Психологические методы коррекции в клинической психологии детей и подростков.
Психологи́ческая корре́кция (психокорре́кция) — один из видов психологической помощи (среди других: психологическое консультирование, психологический тренинг, психотерапия); деятельность, направленная на исправление особенностей психологического развития, не соответствующих оптимальной модели, с помощью специальных средств психологического воздействия; а также — деятельность, направленная на формирование у человека нужных психологических качеств для повышения его социализации и адаптации к изменяющимся жизненным условиям.
Психологическая коррекция в клинической психологии, или психокоррекция, связана с особенностями помощи больному человеку. В рамках данного раздела происходит разработка психологических основ психотерапии, психологическая реабилитация как системная медико-психологическая деятельность, направленная на восстановление личного социального статуса путём различных медицинских, психологических, социальных и педагогических мероприятий.
В клинической психологии психологическая коррекция применяется в том случае, если у клиента выявляются психологические проблемы, которые возникают в связи с личностными аномалиями, при невротических психосоматических расстройствах
Диагностические методы: Клиническое интерьвью. Анамнез и Катамнез. Экспериментально-психологические методы, наблюдение, беседа . психофизиологические методы типа ЭЭГ . изучение продуктов творчества, биографические методы.
Методы психокоррекции, которые наиболее часто применяют в клинической психологии детей и подростков.:
- Поведенческая,
Поведе́нческая терапи́я;— одно из ведущих направлений современной психотерапии и психокоррекции. Поведенческая психотерапия основана на теории научения, а также на принципах классического и оперантного обуславливания. В основе этой формы психотерапии лежит идея, что симптомы некоторых психических расстройств обязаны своим появлением неверно сформированным навыкам. Поведенческая психотерапия ставит своей целью устранение нежелательных форм поведения и выработку полезных для клиента навыков поведения
-Игротерапия,метод психотерапевтического и психокоррекционного воздействия на детей и подростков с использованием игры.
Игровые ситуации дают возможность показать пациенту способы решения конфликтных ситуаций, корригировать неблагоприятные черты характера, дезактуализировать фобические проявления. Метод игровой психотерапии используется как самостоятельно, так и в рамках индивидуальной, групповой, семейной психотерапии и может успешно сочетаться со многими другими методами психотерапевтического воздействия (внушение наяву, аутотренинг, косвенная и рациональная психотерапия, имаготерапия). Используются самостоятельные и ролевые игры, импровизации, осуществляемые в директивной и недирективной формах
–Арт-терапия
направление в психотерапии и психологической коррекции, основанное на искусстве и творчестве. Главная цель арт-терапии состоит в гармонизации психического состояния через развитие способности самовыражения и самопознания. Ценность применения искусства в терапевтических целях состоит в том, что с его помощью можно на символическом уровне выразить и исследовать самые разные чувства и эмоции: любовь, ненависть, обиду, злость, страх, радость и т. д.
– семейная психотерапия.
метод, где ребенок не является объектом воздействия и клиентом. Клиентом является вся семья, вся семейная система, именно она — объект психокоррекционного воздействия. Данный подход рассматривает семейную систему или организационную систему в качестве ресурса, на основе которого могут развиваться как способности и сильные стороны, так и поведенческие расстройства отдельно взятого члена системы. Если член группы проявляет психические или поведенческие расстройства, то он рассматривается как носитель симптома всей системы.
Под семейным диагнозом понимается типизация нарушенных семейных отношений с учетом индивидуально-личностных свойств членов семьи.
50. Психогенетика (генетика поведения человека) как научная дисциплина. Методы психодиагностических исследований.
Психогенетика является областью науки, возникшей на стыке психологии и генетики. Как часть психологии психогенетика принадлежит к более широкой области - психологии индивидуальных различий (дифференциальной психологии), которая, в свою очередь, является частью общей психологии. Дифференциальная психология занимается исследованием индивидуальных различий между людьми или группами людей. В сферу ее компетенции входит довольно широкий диапазон проблем (Егорова М.С., 1997). В частности, одной из задач дифференциальной психологии является изучение происхождения индивидуальных различий, а именно роли биологических и социальных причин их возникновения. Одним из направлений исследований в этой области является изучение роли наследственных и средовых факторов в формировании межиндивидуальной вариативности различных психологических и психофизиологических характеристик человека. Это и есть основной предмет психогенетики. Также психогенетику можно отнести к разряду дисциплин, составляющих естественно-научные основы психологии.
Психогенетика (генетика поведения) – междисциплинарная область знаний, пограничная между психологией и генетикой.
Предметом исследования психогенетики являются относительная роль и действие факторов наследственности и среды в формировании различий по психологическим и психофизиологическим признакам.
Цель большинства психогенетических исследований – определение относительного вклада генетических и средовых факторов в формировании индивидуально-психологических различий, а также изучение возможных механизмов, опосредующих генетические и средовые влияния на формирование разноуровневых свойств психики.
Таким образом, задача психогенетики – выяснение не только наследственных, но и средовых причин формирования различий между людьми по психологическим признакам.
Круг проблем психогенетики включает:
1. Роль наследственности и среды в формировании человеческого разнообразия (поведенческого, психологического) в норме;
2. Наследственные и средовые причины отклоняющегося поведения и психических заболеваний;
3. Роль наследственности и среды в развитии;
4. Изучение факторов среды в формировании поведения человека и др.
Методы психогенетики:
Близнецовый метод был впервые предложен Ф.Гальтоном, а его современная модификация– Г.Сименсом. Феномен близнецовости рассматривается через категории дизиготных и монозиготных близнецов.
Виды близнецового метода:
1. Классический близнецовый метод.
Исследуемый признак сопоставляется в парах монозиготных и дизиготных близнецов и оценивается уровень внутрипарного сходства.
2. Метод контрольного близнеца.
Используется на монозиготных выборках с целью изучения влияния конкретных средовых факторов на изменчивость признака. На одного из близнецов пары оказывается определенное воздействие(например, тренировка), второй воздействию не подвергается. Затем сравниваются результаты по данному признаку после воздействия.
3. Лонгитюдное близнецовое наблюдение.
Проводится длительное прослеживание одних и тех же близнецовых пар. Затем определяются внутрипарные и межпарные различия. Можно сказать, что это сочетание классического близнецового метода с лонгитюдным.
4. Метод близнецовых семей.
Этот метод представляет собой сочетание близнецового метода и генеалогического. Исследуются члены семей взрослых близнецовых пар. Дети монозиготных близнецов являются полусибсами, т.е. как бы детьми одного т того же человека от разных браков. С помощью этого метода можно исследовать влияние материнского эффекта, наследственных причин ряда заболеваний, при которых один из монозиготных близнецов поражен болезнью, а другой нет.
5. Исследование одиночных близнецов.
Сопоставление особенностей развития одиночных близнецов и детей, родившихся в многоплодных родах, при которых один из детей умер при рождении. Является вспомогательным методом, который позволяет оценить влияние пренатальных особенностей развития близнецов на их дальнейшее развитие.
6. Исследование близнецов как пары.
Предполагает исследование специфических близнецовых эффектов и особенностей внутрипарных отношений. Также является вспомогательным методом для проверки справедливости допущения о равенстве средовых условий для партнеров монозиготных и дизиготных пар.
7. Сопоставление близнецов с не близнецами.
Позволяет оценить существенность различий между близнецами и неблизнецами. Назначение этого метода состоит в получении данных, применимых не только к выборке близнецов, но и ко всей популяции в целом.
8. Метод разлученных близнецов.
Предполагает сравнение внутрипарного сходства близнецов, которые были разлучены в раннем детстве и после этого никогда не встречались. Этот метод характеризуется максимальной надежностью.
9. Метод частично разлученных близнецов.
Метод состоит в сравнении внутрипарного сходства близнецов, живущихкакое-товремя врозь. Если монозиготные близнецы становятся менее похожими, а дизиготные, живущие врозь не отличаются от дизиготных, живущих вместе, то делаем вывод о том, что средовое влияние не однозначно(С.Б. Малых, М.С. Егорова, Т.А. Мешкова, 2008; И. В. Равич-Щербо, Т. М. Марютина, Е. Л. Григоренко, 2000).
Метод приемных детей является жесткой экспериментальной схемой, которая позволяет развести влияние генетики и среды. Эта схема включает в себя:
1)сопоставление детей и биологических родителей;
2)сопоставление детей и родителей усыновителей.
Смысл метода: с биологическими родителями дети имеют50% общих генов, но нет влияния среды. С усыновителями – наоборот. Более высокая связь с биологическими родителями свидетельствует, что признак находится под влиянием генетических факторов. Если дети были усыновлены в первые дни жизни и сразу же разлучены со своими биологическими родителями, то с ними они имеют только общие гены. Сродителями-усыновителями, с которыми дети прожили всю жизнь, у детей нет никакого генетического сходства, но зато есть общие средовые условия. Более высокая корреляция детей с биологическими родителями свидетельствует в пользу генотипических влияний, большая же корреляция сродителями-усыновителями – в пользу средовых.
Генеалогический метод – исследование сходства между родственниками в разных поколениях. Для этого необходимо точное знание ряда признаков прямых родственников по материнской и отцовской линиям и охват возможно более широкого круга кровных родственников; возможно также использование данных по достаточному числу разных семей, позволяющему выявить сходство родословных. Этот метод применим главным образом в медицинской генетике и антропологии. Однако сходство поколений по психологическим признакам может объясняться не только генетической их передачей, но и социальной преемственностью.
Популяционный метод позволяет изучать распространение отдельных генов или хромосомных аномалий в человеческих популяциях. Для анализа генетической структуры популяции необходимо обследовать большую группу лиц, которая должна быть репрезентативной, т. е. представительной, позволяющей судить о популяции в целом. Этот метод также более информативен при изучении различных форм наследственной патологии. Что же касается анализа наследуемости нормальных психологических признаков, то данный метод, взятый изолированно от других методов психогенетики, надежных сведений не дает, ибо различия между популяциями в распределении той или иной психологической особенности могут вызываться социальными причинами, обычаями и т. д.
Семейные исследования можно применять для изучения не только качественных дискретных, но и непрерывных количественных признаков, имеющих полигенетическое наследование.
В ходе исследования измеряемой зависимой переменной считается психологический признак, а независимой – доля генетического сходства между родственниками. Родные братья и сестры имеют половину общих генов, дети от разных браков – четверть (так же как двоюродные братья и сестры и т. д.).
Сравниваются также родители с детьми, бабушки и дедушки с внуками, тети и дяди с племянниками.
При семейном исследовании нет контроля за факторами общей и различающейся среды. Генетическое и средовое влияние скоррелированы: очевидно, что более сходные генетически родственники развиваются в более сходной среде. Поэтому при всем желании в семейном исследовании невозможно отделить влияние на дисперсию признака среды и генотипа.
51. История психогенетики. Основные периоды развития генетики поведения.
Большинство направлений в науке возникает в связи с запросом общества или рождается в результате практической деятельности человека. Если говорить о генетике в целом, то совершенно очевидно, что практическая генетика уходит корнями в глубокую древность. Сохранились письменные свидетельства того, что в древних цивилизациях велась работа по селекции растений и животные. Древние натурфилософы и врачи пытались проникнуть и в тайны наследственности человека.
Основой для их умозаключений служили повседневные наблюдения: сходство родителей и потомков (причем, не только во внешности, но и в характере, походке, способностях), участие мужского семени в зачатии, передача по наследству некоторых болезней и уродств.
Древние были стихийными генетиками, скорее селекционерами, поскольку разведением сельскохозяйственных животных и растений человек начал заниматься с незапамятных времен. Конечно, не только продуктивные качества животных, но и их поведение привлекали внимание, ведь нрав животного играет не последнюю роль в общении с ним человека.
Однако одним из истоков психогенетики, так же как и генетики, является теория эволюции, разработанная Ч.Дарвином в XIX веке. Суть дарвиновской теории заключается в следующем. Во-первых, у особей внутри каждого вида наблюдается изменчивость по морфологическим и физиологическим признакам, причем эта изменчивость возникает случайным образом. Во-вторых, эта изменчивость наследуется. В-третьих, в связи с ограниченностью необходимых ресурсов особи данной популяции борются за выживание. Наиболее приспособленные выживают и оставляют потомков, обладающих теми же признаками. В результате такого естественного отбора наиболее приспособленных особей представители данного вида все лучше адаптируются к условиям окружающей среды. Таким образом, в основе механизма эволюции лежат три фундаментальных фактора — изменчивость, наследственность и естественный отбор.
Появление эволюционной теории дало толчок исследованиям феномена наследственности.
Историю развития генетики поведения человека условно можно разделить на четыре основных периода:
1) 1865—1900 — зарождение генетики поведения человека;
2) 1900—1924— становление генетики поведения как самостоятельной научной дисциплины;
3) 1924—1960 — накопление эмпирического материала;
4) с 1960 по настоящее время — современный этап.
Кратко охарактеризуем каждый из этих этапов и чуть более подробно остановимся на истории развития генетики поведения человека в России.