нему пренебрежительно. Дальнейшее обследование, в частности, консультативная работа с подростком, позволило обосновать это предположение и выяснить причины его конфликта с наиболее влиятельными членами класса, повлекшими за собой серьезные внутри личностные и учебные проблемы.
В большинстве случаев по итогам психодиагностического минимума психолог может судить о том, какими причинами обусловлены имеющиеся психодинамические нарушения - объективными или защитными, и соответственно построить дальнейшее уточнение проблемы.
Задание 5.
Проблема:
Нарушения общения со сверстниками и педагогами преимущественно агрессивного характера
Возможные причины:
· агрессивность как сформировавшаяся черта личности ребенка и подростка (личностная акцентуация). Она может быть связана как с определенными социально- педагогическими условиями жизни ребенка вне школы, в частности, усвоением стиля агрессивного поведения в семье, особенностями подростковой референтной группы, кроме того, она может быть отражением определенных клинических проблем (так называемой церебральной недостаточности)
· агрессивность защитного характера, как проявление тревожности, неуверенности школьника в принятии его значимыми взрослыми или сверстниками, неадекватное проявление внутренней незащищенности
· агрессивность как отражение несформированности продуктивных форм общения, связанная со стилем семейного воспитания, условиями жизни, опытом предыдущего общения со взрослыми н сверстниками, либо - аутизмом в различной степени выраженности (под аутизмом мы в данном случае понимаем снижение потребности в общении)
· агрессивность как отражение непринятой одаренности, нестандартности личности ребенка
Задание 6.
Проблема:
Нарушения общения со сверстниками, проявляющиеся в форме замкнутости, избегания контактов со сверстниками и педагогами
Возможные причины:
· объективно обусловленные особенности общения ребенка и подростка, связанные с особенностями интеллектуального или эмоционального развития (интеллектуализм, аутизм)
· особенности защитной психологической природы, связанные с высокой личностной или школьной тревожностью. В этом случае замкнутость ребенка часто сочетается с недоверчивостью, опасливостью, особенно - по отношению к новым жизненным ситуациям. Такого ребенка во многих случаях характеризует непродуктивный тип учебной и социальной мотивации - ориентация на избегание неудачи
· замкнутость как отражение низкого уровня сформированности продуктивных средств общения, связанного со стилем воспитания и общения в семье (условно говоря, аутизация социально-педагогической природы)
Задание 7.
Проблема:
Нарушение общения со сверстниками и педагогами преимущественно в форме негативистической демонстративности - сознательном нарушении правил и норм школьного поведения.
Возможные причины:
· несформированность адекватных форм реализации потребности во внимании и признании окружающих, связанная чаще всего с особенностями стиля семейного воспитания
· непризнанная окружающими одаренность и нестандартность личности ребенка или подростка
· высокая личностная тревожность, приводящая к неуверенности в принятии значимыми взрослыми и сверстниками
· как демонстрация подростковой независимости, связанная в большинстве случаев с нарушением нормального эмоционального контакта школьника с педагогами и сверстниками
Задание 8.
Проблема:
Нарушения общения с педагогами и сверстниками, проявляющиеся в чрезмерной исполнительности, конформности ребенка. Общение такого школьника характеризует “прилипчивость”, демонстративная лояльность.
Возможные причины:
l высокая личностная тревожность, проявляющаяся в неуверенности ребенка в любви и принятии значимыми взрослыми и педагогами. Иногда такое поведение выступает своеобразной формой компенсации семейных проблем ребенка (например, таких стилей семейного воспитания как гипоопека);
l эмоционально-личностная инфантильность ребенка, проявляющаяся в высокой конформности, несформированности представлений о своем “Я”, мотивационной незрелости. Часто такие особенности провоцируются и поддерживаются определенным стилем семейного воспитания, отношением к ребенку (гиперопека). В ее основе может также лежать и определенная церебральная недостаточность
Задание 9.
Проблема:
Двигательная расторможенность, неугомонность, низкий уровень контроля над своим поведением и эмоциональными реакциями.
Возможные причины:
· В случае, если расторможенность н неугомонность сочетаются с высокой активностью (учебной, познавательной, социальной или какой-либо другой) и целенаправленностью, можно говорить об особенностях нервной системы (высокая энергетика), проявлениях общей одаренности и высокой познавательной мотивации школьника. В этом случае подобные поведенческие проявления могут свидетельствовать о неполной, недостаточной реализации ребенком своего потенциала.
Дима С., ученик шестого класса, ставил в тупик своих педагогов. В начальной школе он хорошо учился, но отличался очень живым, подвижным характером, был непоседлив и говорлив. Этим он очень раздражал своего педагога, женщину профессионально грамотную, но жесткую. Она не только не поощряла, но и довольно серьезно наказывала мальчика за нарушения установленной дисциплины. Родители во всем поддерживали учительницу. Они тоже считали сына невоспитанным, непослушным, хотя и, несомненно, способным. В конце 5-го класса поведение Димы значительно ухудшилось: он стал раздраженным, дерзким, начал грубить учителям, даже хулиганить: портить мебель, вставлять спички в замки. Учился крайне неровно: 5-2. Легко схватывал новый материал, но интереса к школьным знаниям уже не проявлял. При этом много и с удовольствием читал, занимался авиамоделизмом, шахматами. Родители неоднократно и серьезно наказывали подростка, даже водили к психиатру, но на учет он поставлен не был.
Побеседовав с родителями (относительно истории развития их сына) и с учителями, психолог предположил, что дело в неординарности, широкой одаренности мальчика, к которой оказались не готовыми ни родители (они очень хотели девочку-помощницу), ни педагоги. Тесты на общую одаренность, интеллектуальные способности подтвердили это предположение психолога.
· Особенности поведения защитной психологической природы. Расторможенность как демонстративное поведенческое проявление может возникать на фоне нарушений общения школьника с педагогами и сверстниками
· Двигательная расторможенность на фоне высокой импульсивности поведения, слабой его целенаправленности может свидетельствовать об определенных особенностях нервной системы ребенка, неблагоприятном неврологическом статусе
· Двигательная расторможенность как избалованность свидетельствует об особенностях стиля семейного воспитания и отношения к ребенку
Задание 10.
Проблема:
Нарушения поведения преимущественно в форме депрессивности, астенизированности школьника
Возможные причины:
· депрессивность, обусловленная объективными факторами - усталостью, низкой энергетикой.
Такие особенности поведения могут свидетельствовать об общей соматической ослабленности ребенка, психологическом или психофизическом истощении, а также об особенностях нервной организации ребенка - слабом типе нервной системы, прежде всего. При этом необходимо учитывать, что сам по себе такой тип нервной деятельности не выступает причиной депрессивного состояния школьника. Он становится провоцирующим фактором в условиях, неблагоприятных для обучения и развития детей такого типа.
· депрессивное поведение защитной психологической природы.
Такое поведение может быть вызвано сочетанием различных социально-психологических условий: демонстративная депрессия как отражение неудовлетворенной потребности во внимании, следствие высокой личностной или школьной тревожности, связанной с нарушением контактов со значимыми взрослыми и сверстниками, непризнанная одаренность, наконец, мотивационный уход от деятельности во внутренний фантазийный план может быть связан с потерей интереса к познавательной деятельности (низкой или несформированной учебной мотивацией) .
· общая замедленность темпа деятельности психофизической природы, ошибочно принимаемая за отклонение в поведении
Задание 11.
Проблема:
Нарушения поведения, проявляющиеся в расторможенности влечений ребенка и подростка
Возможные причины:
· патологические, непреодолимые влечения, обусловленные определенными объективными нарушениями психики ребенка или подростка
· расторможенность влечений социально-педагогической природы, связанные с особенностями среды жизнедеятельности ребенка, особенностями семейного воспитания
· расторможенность влечений психологической защитной природы, чаще всего приобретающей черты негативистической демонстративности. Имеет своим основанием нарушения общения со значимыми взрослыми и сверстниками
Задание 12.
Проблема:
Проявление невротических симптомов в поведении школьника, таких, как плаксивость, нарушения речи, навязчивые движения или звуки, психосоматические проявления (боли, аллергические реакции, энурез и прочее).
Возможные причины:
· как проявления ранее существовавших психосоматических нарушений и заболеваний
· высокая тревожность как отражение серьезных нарушений в отношениях со значимыми взрослыми, сверстниками и в семье
· высокая тревожность как устойчивая черта личности (определенный тип акцентуации характера).
Лекция 10. Профилактика школьной дезадаптации.
Провести наблюдение за первоклассником на этапе адаптации в школе (второй диагностический минимум).
Ниже приводится текст методики, предназначенной для организации наблюдения.
В правом столбце перечисляются основные психологические характеристики школьного статуса первоклассника, состояние которых может быть изучено с помощью экспертных опросов.
В левом столбце дается перечень поведенческих проявлений ребенка, которые могут быть рассмотрены как индикаторы успешного приспособления к школе в сферах обучения, общения и психологического самочувствия на данном этапе возрастного развития.
Психолого-педагогическая карта первоклассника.
Параметры психолого-педагогического статуса школьника. | Конкретные поведенческие проявления. | |
1. Особенности учебной деятельности. | ||
1.1.Произвольность психических процессов. | Способен сосредоточиться на задаче и не отвлекаться в процессе ее решения. Может поставить перед собой конкретную учебную цель и последовательно добиваться ее достижения. Понимает требования учителя и старается их выполнять. При возникновении учебных трудностей на уроке прилагает усилия для их преодоления. | |
1.2. Развитие мышления. | На уроке демонстрирует способность обобщать имеющиеся знания. Способен отделить существенные свойства предмета от несущественных. Может связно рассказать о событиях своей жизни. | |
1.3.Сформированность важнейших учебных действий. | Понимает и выполняет указания учителя на уроке без напоминания. Способен выделить в задании основной вопрос и определить пути выполнения задания. Может осуществлять простейшие мыслительные операции в уме, без опоры на наглядный материал. | |
1.4. Развитие речи. | Может пересказать содержание текста или рассказа учителя своими словами. Связно выражает свои мысли. Имеет достаточный словарный запас. | |
1.5. Развитие тонкой моторики. | Пишет разборчиво, выполняет основные требования к письму. Способен рисовать мелкие детали, точно обводить контур. | |
1.6.Умственная работоспособность и темп учебной деятельности. | Сохраняет удовлетворительную работо-способность в течение всего урока. Способен работать в одном темпе со всем классом. | |
2. Особенности поведения и общения. | ||
2.1. Взаимодействие со сверстниками. | Активен в общении со сверстниками, сам выбирает себе партнеров для игр и занятий. Не провоцирует конфликты со сверстниками, не бьет первым. Имеет постоянных приятелей в классе. | |
2.2.Взаимодействие с педагогами. | Может обратиться с просьбой к учителю. Уважительно относится к учителю и соблюдает необходимую дистанцию в общении с ним. Прислушивается к замечаниям и требованиям учителя, старается их выполнять. | |
2.3. Соблюдение социальных и этических норм. | Поддерживает опрятный внешний вид в течении дня. Не списывает домашние задания. Соблюдает принятые в классе правила поведения и общения. | |
2.4.Поведенческая саморегуляция. | При ответе у доски контролирует движения тела (позу, положения рук, ног). Владеет собой в ситуациях, требующих сосредоточенности, молчания или ограничения движений. Контролирует свои эмоции. | |
2.5. Активность и независимость. | Достаточно активен на уроке, стремится проявить свои знания. Проявляет заинтересованность в получении новых знаний. Самостоятельно добирается до школы. Умеет пользоваться школьным буфетом. Способен справиться с дежурством по классу. | |
3. Отношение к учебной деятельности. | ||
3.1. Наличие и характер учебной мотивации. | Редко пропускает занятия. Проявляет заинтересованность в хорошей оценке. Имеет на уроке все необходимые школьные принадлежности. | |
3.2.Устойчивое эмоциональное состояние. | В меру переживает за оценки и критические замечания учителя. |
Лекция 12. Взаимодействие психолога с педколлективом.
Стили взаимодействия педагога и учащихся чаще всего подразделяют на три вида: авторитарный, демократический и либеральный. Наиболее эффективным и оптимальным считается демократический стиль взаимодействия преподавателей с учащимися. Такой стиль общения в воспитательном значении наиболее благоприятен, он действительно в полной мере служит формированию у управляемых субъектов сознательной дисциплины, творческого отношения к делу и формированию активной жизненной позиции у них.
Специальные исследования показывают также, что авторитарный, либеральный и демократический стили взаимодействия можно охарактеризовать целым рядом определенных качеств (признаков), которые группируются и рассматриваются по их формальной и содержательной стороне. Формальная сторона стиля взаимодействия характеризует форму обращения, форму отношения преподавателя к учащимся, а содержательная — суть, основу содержания его отдельных действий и поступков.
Задание 1. Провести наблюдение за характером взаимодействия учителя с учениками и на основе данных наблюдения выявить стиль взаимодействия.
Основные признаки автократического (директивного) стиля взаимодействия.
Формальная сторона | Содержательная сторона |
Обращение к учащимся в основном в форме жесткого приказа, распоряжения, указания | Отношение к учащимся как к бесправным объектам деятельности |
Тон речи командный, лаконичный | Автократ четко планирует свою предстоящую деятельность и требует неукоснительно того же от своих учащихся. Любит планировать все до мелочей письменно. Способен “изобретать” всевозможные графики, отчеты |
Характер речи чаще всего неприветливый | Будучи инициативным, в то же время пресекает инициативу учащихся, не верит в их способности; свое мнение считает единственно правильным и непогрешимым, ставит себя вне критики |
Требования к учащимся в основном завышенные, без учета реальных возможностей и условий | Эффективную деятельность учащихся на уроке обеспечивает в основном за счет “волевого нажима” на них, заставляет “работать на износ” |
Преподаватель подавляет всякое проявление чувств учащихся, не учитывает их психологические особенности. Не обращает внимания на их реакцию на свои действия. Никогда с ними не советуется | Склонен иметь трудности в общении с учащимися. Очень часто сам бывает инициатором конфликтных ситуаций |
Находится вне руководимой им группы (формальное лидерство). Учащиеся такого преподавателя боятся и не любят. Ему часто дают различные прозвища, характеризующие такие отрицательные черты, как: жестокость, злость, неприветливость, неумение (или нежелание) видеть в человеке и его поступках хорошее. Автократ обладает негативным восприятием большинства действий учеников, и у него сильно выражена отрицательная установка на неформальное обращение с ним | Обладает формальным авторитетом, обусловленным в основном его положением (должностью) и временем пребывания на данном посту (в данной должности). К автократу никогда не приходят посоветоваться, поделиться своими радостями и заботами его бывшие ученики, сотрудники |
Преподаватель-автократ редко хвалит учащихся, в основном их ругает, т.е. оценка эффективности их деятельности очень субъективна и предпочтение отдается формальной стороне деятельности |
2. Примерный перечень основных признаков либерального (непоследовательного) стиля руководства (антипода автократического).
Формальная сторона | Содержательная сторона |
Форма обращения к учащимся очень непоследовательна — то просьба или заискивание, то попытка приказа или угрозы. Это обусловлено тем, что либеральный преподаватель не имеет системы четких и постоянных требований к учащимся Тон речи либерала часто ласково-заискивающий или нерешительный, так как он далеко не уверен, что его требование (просьба) будет исполнено Характер речи торопливый, так как такой преподаватель стремится до минимума сократить всякое (в том числе и служебное” общение с учащимися | Преподаватель либерального стиля никогда не име< Наши рекомендации
|