ИГРА 36 (с 6 лет) ПРИКОСНОВЕНИЕ
Цели: Эту игру вполне можно использовать для "разогрева" группы перед важной работой в классе. Она делает детей более любопытными, внимательными и включенными в процесс. У них появляется возможность более тонко использовать чувствительность ладоней, соединяя воедино тактильные и визуальные ощущения.
Инструкция: Сядьте, пожалуйста, в один общий круг. Осмотритесь в помещении, посмотрите, не найдете ли вы что-нибудь такое, чего вы не заметили вчера. Кто нашел для себя что-нибудь новое? А кто может обнаружить у себя что-то такое, чего у него не было вчера?
А теперь покажите мне, до чего вы можете дотянуться со своего места. Можете ли вы коснуться чего-нибудь твердого? Покажите мне, что твердое вам удалось найти. А теперь потрогайте что-нибудь теплое. Что есть теплого на вас самих? Покажите нам, что вы нашли. А теперь осторожно прикоснитесь к чему-нибудь такому на себе, что было бы влажным или мокрым. Покажите мне, что вы обнаружили.
А теперь каждый из вас по очереди может вставать и прикасаться к различным вещам в классе. При этом он должен сообщать нам всем, к чему он прикоснулся, и какое оно на ощупь. Например, сейчас я прикасаюсь к двери. На ощупь она гладкая и прохладная... А теперь я прикасаюсь к стулу. Он холодный...
Предоставьте четверым или пятерым добровольцам возможность провести своего рода экспедицию по классу. Проследите, чтобы каждый из них пояснял каждое свое прикосновение законченными комментирующими фразами.
А теперь вы все можете встать и начать ходить по всему классу, прикасаясь к различным предметам, качества которых я буду называть. Прикоснитесь к чему-нибудь гладкому... Дотроньтесь до чего-нибудь шершавого... Прикоснитесь к чему-нибудь холодному... Потрогайте что-нибудь теплое...
А теперь возвращайтесь на свои места. Возьмите лист бумаги и нарисуйте что-нибудь из того, к чему вы только что прикасались.
ИГРА 37 (с 6 лет) НАПЕРСТОК
Цели: Эта очень простая игра развивает наблюдательность детей, а также предоставляет всему классу прекрасную возможность прийти в состояние покоя и сосредоточенности. Проведите это упражнения два или три раза.
Материалы: Один наперсток.
Инструкция: Я спрятала в классе наперсток, который вам необходимо найти. Вы можете повсюду ходить и заглядывать во все углы. Нет необходимости искать его на ощупь, открывать шкафы и парты, так как он лежит на видном месте. Тот, кто найдет наперсток, должен сохранить свою находку в тайне, не выдавая себя ни смехом, ни намеками. Он просто должен сесть на свое место и молча наблюдать, как остальные продолжают поиск. Тот, кто первым найдет наперсток, в следующий раз прячет его.
Анализ упражнения:
§ Быстро ли ты нашел наперсток?
§ Все ли дети четко придерживались правил игры?
§ Ты наблюдательный человек?
§ Как ты искал наперсток?
ИГРА 38 (с 8 лет) НОСЫ
Цели: Очень важно, чтобы дети научились внимательно разглядывать лица окружающих. Это позволит им лучше определять настроения и чувства своих собеседников и партнеров. Кроме того, этот навык лежит в основе эмпатии и умения выражать сочувствие окружающим. Эта игра является прекрасной тренировкой наблюдательности, а также помогает детям осознать все богатство и пестроту окружающего их мира.
Инструкция: Сядьте, пожалуйста, в один общий круг. Я хотела бы поговорить сегодня о носах. Знает ли кто-нибудь из вас человека с очень примечательным носом? Вы можете описать нам этот нос? А знаете ли вы, для чего людям нужны носы?
Обсудите с детьми на соответствующем их возрасту уровне физиологические, анатомические и психологические функции носа.
Нос необходим нам не только для дыхания и обоняния. Он важен еще и как важный отличительный признак человеческого лица. Как ни странно, но практически не бывает совершенно одинаковых носов — каждый нос по-своему уникален. Поэтому я хочу предложить вам такую игру. Я буду ходить по кругу и рассматривать ваши носы. Затем я загадаю один из носов, но никому не скажу, чей. А потом я буду максимально подробно описывать этот нос. Например: "Это совсем прямой короткий нос, ноздри красивые и выпуклые, когда обладатель этого носа смеется, они шевелятся; нос этот уже неплохо успел загореть на солнце..." И так далее. Как только кто-нибудь из вас догадается, чей это нос, он тут же может сказать об этом.
Опишите носы различных детей. Во время игры ученики смогут и должны будут поразглядывать носы своих одноклассников. Под конец упражнения Вы можете предложить нескольким добровольцам побыть ведущими и походить внутри круга, описывая чей-то нос. Помимо прочего, игра развивает словарный запас, поскольку описывать нос непросто.
Завтра мы снова поговорим о носах, поэтому вам нужно будет хорошо разглядеть и запомнить лица встречающихся вам людей. Старайтесь делать это ненавязчиво, например так, как мы это делали сегодня в ходе нашей игры. А завтра каждый из вас должен будет рассказать о каком-нибудь наиболее примечательном носе, увиденном вами.
Анализ упражнения:
§ Понравилась ли тебе эта игра?
§ Нравится ли тебе разглядывать лица?
§ Какие части лица тебе наиболее интересны?
§ Сможешь ли ты понять по лицу другого человека, какое у него сейчас настроение?
§ Почему многие люди ходят с "застывшим" выражением лица?
§ Чей нос тебе показался наиболее интересным?
§ Можешь ли ты описать свой собственный нос?
ИГРА 39 (с 9 лет) РАЗВЕДЧИК
Цели: Внимание детей развивается гораздо быстрее, когда их побуждают делиться результатами своих наблюдений с окружающими. Особенно важно при этом развивать у них убеждение, что умение обращать внимание на разнообразные детали окружающего мира делает жизнь интереснее, да и успех при этом достигается легче.
Инструкция: Сядьте, пожалуйста, в один общий круг. Я буду сейчас задавать вам вопросы, на которые могут ответить только настоящие сыщики или разведчики. Вы можете назвать каких-нибудь известных сыщиков или разведчиков?
Настоящий сыщик должен уметь все видеть и слышать, иногда ему нужно уметь и хорошо принюхиваться. Он должен уметь с легкостью запоминать картины, звуки, голоса, запахи и так далее. Сейчас я предлагаю вам побыть "сыщиками". Закройте глаза, и не открывайте их до тех пор, пока я вам этого не скажу.
§ Кто из вас, не открывая глаз, может сказать, кто сидит справа от него? (Пусть несколько разных учеников ответят на этот вопрос или добровольно, или по Вашей просьбе).
§ Кто из вас с закрытыми глазами может описать обувь, в которой я сейчас стою перед вами? (Хорошо, если как можно больше детей выскажут свои догадки.)
§ Кто может сказать, какого цвета потолок в нашем классе?
§ Кто может назвать цвет глаз своего лучшего друга или подруги?
§ Кто из вас может описать носки, которые на нем сейчас надеты?
§ Кто может сказать, сколько окон у нас в классе?
§ Кто из вас может угадать, какую мелодию я сейчас напеваю, а желательно еще и пропеть первые пять слов этой песни? (Выберите песню, достаточно известную детям Вашего класса).
Теперь вы можете открыть глаза. На следующие вопросы вы можете отвечать с открытыми глазами.
§ Кто может описать прически своих родителей?
§ Кто из вас может описать посуду, из которой он сегодня ел?
§ Кто из вас может рассказать, как выглядит интерьер вашего любимого магазина?
§ Кто из вас может сказать мне, что он делал вчера, прежде чем лег спать?
Дайте детям возможность самим придумать подобные вопросы и задать их друг другу.
Анализ упражнения:
§ Понравилась ли тебе эта игра?
§ Какой вопрос оказался для тебя самым сложным?
§ На какие вопросы тебе было легко отвечать?
§ Играешь ли ты иногда в подобные игры?
§ Что ты делаешь для тренировки своей памяти?
ИГРА 40 (с 9 лет) МОНСТР
Цели: Это упражнение направлено на то, чтобы побудить детей смотреть на собеседников во время взаимодействия с ними. Многие дети избегают визуального контакта с собеседниками, вызывая у тех чувство неуверенности и дискомфорта. Мы хотели бы приучить детей обращать внимание на то, как проявляются эмоции у других людей, поскольку это развивает способность к эмпатии. Позже это поможет им устанавливать и поддерживать приятные и глубокие социальные контакты.
Инструкция: Что вы делаете, когда разговариваете с кем-нибудь? Смотрите ли вы в лицо собеседнику или отводите глаза в сторону? Можете ли вы по глазам понять, что сейчас чувствует ваш собеседник?
Я хочу попробовать сыграть с вами в игру, во время которой вы по очереди будете то смотреть в глаза другу, то отводить взгляд. Встаньте все, пожалуйста, и начните разгуливать по классу... Остановитесь напротив кого-нибудь и расскажите, чем бы вы хотели заняться в ближайшие выходные. Во время разговора не смотрите друг на друга... (2 минуты.)
Ну а теперь разойдитесь, походите по классу и подойдите к кому-нибудь другому. Теперь расскажите о чем-нибудь наиболее интересном из того, чем вы занимались в прошлые выходные. В этот раз внимательно смотрите в глаза друг другу или просто в лицо... (2 минуты.)
Теперь снова разойдитесь, погуляйте немного по классу и снова встаньте попарно. Решите, кто в вашей паре будет номером А, а кто — номером Б. Пусть А расскажут о том, что могло бы их испугать. Б не должны ничего говорить, а должны только внимательно смотреть в лицо рассказчику. (2-3 минуты.)
Теперь завершите, пожалуйста, свой рассказ. Пусть теперь рассказывают номера Б. Расскажите о тех ситуациях, в которых вы испытали громадную радость. Номера А не должны при этом ничего говорить, а должны лишь внимательно слушать, глядя в глаза рассказчику. (2-3 минуты.)
Удается пи вам определить по лицу своего собеседника его чувства?
Порой глазами мы передаем что-то такое, что очень трудно выразить словами. Давайте мы поиграем еще в одну игру, во время которой вы сможете поупражняться в установлении контакта с помощью глаз. Эта игра называется "Монстр", и протекает она следующим образом.
Мы все становимся в один общий круг, а один из вас выходит в центр круга. Он и будет нашим Монстром. Монстр голоден и хочет на нас напасть. Он выбирает себе Жертву и медленно подходит к ней с грозным видом. Его пасть раскрыта, и он готов уже наброситься. Для Жертвы есть лишь одно спасение: установить глазами контакт с кем-то из детей, чтобы тот громко выкрикнул свое имя и отвлек внимание Монстра на себя. Тогда Монстр медленно и ужасающе приближается уже к этому ребенку. Спаситель должен теперь сам посмотреть на всех и поймать чей-нибудь взгляд, чтобы теперь кто-нибудь спас уже его и отвлек внимание Монстра на себя... Так игра продолжается дальше. После трех попыток напасть на жертву Монстр устает и отправляется спать, а его место занимает кто-нибудь другой из круга.
Может получиться так, что кого-то из Жертв не удастся спасти, и ужасные челюсти Монстра несильно сомкнутся на ней. Тогда Монстр может издать свой жуткий крик победы. Пойманный ребенок освобождает Монстра от его проклятия и занимает его место, став Монстром вместо него. Вы поняли правила игры?
Анализ упражнения:
§ Любишь ли ты во время разговора смотреть собеседнику в глаза?
§ Что ты думаешь, когда твой собеседник вообще не смотрит на тебя?
§ Знаешь ли ты таких людей, которые взглядом вынуждают своего собеседника стесняться?
§ Есть ли в классе дети, по глазам которых ты можешь сказать, что они чувствуют?
§ Легко ли прочитать по твоему лицу, что ты чувствуешь?