Проблема изначального состояния сознания
Проблема «изначального» состояния является стержневой не только для философии, истории, психологии, этнографии, герменевтики и других многочисленных наук. Она основная во всех религиозно-теологических и духовных традициях.
Вопрос о первичности всегда был камнем преткновения для рефлексивного ума.
Мы не претендуем на новое раскрытие проблемы, но достаточно большой опыт применения измененных состояний сознания, духовных психопрактик в своей внутренней работе, а также огромное количество экспериментов с участниками групп личностного роста позволяют нам рассмотреть проблемное поле с новых точек зрения.
Тексты, описывающие «изначальное» состояние, являются недостоверными источниками. Это продукты уже расчлененного, раздробленного, бинарного окультуренного сознания. Сознания, которое уже имеет в своем содержании конфликты, проблемные ситуации, противоречия. Сознания, которое не способно рефлексировать вне дифференциации, бинарных смыслов в этике, эстетике, морали, вне оценок состояний и поведения.
«Изначальное» состояние является проекцией желаемого, мечтой о возврате, проявлением жажды гармоничного, счастливого, безопасного, растворенного в Боге существования. Проецирующий и жаждущий уже изгнан из рая и находится внутри добра и зла.
Кто в «раю», кто существует в изначальном, целостном состоянии, — не описывает, не представляет, не жаждет.
Жаждущий каждый раз сталкивается с безмолвием «изначального», как одинокий вопиющий в горах Заратустра слышал только свое эхо.
В каждый раз человек встречает этот краеугольный камень эпистемологии, и каждый раз мы встречаем только жалкие потуги что-то нарисовать или написать на нем («Здесь был Вася» или «Здесь был Платон» — нет разницы между авторами). Тем более — пишет каждый, рожденный и осознающий, даже не умеющий писать, так как никто не может обойти этот камень на пути жизни.
Проблема бытия «никем» является онтологической проблемой человеческого существования, экзистенциальным стержнем бытия рефлексирующего сознания.
Попробуем произвести небольшое путешествие внутрь «камня». Мы честно признаем, что наше восприятие и структурирование этого пространства является больше интуитивной догадкой или опытом трансперсональных путешествий. Строго научных в позитивистском, материалистическом понимании методов исследования и эксперимента, по нашему мнению, для такого объекта, каковым является «изначальное» состояние, не существует.
Рассматривая состояние «никто», мы предполагаем, что в нем нет расчлененности на субьектно-объектные отношения, что это некий предперсональный уровень сознания.
Что это означает?
а) погруженность индивидуальной психики в реальность при
роды, космоса, человеческих взаимоотношений,
б) нерасчлененность потока времени, вневременность суще
ствования индивидуальной психики.
Можем ли мы обнаружить какой-то этап в эволюции человечества, который отображает качество погруженности психики в изначальное состояние?
Мы предполагаем, что именно этим качеством обладала психика при первобытнообщинном строе (в соответствии с гипотетической классификацией Ф.Энгельса). Обозначать этот способ существования экономической формацией или общественным строем вряд ли имеет смысл, так как они проявляют больше нашу потребность организовать предысторию человеческой культуры в соответствии с нашим способом мышления/Этот феномен сознания хорошо прослеживается на примере имени. В архаичных культурах, сохранившихся до современности (знаменитые исследования Леви —Брюль и пр.), человек не говорил «Я», а называл себя по данному имени (не «Я пришел», а «Белый орел пришел»). Очевидно, что на данном уровне развития сознания не может быть экзистенциальных проблем и вытекающих из них кризисов (если я есть часть рода, как палец есть часть тела, то моя конечность не есть конечность всего рода, как потеря пальца не есть смерть всего тела).
Быть «никем» для представителя первобытного стада охотников является буквальным фактом:
а) носителем персоны было племя, а не индивид. Индивид ничего не имел своего. Все принадлежало племени. Самое главное — индивид не вычленял себя из племени, не был личностью, индивидуальностью в современном психологическом понимании. Его жизнь отождествлена с жизнью и с сезонно биоритмической ак-
тивностью племени. Племя представляло собой единый организм. Индивид был частью этого организма, ее функционально-топологическим элементом. Так же, как рука или нога, или сердце не выживает отдельно от организма, так и индивид был обречен на гибель вне племени. В некотором смысле тело индивида идентифицировано с телом и жизнедеятельностью племени. Любая биологически важная активность была вплетена в активность племени, и индивид не представлял своей отдельности. Более того, воля индивида была подчинена общей воле племени. Даже выражение таких интенционально и жизненно важных сил, как воля к жизни и воля к власти в (форме доминирования) необходимо было вплетено во внутреннюю организацию общности.
б) индивид был погружен в живую, одухотворенную природу.
В философии и исторической психологии такая особенность иден
тификации психического называется анимизм. Мир, окружающий
индивида, был не просто одухотворен в каком-то всеобщем онтоло
гическом смысле: каждая живая и неживая форма была взаимо
связана с существованием человека. Он был един с природой. Он
был живой частью живой природы и живого космоса. Он был пре
дельно зависим от капризов этого одухотворенного пространства.
Облака, солнце, небо, пролетающие птицы, звери лесные, деревья,
овраги, камни на холме и сам холм... все они были частицами его
жизни. Для него они имели не предметный характер, они состав
ляли живую одухотворенную ткань его жизни.
в) существование вне линейного времени. Для первобытного
человека время является иллюзией, он существует «в полноте вре
мени», можно даже сказать в вечности. Нам хочется отметить фак-
туальность восприятия индивида в «изначальном» состоянии —
возможность существования всех событий как происходящих од
новременно. В этом смысле человек в «изначальном» состоянии
может пониматься как существующий всегда.
Мы можем предположить, что наша тяга к «вечной жизни» подпитывается существующей в настоящем архаической памятью вневременного существования. Мы легко можем представить естественный ритм ночи и дня, тепла и холода, небо, облака и изменяющуюся погоду, бесконечное чередование приливов и отливов, сна, покоя и активности поиска, течение потоков, сменяющие друг друга времена года, бесконечность существ и организмов, живущих в море, населяющих землю, летающих в воздухе — все сущее вместе в сплетении сложных, неуловимых, невидимых, беспристрастных сил природы... Все они создают вместе единую, искусную, развивающуюся биосферу, сливающуюся в геологические и клима-
тические эры вечного за пределами периода жизни любого индивидуального организма.
в) моральная индифферентность. Психическое было погружено за пределы добра и зла. В такой реальности даже болезнь, старость и смерть теряют свое «зловещее» качество. Ритм рождения и смерти, драма хищника и жертвы, страдания индивидуальных существ, даже вымирание целых родов и племен — все является стихийным и естественным, абсолютно невинным, ибо все это полностью бессознательно и поэтому не способно ни на преднамеренность, ни на раскаяние.
Все эти качества в их единстве являются описанием метафорического «сада Эдема». Одновременно это является описанием «изначального» состояния человеческой психики. Так четыре качества структурно определяют психобиологические условия, давшие, как говорит современная наука, начало развитию человеческого сознания.
Сейчас остро стоит вопрос: можем ли мы восстановить утраченную целостность — согласовать ситуацию экспоненциального взрыва со всем неосознаваемым опытом (заданным культурой прошлого), который человек несет в себе. Тем более что современные исследования сознания поставляют многочисленные свидетельства, поддерживающие мировоззрение великих древних традиций. И мы думаем, что все-таки имеет смысл внимательно отнестись к древней традиции и попытаться использовать зафиксированную в ней информацию для более глубокого понимания природы сознания человека, его эволюции.
Разрыв реальности - шаманские традиции
Все духовные традиции, которые мы будем рассматривать, на мой взгляд, не являются ни ошибочными, ни примитивными, ни глупыми.
Они выполняли важнейшие функции для человеческой жизни:
— во-первых, они давали онтологическую определенность, четкое и однозначное понимание сущности мира и места в нем;
— во-вторых, они задавали карту реальности, а также правильные способы взаимодействия с ней;
— в-третьих, они имели экзистенциальное и морально-этическое содержание, четкие представления о добре и зле и задавали четкую оценку человеческому поступку;
— в-четвертых, они задавали четкий ритуализированный ритм главных событий жизни от рождения до смерти, да и саму смерть наполняли смыслом перехода;
— в-пятых, они несли интегративную и психотерапевтическую
функции — в любой самой страшной жизненной ситуации чело
век был инструментирован знанием того, что происходит (может
быть фантастическим, но уверенным и достоверным для человека)
и методом, что нужно делать.
Шаманизм насчитывает, согласно археологическим исследованиям наскальных рисунков и мест древних захоронений, около 40000 лет. Пещерная живопись доказывает, что пещеры использовались для магических, ритуальных целей. В некоторых случаях исследователям приходилось в течение нескольких часов ползти в глубь пещеры, чтобы достичь места, где можно было найти картины и соответствующие предметы для ритуалов. Возможно, что одиночество внутри этих пещер было техникой инициации, использовавшейся для исследования внутренних областей человеческого существа. Отметки на рогах оленя и костях показывают, что уже 30000 лет назад люди вели подсчет фаз луны, и позволяют говорить, что пещерные ритуалы и другие культурные практики имели сезонную или периодическую направленность [56, 68, 73, 85, 135, 142, 209, 247].
Шаманская культура, пещерная живопись являются наиболее ярким проявлением верхнего палеолита (от 35 до 10 тыс. лет назад). Существует следующий перечень археологических культур верхнего палеолита:
— ориньяк (30—19 тыс. лет тому назад),
— солютре (18 — 15 тыс. лет тому назад),
— мадлен (14 — 10 тыс. лет тому назад) (Шкуратов В.А.,1994).
Мы предполагаем, что верхний палеолит является последним
этапом целостности человеческой психики, временем, когда психическая реальность индивида сохраняло качество бытия «никем».
В силу того, что шаманизм является достаточно значимым социальным и психологическим явлением даже в настоящее время, когда субъектно-объектные отношения являются достоверной реальностью функционирования личности в социуме, имеет смысл остановиться на этом явлении достаточно подробно.
С одной стороны, автор этих строк предпринимал многократные попытки «шаманских путешествий». Мы взяли в кавычки шаманские путешествия, так как считаем, что современному человеку чрезвычайно трудно погрузиться в «изначальное» состояние. Он идентифицирован с Эго и это создает огромную помеху в проникновении в мир «никто», в целостное мировосприятие шамана.
Шаманы были первыми профессионалами в работе с людьми. Во многих смыслах они являлись первыми психотерапевтами. Им же принадлежит пальма первенства в социальной работе в кон-
тексте помощи людям (соплеменникам) в кризисных состояниях. Они являлись посредниками между внутренней жизнью племени и внешними занятиями. Они руководили всеми «обрядами- перехода», такими как рождения, инициации при достижении половой зрелости, свадьбы и смерти, а также всеми «ритуалами силы», которые являлись попытками усилить потенциал племени мощными природными силами в период таких кризисов, как голод, буря и эпидемия [76].
Роль шамана варьируется от культуры к культуре в зависимости от различных обстоятельств. В некоторых культурах шаманская идеология, техники и ритуалы преобладают в социальном взаимодействии, в других — оказывают второстепенное влияние.
По сути, сила шамана лежит в овладении экстатическими техниками с использованием сновидений и трансовых состояний. Экстаз в своем первоначальном смысле означал альтернативное состояние сознания при осознании единственной эмоции — восторга. Шаман также в совершенстве владел традиционной мифологией, генеалогией, системой верований и тайным языком племени, целительскими методами. Молодые люди, призванные стать шаманами, привлекали внимание своей любовью к одиночеству, желанием бродить по лесу по недоступным местам, видениями и спонтанным созданием песен. Иногда они входили в состояния, подобные трансу, теряя при этом сознание. Люди племени относились к этим состояниям с большим благоговением, поскольку верили, что духи увлекли душу шамана в место, где они его обучают, иногда это мог быть предок шамана, передающий ему тайны профессии.
В некоторых культурах поведение будущего шамана описывается словами, которые, кажется, говорят о психопатологии. Это соответствует истине, потому что этим людям необходимо вылечить самих себя, чтобы стать шаманами. Часто кризисное состояние, граничащее с безумием, провоцируется в будущих шаманах внезапным объявлением перед лицом других членов племени об избрании их духами для этой профессии. В других случаях это инициирующее заболевание вызывается снадобьями, постом и другими формами аскетизма. Несмотря на любые значения ритуалов, во всех обрядах инициации воспроизводится символический паттерн смерти и возрождения [30, 58, 135, 143].
И только после такого очищающего опыта шаман обретал шаманскую целительную силу. Тогда они получают новую плоть, и духи обучают их магическому искусству. Они видят богов на небесах; они учатся находить души больных, что заблудились или были' похищены демонами. Они учатся тому, как помочь душе умершего
найти новое место жительства; и они приобретают новые знания, регулярно общаясь с высшими существами.
Говорится, что шаманы умирают и возрождаются к жизни множество раз. Они знают, как сориентироваться в неизвестных областях, в которые они попадают во время экстаза. Они учатся исследовать новые уровни существования, которые открываются им в их опыте [13].
Антропологам хорошо известно, что похожие шаманские системы существуют в Тьерра дель Фуэго, в верхней части Южной Америки, в Лапландии (Северная Европа), Сибири и Южной Африке. У австралийских аборигенов, отделенных от всего человечества в течение тридцати или сорока тысяч лет, система в основе своей такая же.
Существуют доказательства того, что шаманы владели подробными знаниями об использовании многих снадобий, вызывающих альтернативные состояния сознания. Религиозная литература Индии указывает на использование в древности мифического или по крайней мере не открытого еще психоделика, называемого сомой, который позволял войти в контакт с внутренними силами природы. Примитивные племена Центральной и Южной Америки известны своим использованием в ритуальных целях таких снадобий, как йядж, пейотль и многих других, вызывающих экстатические переживания. Иногда экстаз вызывался ритмом барабанов и танцами, длящимися всю ночь.
Есть также причины верить, что древние шаманы занимались практиками, которые можно обозначить как прототипы современных систем йоги и медитации.
Общим утверждением является то, что, находясь в альтернативных состояниях сознания, шаман мог диагностировать болезнь, видеть будущее, видеть предметы, находящиеся на большом расстоянии от него, идти по горячим углям и говорить с духами умерших. Сообщения этого типа можно встретить во всех воспоминаниях исследователей и ученых.
При всем кажущемся примитивизме шаманской культуры мы должны признать тот факт, что именно они закладывали базовый паттерн разрыва реальности. Именно шаманской культуре принадлежит одновременное существование в хилотропной и холотропной реальности, в реальности жизни примитивного племени со всеми ее бедами и заботами и в реальности духов, экстатических эмоциональных состояний, видений. Именно в шаманском прасознании возникла вторичная отраженная реальность, реальность идеальных образов, символов.
При этом вторичная отраженная реальность являлась не менее фактуальной, чем первичная. Нарисованный в пещере бизон или
медведь были настолько же реальны, насколько бизон или медведь в лесу. Запредельная реальность духов умерших не менее реалистична, чем жизнь соплеменников. Нам кажется, что была целая эпоха, когда две реальности были абсолютно равнозначны и расширение, разрыв реальности в шаманском мышлении на два пласта (сейчас принято их называть идеальный и материальный) — необходимый шаг в эволюции человеческого самосознания. «Идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней» (К.Маркс). Нам очень хотелось бы отметить, что это «пересаживание» происходило не в простой голове, а в процессе разрыва реальности в «сумасшедшей» шаманской голове. Сумасшедшей вне сомнений, так как адекватность шаманского миросозерцания и сейчас подвергается сомнению. Сила и интенция шаманской культуры к воспроизводству идеальной реальности была предельно героической.
Обряды посвящения, характерные для сибирского и центрально-азиатского шаманизма, включают в себя ритуальную последовательность. Сибирские шаманы утверждают, что во время ритуала они «умирают» и лежат бездыханными в течение трех или семи дней в чуме или другом изолированном месте. При этом возникают истые галлюцинации того, что тело разрывают на части демоны или духи предков, оголяются кости, очищаясь от плоти, уходят воды, глаза выходят из глазниц...
Многие выдающиеся фигуры в духовной истории человечества от шаманов до святых мудрецов и основателей великих религий, таких как Будда, Иисус, Мохамед, Рамакришна, Бодхидхарма, Св. Антоний, Св. Тереза, Св. Иоанн Креститель и другие, все они пережили сильные фантастические состояния, которые инициировали и катализировали их духовное развитие. Во многих фрагментах из Вед, Упанишад, Палийского канона в буддизме, древних книг мертвых, текстов из Христианской мистики и других духовных священных писаниях мы можем прочитать описания переживаний альтернативных состояний сознания.
Вышеупомянутые примеры показывают, что духовное открытие обычно вызывает мощное необычное состояние сознания, часто с ярко выраженными чертами архаической матрицы смерти-возрождения, которые, конечно, могут быть, а могут и не быть сопровождаемы хорошей интеграцией и стабилизацией на новом эволюционном уровне. Действительно возможен факт, когда человек имеет сильные мистические переживания, которые не имеют результатов в духовной эволюции. К великому сожалению, мы такие случаи очень часто встречаем в своей приватной практике. С другой стороны вызывает сомнения тот факт духовного разви-
тия, которое происходит без сильного переживания необычных состояний сознания. Продолжая аналогию с сумасшествием шамана, можно предположить, что духовная эволюция в некотором смысле является движением за пределы нормы человеческого сознания.
Если мы правильно поймем природу изначального состояния, то нам не покажется удивительным, что опыт соприкосновения с ним представляет собой важный механизм духовного открытия и духовной эволюции. Кроме обширных доказательств из современных исследований сознания, которыми достаточно интенсивно занимается автор этих строк, вышеуказанная идея может быть продемонстрирована многими примерами из духовной истории человечества. Опыты психодуховной смерти и возрождения или «второго рождения», которые близко связаны со спонтанными переживаниями биологического рождения, являются неотъемлемыми в ритуальной и духовной жизни многих культур. Они играют важную роль не только в шаманизме, первобытных ритуалах перехода и в древнейших таинствах смерти и возрождения, но и в христианстве (в этом смысле показателен разговор между Иисусом и Никадимом о важности второго рождения «из воды и духа»), в индуизме (становление архатом или дважды рожденным) и в других великих религиозно-этических и философских системах. Многие духовные тексты демонстрируют сходство между мистическими состояниями и детским (изначальным) восприятием мира («Будьте подобны детям, дабы войти в царствие Божье»),
Более того, — во многих картинах духовного развития возвращение к более ранним стадиям эволюции является абсолютно необходимым. Наиболее показательны в этом отношении концепции реинкарнации и кармы. Концепция реинкарнации и кармы представляет собой краеугольный камень в зороастризме, даосизме, в раннем христианстве, буддизме, индуизме, джайнизме, сикхизме. Вера в предыдущие жизни является общечеловеческим культурным феноменом. Формы этой веры можно найти в исторически, географически и культурно различных группах: у неоплатоников и гностиков, у различных африканских племен, в Полинезии, в Бразилии, у американских индейцев, в доколумбов-ских культурах.
В некотором смысле «шаманская болезнь» и «шаманский экстаз» со спонтанными визуальными видениями симптоматичны. Они так же, как элевсинские таинства смерти и возрождения, проводившиеся в Древней Греции в течении более чем двух тысяч лет, а также другие мистерии религий в средневековой эпохе были признаками неизлечимой болезни псюхе — тоски по изначальному состоянию.
Паттерн смерти шамана символичен. Именно когда умирает простой человек, с ним вместе умирает первичная нерасчлененность психической реальности. Когда рождается шаман, умирает целостность и возрождается бинарность человеческого сознания, человеческого существования.
Ненасытный взор
Во всех мировых религиях этот разрыв реальности определяют как «отделение от Бога», «первородный грех знания». «Вкусить от древа знания» является онтологическим шагом из изначального состояния, из состояния «никто». В метафорическом смысле «отделение от Бога» может рассматриваться как модель отделения индивидуального человеческого сознания от широкой коллективной бессознательности естественного мира. И когда человек становится «кем-то», когда он идентифицирован с качеством индивидуального самоосознания, в этот момент он отлучается от Бога. В этот момент он изгоняется из сада Эдема, ибо обладающий знанием уже там не живет, и жить не может.
Там, где есть «со-знание», отделенное знание, там, где есть «Я», уже нет естественного порядка, ритма, силы, нежности, красоты, единства природного мира.
Там, где есть сознание, появляется желание совершенства (не так важно в чем — в вещах, в идеях, условиях жизни) — это поиск утраченного рая. Каждый человек на уровне клеточной памяти имеет опыт изначального состояния. В теле, которое существует уже миллионы лет на этой земле. Это больше, чем ваше сознание, чем ваше Эго, чем вы.
И хотя ваше сознание не помнит изначального состояния, но бессознательно вы продолжаете стремиться к нему. И каждый пытается любым способом вновь достичь сада Эдема.
Желание изначального состояния, состояния «никто», всегда остается с вами, оно никогда не удовлетворяется.
Десять лет назад я организовал тренинг «Танец Духа» в Тункин-ской долине, в святых буддийских местах Бурятии. В один из дней я предложил себе и участникам тренинга прожить в течение 14 часов в молчании и в какой-то из буддийских медитаций типа сатьяпатха-ны или анапаны сатьи йоги. Это было в местности семи источников и там было множество мест паломничества буддистов. Для себя я выбрал место для медитации в середине горной реки (местность была в предгорьях Саян). Это был огромный валун. Объектом медитации я выбрал поток реки. В течение первых двух часов я никак не
мог ужиться на этом камне и прогуливался то вверх, то вниз. Затем угнездился. Но мое Эго никак не могло понять смысла созерцания потока воды. Я все время отвлекался. Даже постирал все. Наконец ничего не осталось делать. Промелькнула мысль, что можно что-нибудь вырезать из дерева: со мной был хороший нож. Но мысль просто промелькнула. Я уже созрел для медитации. В течение трех часов я сидел и смотрел. На реку. Возникало огромное количество мыслей. Сперва они были содержательны и переживались как нечто важное. Затем их стало все меньше и меньше. Они были обрывочны, смутны. Затем я впал в какой-то туман. Не было мыслей, но были попытки думать. Затем не было попыток. Я ускользал в транс. Возникали новые цвета. Возникало ощущение, что я один на земле, и никого нет, и уже никого не будет. И река, и валуны, и лес на берегу, и горы казались как будто другими, нереальными. Они жили в другом свете. Когда я проникал в зеркало воды, становилось невозможно. Я начинал терять сознание. Я терял сознание. В первый раз, когда это случилось, я долго окунался в ледяную воду, мне хотелось придти в себя, в свое привычное состояние. Когда я уходил в последний раз, я лежал на валуне и было ощущение, что я всем своим телом не просто прилип к нему, но что валун проглотит меня, что меня не станет и все кончится совсем, навсегда. Во мне было ясное понимание, что если я не уйду из этого места сейчас, то я никогда не уйду.
Через двадцать минут, когда я уже шел по лесу, была тоска. Я понял, что возврата нет. Я понял, что не превозмочь. Тропа закрыта. Есть зазор в реальностях моей психики и изначальным состоянием, моим сознанием и природным естеством. Мое Эго было готово убить себя. Но оно было не готово раствориться в «никто».
И именно во время этого путешествия мне стало понятно, что человек всегда отличался от других живых своим бессознательным стремлением к совершенству, к раю. Но все время есть зазор.
Каждый человек представляет, что все могло быть лучше, совершеннее. Он продолжает представлять лучшие дни, лучшие возможности, лучшие условия своего существования. Он все время цепляется за эти лучшие возможности.
Именно в этот момент мне стало до глубины души жалко всех людей. Они жаждут. А ведь разрушение желания есть великое освобождение, потому что только тогда человек сможет жить в моменте.
Именно в этот момент мне стало жалко себя до слез. Мне в этот момент не был доступен предел, я не мог уйти от желания стать более совершенным.
Почти в любой религиозной, философской, этической, мифологической системах существует метафора рая как места и состояния внутренней гармонии человека, когда он соединяется с Б.огом, зрит «видение, дарующее блаженство».
Каждый знает, что после грехопадения Адама и Евы у врат сада Эдема стоит на страже херувим с огненным мечом (Быт., 3:24), и вечна тоска человека по восстановлению утерянного единства с Богом, по внутренней целостности — чтобы все в жизни было гармонично.
Но есть истекающая от престола Бога «река воды жизни» и растущее «по ту и другую сторону реки» древо Жизни (Апок., 22:1-2).
И вытекают воды из сада Эдема, таинственно подмешиваются к водам земли, подслащивая их горечь.
И чудесные плоды сада Эдема приходят на землю для исцеления и утешения людей.
Чувства и знания приходят к человеку и человечеству, напоминая о вечной тоске по бытию «никем», по изначальному.
Во все времена к людям приходили безумные, помнящие родину (изначальное состояние), которые находили для других «плоды» и «воды» внутри них.
Бывали самые удачливые из них, которые давали людям возможность осуществить сказочное путешествие в сад Эдема.
Я их называю безумными, так как ум всегда ограничен и не целостен.
Куда бы я ни направил свое осознание, куда бы вы ни направили свое осознание, всегда натыкаешься на границу неполноценности знания и чувство, что есть нечто большее.
И что остается?
Остается вечный возврат в изначальное.
Когда начинаешь понимать, что все, что тебя окружает — быстротечно, хрупко, сокрушимо.
Когда начинаешь понимать, что все, что ты имеешь, подвержено тлену, и нет ничего постоянного.
Когда начинаешь понимать, что ты и все, что ты представляешь из себя — пыль во Вселенной и даже меньше, и жизнь твоя короче мгновения.
Именно в этот момент Я, Ты, Другие поворачивают свой ненасытный взор в сторону Вечности, Бога, Изначального.
Не все поворачивают.
Но книга эта пишется не для всех.
Духовный путь в традициях
В философии и психологии истина «Сущность предшествует существованию» является чрезвычайно распространенной. Вроде, какой выбор у человека может быть? Все время человеком играет случай и непредвиденность.
Странным образом когда-то мы превращаемся в живой целостный организм.
Чтобы зачато было наше тело, нужно, чтобы сплелись в единое миллиарды случайностей.
Мы еще не родились, а уже зависим от жизни матери, отца, семьи, малых и больших социальных общностей.
Мы еще не родились, а уже каркас нашей обусловленности готов. Уже оформлены ценности, ориентиры, интересы, возможные чувства и эмоции, отношения, идеи.
Мы еще не вдохнули воздуха, а дух эпохи вовсю пульсирует. Мы еще не имеем ни одной формы, ни одной матрицы опыта, но уже готовы сами формы и способы их передачи и сами передатчики. Мы еще не родились, а груди общества уже набухли от молока опыта. И если человек становится человеком, то он вкусит молока социума. Некоторые люди по ошибке называют это молоко соком жизни.
Часто это яд для многих. И эти многие, печальные изгои, затем всю жизнь брызжут ядом зависти, ненависти, сплетен, отравляя здоровых. Но не они тема нашей книги.
Прямо сейчас хочется остановиться на духовных традициях, изложенных Великими Учителями. В основном им приписывают божественное происхождение. Наверное поэтому им доверяется сама возможность передачи опыта целостности, изначального состояния. Любой Учитель является мостом между божественным и человеческим, духовным и профаническим, целостным и раздробленным.
Мне хочется изложить некоторые представления о пути и плодах пути в духовных традициях по следующим, для меня очень важным и принципиальным причинам:
— во-первых, жизнь иногда заставляет наше сознание функционировать в необычных режимах и мы получаем тот опыт, который в традициях считался мистическим и сакральным. То ли это сюжет сна, который нас затем долго будоражит, то ли продукт транса, болезни, интоксикации, какого-то другого измененного состояния сознания или обычного состояния, когда мы испытываем экстаз жизни, инстаз от восторга красоты мира... Важно, что мы этот опыт получаем и возникает необходимость осмыслить, понять, соотнести;
— во-вторых, многие пробужденные представители традиций несут эталоны мистического опыта;
— в-третьих, духовные традиции задают смысловой контекст духовного пути и, что очень важно, предлагают надежное психотехническое пространство получения эталонного мистического опыта.
Ясно, что каждый из нас живет в своем мире общественного сознания. При этом нужно понимать, что это лишь один из немногих существующих миров сознания. Есть другие — они содержат опыт, который также значим для каждого из нас.
При всем позитивистком и материалистическом складе ума у каждого из нас есть точки соприкосновения с проблемами и чаяниями религий и духовных традиций, глубинное единение с их энергиями.
Еще Уильям Джеймс ясно сформировал идею, согласно которой разумное сознание — это лишь одна из форм освоения мира [47]. Несомненно, существуют и другие способы мироощущения. Они отделены от интеллекта тонкой перегородкой. Сегодня мы называем эти иные и «готовые и определенные формы духовной жизни» измененными состояниями сознания. Без них, по мнению Джеймса, представление о мире не может быть законченным, более того, нельзя непогрешимо судить о других реальностях бытия только с позиции разума.
В своей книге «Многообразие религиозного опыта» Джеймс говорит о мистическом мироощущении и подчеркивает, что все корни религиозной жизни следует искать в мистических состояниях сознания. Он выделяет четыре главных характерных признака, которые служат критерием для различения мистических переживаний [47].
Первый из них — неизреченность. Иначе говоря, человек, прошедший через мистический опыт, будь то неожиданное обретение знания Беме (Яков Беме — это имя человека, который, будучи неграмотным, изложил полученную им в галлюцинаторном опыте картину мироздания и обосновал ее) или исповеди людей после клинической смерти, не может изложить собственные ощущения и обретенные впечатления на обычном «посюстороннем» языке. Джеймс выдвигает предположение, что мистические состояния скорее принадлежат к эмоциональной сфере, нежели к интеллектуальной. Хотя неизреченность как признак мистического опыта связана вовсе не с тем, что он укоренен в чувственной природе человека. Скорее можно говорить о том, что сам этот опыт не имеет конкретных аналогов в земной жизни. Специфика мис-
тических переживаний иная, нежели обычные повседневные впечатления бытия. ,
Второй признак мистического опыта — интуитивность. Джеймс подчеркивает, что хотя эти состояния относятся к сфере чувств, они тем не менее являются особой формой познавания. Человек проникает в глубины истины, закрытые для трезвого рассудка. Это своего рода откровения, моменты внутреннего просветления. Джеймс много размышляет об интуиции не только в связи с мистическим опытом. Он отмечает, что она идет вразрез с умозаключениями рассудка. Однако только сочетание нашей интуиции и разума могло создать такие великие мировые учения, как буддийская или католическая философии. По мнению Джеймса, непосредственное, интуитивное убеждение таится в глубине нашего духа, а логические аргументы только поверхностное проявление его.
Третий признак — кратковременность. Мистические состояния не имеют длительного характера. После их исчезновения трудно воспроизвести в памяти их свойства. Однако после многочисленных возвращений они способны обогатить и расширить душу.
Четвертый признак мистического опыта — бездеятельность воли. Мистик начинает ощущать свою волю как бы парализованной или даже находящейся во власти какой-то высшей силы.
Как показывают личные эксперименты автора этой книги, а также анализ десятка тысяч погружений в ИСС клиентов, посетивших тренинги по интенсивным интегративным психотехнологиям, мистические переживания обладают вышеуказанными свойствами в полной мере.
Переживания мистического опыта в настоящее время стали более доступными не только благодаря широкому употреблению различного рода психоделиков, но и распространению огромного количества психотехник, имевших еще в начале ХХ-го века сакральный характер.
Многие исследователи, избравшие предметом научных интересов измененные состояния сознания, индуцированные психотехниками или веществами, сообщают, что их испытуемые обретают нечто, что они называют религиозным, духовным или трансперсональным опытом. Этот вопрос касается и религиозных обществ. Религиозные обращения, опыт молитвы, видения, «говорения языками» — все это может иметь место в измененных состояниях сознания. Значимость этого опыта лежит в основе всех религиозных доктрин. Обнаружение и исследование психотехнической культуры, а также различных психоактивных веществ, упот-
ребляемых в религиозных ритуалах, пробуждает и среди теологов интерес к источникам и значению психологических механизмов религиозного опыта.
Экскурс в психотехническую культуру, позволяющую путешествовать в различные «осколки изначального» (а по-другому обозначать фено<