Сознание пробужденного существования
Быть пробужденным означает реагировать на любую ситуацию в соответствии с тем, какова она на самом деле, а не какой она кажется или какой человек ее хочет видеть. Когда человек пробужден, нет необходимости заботиться о личной тождественности. Это состояние единства или аннигиляции (фана), в котором индивидуальное самоопределение кажется растворенным в целом реальности. В этом состоянии человек не воздвигает барьеров между собой и Богом, потому что ясно, что никаких барьеров не существует.
Суфийские учителя описывают стадии на пути духовного развития. Их девять:
1) обращение или покаяние;
2) терпение и благоговение;
3) страх и надежда;
4) отказ от себя и бедность;
5) вера в единственность Бога;
6) любовь, стремление, близость, удовлетворенность;
7) намерение, искренность и правдивость;
8) размышление и самопознание;
9) память о смерти.
Размышление о смерти может быть сильным средством борьбы с нежелательными привычками и положениями. По мнению суфиев думать о собственной смерти — значит упражняться в том, чтобы более ясно осознавать текущий опыт. Это один из способов, чтобы начать процесс личностного роста.
В некотором смысле Аль-Газали описывает цикл, начинающийся с обращения и покаяния и заканчивающийся размышлением о смерти. Цикл может начаться и иначе — с размышления о смерти, ведущего к психологическому, состоянию, предшествующему покаянию и обращению.
Некоторые суфийские школы используют упражнения, вызывающие «тонкую настройку» тела и ума, но лишь в тех случаях, когда это может быть эффективным. Наиболее широко известны так называемые «танцы дервишей», соединение музыки и движений. Цель состоит в вызывании состояния ритуального экстаза, чтобы приблизить контакт ума суфия с мировым умом, частью которого он себя считает. Упражнение может состоять в движении, движении с музыкой или только в музыке. Суфийские Учителя утверждают, что хотя музыка может быть полезна в вызывании определенных состояний для ограниченных целей и в определенное время, но адепт не нуждается в стимулах и не переживает никакого экстаза. Фактически может считаться само собой разумеющимся, что цель экстаза состоит в прохождении за его пределы.
Использование танцев для вызывания этого состояния экстаза описывает Берк: «Такой танец — это движения тела, связанные с мыслью и звуком, или рядом звуков. Движения развивают тело, мысль фокусирует ум, звук соединяет их и ориентирует их на сознание божественного единения, называемого «хал», что означает «состояние»: «состояние экстаза». Экстаз — это физическое состояние, позволяющее пережить и понять определенный опыт; это просто радостное, приподнятое состояние. Тело не является источником опыта; это канал, через который проходит опыт.
В психологии принято (а кроме того, это и реалистично) признавать, как мало мы знаем и насколько больше мы должны исследовать, прежде чем мы сможем начать понимать человеческое поведение. Суфизм же явно утверждает, что знает то, что говорится. Суфии утверждают, что есть Учителя, которые знают, что именно важно, то есть знают, как учить учеников восстановлению своего естественного пробужденного состояния. Задача суфия не состоит в понимании всего поведения; нужно лишь знать, как передать то, что Аль-Газали называет «достойным знанием», то есть знание, которое может помочь нам распутать наши личные и культурные осложнения более эффективно [153, 184, 237].
Христианство как духовный путь
Христианство как учение основывается на идеях более древних арийских традиций. Ведийский миф, проходящий основной нитью через все религии арийского мира, одушевляет все символы, обряды и формы христианства. Поэтому в христианстве мы снова встречаем те церемонии, кбторые раньше составляли внешнее, символическое изображение ведийского мифа: рождество, церемонии пасхи, причащения, обряды, молитвы, процессии, песнопения [71, 91, 124, 133, 143, 150].
Ежегодно в день зимнего солнцестояния — 25 декабря — праздновалось рождение Агни; в этот день солнце как бы начинало новую жизнь. Рождение это возвещалось звездой, появление которой на небе совпадало с поворотом солнца. Когда культ Агни сменился культом Христа, этот праздновавшийся повсюду день был признан церковью днем рождения Христа. День летнего солнцестояния — 22 июня — христиане назвали Ивановым днем, ссылаясь при этом на относящиеся к Христу слова Иоанна Крестителя: «Ему должно расти, а мне умаляться». Действительно, начиная с Рождества Христова, день увеличивается, между тем как после Иванова дня, Рождества Иоанна Крестителя, он убывает.
В день весеннего равноденствия установились особые церемонии, которые олицетворяли смерть и воскресение солнца. Во времена язычества эти празднества продолжались целую неделю, которая носила название «святой». В римской церкви церемония воскресения огня в страстную субботу представляет собой следующее. Добытый посредством деревянной свастики огонь служит для зажигания пасхальной свечи; одетый во все белое дьякон берет тростник, «ветазу» ведийских гимнов, с тремя прикрепленными к нему свечами, которые соответствуют трем фигурам ведийского цикла, и зажигает их, произнося у каждой свечи: «Свет Христов», затем
зажигается пасхальная свеча, воск которой заменяет жертвенное масло. Наконец, Христос является под именем Агнца (Agnus — пасхальный ягненок), которое представляет собою, по-видимому, латинизированную форму индийского слова «Агни» — «огонь». В древности год начинался весной. Повсюду воскресение солнца праздновалось церемониями, которые напоминали о символической смерти этого светила и заканчивались радостными возгласами в честь его возвращения. Празднество начиналось в день мартовского полнолуния, в то время, когда солнце вступало в созвездие Овна (ягненка, агнца). Христианская пасха — это не что иное, как продолжение этого древнего обычая.
Молитвам древнейшие народы приписывали особое влияние на таинственные силы природы. Отсюда возникли магия и волшебство. Обожествление слова, отдавшее божественную силу в руки жрецов, послужило для последних средством забрать власть в свои руки. Жестикуляции, сопровождающие молитву, заимствованы из язычества и буддизма. Как свидетельствуют многие древние монеты, язычники во время молитвы простирали руки вперед и слегка поднимали их над головой. Буддийские священники становились во время молитвы на колени. Такова же была и молитвенная поза египтян. Формулы важнейших молитв, таких как «Отче наш», «Верую», «Исповедую», по-видимому, заимствованы из маздеизма, который в свою очередь почерпнул их из ведийских учений.
Молитва вызвала появление четок, которые облегчают многократное механическое повторение одних и тех же слов. По всей вероятности, изобретателями такого способа молитвы были буддисты. Святой Доминик усовершенствовал четки, утроив первоначальное число шариков, благодаря чему одни и те же слова в одном и том же порядке можно было повторять 150 раз.
Обычай совершать процессии возник из потребности поддержать культ богов посредством одного из его важнейших внешних проявлений. В Риме во время мистерий совершались торжественные процессии — по улицам носили статуи богов и богинь под молитвенное пение жрецов и верующих, к которым в равной степени относились мужчины и женщины, рабы и свободные. Апулей в своих «Метаморфозах» так описывает процессию в честь Дианы: «Богиню несли в торжественном шествии. Одетые в белое женщины шли впереди, осыпая путь цветами. Сзади них шла толпа народа со свечами и факелами; затем следовала музыка, главным образом флейты и трубы; за ней хор одетых в белые одежды детей, которые декламировали красивые стихи. За ними верховные жрецы и жрицы, закутанные в белые покрывала, со своими тонзурами подобные земным светилам, несли священные реликвии всемогущих
богов. Другие, одетые в такие же одежды, сзади них несли алтари. Потом шли боги; за ними один из жрецов нес священный ковчег, в котором сокрыты все тайны возвышенной религии. Другой .жрец нес на своей счастливой груди досточтимую статую всемогущей богини». Процессии совершались у римлян каждую четверть года для того, чтобы испросить у богов дождя или хорошей погоды [71, 91, 124, 133, 143, 150].
Все церковные обрядные формы, принятые в христианстве, еще не составляют сущность самого учения. Так, святой Серафим Саровский говорил: «Молитва, пост, бдение и всякие другие дела христианские, сколько ни хороши они сами по себе, однако не в делании только их состоит цель нашей христианской жизни, хотя они и служат необходимыми средствами для достижения ее. Истинная же цель жизни нашей христианской состоит в стяжании Духа Святого Божьего. Пост же, и бдение, и молитва, и милостыня... суть средства для стяжания Святого Духа Божьего». Примечательно, что все эти воззрения совпадают с аналогичными представлениями религий Востока.
Так же как и многие другие религиозно-этические учения, христианство имеет великолепно сбалансированный психотехнический пласт.
Одним из самых старейших является воздержание от пищи, которое подразделяется на голодание и пост. Установлением Русской православной церкви предусмотрено 220 постных дней: еженедельные однодневные посты по средам и пятницам, однодневное голодание в Крещенский и Рождественский сочельник, в день усекновения главы Иоанна Предтечи, в воздвижение Креста Господня. Многодневные посты — Великий пост (49 дней), Петров пост, Успенский пост, Рождественский пост (40 дней).
Пост — это воздержание от пищи животного происхождения (мясо, молоко, яйца, рыба, растительное масло) и потребление только хлеба, растительной пищи, воды, сырых овощей и фруктов.
В церковном уставе есть указания о большей или меньшей строгости в принятии пищи в некоторые дни поста. Например, в сырную неделю Великого поста можно есть молочные продукты, сыр, яйца, в другие дни разрешается растительное масло и т.д. Больным, беременным женщинам и занятым тяжелым трудом допускается некоторое послабление в строгости поста, чтобы пост не привел к упадку сил.
При голодании христианин должен полностью воздерживаться от пищи. В Библии сказано, что Моисей, Илья и Христос голодали сорок дней. Известно, что царь Давид часто голодал, иногда воздерживаясь от пищи до 12 дней. Иосафат узаконил голодание как
средство оздоровления по всей Иудее. Каждый желающий принять звание священнослужителя проходил долгий период моления и поста.
Голодание и пост являются не столько методами восстановления здоровья, а сколько психопрактиками, приводящими человека к особым духовным состояниям. Огромное количество отцов церкви на протяжении всей истории христианства черпали в голодании свои духовные силы. Христианские пророки знали, что голодание и пост — это путь к внутренней духовной чистоте, воздержание не только от пищи, но и от грехов.
В психотехниках христианства нельзя обойти такой метод освоения духовных пространств, как чтение духовной литературы, а именно Библии, жития святых, изречений святых отцов церкви и др. Христианину советуется читать в день хотя бы по строчке из Священного Писания. Духовные писания христианства являются результатом глубоких размышлений о проблемах человеческого существования, жизни и смерти, о чести и долге, милосердии и доброте, любви и сострадании. Вне сомнения, познание и сопереживание с христианской добродетелью и мудростью наполняют человека смыслом и помогают решить те вопросы жизни, которые он не может решить самостоятельно. Эта функция остается живой, открытой, надежной для любого православного человека и в XXI веке.
В христианской традиции издревле применяются техники зву-котерапии в нескольких вариантах.
Во-первых — это хоровое пение в церкви. Пение в хоре не только доставляет удовольствие, но и снимает нервно-психическое напряжение, раздражение. Самое главное — даже слушание хорового пения в церкви создавало и создает особый настрой души, благостность.
Во-вторых — колокольный звон, который не только напоминал христианину, что Бог на земле есть и церковь, но и являлся особой поэзией духовных состояний.
Особой формой стяжания истины, осознания и очищающего переживания в христианстве всегда была исповедь, беседа со священником. Любое переживание, которое мы не можем рассказать другим, бередит душу и является источником тревоги и беспокойства, страдания. У христианина всегда была возможность искренней и доверительной беседы со священником, возможность очищения души, получения духовного, совета и человеческой поддержки, соучастия в трудный час жизни.
Основное место в психотехническом пространстве христианства принадлежит молитве. Святые отцы православной церкви
создали дивные молитвы, благотворно влияющие на душу и тело. Молитвы являются духовными помощниками христианина в любой ситуации. Но есть особые молитвы, которые могут помочь человеку обрести благодать Господню. Среди них наиболее известна Иисусова молитва.
Она произносится так «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного». Эта молитва обучает со временем непрестанной молитве и состоянию молитвенности: простая словесная молитва переходит к сознательной, внимательной молитве ума, затем к умственно-сердечной молитве, сопровождаемой только мыслями и чувствами, без слов. Высшей формой освоения Иисусовой молитвы является постоянная сосредоточенность и созерцательность в молитвенном состоянии.
Великими учителями в Иисусовой молитве были Иоанн Лествич-ник, блаженный старец Серафим Саровский, священноинок До-рофей, преподобный Нил Сорский. В практике молитвы они учили тишине, остановке мыслей, тонкому дыханию, чтобы в конце концов молитва проникла в сердце блгодатью, просвещающей, орошающей, действующей как духовное помазание — любовью к Богу и ко всем людям.
Православной церковью издавна применялись и различные запахи для вызывания особых состояний. Ладан, который используется в пространстве церквей, улучшает самочувствие, настроение паствы, мобилизует внутренние силы человека, а также является психологическим якорем особого, молитвенного, возвышенного состояния в церкви.
, Дополнительными психотехниками христианства являются и групповое слушание проповедей, и выполнение различных, достаточно сложных ритуалов инициатического характера и посвященных значительным событиям в жизни Церкви. Они всегда наполнены сакральным смыслом и имеют важное значение для присоединения христианина к психодуховным измерениям бытия, близости его к Богу и вечной жизни в теле Христовом.
Немаловажны в этом отношении молитвенное созерцание икон и огня свечей. Образы при этом вызывают определенный контекст переживаний психодуховного характера, а огонь свечи медитативно-трансовое состояние отрешенности и благодати.
Глубинный смысл христианства заключается в образе жизни, упорядоченном церковными праздниками, постами, ежедневными или еженедельными посещениями храма, сосредоточенностью в сознательной молитвенности. Квинтэссенция христианства — морально-этическое пространство общения с добром, истиной,
прекрасным, любви к ближнему, соборности и общинности совместного существования людей в любви к Богу и человеку.
Одним из главных корней российской духовности и трансперсональной психологии на Западе является христианский мистицизм, который считается основой христианской теологии и практики. Он включает следующие характеристики:
1. Бог понимается в качестве внутренне присутствующего в человеческом существовании.
2. Люди призваны в качестве своей жизненной задачи развивать любовь и служение всему человечеству и всему созданию.
3. Иисус Христос является моделью и внутренним гидом, проводником для этого личностного развития.
4. Личностный рост понимается в историческом контексте христианского сакраментального служения, теологической рефлексии и общинной поддержки. Этот путь обычно включает медитативные молитвы (Judy, 1991).
Это направление мышления и практики укоренено в учениях Иисуса и практике ранних отцов-пустынников и матерей-пустынниц. В этом значении мудрость христианства была достаточно хорошо выражена рядом христианских мистиков Средних веков в Европе, в учении Нового Завета.
Христианский мистицизм провозгласил необходимость развития полноты любви, которую Иисус считал процессом личностной трансформации от ограниченного Эго-сознания до состояния космического сознания. В некоторых случаях этот процесс может быть описан как внутренний брак между человеком и Богом. В других случаях он описывается как подчинение Богу. В попытке церкви описать этот процесс на языке доктрины, он иногда называется «обожанием». Под обожанием христианская церковь понимает возможность человеческого роста навстречу тому, чтобы включить полноту Бога внутри себя, своего собственного ума и сердца.
Христианский мистицизм указывает на пример Иисуса. Христиане, которые позднее были названы отцами-пустынниками и ма-терьми-пустынницами, проводили свою жизнь в уединенных районах Сирии, Египта и Палестины. Это было широко распространено в III столетии и расцвело в последующие 300 лет. Записи внутренней жизни этих людей хорошо представлены в ранних трудах из «Добротолюбия». Они строго преследовали искушающих их демонов и представали в эмоциональной полноте перед Богом. Пустынники-отцы и пустынницы-матери культивировали человеческий дух с той живостью, которая характеризует также продвинутых практиков других важных духовных традиций. Их опыт обнаруживает прямую связь с современными трансперсональными
переживаниями, практикой и прозрениями, переживанием-растворением в изначальном.
Уединенная жизнь пустынников была утверждением ценности индивида, что было весьма необычно для того времени. В этом отношении весь Запад во многом обязан им за их способность переживать и доказывать такую автономность. В дополнении к культивации внутреннего Христа и поклонения Богу, подчеркивание христианством распятия и воскрешения Христа установило массовый архетип процесса смерти-возрождения и заняло центральное место в западном сознании. Этот архетип остается центральным для трансперсональной практики и в наше время. Цикл годовых христианских праздников фокусируется на рождении, смерти и возрождении. Год за годом, через чередование сезонов Рождества, Пасхи, Вознесения это время опять прославляется.
Пустынные отцы и матери практиковали медитативные молитвы для познания себя и внутреннего роста. Краткие цитаты из «Доб-ротолюбия» показывают важность самоосознания духовного опыта, открытого через эти практики. В VI веке бенедиктинцы составили кодекс жизни монастырей, который известен как «Правило Св. Бенедикта». Одним из ключевых принципов был особый способ медитации, называемый «lectio divina» (лат.), который включает медитацию на короткой фразе или на отрывке из писания. Направление практики состоит в том, чтобы привнести святую мудрость в практикующего. Медитация на Иисуса или Иисусова молитва становится главным направлением восточной ортодоксальной практики. Это исключительно хорошо описано в «Откровенных рассказах странника духовному своему отцу». Медитативное поклонение Марии также широко распространяется в Европе.
Для современной трансперсональной психологии очень важны «трансперсональные картографии человеческой души», развитые рядом средневековых мистиков. В этом смысле весьма интересны работы Бонавентуры, который жил с 1217 по 1274 год и был профессором университета в Париже и общим министром при францисканцах. Его работа «Путешествие души к Богу» задает модель духовного развития и карту человеческого сознания. Связь человеческого сознания с Богом начинается с физической сферы, тела и чувств. Первый уровень сознания для Бонавентуры является наиболее присутствующим. Он любит сенсорный мир, и мистерия проявляется во Вселенной через чувства. Бонавентура направляет читателя взглянуть в естественные силы человеческого ума. Здесь он рассматривает память, воображение, математику, рассуждение и другие свойства ума и т.д. На картографию Бонавентуры опирался Данте в «Божественной комедии».
Западная модель психологического духовного развития происходит из традиций христианского мистицизма. Эта модель имеет свои корни в писаниях греческого философа III в. Плотина, который концептуализировал духовное развитие как состоящее из 3-х стадий, включающих очищение, просветление и объединение. Очищение включает тот же тип эмоционального и мотивационного самоисследования, который Данте описывает в «Чистилище». Просветление, как кажется, происходит из прямого восприятия реальности, похожего на созерцание Бога Бонавентуры как бытия и как божественности. Плотиновская стадия объединения включает поглощение индивидуума в божественном и лежит в области чистого восприятия, иллюстрированного в дантевском слиянии с изначальной любовью и бонавентуровским преодолением рассуждения в экстазе. В своем исследовании мистицизма Э. Андерхилл описывает переживания многих христианских мистиков и расширяет эту модель на 5 стадий: пробуждение самости, очищение самости, просветление самости, темная ночь души и объединеняющая жизнь (Уайт, 1996). Эта модель хорошо соответствует курсу духовного развития, описанного св. Терезой Авильской (текст XVI в. «Внутренний замок»). «Внутренний замок» представляет всепоглощающее и зрелое утверждение о прогрессе индивидуальной жизни как мистического брака индивидуума с Богом. Такой путь особенно соответствует людям с богатым воображением, психическим осознаванием и сильной эмоциональностью [71, 91, 124, 133, 143, 150].
Христианские мистики оправдывают это учение об обожествлении человека, представляя его как необходимое последствие воплощения —. принятие Богом человеческой формы. В поддержку этого аргумента они ссылаются на авторитет отцов церкви. «Он стал человеком для того, чтобы мы могли стать Богом», — говорит св. Афанасий. «Я слышал, — говорит св. Августин о своем периоде жизни, предшествовавшем обращению, — Твой голос, взывающий ко мне свыше: «Я — Пища тех, кто полностью вырос; расти и тогда ты станешь питаться Мною. Это не превратит Меня в тебя, подобно тому, как ты превращаешь пищу в свою плоть, но таким образом ты сам превратишься в Меня»». Экхарт лишь излагал точку зрения отцов церкви, когда он писал: «Господь наш говорит каждой живой душе; «Я стал человеком для тебя. Если ты не станешь Богом — ради меня, — ты плохо поступишь по отношению ко мне» (цит. по Уайт, 1996).
Первое, что вытекает из этих сообщений, из того выбора символов, которые мы находим в этих сообщениях, — это то, что великие мистики обеспокоены тем, чтобы любыми способами донести истину до нас, и что под обожествлением они имеют в виду вовсе не
надменную цель своего отождествления с Богом; но это обожествление является переливанием их самости в Его самость и обретением доступа к новому порядку жизни, столь высокому и настолько пребывающему в гармонии с реальностью, что он может быть назван только лишь божественным. Снова и снова они уверяют нас, что личность не утрачивается, а становится более реальной. Так Бёме, пытаясь описать единство между словом и душой, говорит: «Я дам вам земное подобие этого. Наблюдай светящийся раскаленный кусок железа, который сам по себе черный и темный, и огонь, который проявляется и светит через это раскаленное железо, которое само начинает светиться. Железо не перестало быть железом, оно остается всего лишь железом. Источник огня тоже остается самим собой — он не вбирает в себя железо, но он проникает в железо и светит теперь через него. Это такое же железо, как было и до того, само по себе свободное от чего-либо, как и источник огня. Так же и душа по отношению к Божеству: Божество проявляет себя через душу и сияет в душе, в то время как душа не может постигать все Божество, — это оно, Божество, постигает душу, но не изменяет ее (и она не перестает быть душой) но лишь дает ей божественный источник Величия» (цит. по Уайт, 1996).
Практика христианского мистицизма установила западную модель сознания и духовного развития. Она определила методы для исследования внутренних областей и искания целей жизни. Христианский мистицизм является одной из изначальных сохранившихся традиций на Западе, сознательной, но внутреннего качества рефлексией человеческого ума. Он образует корни и самой психологии, и трансперсональной психологии. Многие из находок или традиций остаются очень важными и до наших дней. По мере того как все больше исторических источников становится доступными, богатый диалог с трансперсональной психологией становятся все более и более развернутым.
Святой Григорий Палама (1296 — 1359), афонский монах, является одной из ярчайших фигур Православного христианского эзо-теризма. Этот эзотеризм более всего известен в традиции исихаз-ма, от греческого слова hesychia — «покой», «мир», «тишина», «одиночество», «молчание». Можно сказать, что именно в этом аспекте Православная церковь сохранила самую глубинную связь с основой христианского Откровения, так как традиция исихазма, — как и всякий подлинный и ортодоксальный эзотеризм — настаивала на полной реализации сакральной христианской доктрины через личный опыт практикующего христианина-аскета. Григорий Палама во всей цепи исихастической традиции, идущей от Апостолов через отцов-пустынников к афонским монахам XIV века и далее к
традициям русского православного старчества, сохранившегося вплоть до XX века, занимает уникальное место (Мейендорф, 1985).
Взятый из русского перевода греческого «Добротолюбия» текст Григория Паламы является ярким примером доктрин христианской инициации и христианского эзотеризма во всех их отличительных чертах. Этот текст является блистательной отповедью, данной нетерпимой и претенциозной церкви «внешних», стремящейся навязать свою ограниченную точку зрения не только пастве, но и активным монахам-эзотерикам, логически принадлежащим к церкви «внутренних». Возражая хулителям исихазма, святой Григорий перечисляет все те пункты, которые и отличают эзотеризм от экзотеризма. Здесь мы можем обрести ключи, взятые из сердца христианской православной традиции, которые позволяют однозначно понять разницу между «внешней» и «внутренней» сторонами традиции, и, уяснив это на примере христианства, для нас не составит никакого труда увидеть такое же разделение в других традициях (Мейендорф, 1997).
Основной претензией к исихастам со стороны экзотериков было обвинение в «обожествлении» тела. Отсюда вытекали и все остальные укоры. Этот вопрос на самом деле не может быть разрешен простой апелляцией к компетентности или некомпетентности либо критикующих, либо критикуемых. Дело обстоит гораздо глубже, так как в двух возможных отношениях к телу, к телесной реальности в целом и особенно к человеческому телу, проявляются две метафизические позиции, определяющие либо «внешних», либо «внутренних». Исихазм настаивал на возможности и даже на императивной необходимости преображения плоти, и не только в перспективе грядущего всеобщего Воскресения, но здесь и сейчас, в актуальной и конкретной практике, практике монашеского алхимического преображения, т.е. в процессе инициации и духовной реализации.
Все учение св. Григория предполагает действие Личного Бога. Не покидая неприступного света, в котором Он обитает вечно, Бог устремляется к человеку и объемлет его Своей Благодатью и действием. Главная цель богословского учения св. Григория — защитить реальность христианского опыта. Спасение — не только прощение. Это подлинное обновление человека. И обновление достигается не высвобождением каких-то природных энергий, присущих тварному бытию человека, но «энергиями» Самого Бога, Который через них встречается с человеком, и объемлет его, и приемлет в общение с Собой. Учение св. Григория затрагивает всю систему богословия, весь корпус христианской догматики. «Природа и энергия — не одно и то же». Если Божественная сущность ничем не от-
личается от Божественной энергии, то рождение и исхождение ничем не отличаются от творения.
Сейчас нередко утверждают, что богословие св. Григория можно описать в современных терминах как «экзистенциалистское». Но оно в корне отлично от тех концепций, что сейчас называются этим именем. В любом случае св. Григорий спорит со всеми «экзистенциальными теологиями», которые потерпели неудачу, пытаясь объяснить Божественную свободу, динамизм воли Божией, реальность Его действий. Св. Григорий прослеживает эту тенденцию начиная с Оригена. Греческая имперсоналистская метафизика здесь обречена на поражение. Если у христианской метафизики есть какие-то корни, то она коренится в метафизике личности (Мейендорф, 1997).
В последнее время в интегративной и трансперсональной психологии произошло существенное расширение поля поиска, и от первоначальной ориентации в сторону Востока она устремились на поиск собственной почвы, вглубь европейской религиозно-философской и духовной традиции. В новых антологиях по интегративной и трансперсональной психологии мы находим имена отцов-пустынников из «Добротолюбия», Бонавентуры, Я. Беме, св. Терезы Авильской, Мейстера Экхарта, Э. Сведенборга, исихас-тов православной традиции.
Христианство это особый духовный путь — путь любви и милосердия между людьми, когда человек постигает истинный смысл божественного через любящее отношение к другому.
1. Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая, или кимвал звучащий.
2. Если имею дар пророчеств, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так-что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто.
3. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том ни какой пользы.
4. Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится,
5. Не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла,
6. Не радуется неправде, а сорадуется истине;
7. Все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.
8. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.
13. А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше.
(I послание к коринфянам, 1—8, 13)
Все есть в христианстве — и суровые аскетические практики, и молитвы, и песнопения, и созерцания образов, но истинное сердце христианства — ЛЮБОВЬ.
Бог есть любовь.
(Иоан., 4:8)
Да любите друг друга.
(Иоан., 13:34)
И вроде так просто — полюби ближнего и ты уже в райском саду, и господь рядом смотрит любящим взором, и ты уже в теле Христа, и ты уже в изначальном...
Уже третий год пишу эту книгу. Часто, вчитываясь в предыдущие строки, думаю — христианин ли я? Понимаю ли я, что читаю и пишу в этой книге. Если понимаю, то, сокровенно ли это понимание, ведь понять — значит измениться...
«По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Иоан., 13:35).
Много ли в православной стране христиан?!
Но может этот крик души и был гласом вопиющего в пустыне, но может и не это важно.
Важно, что двери христианства открыты каждому.
Важно, что существует открытая возможность найти опору в смыслах, которые проверены миллионами людей, жаждущими Духа.
Важно, что существует возможность вкусить целостность и непротиворечивость бытия в любви и сострадании.
ГРУСТЬ ПО ПРОСВЕТЛЕНИЮ
Человек — это канат, натянутый между животным
и сверхчеловеком, — канат над пропастью.
Опасно прохождение, опасно быть в пути,
опасен взор, обращенный назад,
опасны страх и остановка.
В человеке важно то, что он мост, а не цель;
в человеке можно любить только то,
что он переход и гибель.
Ф. Ницше
Если вы посмотрите внутрь себя, если вы посмотрите вокруг себя, то увидите свой внутренний и внешний мир как мир ограничений. Личность для своего существования всегда придумывает карцер. Для некоторых установленность и однозначность решетки напряжений создает ту гурджиевскую личность, которая была им обозначена тюрьмой сознания.
Устойчивость и возможность самоорганизации, самоидентификация, автономность обеспечивается, как мы указывали выше, неким напряжением между «Я» и «не-Я». Эта уникальная архитектоника напряжений и создает личность, как некую динамическую систему отношений, оценок, качеств, свойств и состояний.
Личности нет вне этих напряжений. В обыденной жизни только личность Проявляется и имеет значимость. Если мы будем исходить из определения сознания как «живой открытой системы, наполняющей внутреннюю и внешнюю реальность смыслом, отношением и переживанием», то личность мы можем рассматривать как некую многоцветную призму, искажающую реальность. Мы можем так же рассматривать личность как некую уникальную разноцветную мозаику, особым образом фильтрующую реальность (внутреннюю и внешнюю) и в соответствии с гаммой переживаний дарующую человеческому сознанию состояния души (эйфории, дисфории, скуки, депрессии, экстаза, веселья, умиротворенности, тоски, печали и других, часто даже не передаваемых словами).
Я не могу передать свое состояние прямо сейчас: сижу в своем кабинете, за столом компьютера, кресло облегает тело, смотрю поверх монитора, а там медная статуя Эйфелевой башни, покрытая пылью, а за ней Сергий Радонежский смотрит мне в глаза с какой-то невыразимой грустью над распятием Спасителя; через наушники льется музыка Клауса Шульца, моя левая рука устало лежит на столе и капля пота катится на левую бровь и сотни других сигналов, пробивающихся сквозь мозаику моей личности создают некое состояние, которое я уже не в силах описать словами.
Почему мне так трудно описать свое состояние? Неужели оно настолько глубоко, что не касается языка слов. Неужели 25 лет занятий практической психологией сделали мою личность настолько прозрачной, что сознание стало воспринимающим, но не переживающим. Имеет ли смысл трансформация, если она ведет к тишине, к покою, Равностности? Не лучше ли страдание, чувство вины, страха? Они ведь так реальны и предельно ощутимо связаны с жизнью на земле.
Может — «вкусить соль земли» и есть страдание, а кто не страдает, тот и не живет вовсе.
Может — благостное смирение и есть Равностность, но из чувства полного принятия страдания как факта человеческого существования, через жизнь, Эго, личность, сопереживание (я говорю не о сознании: сознание не способно к страданию). То, что сознание не способно к страданию, я окончательно понял, вернувшись
после конференции в свою квартиру. Я чем-то заболел на этой конференции. Но пик этой болезни пришелся на тот момент, когда я после приезда с конференции лег на свой кожаный диван. Померил температуру — было около 40 градусов. Это меня не удивило, не обрадовало. Это были цифры на градуснике. Я был покрыт каким-то странным, липким потом, все плавало, стягивало, сводило ноги. Нутром я понимал, что где-то рядом блуждает смерть. При этом мое сознание просто наблюдало, что происходит. И с любопытством ждало, что произойдет дальше. Не хотелось никого звать, тем более звонить «03». Ничего не хотелось предпринимать. Наблюдалось.
«Только перед лицом смерти рождается «Я» человека» — эти слова принадлежат блаженному Августину. Говорят, что трансформационная сила, заложенная в столкновении со смертью, способна совершить огромный сдвиг в жизненных стратегиях человека. Будто смерть действует как катализатор, способный поднять человека с одного уровня существования на другой, более высокий. Я не знаю, что бы бы