Основные процессы памяти: запоминание, узнавание, хранение, воспроизведение и забывание.
Запоминание – мнемический процесс, посредством которого происходит селективный отбор поступающей информации для последующего воспроизведения и включение ее в уже существующую систему ассоциативных связей. Для человека характерно то, что развитие его памяти идет, прежде всего, за счет осмысленной переработки запоминаемой информации. Если в раннем детстве реализуется, прежде всего, непосредственное запоминание, то в дальнейшем за счет употребления опосредствующих элементов происходит формирование опосредствованной памяти, которая является решающей в жизни взрослого человека. Положительную роль в запоминании играет систематическое повторение, когда исходные элементы включаются в новую систему ассоциативных связей.
Хранение представляет собой накопление материала в памяти.Для долговременного хранения, как в архиве, требуется такая организация, которая позволяла бы не только классифицировать, но и быстро извлекать информацию. То, что человек запомнил, мозг хранит более или менее длительное время. Хранение как процесс памяти имеет свои закономерности. Установлено, что хранение может быть динамическим и статическим. Динамическое хранение проявляется в оперативной памяти, а статическое – в долговременной. При динамическом хранении материал изменяется мало, при статическом, наоборот, он обязательно подвергается реконструкции, переработке.
О хранении информации и ее видоизменении можно судить только по узнаванию и воспроизведению.
Узнавание – опознание, как уже известного, объекта, который находится в центре актуального восприятия.Этот процесс основан на сличении воспринимаемых признаков с соответствующими следами памяти, которые выступают в качестве эталонов опознавательных признаков воспринимаемого предмета.
Выделяют:
· индивидуальное узнавание предмета, как повторное восприятие именно данного предмета;
· родовое узнавание предмета, когда вновь воспринимаемый предмет может быть отнесен к какому-то классу предметов.
В более сложной форме узнавание предстает как воспроизведение в представлении предметов, которые не даны в настоящее время в актуальном восприятии.
Воспроизведение – мнемический процесс, в котором происходит актуализация ранее сформированного психологического содержания (мысли, образы, чувства, движения). Воспроизведение имеет избирательный характер, обусловленный потребностями, направлением деятельности, актуальными переживаниями. При воспроизведении обычно происходит существенная перестройка воспринятого, так что исходное содержание теряет ряд второстепенных деталей и приобретает обобщенный характер, соответствующий решаемым задачам. В силу действия эффектов реминисценции и интерференции воспроизведение сразу после восприятия запоминаемого материала (непосредственное воспроизведение) не всегда дает лучший результат по сравнению с отсроченным.
Забывание – потеря способности к воспроизведению ранее полученной информации. Существует несколько теорий забывания.
Теория затухания.Информация из кратковременной памяти может быть передана в долговременную память посредством повторения. Если информация не используется или не повторяется, то со временем происходит ее забывание. В результате обработки информации возникает «след» – определенное изменение в нервной ткани, этот след при его неиспользовании угасает.
Теория интерференции.Между конкретными стимулами и конкретными реакциями образуются ассоциативные связи, которые сохраняются в памяти так долго, пока другая конкурирующая информация не будет интерферировать с ними. При исследовании интерференции наибольшее внимание привлекают ретроактивное и проактивное торможение. Ретроактивное торможение проявляется в эффекте подавления старого материала новым, а проактивное торможение – в подавлении нового материала старым.
Теория ситуативного забывания.Невозможность воспроизвести информацию не обязательно означает, что воспоминания потеряны, но что они могут быть недоступны вследствие несоответствия между признаками во время кодирования и признаками во время воспроизведения [Солсо, 2006].