Манифест интегративной психологии
Мы хотим предложить вниманию всех «Манифест интегративной психологии», который является для нас сводом общих принципов реализации интегративного подхода.
Первый, глобальный принцип - единство психологии.
Мы считаем, что психология в процессе своего исторического развития дошла до такой стадии, когда ее объединение не только возможно и желательно, но и неизбежно. Психология миновала стадии детства и юности и вступила в стадию зрелости. Это предполагает коренные качественные изменения и самой психологии в целом, и ее носителей — психологов. Развитие психологии достигло того уровня, когда стремление к единству совпадает со способностями для достижения этого.
Второй принцип — идея непротиворечивости. Мы стремимся сами и призываем всех психологов стремиться к созданию такой системы психологии и сообщества психологов, в котором вообще не будет конфликтов и непримиримости, желания подавить и уничтожить школы психологии, а также их представителей.
Мы провозглашаем, что каждый психолог имеет благородную цель понимания себя и других. Следовательно, исходя из нашего истинного стремления, мы должны стремиться к объединению и жить в духе непротиворечивости.
Мы разные, но не чужие. Эти принципы должны быть включены в программы психологических школ и направлений, им должны обучаться все представители психологии. Представители интегративной психологии должны быть живым примером такого единства в понимании и действии.
Третий принцип - идея психологического сообщества взаимопонимания и взаимной поддержки. Мы стремимся сами и призываем всех психологов стремиться к созданию в масштабах всей планеты такого сообщества психологов, в котором будут удовлетворяться потребности психологов в самореализации и в котором родится, расцветет и утвердится психолог, познавший немыслимую ранее полноту жизни и реализующий духовные функции социальных сообществ. Мы признаем, что путь к созданию «Психологического сообщества взаимопонимания и взаимной поддержки» в полной
мере пока неизвестен и нужно начать с пропаганды самой идеи. А путь к цели психологи рано или поздно найдут.
Четвертый принцип - идея полного равенства всех психологических школ и их представителей, невзирая на пол, национальность, расу, кастовую или государственную принадлежность. Для начала нам надо добиться понимания того, что мы разные, но равные. Любая психологическая теория, концепция являются попыткой понимания своего предмета и одновременно права, обязанности психолога самостоятельно искать истину.
Пятый принцип - идея признания общего истока и глубинного единства всех представлений о психическом, включая не только психологические школы, но и мировые религии, различные духовные традиции, философские и психотерапевтические, эзотерические и профанические. Вера не противоречит разуму, психологическая наука и духовный поиск могут быть в гармонии.
В.В.Козлов,
доктор психологических наук,
профессор
Манифест принят
на Международной конференции
«Интегративная психология:
Теория и практика»
в апреле 2004 г.
Благословенна суть, но более — путь к сущности.
От сущности пахнет сытостью.
От пути — жаждой и энергией жизни.
Буддийские путешествия, Алтай, 1998
Выбирайте большее, чем то,
на что вы думаете способны,
так вы приобретете чувство
полноты жизни и реализованности.
Вызовы жизни всегда больше,
чем ваш ответ.
Буддийский ритрит,
остров Какут,
Таиланд, 2005
Введение
Приход человека в психологию всегда личностно значим. В начале 70-х годов в СССР было всего три факультета психологии — в Москве, в Ленинграде и Ярославле. Выпускалось в год 75 профессиональных психологов и этого на огромную страну казалось достаточно.
К началу третьего тысячелетия ситуация кардинально изменилась — психологов выпускается в тысячу раз больше. Кто только их не выпускает!!! Не только те прославленные вузы — перечисленные выше и являющиеся родным домом многих современных классиков психологии, но сотни государственных вузов и тысячи частных. Я недавно был в Иркутске (чарующей красоты город с великолепной архитектурой) и с удивлением узнал, что семью коммерческими и государственными образовательными структурами выпускается в год 265 (!) профессиональных психологов с высшим образованием. При таких темпах скоро основное трудоспособное население города будет состоять только из психологов.
Не курьез ли это? Самое важное — чем вызвана эта ситуация? Можно было бы предположить, что профессия психолога социально престижна, как, например, профессия менеджера или юриста. Первая предполагает солидные заработки, вторая — власть. Но ни той, ни другой привлекательностью профессия, как показывает опыт, не обладает. Более того — уже на настоящий момент многие выпускники не могут трудоустроиться и работают продавцами в киосках, секретарями, учителями и т. д. И это происходит не только в Иркутске — это является тенденцией во всех районах России и СНГ.
Почему люди идут в психологию? Почему сотни и тысячи платных специализаций, курсов, семинаров, тренингов, проводимых психологами и околопсихологическими специалистами, все еще посещаемы при тотальной нищете населения?
Причин, на наш взгляд, несколько:
— во-первых, общая дезориентация в целях, морально-этических нормах, жизненных, экзистенциальных и культурных ценностях в глобальных макросистемах и в обществе в целом привела к возникновению потребности выстроить эти структуры на индивидуально-психологическом уровне;
— во-вторых, с возникновением эгоцентрических, прагматических, индивидуалистических ценностей происходит тотальное отчуждение людей друг от друга и невозможность интимно-личностных отношений между людьми. Востребованная потребность в этих отношениях в российском обществе всегда была выражена. Более того, личность советского общества отличалась проявленным качеством искреннего сопереживания, взаимной поддержки и открытости, чувством коллективизма (как это ни кажется удивительным сегодня);
— в-третьих, духовная депривация, опустошенность формирует необходимость внутри личности заполнить это пространство новым, личностно значимым содержанием через психологическое знание. Сразу встают вопросы:
— имеет ли современная постсоветская психология духовные и экзистенциальные измерения;
— может ли психология дать те ценности, которые были сокрушены в процессе нескольких странных и безумных перестроек во всей стране;
— готова ли современная психология изменить свою парадигму и стать «наукой о душе», отвечающей на психодуховные потребности человека;
— в состоянии ли ученый мир психологии сформировать эту парадигму на уровне учебников и образовательных технологий;
— могут ли существующие образовательные системы готовить психолога новой парадигмы, который может помочь себе и другим в аспекте духовного наставничества.
Это новые проблемы совершенно нового времени. Еще 15 лет назад эти вопросы были абсурдны, так как существовали ответы на уровне общей идеологии советского государства. Ответы были вплетены в стиль жизни, в системы массовых коммуникаций, общей политики и государственной организации.
Хаос перестроек сокрушил коммунистический космос и обнажил безнадежную слабость советской психологии в ответах на самые насущные вопросы души (псюхе).
У современной русской психологии в этом аспекте существуют три возможности:
—перекрасить одежды старой психологии, обновляя некоторые формы и отсекая совсем сгнившие части «тела»;
—усыновить (удочерить) какую-нибудь западную психологию в качестве духовного единоутробника;
—родить свою психологию с душой и с духовностью.
Первый подход, на наш взгляд, является самым простым и доступным. В конце концов, он не требует кадровой и мировоззренческой перестройки в российской психологии. Тем более — нужно признать, что внутри материалистически ориентированной психологии и вне ее сферы сформирована достаточно основательная духовная психология. Русская психология никогда не уходила от проблемы духовности. Часто некоторые подходы воспринимались искусственными в силу тенденции «приживить» духовную психологию к древу позитивизма.
Основная сложность заключается в том, что духовные ценности материалистического миропонимания идентифицированы с идеей коммунистического строительства и тоталитарного режима. В настоящий момент эти ценности находят широкую критику и обесценены.
Советская психология духа была идеологизирована. Когда была сокрушена идеология, произошла девальвация духовных ценностей, хотя, на мой взгляд, они и были самым главным достижением развития социалистического общества.
Второй подход проявляет современные тенденции русской психологии, особенно тех авторов, которые стремятся психотех-нологизировать и практицизировать советскую психологию, которая отличалась теоретичностью, часто схоластичностью. Кардинальные преобразования, происходящие во всех сферах нашего общества, требуют коренной перестройки системы теории и практики современной психологии.
Это диктуется не только тем, что у психологии появилось многообразие форм и парадигм. С конца 1980-х годов «двери восприятия» у материалистической психологии открылись и на территорию «единственно правильной» вторглись другие школы, как с Востока, так и с Запада.
Зарубежная психология предприняла активную интервенцию на бывшую ментальную территорию Советского Союза. Эта экспансия имела многообразие форм, методов и имела три закономерные стадии.
Первый наплывимел психотехнический характер. Именно в это время произошел основной наплыв групповых и индивидуаль-
ных методов работы с клиентами: психодрама, гештальт-терапия, трансактный анализ, райхианская терапия, биосинтез, ребефинг, психосинтез, рольфинг, первичный крик Янова и огромное количество других психотехник и целостных психотехнологий. Стоить отметить две особенности:
— они были максимально психотехничны и минимально теоретизи-рованы в советском смысле;
— они имели авторский характер и мало репрезентировали смысловое поле и многообразие школ зарубежной практической психологии и психотерапии.
Это было интересное время. Импонировала психотехничность и простота языка лидеровэтих подходов. Наверное, зарубежных лидеров привлекала искренняя заинтересованность и ненасытность российской клиентуры. Особенно привлекали почти наивная доверчивость и открытость. Российские психологи и их клиенты готовы были платить щедро своей энергией, деньгами, помощью, любовью за умения и навыки, которые давала зарубежная психотехническая культура.
Вторая волнаимела инструментальный характер. Появилось множество книг о том, как и что делать. При этом сохранялась тенденция к минимальному теоретизированию. На этом этапе также зарубежная психология попыталась организоваться на российском рынке. Появилось множество сетевых и пирамидальных структур, постепенно опутывающих своими связями и региональными центрами научное и интеллектуальное пространство СНГ. Психоаналитическая ассоциация, система Рона Хаббарда, нелперская сеть, сеть позитивной психотерапии Хамида и Ност-рата Пезешкьянов и др. Именно организация сетей встретила в России достаточно сильное сопротивление, особенно жестко-структурированных и иерархически построенных в отношении власти-подчинения. Ярким примером является финансово-монархическая пирамида дианетики.
Третья волнаимела в основном интеллектуальный характер. Начали издаваться в большом количестве монографии известных лидеров практической психологии и психотерапии. Наступила эпоха толстых книг и специализаций. Наступило время проникновения в истинные корни глубинной, экзистенциальной, трансперсональной, гуманистической, психоаналитической психологии. При этом отметился разрыв между теоретическим осмыслением западных концепций и их практическим применением. С одной стороны — появились «знатоки-теоретики», с другой — мастера психотехник. Одновременно с этим появился разрыв между семантическими полями клиентов и профессионалов, разрыв между
толкованиями теоретиков направлений. При всех чудовищных усилиях в организации школ в западном понимании, организации сетевых структур — они в России не состоялись.
Экспансия с Востока все еще находится на уровне «первого наплыва» и реализовывается на уровне тренингов и семинаров по различным направлениям восточных единоборств (кэмпо), цигун, буддийских ритритов, йоги, суфийских, тантрических, даосских практик и т.д.
Что касается возможности рождения «психологии с душой» — интегративной психологии, то на наш взгляд, ее формирование состоится не только как некий срединный путь между первым и вторым вариантом, но и с учетом опыта восточных духовных традиций. Именно на стыке переосмысленной российской психологии и трансформированной через русский менталитет западной психологии, восточных философско-психологических школ может родиться новая психология, имеющая предметом душу человека, а не психические процессы, поведение, деятельность, установку или что-то другое.
Методологические сумерки, которые сгустились над российской психологией, не дают больших надежд и оптимизма в отношении быстрого и безболезненного рождения жизнеспособной, здоровой интегративной психологии, имеющей экзистенциальное и духовное содержание.
Небывалый размах социальных изменений в стране, стремительная экономическая, политическая, социальная и идеологическая переориентация России привела к духовному кризису в обществе. Девальвация высших ценностей, утрата смысла жизни, системный кризис в стране быстро расширяет группу риска, обуславливая развитие психических расстройств, нарушение адаптации и распространение различных форм отклоняющегося поведения.
Резкое нарушение нормального хода жизни, крушение жизненных планов, разрыв привычных для человека социальных связей, как отмечает А.А.Бодалев, могут не только отрицательно повлиять на личность, но и сломать ее.
Переход от подавляющего, но одновременно опекающего общества «развитого социализма», дававшего минимальные социальные гарантии, к обществу рыночных отношений и личной ответственности за себя вызывает громадное общее повышение напряженности, так как далеко не все способны адаптироваться к новым экономическим отношениям и устоять перед натиском новых ценностей. Личность в современном российском обществе переживает состояние, близкое к культурному шоку: ценности
коммунистического общества (кстати, на уровне идеологической манифестации — общечеловеческие ценности) во многом оказались разрушенными, а «новые» (в основном потребительские и эгоцентрические) не приняты. Утрата ориентиров относительно иерархии ценностей оплачивается дорогой ценой, она порождает порою нравственный беспредел.
Разработка интегративной психологии с морально-этическим и духовным потенциалом является, на наш взгляд, не только логическим этапом развития российской психологии, но и средством преодоления кризисного состояния общества.
Мы видим выход из создавшейся ситуации в восстановлении системы коррекции и формирования личности с четко заданными духовно-нравственными ориентирами.
Социально-психологическая адаптация, которая и составляет конкретный способ социализации людей к меняющимся общественным условиям, всегда проходит неоднозначно, а в современных условиях политической, идеологической, экономической нестабильности — чаще всего обостренно.
Последствия длительной стрессогенной ситуации в стране мы можем определить как синдром нажитой психической инвалидности, описанный П.Б. Ганнушкиным, Ф.Д. Зарубиным в конце 1920-х годов, который требует адекватной, корректной, точной психокор-рекционной групповой работы и социально-психологической поддержки.
Таким образом, возникновение интегративной психологии и использование психотехнологий интегративного характера, на наш взгляд, являются социально необходимым.
Прежде, чем перейти к изложению материала о интегративной психологии, мне хочется сделать несколько предварительных замечаний.
Все тексты, которые будут изложены, были рождены во время тренингов. Многое было понятно, внятно и ясно в контексте моих выступлений перед конкретной группой и рассчитано на присутственное воздействие, которое я оказывал на слушателей. Вне сомнений, трудно передать с помощью печатного слова само живое пространство рождения этих текстов. Именно само взаимодействие с участниками групповой работы порождало искорку, наполнявшую теоретические размышления ясностью, значимостью и силой.
Данная работа никоим образом не может претендовать на точное и окончательное отражение интегративной психологии, направления, которое мы в психотехническом отношении основали в начале 1990-х годов, а за последние 7 лет наполнили достаточно
емким теоретико-методологическим осмыслением. Нам очень хотелось, чтобы первоначальное изложение интегративной психологии понималось на многих уровнях, число которых соответствовало бы числу читателей, и чтобы каждый нашел в этой книге пищу для размышлений.
Во время работы на тренингах мне было интересно обсуждать и излагать не те идеи и теории, которые я знал сам, а те, которые как бы появлялись во время диалога с группой и в которых для меня было нечто новое. Причем часто это новое рождалось из конкретных потребностей людей. В группе всегда оказывались люди с различными проблемами — духовными, материальными, социальными и в процессе рождалось то интеллектуальное пространство, из которого возникала возможность говорить сразу со всеми. Для меня более всего было важно организовать это групповое ин-сайтное поле, чтобы каждый получал какой-то ключ к решению своих проблем.
Во многих смыслах можно сказать, что тексты этой книги рождались из счастья реализованности и наслаждения процессом группового творчества. И самое важное, что наполняло мою жизнь смыслом, это было то, что когда тренинг подходил к концу, участники разъезжались по домам с ощущением обладания знанием и какими-то решениями своих проблем. Они открывали в себе внутренний источник мира, мудрости и радости, покоя, тишины и осознания, о существовании которого они раньше только смутно догадывались.
Экзистенция моей жизни проста — открывать новые просторы и поддерживать.И базовый смысл моего существования поддерживается глубокой верой в возможности человека, в его потенциальность. Каждый может больше. Самая важная функция психолога — суметь вдохнуть в своих клиентов уверенность, что они обладают безграничными возможностями, ждущими только того, чтобы им позволили проявиться. Внутри каждого человека скрываются не только решения всех жизненных проблем, но и потенциальная возможность прожить жизнь на уровне, гораздо более высоком, чем он в настоящий момент может себе представить.
И если эта книга откроет вам новый простор понимания и поддержит свет осознания, значит, мы вместе опять смогли сотворить нечто важное и правильное.
С нежной любовью к моей жене, Лазарянц Ольге
Глава 1
СЕМЬ ВОЛН ПСИХОЛОГИИ
Современная ситуация в психологии характеризуется противостоянием множества школ, направлений, новых методологических и психотехнических подходов к пониманию предмета и задач древней науки о душе.
Вне сомнения, само обсуждение предмета психологии, как показывает опыт, является во многом бездарным и неблагодарным занятием. И начиная этот раздел книги, я хорошо представляю все риски, связанные с ним.
Но несмотря на это, я бы хотел представить вниманию читателей несколько идей, которые для меня были не только предметом размышления, но и стали внутренними открытиями, приведшими к некоторой ясности в понимании многообразия предмета психологии.
Мы можем вычленить семь базовых парадигм в понимании предмета психологии:
1. Физиологическая
2. Психоаналитическая
3. Бихивиористическая
4. Экзистенциально-гуманистическая
5. Трансперсональная
6. Коммуникативная
7. Интегративная Остановимся на них подробнее.
Физиологическая психология
Без сомнения любой психолог, который занимался историей предмета психологии, может не согласиться с выделением семи волн психологии. Многие наверное скажут, что первым предметом психологии являлись содержания и акты собственного сознания и пальма первенства в вычленении предмета принадлежит интроспективному направлению и философской рефлексии предмета психологии как таковой. С одной стороны, интроспективное направление основательно репрезентировано известными школами В. Вундта, структурной психологией Э. Титченера, психологией акта Ф. Брентано, Вюрцбургской школой, а также отечественными
исследователями Л. М. Лопатиным и Г. И. Челпановым. Но с другой стороны, мы должны очень хорошо понимать, что метод утонченной интроспекции в течение многих тысячелетий использовался как метод самопостижения в духовных традициях. Все попытки интроспекционалистов преодолеть ненадежность обычного, «ненаучного» самонаблюдения специальной тренировкой, вырабатывающей навык самоотчета о том, что непосредственно осознается в момент предъявления раздражителя, выглядят смешными по сравнению с вышколенными практиками дза-дзень или випасса-ны. На опыте интроспекции было построено много философских, теологических, духовных моделей реальности, но не научная психология.
Именно по этой причине мы считаем, что началом психологии была психология физиологическая, а первым предметом психологии — физиологические акты и закономерности.Само появление научной психологии ассоциировано с бурным развитием естественных наук, особенно физиологии и медицины. Более того, первые матрицы объективного психологического исследования были реально физиологическими и медицинскими.
Как известно, основателем научной психологии принято считать В. Вундта, открывшего в 1879 году первую экспериментальную психологическую лабораторию. Можно с уверенностью утверждать, что первые эксперименты в психологии были больше психофизиологическими, чем психологическими. Не зря первоначально термин психофизиология использовался наряду с понятием «физиологическая психология» для обозначения широкого круга исследований психики, опиравшихся на точные объективные физиологические методы регистрации сенсорных, моторных, вегетативных реакций. Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что первым предметом психологии является психофизиология органов чувств, ощущений и восприятий; и первые эксперименты с данным предметом (Г. Т. Фехнер) посвящены измерениям ощущений в зависимости от величин физических раздражителей, порогов восприятия и построению психофизических шкал.
Не нужно думать, что физиологическая психология, дав первый предмет психологии (психофизиология органов чувств) и научный метод (эксперимент) сошла с научной арены. Дальнейшее ее развитие было настолько успешным, что она охватила все возможные феномены свойств, состояний и процессов психического — психофизиология организации движений, активности, произвольных действий, внимания, памяти и обучения; речи и мышления; мотивации и эмоций; сна, психофизиология стресса; психофизиология функ-
га
циональных состояний, дифференциальная психофизиология, изучающая физиологические основы индивидуально-психологических различий и т.д.
Более того — именно физиологическая психология стала краеугольным камнем материалистически ориентированной советской психологии, которая, опираясь на концепцию свойств нервной системы, берущую свое начало от работ И. П. Павлова о типах высшей нервной деятельности, разработала целостную универсальную модель психологической науки.
Психоанализ
Вторая волнаи второй шаг в развитии предмета психологии принадлежат психоанализу, основанному австрийским психиатром и психологом 3. Фрейдом в конце XIX, в начале XX веков. Как известно, первоначально психоанализ сложился как метод лечения неврозов, затем превратился в общепсихологическую теорию, поместившую в центр внимания движущие силы душевной жизни, мотивы, влечения, смыслы; впоследствии стал одним из важных направлений психологии XX в. Психоанализ — первая психологическая теория, которая вычленила в качестве предмета личностьи попыталась объяснить ее динамику. Фрейд не только вычленил личность в качестве предмета психологического исследования и терапии, но и впервые предпринял попытку раскрыть ее в динамическом (как продукт взаимоотношений разных сил), энергетическом (энергетические взаимоотношения в реальном психическом процессе) и структурном (место и роль сознательного, предсознательного и бессознательного: «Оно», «Я» и «Сверх-Я» аспекты). В контексте нашей книги нам неважно, какое содержание вкладывал 3. Фрейд в эти три аспекта функционирования личности. Тем более что критике и анализу фрейдовского наследия посвящена не одна килотонна научной литературы. Для нас важны три принципиальных тезиса, которые показывают пионерский характер психоанализа как второй волны развития психологии:
а) новый предмет— расширение предмета психологии до личности, сложной топологически, динамически и энергетически. Основная задача психоанализа состоит в том, чтобы помочь страдающему человеку понять истинную причину страданий и кризисных переживаний, скрытую в бессознательном, вспомнить забытые травмирующие переживания, сделать их сознательными и как бы пережить заново; это приводит к эффекту катарсиса. Выявить скрытое, сделать бессознательное содержание осознанным — а значит,
доступным осмыслению и отчасти контролю — такова задача психоанализа как психологического метода, б) новое отношение к предмету— привнесение нового субъект-субъектного диалогического отношения к личности в отличие от субъект-объектного медико-биологического отношения в физиологической психологии. Общие принципы и задачи психоанализа (Э. Фромм) проявляют именно эту сущность второй волны психологии:
— задача психоаналитического лечения — приспособление клиента. Приспособление понимается как способность человека действовать так, как действует большинство людей данной культуры, и принимает социально одобряемые образцы поведения как критерии душевного здоровья. Эта терапия ориентирована только на социальное приспособление и может снизить страдания невротика до среднего уровня. «Приспособленный человек» выставляет себя товаром, в коем нет ничего устойчивого и определенного, кроме потребности доставлять удовольствие и готовности менять роли. Измена «высшему Я» и человеческим ценностям ведет к внутренней пустоте и непрочности — в конечном счете, к кризисам и психогенным болезням.
— задача психоанализа — оптимальное развитие личностных способностей и реализация индивидуальности. Она ориентируется на исцеление души и обретение душевного здоровья, кое неотделимо от основной человеческой проблемы — достижения целей жизни: нравственности, цельности и способности любить. Эта терапия помогает достичь внутренней силы, цельности, уверенности в себе, способности суждения и объективной оценки, что делает ее менее уязвимой и зависимой от меняющихся времен и чужих мнений.
В реальной психоаналитической практике различения общих принципов терапии, в общем, нет. Оба принципа действуют совместно, хотя их соотношение в любом конкретном анализе различно. Понимание этого соотношения и акцентирование на одном из принципов может повысить эффективность психологической помощи.
Если в физиологической психологии мы имеем дело с человеком как объектом исследования, управления, терапии, лечения, манипуляции, то в психоанализе мы уже видим «живого-другого», партнера по взаимодействию, который имеет свой голос и свободен в решении, выборе — вплоть до принятия или неприятия психотерапевтической аналитической игры.
в) новые психологические методы взаимодействия с предметом.В этом аспекте мы можем зафиксировать появление новых и сущностно психологических методов взаимодействия с предметом: ассоциативный метод, анализ снов и толкование сновидений, анализ и толкование различных ошибочных и непреднамеренных (случайных) симптоматических действий повседневной жизни.
Бихевиоризм
Третья волна психологии —это бихевиоризм,направление в американской психологии XX в., начало коему было положено публикацией в 1913 г. статьи американского психолога Дж. Уотсона «Психология с точки зрения бихевиориста». Как известно, Уотсон провозгласил, что психологию можно будет считать наукой, лишь когда она выработает объективный подход к исследуемым явлениям. Поэтому психология должна ограничиться описанием и количественной оценкой форм поведения, возникающих в определенных ситуациях. Таким образом, третий предмет психологии — поведение.
Вне сомнения, возникновение любого направления и «новой волны» психологии стимулируется социальным заказом, инициируется неким «зовом жизни», потребностями социального пространства. В этом смысле психоанализ является ответом на появление личности, разотождествленной с общиной и впервые вкусившей кризис одиночества и автономность в принятии решений и невротическую ответственность за свой выбор и судьбу.
Что касается третьей волны, то становление бихевиоризма совпало с быстрым развитием промышленности, усложнением управленческих, образовательных систем в США. Существовавший социально-экономический контекст мог лишь приветствовать такое представление о человеке, согласно коему поведение принимает те или иные формы соответственно возникающей ситуации. Практическое приложение этой теории — введение конвейеров, развитие рекламы, программированное обучение, разработка эффективных систем управления сложными, в том числе социальными системами, не заставило себя ждать.
Это было изначально здоровое учение, ориентированное на успех, эффективность поведения и активности в сложных социальных ситуациях без странных и непонятных химер сознания, осознания, переживания, страдания и прочего.
Поведение определяется как система реакций, причем в качестве единицы анализа поведения постулируется связь стимула S и
ответной реакции R: в качестве описательной и объяснительной предлагалась схема S — R, согласно коей воздействие (стимул) S порождает некое поведение (реакцию) R, причем характер реакции определяется только стимулом. Все ответные реакции можно разделить на наследственные (рефлексы, физиологические реакции и элементарные эмоции) и приобретенные (привычки, мышление, речь, сложные эмоции, социальное поведение), кои образуются при связывании (обусловливании) наследственных реакций, запускаемых безусловными стимулами, с новыми (условными) стимулами.
Мы не будем подробно анализировать почти столетнее развитие идей бихевиоризма, связанное с такими авторитетными учеными, как Торндайк, И. Павлов, Э. Толмен, Ф.Б. Скиннер, который разработал концепцию оперантного обусловливания. Он ввел в классическую схему существенную поправку, поместив среднее звено — промежуточные переменные, так что схема приобрела вид S-V-R.
В контексте нашей книги чрезвычайно важно, что в качестве предмета психологии в бихевиоризме фигурирует не субъективный мир человека, а объективно фиксируемые характеристики поведения, вызываемого внешними воздействиями, и сами средовые стимульные факторы. Таким образом предмет психологии расширился до таких феноменов, как научение, действие, социализация, социальные детерминанты поведения и т.д. Психология перестала быть индивидуальной. Ее предмет расширился до социально-средовых факторов, и в некотором приближении при помощи этих факторов она реализовала свою научную программу — научиться управлять поведением.
Экзистенциально-гуманистическая психология
Четвертая волнапсихологии — экзистенциально-гуманистическое направление психологии — связано с еще одним расширением предмета психологии — нравственностью и экзистенциальными проблемами бытия в мире.
Вторая мировая война преподала нам главный урок — недостаточно знать физиологию, личность, эффективно моделировать человеческое поведение — необходимо возрождение высших ценностей, без которых человек превращается в сверхзверя, способного бессмысленно уничтожать миллионы людей и массу социальных и культурных ценностей.
Психология наконец сфокусировала свое внимание на тех проблемах, которые были естественно вплетены в общинный стиль
жизни и ответы на которые были приоритетными для этико-нрав-ственного компонента религии и духовных традиций. Психология выбрала в качестве предмета исследования проблемы времени, жизни и смерти, свободы, ответственности и выбора, общения, любви и одиночества, смысла и бессмысленности существования, поиска этого смысла, нравственные нормы и ценностные системы личности, сострадание, содействие, соучастие, помощь и поддержку, гуманизм.
Л. Бинсвангер, М. Босс, Дж. Бугенталь, Ф. Бэррон, К. Бюлер, С. Джурард, А. Маслоу, Р. Мэй, Е. Минковски, К. Роджерс, В. Франкл и др. опредметили новое смысловое поле психологии, связанное с усвоением моральных норм, эмпатией, с изучением так называемого помогающего поведения и сняли противопоставление альтруизма и эгоизма, предполагающее либо унижающую жертвенность, либо корыстное себялюбие [127, 128, 129, 132, 177, 193, 235].
Вслед за этическими ценностями мировых религий и духовных традиций Востока, мистических учений философии и эзотерики Европы, в 50-е годы психология возвратила человека как главную ценность и мерило всех вещей и признало главным предметом личность — как сложную уникальную целостную систему, представляющую собой не нечто заранее данное, но открытую возможность самоактуализации.
Тезис «Бог внутри тебя» трансформировался в веру в расцвет каждого человека, если предоставить ему возможность самому выбирать и направлять свою судьбу, а этический принцип «любви к ближнему» (христианство), Любящей Доброты (буддизм) — в оптимистический взгляд «мира и любви».
Таким образом, в экзистенционально-гуманистической психологии мы можем увидеть новую нравственную психологию, которая противопоставила себя бихевиоризму и фрейдизму, делающим основной упор на зависимость личности от ее прошлого, считая, что главное в ней — устремленность к будущему, к свободной реализации своих потенций (особенно творческих), к укреплению веры в себя и возможность достижения «идеального Я».
В некотором смысле экзистенционально-гуманистическая психология далеко ушла от некоторых религиозно-этических учений, разработав представление о необходимости максимальной творческой самореализации, что и означает истинное психическое здоровье, и выделив в качестве предмета психологии высшие ценности, самоактуализацию личности, творчество, любовь, свободу, ответственность, автономию, психическое здоровье, этику межличностной коммуникации.
В этом направлении мы можем обнаружить новую позицию психолога по отношению к клиенту.
Главным является клиент со своими мотивами и целями, который не приспособляется к среде, не стремится к конформному поведению, но взращивает свое конструктивное начало.
Психолог при этом больше является мудрым наставником, полностью воше