Интерперсональное бессознательное
Если из 100 профессиональных психологов 50 наверняка поймут то, что я описывал в предыдущих главах, то этот параграф я надеюсь, будет понятен хотя бы нескольким из сотен. Я хочу изложить тот слой, который обозначен в традиции глубинной психологии архетипами коллективного бессознательного.
Без сомнения, факт существования группового бессознательного (в нашем обозначении интерперсонального бессознательно-
го) как.глубинного языка сознания, живо и многогранно ретранслирующего ткань переживаний, целостных ситуаций опыта, является уже общепризнанным. Интерперсональное бессознательное проявляется во всех сказках, в мифах всех народов.
Греческое слово архетип в переводе на русский язык означает первообраз. Под архетипами К.Г.Юнг понимал элементы коллективного бессознательного, обозначающие суть, форму и способ связи наследуемых бессознательных первичных человеческих первообразов и структур психики, обеспечивающих основу поведения, структурирование личности, понимание мира, внутреннее единство, взаимосвязь и взаимопонимание людей. Архетип является универсальным мифологическим сюжетом или символом, присутствующим в большинстве культур, который может по-разному интерпретироваться в любых обстоятельствах, не теряя при этом своего основного звучания [254].
Юнг писал: «Любое отношение к архетипу, переживаемое или просто именуемое, «задевает» нас; оно действенно именно потому, что пробуждает в нас голос более громкий, чем наш собственный. Говорящий праобразами говорит нам как бы тысячью голосов, он пленяет и покоряет, он поднимает описываемое им из однократности и временности в сферу вечно сущего, он возвышает личную судьбу до судьбы человечества и таким путем высвобождает в нас все те спасительные силы, что извечно помогали человечеству избавляться от любых опасностей и превозмогать даже самую долгую ночь» (Юнг К.Г., 1987).
Архетип является в наиболее обобщенном смысле сгустком энергии социального бессознательного, формой энергии, несущей в себе протосценарий типовых ситуаций. Архетип Младенца это то, как ведет себя младенец во всех возможных ситуациях жизни и проявляется во всех человеческих традициях. Это и появление на свет, первичная чистота, нерасчлененность, это ранимая юность, девственность восприятия, это и слабость, это и чистота духа. Каждый раз мы можем найти эту многоаспектность архетипа, на языке метафор и эмоционально насыщенных праобразов проявляющих первичные протосценарий человеческого сознания.
Во многих смыслах интерперсональное бессознательное является метафорой, наполненной необычным и уникальным опытом. В силу этого желание поделиться своим пониманием с моими читателями имеет много затруднений. Не потому, что это содержание не было сформулировано с помощью понятий: Юнг и тысячи психологов после него посвятили этому свою жизнь.
Мой опыт переживаний подсказывает мне; что всегда не хватает средств для того, чтобы выразить архетип. По этой причине я
минимально буду использовать при изложении так называемый научный язык.
Рассмотрим пару архетипов — Анима и Анимус, которые оказывают на сознание человека особенно сильное воздействие.
Анима и Анимус являются архетипическими конструктами в юнговской психологии, выражающими женское (Анима) и мужское (Анимус) начало в интерперсональном бессознательном.
Антропологически женское начало соответствует пассивному принципу природы.
АНИМА
В «Символах трансформации» К.Г. Юнг утверждает, что древние видели в женщине либо Еву, либо Елену, Софию или Марию (соответствуют импульсивности, эмоциональности, интеллектуальности и добродетели). Одним из чистейших и наиболее всеобъемлющих представлений архетипа женщины как Анимы является Беатриче в «Божественной комедии» Данте. Все аллегории, построенные на персонификации Анимы, неизменно сохраняют в себе все четыре вышеупомянутые импликации.
Для справедливости следует отметить, что юнговское понимание однозначности архетипов Анимы является недостаточно подробным и точным.
Общепризнано, что Анима представляет собой архетипичес-кий образ высокой степени сложности, где решающим фактором могут оказаться наложенные друг на друга символические аспекты — например, высшие аспекты женщины в качестве Софии или Марии определяют ее функцию персонификации зна-.ния или высшей добродетели; а когда женщина предстает как образ души, она оказывается высшей по отношению к мужчине, поскольку является отражением самых возвышенных и чистых его качеств. В своих низших формах, как Ева или Елена — инстинктивный и эмоциональный аспекты, — женщина стоит на уровне более низком, нежели мужчина. Она выступает в своей наиболее характерной роли — соблазнительницы, «вечной женственности», влекущей все вниз за собой, непоследовательной, ветреной, неверной, лицемерной, в то же время влекущей, таинственной, очаровывающей. Именно здесь проявляются аспект сирены, очаровывающей, отвлекающей, уводящей мужчин в сторону от пути прогресса, эволюции и аспект воды, аспект непроявленности, тайны, бездны, бессознательного.
На наш взгляд, каждая архетипическая реализация Анимы имеет три аспекта, три качества энергии, три способа манифестации,
которые в буддийской психологии обозначены гунами — сатьва, раджас, тамас.
В нашей европеизированной версии субъективное и объективное, психология и онтология, проявленная и непроявленная реальность могут иметь три качества энергии, аспекта, признака проявления:
— сатьва — уравновешенное, духовное, светлое, гармоничное, благое начало,
— раджас — подвижное, страстное, вовлеченное, деятельное, стремящееся начало,
— тамас — косное, инертное, темное, деструктивное, разрушительное начало.
Каждое архетипическое качество Анимы — Ева, Елена, София и Мария не имеют никакой однозначной интерпретации, но имеют три измерения в содержании, признаках и энергии — сатьва, раджас, тамас.
Таким образом, мы можем вычленить 12 возможных манифестаций Анимы (см. рйс. 17)
Рис. 17.
Анима Мария
Анима Мария сатьва
Мария сатьва является самым светлым, благородным, чистым и божественным аспектом Анимы. Мифологическими персонификациями Марии-сатьвы можно считать Майядеву, мать Будды Ша-кьямуни и Деву Марию, мать Иисуса Христа, Тару, рождающую просветленных мужей.
Классическим образцом для европейской традиции этого архе-типического аспекта является Богоматерь-Богородица, Пресвятая Дева Мария, мать Иисуса Христа. Хотя ее имя лишь несколько раз упоминается в Священном Писании (Матф. I, 16, 18 — 25, XIII, 55.
Марка III, 31-32. Луки I, 26-56, II, 1-40, 48. Иоан. XIX, 25-27. Деян. I, 12— 14), этот недостаток восполняется мифами и преданиями о ее жизни в христианском каноне.
Родители ее — Иоаким из Назарета, от колена Иудина, племени царского, и Анна из Вифлеема, колена Левиина, племени Аро-нова, — до старости прожили в бездетности. Господь услышал их усердные молитвы и предвозвещением архангельским у них родилась девочка, которая была названа Марией и которую они уже в четыре года отдали в храм на воспитание, как посвященную Богу. В тринадцать лет она уже была обручена со старцем Иосифом из Назарета. В соответствии с преданием Архангел Гавриил сообщил Марие о рождении от нее Спасителя мира, как изложено евангелистом Лукою (I, 26 — 38), после чего Она три месяца пробыла у родственницы своей Елизаветы. К мужу Иосифу так же пришел ангел и рассказал о тайне воплощения, что рассеяло его сомнения относительно Марии (Матф. I, 18 — 25).
Дальнейшие упоминания не менее скудны (при Рождестве Христа, при обрезании, бегстве в Египет и возвращении в Назарет, беседе отрока Иисуса с мудрецами в храме, в Кане Галилейской при превращении воды в вино, в Капернауме, во время сильного спора Христа с фарисеями в синагоге, при кресте, когда Христос поручил ее попечению своего любимого ученика).
Несмотря на фрагментарность, этого оказалось вполне достаточно, чтобы ясно очертить идеальный нравственный образ Пречистой и Пресвятой Девы, смиренной в величии и во всем покорной воле Всевышнего. Она дожила до 48 лет и почила при многих чудесных событиях, была погребена в веси Гефсиманской. В соответствии с преданием, затем она была чудесно взята на небо. Православная церковь в согласии со всею древнею Вселенскою церковью чтит Богородицу святою и пренепорочною приснодевою, как скорую помощницу и заступницу.
Высшие чувства Марии-сатьвы доступны любой женщине — это духовный, божественный, материнский аспект, выражение безусловной любви к ребенку (даже к идее ребенка).
Это, на мой взгляд, самая чистая форма человеческой любви. Она является любовью не за что-то (ум, красота, сила, богатство, слава...), а просто за то, что есть. Есть люди, которые называют материнскую любовь слепой. На самом деле она самая зрячая, ибо не нуждается в глазах — она идет из глубины души.
Многие зрелые мужчины любят смотреть на беременных женщин не только потому, что в них есть предельная природная полноценность. Всегда возникает ощущение, что они взирают не вовне, а находятся во внутренней благоговейной медитации. Они глядят на
своего внутреннего, еще не рожденного ребенка с умилением, восторгом, с нежной любовью. Еще непонятно — кто это: мужчина, женщина, больной, здоровый, глупый или умный, красивый или бесконечный урод, идиот или гений рода человеческого..., но обмывает она свое дитя мягкими ласкающими волнами любви своего сердца...
Я уверен, что выражение Марии-сатьвы присуще женщине с рождения. Когда вижу, как двухлетняя девочка укладывает спать свою куклу или как пятилетняя девочка с нежностью ухаживает за своим младшим братиком, понимаю, что это прорывается не инстинктивная природа, но истинная духовная, светлая, гармоничная энергия женского начала — Марии-сатьвы.
Для Анимуса эта всеобъемлющая, безусловная, бессамостная и безграничная любовь является высшим достижением в развитии любой духовной традиции (метта в буддизме — драгоценное благородное состояние сознания просветленности, любовь в христианстве как способ обожествления человека, любовь сердца как способ выплавления внутренней пилюли бессмертия в даосизме и т.д.). То, что эта медитация любви для Анимы-Марии-сатьвы является просто данностью и сущностью, состоянием, которое проживается как реальность жизни, вызывает стремление принизить и девальвировать это качество женской души в Анимусе.
А надо бы в каждый раз мужчине становиться на колени от восторга и, может быть, Земля засияла бы любовью и Духом.
Анима Мария раджас
В этом аспекте Анимы мы видим реализацию женского духовного поиска. Это жрицы храма Изиды, пустынницы-матери, православные женщины-святые, женщины, достигшие архатства в буддизме. Они известны своими духовными подвигами в русле какой-либо традиции (христианской, буддийской, мусульманской и т.д.) и затем бескорыстным служением. Следует отметить, что Анима Мария раджас не обладает демиурговым качеством, но манифестирует консервативные тенденции: анима выступает как хранительница традиции и ее высших ценностей, при этом это служение бесконечно искреннее и честное. Именно полная эмоциональная вовлеченность вне критики, скепсиса, преданность служению, бескорыстная отдача идее и идеалу, моральному принципу вне всякой логической, ментальной аргументации является отличительным качеством Марии раджас. Их нет среди апостолов, но много среди последователей и ярких служителей традиции.
Удивительной красоты мифом является римская история о весталках, жрицах храма Весты, жрицах огня. Жриц подбирали очень тщательно, из хороших семей, без физических недостатков. Великий понтифик сам отбирал шестерых девочек от 6 до 10 лет из 20, выбранных по жребию. Они поступали в обучение к старшим на следующие десять лет, сначала пройдя церемонию посвящения Весте. Им обрезали волосы, которые подвешивали в качестве жертвы богине на священном дереве, затем одевали в белую одежду и нарекали именем Амата, которое прибавлялось к их собственному. Проучившись десять лет, молодые жрицы приступали к своим обязанностям, которые должны были выполнять в течение следующего десятилетия. Самой тяжкой провинностью было «осквернение огня Весты» — нарушение данного весталкой обета целомудрия. Виновная наказывалась страшной смертью — ее зарывали живой в землю. Возле Коллинских ворот, у городской стены, в земляном валу выкапывали небольшой погреб, куда спускались по земляным ступеням. В этом погребе стелили постель, ставили зажженный светильник и оставляли небольшой запас еды — хлеб, воду, кувшин молока и немного масла. Это делалось для того, чтобы не оскорблять богиню, уморив голодом священную особу ее жрицы. Нарушившую обет весталку в полном молчании помещали в наглухо закрытые и завязанные кожаными ремнями носилки. Оттуда не было слышно даже ее голоса. Весь город был погружен в глубокую печаль. Когда носилки достигали места заточения, ремни развязывали. Великий понтифик возносил молитвы, воздевая руки к небу перед исполнением страшного приговора, затем вел от носилок весталку, закутанную с ног до головы в покрывало, к роковым ступеням, прямо в могилу. Обреченная молча спускалась вниз, и отверстие закрывали, засыпая его землей. За другие провинности юных весталок беспощадно секли, а если у какой-нибудь нерадивой жрицы священный огонь угасал, то ее бичевал сам великий понтифик. Угасший огонь на очаге Весты считался дурным предзнаменованием для государства, и разжечь его можно было лишь путем трения древесных палочек, что свидетельствовало о глубокой древности обряда, ибо таким способом огонь добывался в первобытные времена. Прослужив десять лет, весталки еще десять лет должны были посвятить воспитанию и обучению вновь принятых девочек. Таким образом, в течение тридцати лет весталки служили своей богине. После этого они имели право возвратиться в свой дом и даже выйти замуж. Но по большей части весталки оставались при храме, поскольку занимали чрезвычайно почетное положение в Риме. Когда они ехали по улице, то все должны были уступать им дорогу. Их показания в суде имели решающее значе-
ние. Оскорбление весталки каралось смертью. Если весталка встречала преступника, осужденного на казнь, то казнь отменялась (Нейхард).
В христианском мистицизме в качестве Марии раджас мы можем вспомнить трех известных женщин. Во-первых — Хильде-гарду Бингенскую — жившую в XII веке аббатису женского монастыря, расположенного примерно в 25 милях к югу от Майнца (Германия). Это была исключительная женщина, автор прекрасных мелодий для песнопений, поэтесса, визионерка, исполненная страстной любви к природе. Она оставила множество сочинений, как на религиозные темы, так и по естественной истории и медицине. Она называла себя перышком, которое несомо дыханием Бога:
«Слушайте: некогда восседал на своем троне один король. Его окружали огромные колонны изумительной красоты, изукрашенные слоновой костью. На них гордо красовались королевские знамена. Вдруг королю вздумалось поднять с пола маленькое перышко и пустить его в полет. Перышко полетело, но не само по себе, а благодаря воздуху, который его нес. Такова и я...» Во-вторых — леди Юлиану Норвичскую, которую посетил ряд «showings» (видений, в которых, как она полагала, Христос явил ей духовные истины). В одном из них она узрела мир как некую целостность, опекаемую Богом. «...Он показал мне маленькую вещицу не больше лесного ореха, которая оказалась у меня на ладони; она была круглой, как шарик. Я взглянула на нее своими духовными очами и подумала: «Что бы это могло быть?» Мне был дан ответ обычным путем: «Это все, что было сотворено». Я спросила, как долго еще суждено пребывать творению; потому что вещица эта была так мала, что, казалось, вот-вот обратится в ничто. И мне был дан ответ в разуме моем: «Оно пребывает, и пребудет вовеки; потому что Бог возлюбил его. Именно так пребывает все существующее — благодаря любви Божией». В третьих — в рамках христианской традиции можно обратиться к святой Тересе де Авила (1512—1582).
Если мы проанализируем любую историю, связанную со священным служением Анимы Марии раджас, (неважно, то ли это история древняя или совсем новая, связанная с мировой духовной традицией или мало известной), мы всегда можем отметить несколько закономерностей:
— право инициации в традицию принадлежит мужчине;
— сам основатель и носитель традиции — мужчина;
— контроль за реализацией главных принципов и достижения базовых состояний традиции принадлежит мужчине.
Анима Мария тамас
Деструктивная духовность женщины — архетипический образ чрезвычайной сложности и, на мой взгляд, в нем отражается вся глубина и неоднозначность характера Анимы Марии.
С одной стороны, это наиболее грозная и могущественная фигура, отражающая и глубинные страхи человека, и самые сокровенные чаяния. Баба Яга, злая богиня, ведьма, колдунья, черная волшебница, шаманка — вот мифологические персонификации, которых всегда боялись не только во всех архаических культурах, но которые и в современных урбанизированных, технологизиро-ванных сообществах навевают ужас.
Мария тамас — деструктивная женская духовность, часто предстает перед нами как захваченная темным чувством, гибельным для мужчины. В мифе об Аттисе, родственном Адонису божестве, рассказывается, что мать богов, Цибела, любила его и из ревности обрекла безумию, после чего он оскопил себя и был убит.
Отношение к ним амбивалентно: во всех культурах они вызывали стремление к уничтожению (вспомним костры инквизиции), одновременно предельное уважение, обращение к ним в самые экстремальные ситуации жизни и по самым важным человеческим проблемам. Но и здесь следует отметить, что они притягивают не благородного героя, мага, воина или возлюбленного, но их тени, связанные с «грязным чудом», черной магией, темным волшебством, где сам чудодейственный ритуал связан оскверненными желаниями и потребностями: злобством, местью, коварством, вероломством, насильной любовью.
Анима София
Как мы уже указывали выше, София тоже реализовывается в трех энергетических аспектах.
Анима София сатьва
Персонификацией Анимы Софии сатьвы является выражение женской земной материнской мудрости. Это — открытость, служение, передача конструктивного опыта, это благородная и безупречная, защищающая жизнь и любую манифестацию жизненности мудрость. Символом мудрости в римской мифологии, богиней, покровительствовавшей городам и мирным занятиям их жителей, была дочь Юпитера Минерва. Ее особым расположением пользовались ремесленники, художники и скульпторы, поэты и музыканты, врачи, учителя и искусные рукодельницы. Празднества в честь пре-
красной и мудрой богини проводились во второй половине марта, назывались квинкватрии и продолжались пять дней. Учащиеся в первый день квинкватрии освобождались от занятий и приносили своим учителям плату за ученье. Даже этот ритуал показывает, что в древности существовала глубокая искренняя благодарность женской мудрости.
Это — аспект Деметры и Софии. Деметра — дочь Кроноса и Реи, сестра Зевса, проявляет, как богиня земледелия, гражданского устройства и брака, самые важные качества Анимы как хранительницы порядка и жизни.
Ее действенный аспект как благородной матери проявляется в мифе о ее дочери Персефоне.
Аид, с согласия Зевса, похищает Персефону. Деметра, после тщетных поисков, узнает об этом от Аполлона. Разгневанная, она покидает Олимп; земля становится неплодородной, и Зевс, чтобы успокоить Деметру, посылает Гермеса в преисподнюю за Персе-фоной, которая отныне могла лето проводить у матери, зимой же должна была оставаться в подземном царстве у Аида.
Деметра делает землю снова плодородной и возвращается на Олимп, предварительно научив елевзинских правителей культуре земледелия.
В культе Деметры также существует божественная духовная мудрость женского плодородия, рождения и воспитания детей. Здесь она выступает как богиня брака и семейной жизни.
В славянской мифологии это Елена Премудрая и другие сказочные персонажи, выражающие женскую мудрость, мудрость земли. Следует отметить, что в славянских сказках все формы манифестации женской мудрости часто являются более выигрышными. Варвара краса — длинная коса, Василиса Прекрасная, Василиса Премудрая, Марфа-царевна, все они в волшебных сказках выглядят носителями хоть и консервативной, обыденной, земной, но прозорливости и мудрости яркой и понятной.
Во многом они еще и являются эталоном мудрого, соответствующего глубокому интуитивному знанию земной жизни, моральному поведению, которое не нуждается ни в анализе, ни в оценке: очевидность правильности.
Именно по этой причине Анимус (архетип мужского начала) подавляет Аниму сатьву, девальвирует ее, манифестируя при этом другие аспекты Анимы Софии — раджас и тамас. Это является выражением комплекса неполноценности Анимуса по отношению к Анима сатьве, так как эти высокие духовные области ему недоступны.
Пусть они не открывают новый космос, но им открыта мудрость земная как базовое состояние души. Именно они сохраняют добродетель, правду продолжения традиции, передачи соли земли подрастающим поколениям, преумножая устойчивость, порядок и неизменную моральную сообразность жизни людей на земле.
Анима София раджас
Второй аспект Софии — раджас — аспект манифестации, проявленности женской мудрости в жизнь людей. София раджас является наиболее частым типажом в реализации женщины в социальном пространстве. Это воспитательницы в детских садах, учителя в школах, преподавательницы в техникумах, ПТУ, колледжах и вузах, врачи, воспитательницы и учительницы в детских домах и других образовательных и воспитательных учреждениях. В основном непонятно, почему они там работают. Профессии не являются престижными, не оплачиваются высоко, а иногда совсем не оплачиваются.
На мой взгляд, именно в этом священном служении другим, бескорыстном сохранении и неизменной передаче традиций, знаний, умений, навыков, способов приспособления к жизни на земле, среди людей, проявляется София раджас через миллионы и миллионы женщин.
В славянской волшебной сказке есть персонификация Макошь, женщина, которая плетет нить судьбы. Это точная метафора факта, что мужчина во многом предопределен женской мудростью, женским знанием и представлением. И нить судьбы прерывается, если входить в оппозицию с Макошь. Жизнь на земле и вправду прервется, если не будет Великой и мудрой матери, не только продолжательницы рода, но носительницы человеческой культуры и традиции.
В римской мифологии Диана (греческая Артемида), богиня-покровительница животных, цветущих полей, зеленых рощ и лесов, которая одновременно почиталась как богиня Луны, подательница света и жизни, является ярким выражением Софии раджас. Она не только дает жизнь, но и сохраняет ее. Возле храма Дианы в Ари-ции, неподалеку от Рима, били целебные ключи, и жрецы богини успешно лечили многие болезни. Была даже устроена специальная лечебница, куда стекались в поисках исцеления поклонники Дианы, верившие в ее врачевательную силу в Тавриде.
Софии раджас сохраняют тепло человеческого сосуществования и не дают нам лишиться знака человечности. Они своей консервативностью и странным бессознательным стремлением к
архаическому матриархальному порядку, сохраняют давнюю мирскую традицию, традицию мира, общины. И укрепляя непонятной верою теплоту взаимного человеческого обогрева, они способствуют продолжению дальше в бесконечность общечеловеческой жизни, не строя футурологических прогнозов, но реально питая и претворяя ее.
Анима София тамас
Персонификации косной, темной, деструктивной, разрушительной энергии Софии многообразны, но имеют объединяющую черту — место знания используется в корыстных целях и эта активность ограничивает личность, умаляет ее возможности, тормозит развитие, лишает позитивного будущего, искажает качества и свойства, лишает силы. Для этого она не занимается колдовством — достаточно места, которое она занимает в социальном организме. Если коснуться волшебной сказки, это, как правило, мачеха по отношению к падчерице. Ее вредительство заключается не только в том, что она психологически репрессирует и выгоняет девушку из дому, обрекая на смерть, но еще и в том, что гробит своего мужа, лжет другим, и это является основным конфликтом сказки. В других сказках аналогом мачехи может быть более взрослая состоявшаяся женщина или сестры героини, которые и являются в данном случае манифестациями Софии тамас.
Анима Елена
Несмотря на то, что архетип Елены как в мифологии, так и в юнгианской психологии, достаточно однозначен — красота, ветреность, непостоянство, ее анализ мы предпримем также в трех энергетических аспектах.
Но чтобы быть точнее в изложении, вспомним сам миф о дочери Зевса и Леды, жены древнейшего лаконского царя Тиндарея, сестры Клитемнестры, знаменитой в греческом эпосе своею красотою.
Божественна и совершенна не только ее красота, изначально Елена несомненно богиня (само имя происходит от sel — светлая).
Но уже в гомеровских поэмах она является смертной женщиной, женой Менелая, царя Спарты.
Из-за похищения ее Парисом возгорается Троянская война. Во время войны она живет в Трое, как жена Париса, раскаиваясь в своем проступке, презирая Париса и желая всей душою возвратиться к первому супругу и покинутой дочери Гермионе.
После взятия Трои Елена снова достается Менелаю, с которым и возвращается в Спарту. В послегомеровских сказаниях Елена выглядит еше более ветреной и непостоянной с девичества (чего стоит сюжет, в котором после смерти Париса она стала женою его брата Деифоба, которого и выдала, по взятии Трои, Менелаю).
К красоте Елены в сочетании с ее непостоянством мужской мир проявляет крайнюю амбивалентость: от обожествления и признания (в гомеровской версии Приам и знатные старейшины троянские отдавали должное ее красоте), до полного презрения, ненависти и уничтожения. В послегомеровский период существовал рассказ, что побочные сыновья Менелая, после его смерти, изгнали Елену из Спарты. Она бежала в Родос, где и умерла, повесившись на дереве. Почему-то вспоминается христианский герой, который также закончил свою карьеру на дереве — Иуда Искариот.
Таким образом, мы видим трансформацию архетипического качества Елены — синтеза красоты и непостоянства — от божественного вознесения до унижающего самоубийства.
Но я живу в XXI веке и мне позволено посмотреть на Елену многомерно — чуть было не написал, с метасистемной интегративной позиции. Это раскрывает мое понимание, но требует дополнительных разъяснений. И потому — лучше приступим к самому изложению.
Анима Елена сатьва
В мифологии трудно найти чистое выражение этого архетипического качества. Многоформность и многоаспектность, предельную гибкость и искренность Анимы отражает Елена сатьва.
Она может сопереживать любому живому существу и проявить искреннее соучастие и поддержку собаке, кошке, улитке, ползающей по стенке аквариума, любому человеку независимо от статуса и возраста, расы и культурной идентичности.
Анима в мифах об Афродите и Елене прекрасна не только и не столько потому, что божественны их лики и совершенны их тела.
Совершенна ее способность понимать и поддерживать, Анимуса в любом обличий. Не зря в составных композициях и группах, античная скульптура и живопись сопровождали Афродиту то Эротом, то Ареем, то Адонисом, то второстепенными божествами — Пайдиой (весельем), Пейфо (убеждением), Эвномией (гармоничностью) и Харитами.
Анима Елена раджас
Анима Елена раджас является проявлением ветрености, непостоянства, текучести женского характера. На уровне персонификаций это Елена или вечно молодая и вечно влюбленная Афродита. Афродита — греческое имя Венеры, богини любви, называется иногда также Афрогенеей, родившейся из пены морской. Венера (лат. Venus) — одно из 12 божеств греко-римского Олимпа, Афродита у эллинов, богиня любви и красоты, мать Амура (Эроса), царица нимф и граций.
По Гомеру Афродита, дочь Зевса и Дионы, обладает поясом, который способен сделать всякую женщину или богиню «прекраснее, чем сама красота». По первоначальному представлению Афродита является олицетворением красоты, высшей чарующей женской силы. Такова златокудрая с блестящим и влажным взглядом и сладкой улыбкой на устах Афродита в Илиаде, сопровождаемая Харитами и вызывающая удивление и восторг всего Олимпа.
Елена раджас — дитя красоты, ветрености, многоформности, гибкости. Она может быть любой. Не зря уж Илиада знает еще Афродиту-победительницу, воинственную и царственную, которая является покровительницей троянцев. И без сомнения — в ней страсть и желание обладать мужчиной как энергией жизни. Рассказы о ее замужестве с безобразным Гефестом (Вулканом) и о любовных похождениях с Ареем (Марсом) появляются впервые в Одиссее.
Елена раджас проявляет тотальную эмоциональность, но ее вовлеченность в любые отношения честна и естественна. Аспект раджас выражается в страсти, вожделении и одновременно неустойчивости и быстрой смене желаний, интересов, влечений. Елена раджас — это яркое выражение иррациональности Анимы, ее бессознательности. Елена раджас отличается тем, что спокойно принимает любую форму. При этом же на сущностном уровне она не является ни одной из этих форм. Душа Елена раджас как сосуд, в который можно налить и нектар, и простую воду. Меняется содержание, но не меняется сосуд. Он всегда пуст и желает наполниться.
Анима Елена тамас
Наиболее точной мифологемой является история о Гарпиях — богинях вихря, которым в Одиссее приписывается похищение людей, пропавших без вести, где они представлялись крылатыми чудовищами, птицами с девичьим лицом. Такими являются они в
сказании аргонавтов, где мучают слепого фракийского царя Фи-нея, похищая и оскверняя у него пищу.
Елена тамас является Пандорой и выполняет все ее функции. В соответствии с древнегреческим мифом это женщина, созданная Гефестом, по повелению Зевса, в наказание людям за грех Прометея. Гефест создал ее из воды и земли в образе чудной красоты, сообщил ей человеческий голос, силу и прелесть. Афродита, Пейто и Хариты украсили ее дарами своей божественности; горы увенчали ее гирляндами из весенних цветов, а Гермес внушил ей льстивость, хитрость и лживость и также дал ей способность красиво говорить. Одаренная всеми этими дарами, она получила еще от Зевса сосуд.'в котором были заперты все человеческие несчастья. Искушенная любопытством, она открыла крышку сосуда и выпустила на свет все человеческие несчастья, прихлопнув только одну Надежду, которая осталась в сосуде, как замена счастья.
Анима Елена тамас проявляет всю чудовищную подлость и лживость женской души.
Измена, порок, злословие, гадливость, клевета, интриги, вся темная ночь женской души в сумерках Богов, вся ее змеиная ядовитая суть — укусить сильнее и украдкой-Ничего нет хуже во Вселенной, чем энергия и реализация Елены тамас. Сколько невинных душ она погубила, сколько слез пролито, скольким она открыла двери в смертоубийство.
Не счесть судеб, сгубленных ею, не измерить глубины ее подлости. О болото вонючее, океан гноя, смрад женской души...
Но даже геенна огненная бессильна против этой трясины человеческой — Елены тамас.
И Анимус тоже.
Бессилен мужской космос перед ликом великой и ужасной Гарпии, соединяющей полет человеческой фантазии со змеином ядом, хаосом женской души вне всяких моральных ограничений.
И нет Надежды.
Анима Ева
Мы рассмотрим ее тоже в трех аспектах: сатьва, раджас и тамас, хотя в глубинной психологии отношение к ней однозначное и достаточно негативное.
Анима Ева сатьва
Аспект Евы является наиболее выраженным естественным природным аспектом Анимы. Ева — праматерь человеческого рода,
жена Адама. Еврейское название ее Chawah, что значит «жизнь», так как именно она послужила источником жизни для всего человечества. Она была сотворена из ребра Адама, это означает ее органическую духовную близость к мужу, для которого она служит соответствием и дополнением, являясь его «помощницей». Подтверждение этого повествования можно найти в арабской поговорке: «ты мое ребро», означающей теснейшую дружбу и сообщество.
Чистым образцом этого архетипического качества является греческая «Небесная» Афродита, Афродита-Урания, власть которой распространяется на всю природу и, по выражению Еврипида, низводит на землю любовь и плодородие. Затем она становится богинею любви, покровительницей браков и в ней олицетворяется женская производительная сила.
Как известно, в соответствии с ветхозаветным мифом, поддавшись искушению змия, Ева первая вкусила запретного плода. В дальнейшей библейской истории о Еве совсем не упоминается. В Новом Завете о ней говорится только как о виновнице грехопадения человечества (2 Кор. XI, 3; 1 Тим. II, 13).
Именно поэтому, наверно, само обозначение Евы в европейском мышлении стало нарицательным и ассоциировалось с косной животной энергией женщины, увлекающей мужчину со столбовой дороги прогресса, духовного пути и творчества.
Одновременно только она и является продолжательницей человеческого рода несмотря на политические, экономические, экологические промышленные или военные катаклизмы, которые всегда сотрясали социальный мир.
Именно женская Цроизводительная сила Евы сатьва является сущностной нитью жизни человечества и именно она рожает детей несмотря ни на что. То ли воюет мужчина, то ли осваивает космос, то ли занимается философией. Сатьве Еве, я думаю, глубоко индифферентно, чем он таким странным занимается. Думаю и в этом еще одно доказательство ее мудрости.
Анима Ева раджас
В мифологии чистым выражением Евы раджас является Афро-дита-Пандемос (всенародная), олицетворявшая собою идею плотской любви и сладострастия. Под финикийским влиянием Афродита сближается с Астартой и становится богинею страсти и чувственности.
Чувственность и телесность Евы прагматичны — она овладевает мужчиной, его вниманием, для того чтобы получить его энергию (в деньгах, материальных ценностях, в статусном продвижении,
интеллектуальном удовольствии, духовных прозрениях и переживаниях, популярности, карьере, славе, защищенности или еде — неважно).
Привлекательность Евы в ее сексуальности и чувственности. Без сомнения — она продажна, но ее продажность искусно закамуфлирована в социальные формы и инструментирована в сложные ритуалы, эмоциональные, интеллектуальные и поведенческие алгоритмы.
Если Еве сатьве важно родить, то Еве раджас важно родить для кого-то с получением за это чего-то. Ева раджас не живет без умысла. Ее умысел примитивен, но точен и безупречен.
Анима Ева тамас
Как известно, на последней стадии эволюции, трансформации качества и энергии, Афродита была низведена в Афродиту Гетеру (Etaira), а в Коринфе и Эфесе даже имела эпитет pornh, т.е. представительница грубой и разнузданной чувственности. Таким образом, Анима от Урании, богини судьбы и предназначения, с Олимпа была сокрушена до животной естественности. На мой взгляд, такая трансформация заложена в самой логике отношений Анимуса к Аниме, мужчины к женщине.
Мужчина обожествляет Аниму, когда она далека, высока и недоступна. Она на самом деле на Олимпе, Богиня рядом с Богами.
При втором приближении она рядом и она становится прекрасной женщиной.
И в зависимости от сценария финала она становится или злой ведьмой, или консервативной стервой, или лживой гарпией или сексуальной самкой, которой в имени человека даже можно отказать.
На мой взгл