V. Игровые действия и игровые предметы.
1. Использует ли ребенок в игре предметы-заместители (не использовал предметы заменители – 0; использует предметы заменители – 1).
2. Дает ли словесное обозначение предметам-заместителям, насколько легко это делает (не давал предметам заменителям словесного обозначения – 0; с трудом подбирает словесное обозначение предметам заменителям – 1; легко подбирает для предметов заменителей словесные обозначения - 2).
3. Кто является инициатором выбора предмета-заместителя: сам ребенок -2; взрослый - 1. Не было инициатора выбора предмета-заместителя – 0. Предлагает ли свой вариант замещения партнеру (не предлагает – 0; предлагает невербально – 1; предлагает вербально – 2).
4. Использует ли в игре образные игрушки и как часто (не используются – 0; используются одни и те же игрушки адекватно – 1; используются разнообразные игрушки адекватно – 2). Есть ли у ребенка любимые игрушки (отсутствуют – 0; имеются любимые игрушки – 1).
5. Характеристика игровых действий: степень обобщенности, развернутости, разнообразия, адекватности (конкретные, однотипные, мало адекватные действия – 0; однотипные, адекватные действия – 1; обобщенные, разнообразные, адекватные игровые действия – 2). Согласует ли ребенок собственные действия с партнером по игре (не согласует – 0; учитывает участие партнера и согласует свои действия с ним – 1). Какова роль слова в осуществлении игровых действий (слова и действия не согласуются - 0; слова и действия согласуются составляют единое целое – 1).
6. Как воспринимает воображаемую ситуацию, понимает ли её условность, играет ли с воображаемыми предметами (не учитывает условность ситуации – 0;понимает условность ситуации непродолжительно, соскальзывает на реальные отношения -1; полностью осознает условность ситуации – 2).
Баллы по выполнению игровых действий:8 – средний уровень. Ребенок использовал в игре предметы-заместители и образные игрушки, вполне легко подбирал для предметов заменителей словесные обозначения.Игровые действия однотипные и адекватные. Однако, ребенок не учитывал участие партнёров, не согласовывал свои действия с ними, настаивал на своей точке зрения. Понимал условность ситуации непродолжительно.
VI. Игровые правила
1. Выполняют ли правила функцию регулятора игры. Осознаются ли правила ребенком (правила не осознаются ребенком и служат регулятором игры – 0; ребенок понимает, что в игре есть правила, но учитывает их по собственному настроению – 1; ребенок осознает правила и с их помощью регулирует отношения в игре - 2).
2. Как соотносит ребенок выполнение правила со взятой на себя ролью (не удерживается в рамках роли – 0; непродолжительно удерживается в рамках роли – 1; соотносит себя со взятой ролью в течение продолжительного времени – 2).
3. Следит ли за выполнением правил другими детьми (к выполнению правил другими относится равнодушно – 0; требует выполнения правил от некоторых участников игры – 1; требует выполнения правил от всех партнеров по игре – 2).
4. Как относится к замечаниям партнера по игре по поводу выполнения им правил (не обращает внимания на замечания партнера – 0; учитывает мнение лишь отдельных партнеров по игре -1; считается с замечаниями всех членов игрового коллектива – 2).
Баллы по выполнению игровых правил: 4 – средний уровень. Ребенок понимает, что в игре есть правила, учитывая их по собственному настроению, требует их выполнения от всех участников. Непродолжительно удерживается в рамках роли и не обращает внимание на замечания партнера.
VII. Достижение результата игры
1. Соотносится первоначальный замысел и его реализация в игре (замысел не соотносит – 0; замысел сравнивается с ожидаемым результатом игры частично– 1; замысел сравнивается с ожидаемым результатом игры на всех этапах игры – 2).
2. Соотносит ли ребенок свой замысел с достигнутым результатом (не соотносит свой замысел с достигнутым результатом – 0; соотносит свой замысел с достигнутым результатом частично – 1; соотносит свой замысел с достигнутым результатом на всех этапах игры - 2).
3. Какими средствами достигается реализация замысла (жесты, показ).
Баллы по выполнению результата игры:2 – низкий уровень. Замысел частично сравнивается с ожидаемым результатом игры. Ребёнок не в полной мере соотносит свою идею с достигнутым результатом. Реализация плана достигается с помощью жестов и показов.