Основные эволюционные тенденции
В эволюции языков мы можем наблюдать по крайней мере три тенденции. Первая тенденция является общебиологической и общесоциальной. В биологическом аспекте она выражена в захвате новых ареалов жизни, расширении сферы питания и размножения живых систем. В социальном аспекте эта тенденция выражается в экспансии личности и сообществ не только в территориальном отношении, но и в социальном подавлении и духовном, идеологическом расширении своего господства.
Тенденция к расширениюявляется системным качеством самого сознания и выражается в дифференциации и фрагментации реальности не только на пять базовых форм, но и в большем структурном многообразии, большей раздробленности языков на каждом этапе эволюции. Тенденция выражается в «преумножении сущностей», реализации изобилия словарей языков и умень-
шении многозначности их структурных единиц. В языке ощущений и чувств мы можем обнаружить всего десятки, в развитых рефлексивных системах — сотни структурных единиц, и границы между ними практически неразличимы. В языке образов их уже тысячи, и границы между ними становятся все более определенными. В словари современных знаковых языков входят уже сотни тысяч слов — смысловых структурных единиц, многозначность семантических полей сведена к минимуму, а границы между словами и понятиями стали уже очень жесткими. Более того, чем научнее и социально значимее языковая среда, тем важнее ограниченность и однозначность содержания категорий.
Таким образом тенденция к расширению языков сознания, к дифференциации, имманентно включает в себя вторую тенденцию - уменьшения структурной энтропии,увеличения жесткости, определенности и однозначности фрагментов сознания. Мы должны понять, что языки сознания представляют собой не только семантические поля разной степени сложности и дифференцированное™, но и проявляют внутреннюю архитектонику самого сознания. Язык и способ мышления тесно связаны друг с другом и взаимно определяют друг друга. Невозможность адекватного перевода понятий, их дифференциации, приводит к сложности формирования целостного мышления и целостной картины мира. В процессе эволюции не только усложняется архитектоника сознания, но и возрастает степень жесткости границ семантических полей в языках соответствующего этапа.
Третья тенденцияявляется, наверное, несколько абсурдной, так как говорит о примате инволюции по отношению к эволюционнымпроцессам. Есть Экклезиастова мудрость: «...преумножая знания, преумножаем скорбь». Это более всего относится к проблеме языков сознания.
Приходится признать, что расширение смысловых пространств, фрагментация реальности и одновременно самого сознания увеличивает раздробленность и конфликтность сознания.
Если бы языки сознания были чистыми знергоинформацион-ными полями вселенной, мы, наверное, даже не затрагивали бы эту проблему в этой книге.
Языки сознания встроены в реальное функционирование личности, они являются объектом отождествления, отношения и переживания личности. Честно говоря, мне иногда кажется, что только они и являются смыслообразующими конструктами жизнедеятельности личности. Более того, мы и есть игра свободного сознания, которое просто ищет, в чем еще воплотиться и во что еще поиграть, и в чем понежиться.
Собственно — если разобраться в сущности сознания — мы можем найти некие метафорические аналогии с океаном. Так же как у океана есть волны, а у солнца — лучи, так и собственное сияние сознания — это его пять языков: ощущения, чувства, образы, символы и мысли. У океана есть волны, но это не особенно беспокоит океан. Волны в самой природе океана. Волны возникают, но куда они исчезают? Обратно в океан. А откуда они возникают? Из океана. Точно так же вся феноменология психического является выражением самой природы сознания. Она возникает из сознания, но куда она девается? Она растворяется в том же сознании.
Именно поэтому нам приходится констатировать абсурдный тезис — эволюция языков сознания необходимо увеличивает конфликтность самой личности и русская поговорка «горе от ума» имеет не частный характер, а несет в себе онтологический, всеобъемлющий смысл.
Современный человек более всего знаком с языком знаков, остальные языки он или забыл, или помнит фрагментарно, как слова из песни, уже давно не петой. В то же время жизнь разговаривает с нами на всех языках сознания, она все время целостна и уникальна — независимо от слушателя...
Таким образом, мы полагаем, что человеческое сознание прискорбно расщеплено и диссоциировано на конфликтующие фрагменты. Предельной целью духовных практик является интеграция, воссоединение целостной ткани сознания.
Достижение целостности, интеграция, которые ставятся в качестве цели в практической психологии и психотерапии, в контексте исследуемой нами темы в некотором смысле являются «раздеванием одежд сознания».
В развитии психологии XX столетия интересными являются наблюдения за использованием различных языков сознания.
Ранние аналитические школы ориентировались в основном на использование вербальных и ментальных инструментов в терапевтической практике и запрещали телесные проявления и взаимодействие в процессе работы.
Следующий этап в развитии психологии — юнгианский анализ, другие школы глубинной психологии и гуманистической психологии — связан с акцентированием внимания на образных языках: работа со сновидениями, направленные визуализации, исследование и использование мифологических сюжетов, сказ-котерапия и т.д.
Развитие гуманистической и трансперсональной психологии привело к появлению большого количества телесно-ориентирован-
ных, танцевально-двигательных и других техник, использующих в основном языки чувств и ощущений.
Наконец, в самое последнее время в психологической теории и психотерапевтической практике наиболее актуальной является задача построения многомерной языковой среды, трансформационного пространства, в котором могли бы найти свое творческое выражение все состояния сознания и которое обеспечивало бы общение между различными его слоями. Классическим образцами данных подходов являются психосинтез Роберто Ассаджиоли, расширенная карта бессознательного Ст. Грофа и интегральная психология Кена Уилбера [4, 34, 203, 204].
В России данный подход реализовывается в интегративной психологии, разработке которой мы посвятили последнее десятилетие.