ИГРА «КОРАБЛЬ И ВЕТЕР» (Агеева Л. В.)

Возраст. С 2,5 лет.

Цель. Настрой группы на рабочий лад, особенно если дети очень устали.

Содержание. «Представьте себе, что наш парусник плывет по волнам, но вдруг он остановился. Давайте по­можем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки... А теперь шумно вы­дохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик».

Рекомендация. Упражнение можно повторить три раза.

ИГРА «ДРАКА» (Агеева А. В.)

Возраст. С 2,5 лет.

Цель. Расслабление мышц нижней части лица и ки­стей рук.

Содержание. «Вы с другом поссорились. Вот-вот на­чнется драка. Глубоко вдохните, крепко-накрепко со­жмите челюсти. Пальцы рук сожмите в кулаках, до боли вдавите пальцы в ладони. Затаите дыхание на несколько секунд. Задумайтесь: а может, не стоит драться? Выдох­ните и расслабьтесь. Ура, неприятности позади!»

Рекомендация. Это же упражнение полезно прово­дить с тревожными и с агрессивными детьми.

При взаимодействии с детьми до трех лет желательно проводить данное упражнение в индивидуальной форме.

ИГРА «ДУДОЧКА» (Агеева А. В.)

Возраст. С 3 лет.

Цель. Расслабление мышц лица, особенно вокруг губ.

Содержание. «Давайте поиграем на дудочке. Неглу­боко вдохните воздух, поднесите дудочку к губам. На­чинайте медленно выдыхать, и на выдохе попытайтесь вытянуть губы в трубочку, затем начните сначала. Про­должайте играть на ваших дудочках. Какой замечатель­ный оркестр!»

ИГРЫ-ЭТЮДЫ НА СНЯТИЕ МЫШЕЧНОГО

НАПРЯЖЕНИЯ И РАССЛАБЛЕНИЕ

ИГРА-ЭТЮД «ШТАНГА» [Чистякова М. И., 1995]

Возраст. С 3 лет.

Содержание. «Представьте себе, что поднимаете тяже­лую-тяжелую-тяжелую штангу. Молодцы! А теперь можно бросить штангу на пол. Отдохните. И снова за работу!»

ИГРА-ЭТЮД «СОСУЛЬКА» [Чистякова М. И., 1995]

Возраст. С 3 лет.

Содержание. Дети слушают стихотворение и выпол­няют движения, заранее показанные взрослым.

У нас под крышей

Белый гвоздь висит,

Солнце взойдет,

Гвоздь упадет.

(В. Селиверстов)

Первая и вторая строчки: руки над головой. Третья и четвертая строчки: уронить расслабленные руки и при­сесть.

ИГРА-ЭТЮД «ШАТАЙ-БОАТАЙ»

[Чистякова М. И., 1995]

Возраст. С 3 лет.

Содержание. Дети слушают стихотворение и выпол­няют движения, заранее показанные взрослым.

Шалтай-Болтай

Сидел на стене.

Шалтай-Болтай

Свалился во сне.

(С. Маршак)

Ребенок поворачивает туловище вправо-влево, руки свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова «свалился во сне» — резко наклонить корпус тела вниз.

ИГРА-ЭТЮД «ВИНТ» [Чистякова М. И., 1995]

Возраст. С 3 лет.

Содержание. Дети стоят в исходном положении: пят­ки и носки вместе. Затем поворачивают корпус влево и вправо. Одновременно с этим руки свободно следуют за корпусом в том же направлении.

Этюд может сопровождаться музыкой Н. А. Римского-Корсакова «Пляска скоморохов» из оперы «Снегурочка».

ИГРА-ЭТЮД «НАСОС И МЯЧ» [Чистякова М. И., 1995]

Возраст. С 3 лет.

Содержание. Дети играют в парах. Один — большой надувной мяч, другой насосом надувает этот мяч. Мяч стоит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах; руки, шея расслаблены. Корпус отклонен несколько вперед, голова опущена (мяч не наполнен воздухом). Товарищ начинает надувать мяч, сопровождая движе­ние рук (они качают воздух) звуком «с-с». С каждой подачей воздуха мяч надувается все больше. Услышав первый звук «с-с», он вдыхает порцию воздуха, одно­временно выпрямляя ноги в коленях; после второго «с-с» выпрямилось туловище; после третьего у мяча поднимается голова; после четвертого надулись щеки и даже руки отошли от боков. Мяч надут. Насос пере­стал накачивать воздух. Товарищ выдергивает из мяча шланг насоса. Из мяча с силой выходит воздух со зву­ком «ш-ш». Тело вновь обмякло, вернулось в исходное положение.

Играющие меняются ролями.

ИГРА «ТАНЦУЮЩИЕ РУКИ» [Фопель К., 1998]

Возраст. С 3 лет.

Цель. Если дети неспокойны или расстроены, эта игра даст им прекрасную возможность прояснить свои чув­ства и внутренне расслабиться. Игра должна проводить­ся под музыку.

Содержание. «Разложите большие листы оберточной бумаги (или старые обои) на полу. Возьмите каждый по два мелка. Выберите для каждой руки мелок понравив­шегося вам цвета. Теперь лягте, пожалуйста, спиной на разложенную бумагу так, чтобы руки, от кисти до локтя, находились над бумагой. (Иными словами, так, чтобы у детей был простор для рисования.) Закройте глаза, и ко­гда начнется музыка, вы можете обеими руками рисо­вать по бумаге.

Двигайте руками в такт музыке. Потом вы можете по­смотреть, что получилось (2 — 3 минуты)».

Рекомендации. Как показала практика, дети 3 лет охотно выполняют просьбу взрослого, выплескивая свои негативные эмоции на бумагу. Однако желательно ис­пользовать индивидуальную форму взаимодействия с ребенком.

ИГРА «ПОЙМАЙ ЗАЙЧИКА» [Смирнова Е. О., 2000]

Возраст. С 2 лет.

Цель. Снятие эмоционального напряжения, излиш­ней двигательной активности.

Содержание. Взрослый показывает детям солнечный зайчик на стене, обращая внимание на то, как он прыга­ет, замирает, потом вдруг неожиданно убегает.

Взрослый читает детям стихотворение:

Солнечные зайчики —

Прыг, прыг, скок,

Прыгают, как мячики,

Прыг, прыг, скок...

Затем взрослый предлагает малышам ловить зайчика, иногда давая им возможность догнать световое пятно, которое потом опять убегает.

Если зайчик «устал», ребятам удается его поймать, но иногда он прячется. В этом случае ведущий говорит, что зайчик устал, спрятался в норку, что детям тоже пора от­дохнуть, закрыть глазки, поспать понарошку.

Когда зайчик отдохнет и вновь появится перед ре­бятами, дети снова принимаются его ловить. Взрослый при этом говорит: «Проснулся зайчик, смотрите, как он танцует, а вот он под стол спрятался... Ой! Он прыгнул на диван... Ловите его, ловите скорее!»

ИГРА «УЛИТКА» [Лютова Е. К., Монина Г. Б., 2005]

Возраст. С 3 лет.

Цель. Снятие эмоционального напряжения, агрессии, снижение импульсивности детей.

Содержание. Взрослый показывает детям картинки с изображением улитки и лягушки, объясняет им, почему улитка боится лягушку, что делает улитка в момент опас­ности.

ИГРА «КОРАБЛЬ И ВЕТЕР» (Агеева Л. В.) - student2.ru

Затем взрослый встает во главе строя детей, а дети пристраиваются за ним «паровозиком» — каждый по­следующий обнимает за талию предыдущего.

Взрослый говорит, что теперь они все вместе — боль­шая улитка.

По команде воспитателя: «Лягушка» — улитка закру­чивается в спираль и замирает, не двигается, не шевелит­ся. По команде: «Лягушка ускакала» — дети, не расцеп­ляя рук, прохаживаются по комнате и хором говорят:

Вновь гулять улитка хочет,

Радуется и хохочет.

Игра повторяется до тех пор, пока не перестанет до­ставлять детям удовольствие.

ИГРА «РЫЧИ, ЛЕВ, РЫЧИ» [Кряжева Н. Л., 1996]

Возраст. С 2,5 лет.

Цель. Снижение эмоционального напряжения.

Содержание. Ведущий говорит: «Все мы — львы, боль­шая львиная семья. Давайте устроим соревнование, кто громче рычит. Как только я скажу: «Рычи, лев, рычи!», все должны очень громко рычать. Отлично! А кто может рычать еще громче? Хорошо рычите, львы!»

Ведущий просит детей рычать громко, изображая при этом львиную стойку.

ИГРА «УХОДИ, ЗЛОСТЬ, УХОДИ» [Кряжева Н. Л., 1996]

Возраст. С 3 лет.

Цель. Снижение мышечного и эмоционального на­пряжения.

Содержание. Дети ложатся на ковер по кругу. Между ними — подушки. Закрыв глаза, они начинают со всей силы колотить ногами по полу, а руками — по подушкам и громко кричать: «Уходи, злость, уходи!»

Через три минуты дети по сигналу взрослого ложатся в позу «звезды», широко раздвинув руки и ноги, и спо­койно лежат, слушая спокойную музыку.

ИГРА «КТО ГРОМЧЕ, КТО ТИШЕ?» [Кряжева Н. Л., 1996]

Возраст. С 3 лет.

Цель. Снижение мышечного и эмоционального на­пряжения.

Содержание. Взрослый делит детей на две группы и просит каждую из них по очереди зарычать, как рычат тигры, причем рычать надо как можно громче. Когда обе команды по нескольку раз выполнят просьбу, взрослый может попросить их посоревноваться в том, кто тише сидит.

Как правило, дети с удовольствием выполняют обе просьбы. Задача взрослого — чередовать их в зависимо­сти от цели, от характера последующего вида деятель­ности с детьми.

ИГРА «МАКАРОНЫ» [Фопель К., 2005]

Возраст. С 3 лет.

Цель. Снижение мышечного и эмоционального на­пряжения.

Содержание. Дети встают в крут, вплотную друг к другу.

Взрослый говорит: «Представьте, что вы — макаро­ны, которые подают на обед. Вы — в кастрюле с водой. Сейчас я включу плиту, и макароны начнут вариться».

Как только детям дан сигнал о включении плиты, взрослый продолжает: «Макароны варятся и делаются все мягче, мягче... Они медленно опускаются на дно ка­стрюли легким красивым клубком...

Когда я крикну „Кетчуп!", вы можете снова встать, осмотреть свои ладони, руки, ноги и почувствовать, ка­кие вы замечательные».

Рекомендации. Данная игра предлагается К. Фопелем для взаимодействия с детьми от 3 лет. Практика показа­ла, что дети более младшего возраста охотно включают­ся в эту игру при условии ее многократного повторения, демонстрации движений, более подробного объяснения до начала игры.

ИГРА «ПРАЗДНИЧНЫЕ СВЕЧИ» [Фопель К., 2005]

Возраст. С 2 лет.

Цель. Расслабление мышц лица, регулирование дыха­ния, улучшение настроения.

Содержание. Взрослый беседует с малышами о том, как проходит их день рождения, о праздничном торте (пироге) со свечами. Затем он просит детей поднять вы­соко вверх столько пальчиков, сколько им лет (как пра­вило, с этой задачей справляются даже совсем малень­кие дети), и говорит: «Представьте, что сегодня — день вашего рождения, а ваши пальчики — праздничные све­чи. Задуйте их. Дуйте очень сильно!

Теперь представьте, что у вас в руках — легкая тра­винка. Очень нежно дуйте на нее, так, чтобы она согну­лась вперед...

А теперь положите руки на колени и дайте им пе­редохнуть» .

Рекомендации. Данная игра предлагается К. Фопелем для взаимодействия с детьми от 3 лет. Практика показа­ла, что дети более младшего возраста охотно включаются в эту игру при условии ее многократного повторения, де­монстрации движений, более подробного объяснения до начала игры. Более старшие дети могут, по рекомендации К. Фопеля, мысленно представлять свечи и задувать их, за­крыв при этом глаза. Малыши же учатся просто регулиро­вать свое дыхание в зависимости от объекта воздействия.

Для малышей 2 лет нужно показать картинку с празд­ничным тортом. Можно изготовить модель торта с встав­ляющимися сделанными из картона и папиросной бума­ги свечами по количеству детей.

ИГРА «СДУЙ МЕНЯ» [Фопель К., 2005]

Возраст. С 2,5 лет.

Цель. Регулирование дыхания, расслабление, созда­ние бодрого настроения, общение.

Содержание. Дети сидят на полу напротив взрослого, по сигналу которого они начинают дуть на него, как на­стоящая буря. «Представьте, что вы — ураган, который ломает сучья деревьев и срывает листья с ветвей. Дуйте на меня так сильно, как только вы можете, и попытай­тесь сдуть меня. Сильнее! Сильнее!»

Когда дети на самом деле сильно подуют, взрослый падает на бок. Он говорит: «Теперь перестаньте, пожа­луйста, дуть на меня и поднимите меня. Для этого втяги­вайте в себя воздух, как пылесосы. При этом издавайте тихий звук, говорящий о том, что вы со всей силой тяне­те воздух (для маленьких детей необходимо несколько раз продемонстрировать, как это можно сделать)».

Когда дети на самом деле будут сильно втягивать воз­дух, взрослый поднимается.

Как правило, дети (особенно маленькие) с восторгом играют в эту игру, поскольку чувствуют себя сильными, способными «управлять» взрослым человеком.

Рекомендации. Данная игра предлагается К. Фопелем для взаимодействия с детьми от 3 лет. Практика показала, что дети более младшего возраста охотно включаются в эту игру при условии ее многократного повторения, де­монстрации движений, более подробного объяснения до начала игры. Перед игрой можно проделать упражнение: дать малышам трубочку для коктейля с надрезанным и расправленным в виде воронки кончиком, а на стол поло­жить скатанные из ваты комочки. Затем попросить детей поймать комочки, трубочкой втягивая в себя воздух.

ИГРА «ЧЕРЕПАХИ» [Фопель К., 2005]

Возраст. С 3 лет.

Цель. Расслабление мышц плеч и затылка.

Содержание. Взрослый показывает детям картинку, на которой нарисована черепаха, и спрашивает, что она делает в момент опасности. Как правило, дети отвечают, что черепаха прячет голову и лапы в панцирь до тех пор, пока опасность не минует. Затем взрослый предлагает им поиграть.

Дети ложатся на ковер, а взрослый под спокойную музыку говорит: «Все вы — маленькие черепахи. Вы ле­жите на травке, под лучами ласкового солнышка. Вам очень хорошо и спокойно. Вдруг вы слышите, что едет грузовик (музыка обрывается)... Поднимите плечи, при­жмите руки и ноги к телу, согнув их при этом. Наклоните голову так, чтобы подбородок упирался в грудь (взрос­лый сначала показывает движения сам, потом помогает каждому ребенку освоить его).

Ура! Опасность — позади: грузовик уехал! Теперь опять вам спокойно и легко. Медленно вытягивайте шею, опускайте плечи. Покрутите головой в разные стороны: правда ли, что все вокруг стало безопасным?» Некоторое время дети лежат в расслабленном состоянии. Взрослый подходит к тем, кому трудно выполнять упражнение, по­глаживает их ручки, ножки.

Через несколько секунд (минут) музыка вновь обрыва­ется, взрослый хлопает в ладоши (звонит в колокольчик) и говорит: «Внимание! Опасность. В небе — самолет...»

Как правило, дети просят повторять это упражнение несколько раз подряд.

ИГРА «СТАНЬ КРОШЕЧНЫМ» [Фопель К., 2005]

Возраст. С 3 лет.

Цель. Отдых, снижение импульсивности.

Содержание. Дети встают на колени. Взрослый про­сит: «Вы должны постараться стать такими маленькими-маленькими, чтобы уместиться в ящике комода. Сначала положите голову на колени. Затем прижмите колени к груди как можно сильнее. Плотно прижмите руки к телу...

Представьте, что вы стали такими крошечными, что можете аккуратно уместиться в ящике со свежим по­стельным бельем.

Прежде чем начать новую игру, отдохните несколько мгновений».

Рекомендации. Данная игра предлагается К. Фопелем для взаимодействия с детьми от 3 лет. Практика показа­ла, что дети более младшего возраста охотно включают­ся в эту игру при условии ее многократного повторения, демонстрации движений, более подробного объяснения до начала игры.

ИГРА «СОВСЕМ, СОВСЕМ ТИХО» [Фопель К., 2005]

Возраст. С 3 лет.

Цель. Расслабление.

Содержание. Все дети садятся на ковер и кладут руки на колени.

Взрослый говорит: «Посидите, пожалуйста, тихо-тихо. Для вашего тела наступило время, когда оно может отдохнуть от дел, которые вы сегодня уже сделали. Это время, чтобы получить новые силы и всем, всем рассла­биться.

Закройте глаза. Расслабьте все части вашего тела, расслабьте все кончики пальцев... (взрослый подходит к каждому ребенку и помогает ему).

Расслабьте руки...

Расслабьте спину, живот, ноги...

Пусть все замрет в вашем теле, кроме дыхания.

Это хороший способ навострить ушки и услышать все, что происходит вокруг нас.

А теперь пусть будет совсем, совсем тихо (1 минута)».

Рекомендации. Если данное упражнение проводится с детьми до 3 лет, желательно на первых этапах зани­маться индивидуально с каждым ребенком.

ИГРА «ПШЕНИЧНОЕ ЗЕРНО» [Баум X., 2003]

Возраст. С 3 лет.

Цель. Отдых и расслабление.

Содержание. Каждый ребенок находит себе место в комнате, где он лучше всего себя чувствует. Затем дети ложатся и сворачиваются калачиком. Ведущий начинает рассказывать о пшеничном зерне, которое весной посте­пенно начинает прорастать и укореняться в земле. Зер­но растет, растет... При этом дети медленно разжимают пальцы, затем вытягивают ступни ног, руки. Ведущий следит, чтобы у всех детей хватило времени из «зерныш­ка» стать «росточком».

Наши рекомендации