Личность во временном континууме
Кроме структурной идентификации мы можем выделить также и идентификацию Эго во временном континууме.
Нужно заметить, что содержание всех структурных элементов «Я» зависит от фиксации, направленности сознания в континууме времени прошлое — настоящее — будущее.
Вектор имеет всего три направленности — прошлое, настоящее и будущее.
Раннее детство является уникальной стадией, когда сознание полностью существует в настоящем. Когда преодолевается пре-
зентизм детского сознания на более поздних стадиях, непосредственная включенность личности в ситуацию, осмысление ее элементов, способность соотносить с предметной ситуацией собственные действия, координировать и контролировать элементы целенаправленной активности в соответствии с меняющимися условиями обусловлены прежде всего с самой сложностью учебной или трудовой деятельности, с ее личностной значимостью. Погруженность в «здесь и сейчас» приводит к анализу, обдумыванию происходящего, когда сознание «захватывается» предметно-манипулятивной, интеллектуальной или творческой задачей.
Затем наступает новая эпоха. Сознание, Эго живет одновременно в настоящем, но при этом ориентировано на перспективу.
Именно перспектива Эго является мотиватором, основной движущей силой активности личности и группы. То есть человек не живет, а собирается жить завтра. Жизненная перспектива Эго в «Я-идентификации» является основной движущей силой, структурой активации Эго.
Ориентированность сознания в будущее преполагает размышления о будущих событиях, социальных контактах, поведении. В де-ятельностном отношении это планирование и представление о целях и будущих результатах целенаправленной активности, выбор наиболее эффективных способов ее выполнения и прогнозирование вероятного исхода деятельности.
В целом — это великий признак молодости духа, когда настоящее посвящено реализации планов. И если этот способ фиксации продолжается долго, то мы видим энтузиазм и целенаправленность, силу и стремление к реализации.
Кто-то живет для того, чтобы защитить докторскую диссертацию, другой — вырастить детей, третий — заработать 100 000 долларов, четвертый — построить дом, пятый — стать мэром города.
Перспектива может не осознаваться, но всегда является силой побуждения к активности. Наш взгляд на то, что может с нами произойти в будущем, связано с нашим подчас очень значимым поведением.
Действия, ориентированные на будущее: диета, занятия спортом, отказ от курения, распорядок, — связаны с нашими образами себя и мыслями о себе в будущем. Перспективы могут быть ближними — во временном интервале недели или даже месяца (через неделю я хочу возвратиться домой в Ярославль из Таиланда, где пишу эту книгу, хочу сдать эту книгу через три месяца в типографию).
Основная часть ежедневной активности регулируется целями, которые связаны не с текущим взглядом индивида на себя («реаль-
ное Я»), но с тем, что может быть возможным для индивида в отдаленном будущем.
Иногда перспективная цель может быть абсурдной, но очень привлекательной, в таких ситуациях человек и человеческие сообщества готовы проживать настоящее «несмотря ни на что» (примером может служить семидесятилетний эксперимент строительства коммунизма в Советском Союзе).
Во взрослости поворот сознания в прошлое выполняет важную функцию. При этом осуществляется анализ и оценка уже выполненной в прошлом деятельности, поведения, коммуникаций, прошедших событий. В этом случае человек рассматривает предпосылки, мотивы, причины происходившего, результаты прошлого поведения, причины ошибок и успеха. Личность — это память и опыт человека, и это погружение сознание в прошлое, «перебира-ние в уме», оценка прошлых событий часто является способом обойти в будущем ошибки и промахи и реализовать личностный успех.
Но всегда наступает момент, когда человеческая личность поворачивает свое внимание в прошлое — в мир теней, в мир ушедшего. Это может быть инициировано людьми из прошлого, знакомыми, друзьями, когда воспоминания объединяют. Но это может быть просто закономерной стадией развития.
Это вне сомнения старость.
Это вне сомнения грустно, когда уже не хочется смотреть в то будущее, в котором в очи твои смотрят только на немощность, одиночество и смерть.
И ты становишься тем, кто говорит — «я — был...» Это является основным способом манифестации в «здесь и сейчас», базовым способом заполнения пустоты жизни смыслом и переживанием.
Только в иной раз я видел в монастырях старушек и старцев, которые сохранили молодость духа, и лица их светятся, как у младенцев. Они молятся с утра до ночи, преисполненные надеждой на будущее — встречу с Богом...
Правильно это или неправильно — не знаю, но лица их светятся...
Смысл личности и группы заключается не столько в том, какую структуру они имеют, сколько в том, насколько они проявлены в обществе и насколько они манифестирует свои способности, свои задатки, свои творческие способности и т.д. В основном человек себя не знает, не знает своих возможностей, своих способностей и сомневается в них.
«Демонстративное Эго». Странно, но к сожалению, мы знаем других только на этом уровне.
Мы знаем других как демонстрацию кого-то: в материальном, социальном и духовном. «Демонстративное Эго» решает базовую проблему адаптации в социуме и к конкретной группе, сообществу, страте, динамическим параметрам среды.
Именно на уровне «демонстративного Эго» происходит предельная соотнесенность личности с социальной и биологической средой, формирование новых смыслообразующих концептов, изменение определенных поведенческих паттернов и создание новых, выработка коммуникативных навыков. Личностная психологическая задача — демонстрация и самоутверждение «Себя для других». Насколько я понимаю — часто именно «демонстративное Эго» и является смыслообразующим, интегрирующим ядром активности личности.
В психологической литературе демонстративность часто ассоциируют с Масками, экзальтированностью или лживостью.
На наш взгляд, «демонстративное Эго» является регулятивным механизмом любой здоровой личности, т.к. создает «социальную кожу» личности, позволяющую сохранить ее целостность и адекватность, внутреннюю непротиворечивость. Формирование «демонстративного Эго» рождает персональный уровень развития сознания, когда появляется четкое Я как выделение себя из среды, биологической и социальной массы. Существует русское понятие парсуна — портрет. Именно «демонстративное Эго» позволяет нарисовать этот портрет не только для других, но и для себя как способ манифестации другим. Этот конструкт рождает, сопровождает и позволяет быть субьектности как таковой, отделеннности, индивидуации, сепарации от внешней среды — материальной, социальной и духовной. «Демонстративное Эго» обеспечивает этап становления взрослой социальной личности, ее целостное функционирование и высокий уровень социально-психологической адаптации в обществе.
В современных условиях, когда преобладающим типом личности в России является личность с рыночной ориентацией (если не есть, то будет), актуальность «демонстративноего Эго» неимоверно возрастает.
Следует признать, что сегодня мы становимся свидетелями становления нового типа рынка — рынка личностей, то есть в товар превращается сам человек, сама личность.
Личность при этом не теряет индивидуальных качеств, но ей приходится тонко рефлексировать потребности социальных сообществ и демонстировать качества, которые востребованы миром людей. В потребительском мире, ориентированном на обладание, на
«иметь», личность всегда была предметом, объектом меновой стоимости. Но разве была другая правда в развитии социальных сообществ и их взаимодействии с личностью?
Любое социальное сообщество живет за счет утилизации энергии и способностей своих членов.
Любая личность живет за счет энергии сообщества, превращенной в деньги, товары, услуги. В этой ситуации наиболее универсальная и творчески насыщенная модель «демонстративного Эго» может преуспевать, играя на заказ любую роль в динамичном обществе, и умение быстро переквалифицироваться в рыночных условиях является не только признаком гибкости характера и способности к самосовершенствованию, но и важным качеством социальной адаптивности. Без сомнения, «демонстративное Эго» является системой масок, востребованных и диктуемых социумом в соответствии с его правилами игры. Я абсолютно уверен, что требование динамизма по отношению к «демонстративному Эго» способствует развитию и обогащению внутреннего мира играющего и внимающего игре в социальной реальности. При этом у личности ярко выражен интерес экспансивного доминирования, который и является основой и стимулом для смены имиджа, «перерисовывания» парсуны. Хотим мы того или нет, но мы вынуждены признать, что успех человека в современных социальных условиях во многом зависит от гибкости «демонстративного Эго», которая обеспечивается витальностью и выраженной трансформационной тенденцией.
Реализация «демонстративного Эго» приводит не только к тому, что мы кажемся другими — ношение маски приводит к тому, что мы становимся другими, изменяя свое внутреннее содержание.
После общей характеристики демонстративного мы можем проанализировать частные его проявления на материальном, социальном и духовном уровнях.
«Я-демонстративное материальное»реализовывается через нашу репрезентацию в социуме телесности и вещной структуры эго. Выше мы достаточно подробно описали структуру «материального Эго». Однако в рамках нашего психологического исследования недостаточно ограничиться структурным описанием. Выше мы уже пытались вскрыть механизмы поглощения материальной идентификации целостного миросозерцания, когда «материальное Эго» полностью «поглощает» сознание личности и становится стержнем самосознания.
Мы можем как угодно долго критиковать эту жизненную позицию, но следует предельно четко осознавать, что не существует
фроммовской оппозиции «иметь — быть» в качестве аксиомы, а на уровне «Я-демонстративного материального» «иметь» и является способом «быть» не только перед «другим», «другими», но и самим собой. При всей очевидной реалистичности и достоверности этого тезиса, на мой взгляд, необходимо остановиться на нем специально, поскольку он является распространенным в в современном российском обществе, да и не только российском.
Вне сомнения, величина (территория) «материального Эго», его качество и монетарная ценность могут не всегда являться свидетельством конструктивных и социально полезных действий личности. В источнике накопления (особенно крупного и ценного) лежит обман, начиная от прямого воровства и мошенничества и заканчивая косвенным присвоением или прямой экспроприацией чужого капитала.
По отношению к обществу и населению активность по расширению «материального Эго» может быть и деструктивная (например, легальное производство и сбыт оружия, огромного количества псевдомедикаментозных веществ, внедрение вредных токсичных технологий, табачной и алкогольной продукции), но хорошо вписывающаяся как в потребностную сферу групп населения, так и самого.государства как способ получения сверхприбылей. Здесь мы встречаемся с ярким примером моральной ин-диффирентности государства.
Но несмотря на способ и нравственные оценки накопления и обогащения, в основе лежит достаточно примитивный механизм личности на уровне «Я-демонстративного материального»: обладание выражает стремление личности в признании. Неважно чем, то ли свежепокрашенным забором на даче, новым бантиком за десять рублей или домом за пять миллионов долларов или новой прической. Важен отклик в социальном поле.
Во многих смыслах объем и структура Эго-материального демонстративного является выражением конъюктурной адаптивности личности. Любая система оценивает и поощряет человека не за личностные качества, не за интеллектуальные способности, не за труд, а исходит из социальной конъюнктуры его активности, ее коммерческой стоимости. Миллионная армия современной российской интеллигенции хорошо представляет, что такое конъюнктурная оценка деятельности человека и его когда вспоминаю о профессорах своего факультета, вынужденных «пахать» все лето на даче, выращивая карт ошку и овощи, чтобы прокормить семью, или унижаться, зарабатывая крохи на пяти подработках.
Тело, которое является для основной массы людей центром Эго, является стержневым способом его манифестации в социальной
среде. Не только в пубертате и в юношеском возрасте, но на протяжении всего жизненного цикла, тело выступает в «Я-демонстратив-ном материальном» в качестве основного объекта презентации. Оно является объектом обладания и демонстрации.
На современном рынке существует не только ярко выраженная коммерциализация самовыражения человека, нацеленного лишь на «продаваемость» и социальный заказ на уровне реализации общественных ролей и статусов. Тело, его качества, стали так же коммерческой ценностью. Я не говорю о проституции открытой. Звучит плохо, но существует проституция скрытая. Человек демонстрирует свое тело и его качества (силу, форму, состояние и др.) перед другими в надежде на позитивную его коньюктурную оценку.
Что касается «Я-демонстративного социального»,то общество оценивает не столько добросовестное выполнение статусов и ролей, сколько конъюнктурную значимость. Видимо по этой причине нищета представителей гуманистических профессий (учителей, врачей, преподавателей вузов) стала для нас привычна.
Мы не хотим принижать демонстративную роль «социального Эго». Позиция «что изволите», гибкость в трансформации демонстративных качеств на самом деле является эффективным способом адаптации в «транзитивном обществе».
Без сомнений, хамелеоны социального демонстративного всегда могут рассчитывать на существенные материальные блага.
Но все равно грустно, что оцениваются не качества личности, не гуманистические устремления, не высшие духовные достижения и интеллектуальные прозрения, — не то, что вроде составляет полноценную человеческую жизнь, а способность чувствовать конъюк-турные ветра в социальном пространстве.
«Я-демонстративное духовное»,с одной стороны, вроде бы должно быть проявлением глубоко пережитого смысла жизни, экзистенциальных ценностей, подлинной любви, мышления, творчества. С другой — мне почему-то вспоминаются бывшие коммунисты, стоящие у алтаря с благостными лицами, со свечками, и целующие руки батюшке... «...Как прыщавой курсистке длинноволосый урод читает про миры, половой истекая истомою...»
И в этот момент я понимаю, что даже духовное часто конъюктур-но и крест на груди или золотой на пузе часто не отражает истинного содержания, но является адаптивной демонстрацией. Российское православное христианство в последнее столетие было проблемой для государственной политики и стало предметом репрессий.
Вера в Бога трансформировалась в веру в светлые идеалы коммунизма, знание приняло картезианский облик, мистический опыт стал патологичным, наука стала фундаментом мировоззрения, образом жизни и основой всех форм производственной и общественной деятельности.
Религия и наука, церковь и государство в Советском Союзе были строго дифференцированы и составляли две параллельные реальности, два способа существования и мировосприятия. Начиная с тридцатых годов государство строителей коммунизма с научным материализмом окончательно взяло верх над всеми формами религиозности.
Попытка возродить религиозность как духовность на постсоветском пространстве через восстановление церквей и демонстрацию руководящими кадрами своей православной (или какой-то другой — мусульманской, католической, буддийской...) конфессиональной принадлежности не имеет смысла. «Лазарь не встает». Религиозные системы, независимо от конфессии, эзотерической или профанической принадлежности, давно потеряли метафизический смысл.
Следует признать, что возрождение религиозности выродилось в государственную официально почитаемую «традицию». Те же люди, что сидели в президиуме на партийных собраниях, сейчас на церковных службах занимают почетные места и с теми же лицами держат свечи, как некогда партийный мандат.
«Я-потенциальное»
Личность и группа не знают до конца возможного внутреннего пространства самоидентификации, и «Я-реальное» занимает меньшее пространство, чем «Я-потенциальное» (см. рис. 10). Если бы пространство «Я» мы могли изобразить в виде совершенной мандалы — круга, погруженного своими связями в социум, то мы могли бы заметить, что люди отличаются часто не по объему «Я-потенциального», а по его степени проявления в «Я-реальном».
Движение к «Я-потенциальному» является ключевым системообразующим смыслом зрелой личности. Более того, достижение потенциальности, самореализации для личности является одновременно источником и смыслом жизни, фактором духовного роста. Осознанное стремление к максимально возможному раскрытию своего человеческого ресурса и его реализация в социальном пространстве путем достижения своей потенциальности является пиковым смыслом существования человека.
Самореализация — выбор одиноких и это процесс непрерывный, предполагающий осознание личностью перспективы своего развития.
Это осознание ответственности за свой выбор и часто, в основном вне альтернативы выбора другого дела и другой активности, способ самоосуществления личности.
«Потенциальное Я» состоит из двух больших подструктур:
— Возможные «я» — это осознаваемые личностью представления о том, какой она может стать, какой она хотела бы стать и какой она боится стать. Совокупность возможных «я», содержащихся в «системе Я» индивида, — это сознательные манифестации целей, стремлений, мотивов, страхов и опасений. Возможные «я» придают личностной динамике специфическое развитие когнитивной сферы, организацию, направление и релевантный для индивида смысл. Они служат существенной связью между «Я-концепцией» и мотивацией. Возможные «я» представляют собой не смутные надежды на абстрактно хорошую (или плохую) жизнь, но обладают конкретными качествами новых идентификаций в материальном, социальном и духовном аспектах функционирования «Я», а также их качеств: здоровье (нездоровье), богатство (нищета), наличие автомобиля определенной марки, людей, которые любят (ненавидят), принятие (непринятие) важных этических ценностей.
— Ресурсные «я» — как правило не осознаваемая личностью потенциальность, нереализованные способности человека. Ресурсные «я» проявляются в экстремальных ситуациях, в пиковых творческих состояниях, аффектах, психодуховных переживаниях высокой значимости и интенсивности, в ситуациях полной включенности в выполняемую деятельность и сопровождаются особыми чувствами полноты жизни, наслаждения, нуминозности опыта. Соприкосновение с ресурсными «я» является значимым мотиватором в реализации личности. Движущей силой мотива является потребность в повторении некоторого психофизического состояния, желание еще раз «попасть» в переживание. В силу того что мы в состоянии запланировать и реализовать только действия, но не можем в определенное время запланировать и прожить психическое состояние (через пять минут я буду счастлив), то в соответствии с этой логикой человеку очень трудно запрограммировать эмоциональные состояния. Еще мы бы могли заметить, что они отличаются по силе и множеству связей с социумом, который часто и является индикатором и ценителем степени реализованное™ личности.
Рис. 10. Соотношение «Я-реального» и «Я-потенциалъного»
1*: •
Это связано с тем, что человек и группа структурированы не только изнутри, но в основном они внешне поле-обусловлены и от них ожидают способностей и возможностей, зависящих от того, какое место в социальных структурах они заняли.
Человек имеет некое представление о себе, которое в основном касается «Я-реального»: «Я — такой». Еще Ф.С. Перлз писал: «В настоящее время средний человек реализуется только на 5%, в лучшем случае до 15%. Человек, которому доступны 25% его потенциала, уже считается гением..., от 85% до 95% теряется... А причина тому очень проста: мы живем по шаблонам, по поведенческим штампам...» [158, С. 9].
На наш взгляд, раскрывать свою потенцию, свои способности достаточно трудно в витальном, энергетическом отношении, потому что ожидания уже структурированы в обществе. Структурно же измениться достаточно трудно потому, что любая подструктура личности закреплена еще и в обществе, а общество очень ригидно.
Человеку достаточно легко живется с тем, с чем он адаптирован (будь это алкоголик, директор завода, академик или крестьянин), разница заключается в том, что Эго является способом адаптации к обществу. Люди, которые или спонтанно, или при помощи каких-то специальных техник, тренингов и т.д. соприкасаются со своими возможностями, как правило, раскрывают «Я-потенциальное». Сильным мотиватором движения к «Я-потенциальному» может служить также кризис личностного или психодуховного характера.
Первичный путь самосовершенствования — это движение к «потенциальному Я». Пока мы движемся к «потенциальному Я», сама трансформация не встречает внутреннего сопротивления, хотя и это непрерывная работа над собой, над развитием своих творческих способностей. Из точки внутренней самооценки изменения были ожидаемы, и личность как бы интуитивно догадывалась об этих сво-
их возможностях. С точки зрения социума, движение тоже ожидаемо и не находится в противоречии, так как социум сам заинтересован в активном продвижении личности. Личность и является персонализированной, самоопределяющееся сущностью среди других, для других, и хотя это и скучно — только таким образом для себя. В этом смысле самоактуализация есть процесс служения совместной жизни с другими в обществе. При этом социум живет за счет самопроявления «Я». Энергия высвободившегося «потенциального Я» является питательной средой для окружающих людей, социального организма.
Реально человек идентифицируется с какой-то частью себя. Когда человек начинает свое путешествие в «Я-потенциальное», он узнает свои нераскрытые способности. Прорыв может осуществиться в любую сферу. Он может быть осуществлен в потенциальное «Я-материальное», в потенциальное «Я-социальное», в потенциальное «Я-духовное».
Из «Я-реального» жизнь, структура жизни и жизненные перспективы описаны абсолютно четко. На первых порах «Я-потенциальное» шокирует саму личность и шокирует окружение. Но социум заинтересован в том, чтобы личность в социуме давала больше энергии, активности. И в силу того, что раскрываются возможности человека, он начинает выбрасывать огромное количество энергии в социум, и социум приветствует это.
Когда личность, Эго, достигает «Я-потенциального», она достигает самоактуализации и реализации. Это может быть психодуховный путь, материальный путь, путь социальных игр. Когда человек начинает реализовываться, он находит новое пространство, где он не только сам деятельностно проявляется, но и получает положительное подкрепление в виде славы, карьеры, духовных почестей или каких-то материальных ценностей, а иногда все в сочетании.
Реализация группы в «Я-потенциальном» наступает в тот момент, когда она достигает уровня коллектива по всем параметрам.
Когда человек достигает своей потенции, критерием достижения «Я-потенциального» является «ощущение невыносимой легкости жизни». Точка реализации отличается тем, что все, что хочешь, еще не успев подумать — получаешь.
Мы бы могли обозначить это состояние реализации «потоком», которое является оптимальным как для результатов деятельности, так и для самого субъекта.
Как правило, состояние «потока» знакомо практически всем по игровой деятельности. Гораздо меньше людей встречаются с ним в процессе труда. Состояние потока в аффективном измерении маркируется чувством глубокого удовлетворения (как мы уже указы-
вали выше), на мотивационном — желанием продолжения деятельности, на когнитивном — степенью и легкостью концентрации. Имеются и другие общие признаки этого состояния, идентичные состоянию «потока».
Такой опыт, безусловно, является оптимальным для человека и группы. Он позволяет упорядочить случайный поток жизни субъекта, дает базовое чувство опоры и самое важное, на мой взгляд, ощущение «правильности жизни», что ты со смыслом и значимо проживаешь жизнь. Потенциально это наиболее творческий, наиболее завершенный вид опыта, помогающий человеку и группе экспериментировать в новых условиях, взаимодействуя с новыми вызовами.
Что касается изменений группы, то мы можем на этапе коллектива остановиться в описании групповой динамики. Мы этот шаг делаем намеренно, так как уверены в том, что дальнейшее развитие группы невозможно. Мы не верим в коллективное просветление и в коллективное достижение «Изначального».
Таким образом, первый шаг — это рефлексия себя, своей Эго-структуры. Это честный анализ своего Эго. Второй шаг — движение к «Я-потенциальному».
Сознание как живая открытая система обладает качеством гомеостаза. Причем это свойство является некой центростремительной силой, которая обеспечивает постоянство и стабильность личностной структуры. Когда мы начинаем обратное движение, начинаем «отпускать» отождествленные фрагменты «Я» и устанавливаем, что это «не-Я», что этим качеством или статусом, ролью «я не являюсь», как раз и происходит процесс самосовершенствования.
Процесс изменения личности и группы всегда связаны с тем, что они отпускают какие-то части своей структуры, разотождеств-ляется с ними.
Хаос и космос в личности
Мы уже указывали выше, что на первом этапе изменения личность движется к «потенциальному Я». Этот этап связан с социальной и психологической реализацией личности. Затем наступает тупик, человек проявлен — исчезает перспектива самосовершенствования. Как мы указывали выше, при достижении самореализации у человека возникает ощущение невыносимой легкости жизни.
Жизнь становится удивительно доступной и понятной. Ты отдаешь энергию пространству, а пространство начинает питать тебя
еще больше. Это напоминает ситуацию, когда маленький ребенок начинает говорить, и окружающие его взрослые испытывают огромный энтузиазм по этому поводу. Умение говорить — это своеобразная точка реализации ребенка.
В точке реализации человек перестает встречать сопротивление. Наступает некий застой в самосовершенствовании. Человеку некуда меняться. Наступает так называемый кризис стабильности. Все есть, но невыносимы само постоянство и стабильность, если даже они ассоциированы с богатством, с социальным успехом, славой.
Именно эта невыносимая тоска стабильности вызывает к жизни одну из главных потребностей человека — потребность к изменению. С одной стороны, личность стремится к внутреннему космосу и порядку, с другой стороны, заявляет о себе тенденция к первичному хаосу, дестабилизации, безумию беспорядка.
В конце концов человек сознательно или бессознательно совершает инвакацию, приглашает хаос. Жизнь в «потенциальном», «реализованном Я» выстроена, рациональна, эффективна, но от нее пахнет тоской порядка. Каждый русский знает эту тоску, когда на несколько недель приезжает в Германию. Все хорошо, но так скучно, что выть хочется.
Всего хватает, все обустроено. Но что-то сильно не так.
То ли не хватает бомжей, то ли грязи, то ли колдобин на дорогах, то ли бесконечного простора, то ли сокровенного понимания в глазах прохожего...
Гомеостазис (равновесие) личности, с одной стороны, удерживается внутренними силами личности, а с другой — социумом.
Стержень устойчивости личности погружен в социум и во многом социальная среда является силой, которая поддерживает стабильность личности через механизмы обусловленности ролями, статусами, диспозициями, установками. В связи с этим методологически самый надежный способ изменения личности — изменение места в социальной структуре или изоляция от привычного социума. Как только мы меняем место, изнутри начинает пульсировать энергия хаоса, когда сила социума не обуславливает личность.
Трансформация возможна, когда мы просто меняем место. В этом смысле выездные тренинги с погружением наиболее благоприятны для расширения осознания, самосовершенствовании личности. В реальной жизни личность, которая «застревает» в кризисе стабильности, сметается силой эволюции (или силой хаоса, силой изменения) через возникающую социальную ситуацию. Чем мощнее космос (упорядочивание), тем мощнее хаос (ситуативный, возрастной или психодуховный кризис).
При нарушении баланса в сторону консерватизма сила хаоса сминает жестко структурированную личность — либо за счет общей интенсивности процесса, либо за счет прицельного воздействия на слабые точки личности [37, 38, 84, 90].
«Не-Я»
Когда при достижении «Я-потенциального» личностью осознается потребность в изменении, то оказывается, что меняться некуда. Она целостна. Остается единственная возможность самосовершенствования — через интеграцию фрагментов огромной подструктуры в личности, которую можно обозначить как «не-Я».
Третий шаг касается огромной Эго-структуры, зеркального отражения Эго, но за счет него как раз и существует само Эго. Это подструктура, которая называется «не-Я». В.Н. Мясищев обозначил эту структуру отрицательной тенденцией.
Целостность личности, структура личности существует не как некое свободное пространство, с которым мы можем идентифицироваться. Оно существует только за счет того, что в каждом из нас существует барьер, охранная граница с «не-Я». Между «Я» и «не-Я» всегда существует полевое напряжение. Это напряжение может быть огромным, и человек может никак не перейти через него. Более того, само приближение к «не-Я» уже пугает.
Для любого «Я» существует «не-Я», также как и для любого «не-Я» существует «Я». За счет напряжения между «Я» и «не-Я» обеспечивается целостность личности. Если мы возьмем некий фрагмент «Я», то должны понимать, что существует и «не-Я», которое мы отрицаем. С любым фрагментом Эго-структуры сосуществует некая отрицаемая, вытесняемая «не-Я»-структура.
Сознание человека бинарно, и в силу этой особенности в психике человека существует «не-Я» как глобальная система «анти-Я-кон-цепция», и с любой подсистемой «Я» соответственно сосуществует «не-Я» — как некое зеркальное отражение «Я» с отрицательной валентностью в соответствующей мозаике («я — отец», а «не отец — это не я»; «я — умный профессор», а «глупый профессор — это не я»; «я — богатый», «бедный — не я» и т.д.).
Для любого «Я» в человеческом сознании, в том числе и бессознательной его части, существует противоположная структура, которую можно обозначить как «не-Я».
Как в материальной, социальной, так и в духовной подсистемах существуют постоянно действующие психологические комплексы, фрагменты «Я» и «не-Я», мы все время находим след этой бинарной структуры, мы все время натыкаемся на эту бинарность. Более того, мы и есть эта бинарность.
Личность сохраняет качество гомеостазиса до тех пор, пока есть внутреннее соответствие между бинарными составляющими. Личность выступает как уникальная мозаика дуальностей, а не идентификаций.
Если провести аналогию с полевыми структурами, личность представляет собой систему напряжений между «Я» и «не-Я». Система этих напряжений является гарантом сохранности и стабильности личности.
Поход в «не-Я»
Какова же динамика самосовершенствования?
Кризис «невыносимой легкости жизни» и дальнейшая эволюция личности приводят к походу в «не-Я» и этот поход в «не-Я» сопровождается разрушением границы между «Я» и «не-Я», в результате которого образуется третье пространство внутри личности, которое мы обозначим как «Равностность» или неотождествленность (см. рис. 11).
Равностность |
«Я»
«Не-Я»
Рис. П. Три зоны в личности
Смысл интеграции заключается не в том, чтобы проворачивать колесо «Я — не-Я», а в том, чтобы полностью слить пространство между «Я» и «не-Я» в зону «Равностности».
В силу того что само понятие Равностности привнесено нами в российскую психологию из буддизма, то оно требует дополнительного описания и уточнения.
В буддийской психологии это состояние называют благородным, драгоценным, возвышенным [17, 18].
Сами эти эпитеты вроде нам знакомы, но в буддийской психологии и психотехнике в них вкладывается особый смысл.
Этимология слова «благородный» на русском языке достаточно проста: «благого рода», то есть «благого намерения». Изначально это слово указывало на то, что этот человек имеет особую кровь (из «благородных», «особого происхождения». В настоящее время это слово употребляется при обозначении качества человека, его способностей и склонностей на благой, особый (по доброте, бескорыс-
тности, честности) поступок. Обозначая состояние Раностностно-сти «благородным», мы делаем акцент на первом качестве. Более того, мы хотим до предела довести смысл «особости», «редкости», «благого происхождения» и подчеркнуть то свойство этого состояния, которое в человеческом сознании чрезвычаййо редко встречается. Это состояние «благородно» в том смысле, что уникально. Это как найти слиток золота на улице Кирова в Ярославле или, что более знакомо для всех, на Красной площади в Москве.
Это состояние драгоценно в том смысле, что обладание им имеет качество сверхценности не только в любой духовной традиции, но и в философии, психологии, психотерапии.
Оно возвышенно, т.к. является вершиной духовных и личностных достижений. Оно являлось в буддийской психологии одним из качеств просветленного — архата.
После этих объяснений читателю может показаться, что все просто и все понятно. Но равностность не распакуема в логическом дискурсе.
Равностность — это нечто, что невозможно понять. Можно тысячу раз выслушать, не меньшее количество раз повторить, выучить наизусть, написать об этом трактат, поставить фильм и построить великолепной красоты демонстративную модель, но понять невозможно. И дело не в том, что человек дурак или, как выражаются в кругах холистического направления, «непродвинутый», а состояние сложно.
В конце концов — можно пережить это состояние.
Но очень трудно его удержать.
Равностность — это состояние равного ко всем и ко всему отношения — глубинное выражение фактуальности жизни. Для нас жизнь — это всегда вовлеченность в отношения. Мы кого-то любим, кого-то ненавидим, к кому-то равнодушны, кого-то презираем, что-то считаем правильным, что-то неправильным... В Ревностности нет разницы между людьми независимо от пола, возраста, расовой, кастовой или этнической принадлежности, достатка, образования, родственных отношений...
Из точки Ревностности нет различия между негром и русским, японцем и чеченцем, евреем и татарином, моей женой и матерью, моим сыном Вадимом и эвенком, сидящим в чуме, миллиардером и нищим, сущностного различия между Христом и Буддой Шакьяму-ни, Мохаммедом и Ошо.
Из пространства Ревностности нет различия между человеком и другими живыми существами. В этом смысле кот Максим, лежащий прямо сейчас рядом на кресле, на сущностном уровне равен Бодхид-
i
харме и обладает той же природой. Ревностность — это не рав