Дошкольное детство (3-7 лет)
Ведущая деятельность — игра.Характер игры меняется вместе с раз-витием ребенка, она тоже проходит этапы.
До трех лет игра представляет собой манипулирование предметами.Младенец, если он здоров, играет все свободное от сна и еды время. С по-мощью игрушек он знакомится с цветом, формой, звуком и т. д., то есть исследует действительность. Позже начинает сам экспериментировать: бросать, сжимать игрушки и наблюдать за реакцией. В процессе игры ре-бенок развивает координацию движений (см. выше: «Последовательность развития движений»).
Собственно игра возникает в три года, когда ребенок начинает мыслить целостными образами - символами реальных предметов, явлений и дейст-вий (см. ниже: «Умственное развитие ребенка»).
На первом этапе она представляет собой копирование действий и пове-дения взрослых. Игрушки в это время являются моделями предметов, с которыми «играют» взрослые. Это так называемая сюжетная игра.Ребе-нок в процессе ее воспроизводит сюжеты действий. В центре внимания не роль, к примеру, врача, а действия, имитирующие действия врача. К пра-вилам ребенок еще не чувствителен.
В среднем дошкольном возрасте - ролевая игра,она преобладает вплоть до 6-7 лет. На этой стадии самое главное для ребенка - ролевая идентификация, сюжет отходит на задний план. Смысл игры заключается в разделении ролей. В игре он имеет возможность прожить то, что являет-ся для него недоступным в жизни взрослых.
В старшем дошкольном возрасте появляется игра по правилам.Роле-вая идентификация утрачивает привлекательность, роли становятся чисто игровыми.
Игра - критерий нормальности развития ребенка, она имеет важное значение и для эмоционального развития детей. Она помогает справиться сострахами, порожденными травмирующими ситуациями (ночные кош-мары, ужасные истории, долгое пребывание в больнице).
не характерна. Пик ее приходится на 4,5 года, а затем постепенно убывает, пока не сходит на нет. К началу школьного возраста дети усваивают нормы поведения, которые способствуют ослаблению агрессивности. Родители могут ускорить этот процесс, прививая детям навыки социального общения и стимулируя чувствительность к переживаниям других. Кроме игры, помогают овладеть социальными техниками чувствования сказки.
Технологическая оснащенность.Имеется в виду минимум знаний, умений, навыков (ЗУН), позволяющих обучаться в школе. Традиционно под ЗУН понимается умение читать, считать, писать. Но психологи счита-ют, что гораздо важнее иметь развитое воображение. В. В. Давыдов пишет: «Главный аспект познавательной готовности - высокий уровень развития воображения». А воображение развивается в игре.
Мнимая ситуация - это основная единица игры. Существенным момен-том для такой ситуации является перенос значений с одного предмета на другой. Л. С. Выготский говорит орасхождении видимого (оптического, зрительного) пространства и смыслового поля. Игра осуществляется не в видимом, а в смысловом поле. Это означает, что ребенок действует в игре стем, чем предмет является по смыслу, а не по свойствам (например, пал-ка вместо лошади).
Если в полтора года ребенок открывает, что всякая вещь имеет свое имя, то в игре он открывает, что каждая вещь имеет свой смысл, каждое слово имеет свое значение, которое может замещать вещь. Он мысленно видит вещь за словом. Это и есть воображение, которое формируется в игре (то есть действие в смысловом поле, строящееся вне зависимости от материала, с которым это действие осуществляется).
Воображение - это действие в смысловом поле, оно является предтечей мышления. В школе дети будут иметь дело с особыми идеальными объек-тами, например, геометрическими фигурами, числами.
Личностная готовность.Личностная готовность проявляется в само-актуализации. Это значит, что человек открывает себя с радостью, что он такой, что он есть, а главное - с любовью и восторгом. Для девочек само-актуализация еще в раннем детстве выступает в виде привлекательности, для мальчиков - в виде эффективности. Это тендерное различие - следст-вие культурных образцов.
Под влиянием этих двух факторов у дошкольников складываются ос-новные структуры личности:
- притязания личности;
- Я-концепция;
- перспективы личности;
- иерархия побуждений.
Стратегия родителей |
Притязания личности(эффективность и привлекательность). Уровень притязаний формируется путем успехов и неудач. У детей он чрезвычайно высок, но под влиянием неудач начинает снижаться. Если ребенок найдет свою область (сферу деятельности или сферу общения), то страх компен-сируется уверенностью в себе, в собственных силах. Ребенок постоянно утверждается в том, что у него есть преимущественного перед другими.
Стратегия родителей - сформировать в дошкольном возрасте уверен-ность в своих силах, а не способности.
Позиция уверенности: «Все зависит от меня, моих способностей, ка-честв, я могу все изменить, если изменю себя. Во мне причина неудач и успехов».
Позиция неуверенности: «Я нахожусь под влиянием обстоятельств, от меня ничего не зависит, все произойдет по воле рока».
Формирование Я-концепции.Я-концепция включает в себя 3 аспекта: оценочный, эмоциональный и когнитивный.
Оценочный. Самооценки в собственном виде еще нет, ребенку трудно оценить себя без внешней опорной шкалы, например, методики Дембо. Ребенок не может оценить такие свои качества, как доброта, чуткость и т. д., но если попросить его отметить меру этих качеств на предложенной ему шкале, он с этим справится.
Когнитивный. Имеется в виду способность составить описание самого себя.
Эмоциональный. Восприятие себя связано с неким типом переживаний. Если взрослый вспомнит себя ребенком, то ведущую роль играет некий эмоциональный фон (удивление, страх, угроза и т. п.). Ребенка можно понять через рисунки.
Перспективы личностиу ребенка связаны с его образом взрослости. Если образ взрослости присоединен к обучению, то оно будет удовлетво-рять ребенка, и наоборот. Перспектива - это цель, реализация которой свя-зана со смыслом жизни. Без осознания перспективы нет деятельности.
Формирование иерархии побуждений, иерархии мотивов.Ребенок двух лет действует ситуационно: какой мотив сильнее, тот и побеждает. К 5-6 годам складывается механизм смысловой коррекции побуждения к действию. Действие становится поступком, и ребенок выбирает, исходя из того, какой смысл будет иметь тот или иной поступок.
Базовая потребность возраста.Если в младенческом возрасте по-требность в безопасности была насыщена, то актуализируется потреб-ность в любви.
Дети в раннем и дошкольном возрасте все еще зависят от родителей и нуждаются в их любви. Чтобы получить эту любовь, они нередко вынуж-дены забывать о собственной индивидуальности, поскольку их желания зачастую противоположны тому, чего хотят от них родители. Поэтому де-ти могут утрачивать идентичность, уверенность в себе, доверие своим чув-ствам и мыслям. Этот внутренний конфликт порождает страх, агрессию, чувство вины.
Потребность в любви выражается в том, что дети постоянно хотят чув-ствовать физическую близость отца и матери. Ведущая роль в удовлетво-рении данной базовой потребности отдается родителю противоположного пола. 3-4 года - время формирования эдипова комплексаи комплекса Электры.Важное значение приобретает тактильный контакт. Ребенок осваивает язык ощущений. Если потребность не удовлетворена, человек остается тактильно бесчувствен (например, именно в указанном возрасте происходит формирование эрогенных зон).
Э. Эриксон о дошкольном детстве.3-6 лет - это локомоторно-генитальная, или эдипова, стадия развития, в психоанализе соответствует фаллической фазе. Она характеризуется неограниченным радиусом целей, охватом огромного числа ролей с помощью воображения и совершенным чувством языка. Доминирующим является модус вторжения «в простран-ство - с помощью движений, в неизвестное - с помощью любознательно-сти, «влезание» в уши и души криками, физическая атака в людей» (Э. Эриксон).
На этой стадии ребенок делает выбор между инициативой (в мечтах -всесилен) и чувством вины (страшное преступление против родителя сво-его пола). Дети учатся удовлетворять свои физические и духовные потреб-ности способами, приемлемыми для них самих и тех, с кем они общаются. Затруднения в усвоении новых норм и правил поведения могут вызвать неоправданные самоограничения и сверхнеобходимый самоконтроль. Э. Эриксон говорит, что дети в это время «стремятся побыстрее найти та-кие формы поведения, которые помогли бы им ввести свои желания и ин-тересы в социально приемлемые рамки». Поощрение самостоятельности детей способствует развитию их интеллекта и инициативы. Если же про-явлениям независимости часто сопутствуют неудачи или детей излишне строго наказывают за какие-то проступки, это может привести к тому, что чувство вины возобладает над стремлением к самостоятельности и ответ-ственности.
Кризис семи лет
Это кризис саморегуляции, напоминающий кризис одного года.
Ребенок начинает регулировать свое поведение правилами. Раньше по-кладистый, он вдруг начинает предъявлять претензии на внимание к себе, поведение становится вычурным. С одной стороны, у него в поведении появляется демонстративная наивность, которая раздражает, так как интуитивно воспринимается окружающими как неискренность. С другой, кажется излишне взрослым: предъявляет к окружающим нормы.
Для ребенка распадается единство аффекта и интеллекта, и этот период характеризуется утрированными формами поведения. Ребенок не владеет своими чувствами (не может сдерживать, но и не умеет управлять ими). Дело в том, что, утратив одни формы поведения, он не приобрел еще другие.
Библиографический список
1. Венгер А. Л. Психологическая готовность детей к обучению в
школе. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника.
М., 1985.
2. Венгер Л. А. Восприятие и обучение (дошкольный возраст).
М.: Просвещение, 1969.
3. Венгер Л. А., Венгер А. Л. Готов ли ваш ребенок к школе.
М., 1994.
4. Венгер Л. А., Мухина В. С, Психология. М., 1988.
5. Галигузова Л. #., Смирнова Е. О. Ступени общения: от года до се-
ми лет. М., 1992.
6. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. М., 1993.
7. Долыпо Ф. На стороне ребенка. СПб.: Петербург - XXI век, 1997.
8. ДжайнотгпХ. Д. Родители и дети. М., 1986.
9. Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка.
М., 1993.
10. Крат Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000.
11. Кулагина И. Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рож-
дения до 17 лет. М.: РОУ, 1996.
12. Ле Шан Э. Когда ваш ребенок сводит вас с ума. М., 1990.
13. ЛешлиД. Работать с маленькими детьми. М., 1991.
14. Муссен П. и др. Развитие личности ребенка. М., 1987.
15. Матейчек 3. Родители и дети. М., 1992.
16. Никитин Б. П. Ступеньки творчества или развивающие игры.
М., 1991.
17. Одаренные дети / Пер. с англ. М., 1991.
18. Раттер М. Помощь трудным детям. М., 1987.
19. Соколова В. #., Юзефович Г. Я. Отцы и дети в меняющемся мире.
М., 1991.
20. Спиваковская А. С. Профилактика детских неврозов. М., 1988.
21. Субботский Е. В. Ребенок открывает мир. М., 1991.
22. Фрейд 3. Анализ фобии пятилетнего мальчика // Психология бес-
сознательного. М., 1989.
23. Хоментаускас Г. Т. Семья глазами ребенка. М., 1989.
24. Эберлейн Г. Страхи здоровых детей. М., 1981.
25. Эльконин Д. Б. Психология игры. М., 1978.
26. Эриксон Э. Детство и общество. СПб.: Ленато, ACT, Фонд «Уни-
верситетская книга», 1996.
27. Он же. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996.