ИГРА «КОЗА РОГАТАЯ» — ТРАДИЦИОННАЯ НАРОДНАЯ ИГРА
[Тихеева Е. И., 1965]
Возраст. С 1 года.
Цель. Обучение детей узнавать козу на картинке, понимать содержание потешки.
Содержание. Взрослый демонстрирует детям картинку с изображением козы, обращает внимание на рожки, затем предлагает поиграть в игру.
Дети стоят перед взрослым. Взрослый, выставив указательный и мизинец, идет к детям, приговаривая:
Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая
За малыми ребятами,
Глазками хлоп-хлоп.
Ножками топ-топ,
Кто молока не пьет,
Кто каши не ест,
Того забодает, Забодает, Забодает.
Топает ногами.
Ритмично соединяет большой палец с плотно прижатыми оставшимися пальцами.
Грозит указательным пальцем.
Выполняет «бодающие» движения, дети убегают.
Рекомендации. В эту игру можно играть с младенцем, положив малыша на покрывальце. Взрослый выполняет движения пальцами по телу ребенка.
ИГРА «БЕЛКА» — ТРАДИЦИОННАЯ НАРОДНАЯ ИГРА [Тихеева Е. И., 1965]
Возраст. С 1,5 лет.
Цель. Обучение детей соотносить движение с действием развитие мелкой моторики кисти руки.
Содержание. Дети сидят на коврике по кругу. Взрослый показывает движения, дети повторяют.
Сидит белка на тележке,
продает она орешки.
Лисичке сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
Кому в платок,
Кому в зобок,
Кому в лапочку.
Большой палец поднят наверх, остальные сжаты в кулак. Кулачок поворачивается вправо-влево.
Раскрывается ладошка, по очереди загибаются пальчики начиная с мизинца.
Гладим ладошку.
Касаемся шейки.
Хлопаем по ладошке.
Рекомендации. Играя в паре с ребенком, эту игру можно использовать как игровой массаж, массажируя пальчики.
ИГРА «С ДОБРЫМ УТРОМ» [Овсянникова Н. А., 2006]
Возраст. С 1 года.
Цель. Закрепление в активном словаре детей название частей тела, развитие умения взаимодействовать с ними.
Содержание. Взрослый стоит напротив малыша, показывает движения, сопровождая их потешкой. Если у ребенка возникают затруднения, взрослый помогает ему.
Глазки, глазки, Вы проснулись? С добрым утром, ушки, Вы проснулись? С добрым утром, ручки, Вы проснулись? С добрым утром, ножки, Вы проснулись? С добрым утром, солнце, Я проснулась! Мы проснулись. | Ребенок поглаживает веки, «смотрит в бинокль», поглаживает ушки, прикладывает ладонь к ушкам, поглаживает кисти рук, хлопает в ладоши, поглаживает ножки, притопывает, поднимает руки, потягивается. |
ИГРА «ПЕТУШОК» [Овсянникова Н. А., 2006]
Возраст. С 1 года.
Цель. Обучение детей слушать родное слово, понимать содержание потешки, выполнять движения по образцу взрослого.
Содержание. Взрослый сидит напротив ребенка и показывает движения, сопровождая их потешкой. Если у ребенка возникают затруднения, взрослый помогает ему.
Петушок, петушок, Золотой гребешок, Масляна головушка Шелкова бородушка Что ты рано встаешь, Громко песни поешь, Деткам спать не даешь! | Сложив пальцы правой руки в щепотку, согнуть кисть параллельно полу и покачивать рукой влево-вправо. Левой рукой поглаживать тыльную сторону ладони правой руки. Левой рукой поглаживать правую по внутренней стороне ладони от основания большого пальца до запястья. Правой рукой ритмично покачивать влево-вправо, сжимать и разжимать пальцы. Поворачивать кисть правой руки влево-вправо. |
ИГРА «ПОТЯГУШЕНЬКИ»
[Якубовская Е. И., Еремина Н. В., Иванишенко А. Н., 2007]
Возраст. С младенчества.
Цель. Развитие двигательных функций и эмоциональных отношений взрослого и младенца.
Содержание.
Потягушеньки, Порастушеньки, Вдоль да поперек Толстушеньки! Ручки-хватушеньки, Ножки-ходушеньки, В роток — говорок, А в головку — разумок! Тяги, тяги, потягушеньки На детку порастушеньки! Расти, деточка, здоровая, Как яблонька садовая! На кота потягушеньки, На дитя порастушеньки, А в ручки хватушеньки, А в ножки ходушеньки, А в роток говорок, А в головку разумок! | Малыш лежит перед взрослым на столе. Ручки малыша поднимают вверх и легко потягивают. Ручки разводят в стороны, затем перекрестным движением сводят на груди. Взрослый вкладывает в ладошку малыша свой большой палец, остальными пальцами слегка обхватывает кисть ребенка и делает ритмичные нажатия. Обхватывает голени ребенка так, чтобы большие пальцы были расположены на передней поверхности голени, а остальные — на задней. Выполняет «потопывание» стопами по поверхности стола (эти движения желательно выполнять с 3 месяцев. До 3 месяцев их можно заменить поглаживанием мелких частей тела). Дотрагиваются указательным пальцем до нижней губы ребенка, гладят по головке. Взрослый берет малыша за кисти рук и приподнимает над столом. Ребенок лежит на столе, взрослый гладит малыша по всему телу. Вытягивает ручки малыша вверх, затем в стороны. Вложив большой палец в ладошку малыша, легкими движениями нажимает на его кисть. Поглаживание ног. Прикасается указательным пальцем к губам малыша. Гладит голову малыша. |
Рекомендации. С годовалыми детьми в эту игру можно играть, предлагая малышу самому выполнить знакомые движения: потопать ножками («А в ножки ходушеньки»), показать «роток» и т. д.
Пестушки можно использовать как сопровождение гигиенических процедур.
Выполняете действие и одновременно говорите слова пестушки.
ВО ВРЕМЯ УМЫВАНИЯ [Федорова, 2006]
Водичка, водичка
Умой мое личико,
Чтобы щечки краснели,
Чтобы глазки блестели,
Чтоб смеялся роток,
И кусался зубок.
Ливень, ливень,
Поливай,
Побелее умывай.
Я быстрее подрасту
И сама гулять пойду.
(Латвийская пестушка)
Причесывая ребенка
Расти, коса, до пояса.
Не вырони ни волоса.
Расти, косанька, до пят,
Все волосаньки в ряд.
Расти, коса, не путайся,
Маму, дочка, слушайся.
* * *
Уж я косу заплету,
Уж я русу заплету.
Я плету, плету, плету,
Приговариваю:
— Ты расти, расти, коса,
Всему городу краса!