Основные направления воспитания дошкольника. Формы, методы и средства воспитания дошкольников. Комплексные и парциальные программы воспитания дошкольников.
Выделение направлений воспитания дошкольников позволяет подробнее рассматривать методы, задачи и средства воспитания:
· умственное воспитание,
· нравственное воспитание,
· трудовое воспитание,
· физическое воспитание,
· художественно-эстетическое воспитание,
Дополнительно:
· экологическое воспитание,
· правовое воспитание.
Прослеживается тесная взаимосвязь между направлениями воспитания детей дошкольного возраста, но, между тем, каждому направлению воспитания соответствуют свои специфические задачи:\
1. физического воспитания
Ведущее направление в современных дошкольных образовательных организациях. Включает:
· охрана и укрепление здоровья,
· совершенствование растущего и развивающегося организма;
· совершенствование функционального состояния организма ребёнка на каждом этапе дошкольного детства.
В ходе физического воспитания формируются двигательные навыки, умения и физические качества детей, развивается интерес к доступным видам деятельности. Поэтому важна стимуляция и обогащение двигательного опыта ребёнка, формирование правильной осанки, развитие физических качеств – гибкости, ловкости, быстроты, силы, выносливости.
2. умственного воспитания.
Важным структурным компонентом является речевое развитие ребёнка. Поэтому решаются задачи обогащения и активизации словаря детей, проводится работа по формированию лексико-грамматических категорий, воспитанию звуковой культуры речи, развитию связной монологической и диалогической форм речи. Формируется интерес детей к составлению рассказов, описаний, пересказов. Другим направлением умственного воспитания дошкольников является развитие логического мышления, в ходе которого совершенствуются приёмы сравнения, устанавливаются доступные ребёнку причинно-следственные связи, анализируются факты, явления, события.
3. нравственного воспитания:
· формирование уважительного отношения к взрослому человеку и своему сверстнику;
· совершенствование культурно-гигиенических навыков;
· формирование личностных качеств – ответственности, дружелюбия, самостоятельности, гуманного отношения к окружающим людям, животным;
· воспитание стремления совершать хорошие поступки и воздержания от недозволенных поступков;
· формирование справедливой оценки собственных поступков и действий сверстника.
В ходе нравственного воспитания развиваются нравственные чувства детей, воспитываются нравственные привычки, формируются нравственные суждения и оценки.
4. эстетического воспитания.
· формирование чувства прекрасного,
· эстетического отношения к миру,
· художественное развитие.
Использование музыки, изобразительного искусства художественной литературе в процессе воспитания дошкольников позволяет успешно решать задачи эстетического воспитания дошкольников.
5. трудового воспитания.
· формируются представления дошкольников о труде взрослых и общественном значении труда;
· воспитывается уважительное отношение к людям труда, бережное отношение к результату труда;
· формируются трудовые навыки, положительные взаимоотношения ребёнка со взрослыми и сверстниками.
Формы воспитания - варианты организации конкретного воспитательного процесса, в котором объединены и сочетаются цель, задачи, принципы, закономерности, методы и приемы воспитания.
Задача педагога - правильно управлять этим процессом, строить его на основе уважения личности, признания его индивидуальности, прав и свобод. Педагог должен опираться на потенциальные личностные возможности, способствуя их развитию, и на внутреннюю активность детей.
Выбор форм воспитательной работы определяется на основе научных принципов в зависимости от следующих факторов:
1. Цель воспитания.
2. Содержание и направленности воспитательных задач.
3. Возраст учащихся.
4. Уровень их воспитанности и личного социального опыта.
5. Особенности детского коллектива и его традиций.
6. Особенности и традиции региона.
7. Технические и материальные возможности школы.
8. Уровень профессионализма учителя.
Из всего многообразия форм можно выделить несколько типов, которые различаются между собой по определенным признакам. Эти типы объединяют в себе различные виды форм, каждый из которых имеет бесконечное множество различных вариаций конкретных форм.
Выделяют три основных типа:
· мероприятия,
· дела,
· игры.
Они различаются по следующим признакам:
§ по целевой направленности;
§ по позиции участников воспитательного процесса;
§ по объективным воспитательным возможностям.
Мероприятия - события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые педагогами для воспитанников с целью непосредственного воспитательного воздействия на них. Характерные признаки: созерцательно-исполнительская позиция детей и организаторская роль взрослых или старших воспитанников.
Виды форм: беседы, лекции, диспуты, дискуссии, экскурсии, культпоходы, прогулки, обучающие занятия, пр
Как определенный тип формы работы мероприятие можно выбирать:
§ когда нужно решить просветительские задачи;
§ когда необходимо обратиться к содержанию воспитательной работы, требующей высокой компетентности;
§ когда организаторские функции слишком сложны для детей;
§ когда стоит задача непосредственного обучения детей чему-либо;
§ когда необходимы меры по укреплению здоровья детей, их физического развития, по выполнению режима дня, поддержанию дисциплины и порядка.
Дела - это общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и самим себе. Характерные признаки: деятельно-созидательная позиция детей; их участие в организаторской деятельности; общественно значимая направленность содержания; самодеятельный характер и опосредованное педагогическое руководство.
Виды форм: трудовые десанты и операции, рейды, ярмарки, фестивали, самодеятельные концерты и спектакли, агитбригады, вечера, а также другие формы коллективных творческих дел.
По характеру реализации дела различают три их подтипа:
§ дела, в которых организаторскую функцию выполняет какой-либо орган или даже кто-то персонально;
§ творческие дела, отличающиеся, прежде всего организаторским творчеством какой-либо части коллектива, которая задумывает, планирует и организует их подготовку и проведение;
§ коллективные творческие дела (КТД), в организации которых и творческом поиске лучших решений и способов деятельности принимают участие все члены коллектива.
Среди всех форм воспитательной работы КТД обладают объективными наибольшими воспитательными возможностями.
Игры - воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения, обучения. Характерные признаки: не несут в себе выраженной общественно полезной направленности, но полезны для развития и воспитания их участников; имеет место опосредованное педагогическое воздействие, скрытое игровыми целями.
Виды форм: деловые игры, сюжетно-ролевые, игры на местности, спортивные игры, познавательные и др.
Отличия: мероприятия проводятся кем-то для кого-то с целью воздействия. Дела делаются для кого-то или для чего-то, в них имеет место продуктивная деятельность. Игры же самоценны, как способ интересно и увлекательно провести время в совместном отдыхе или обучении.
В практике воспитательной работы имеет место такое явление, как «перерождение форм» из одного типа в другой при их реализации.Переход форм из одного вида в другой «по лесенке»: Мероприятия -> Игры -> Дела наиболее благоприятен с точки зрения возрастания воспитательных возможностей форм. Переход в обратном направлении неблагоприятен и нежелателен.
По времени подготовки и проведения формы делят на:
§ экспромт;
§ относительно длительная предварительная подготовка.
По способу организации:
§ организуемые одним человеком;
§ организуемые группой участников;
§ организуемые коллективно.
По характеру включения в деятельность:
§ обязательное участие;
§ добровольное участие.
По взаимодействию коллектива с другими коллективами и людьми:
§ «открытые» (для других, совместно с другими);
§ «закрытые» (для своего коллектива).
По методам воспитания:
§ словесные (конференции);
§ практические (походы);
§ наглядные (выставки).
По направлению воспитательной работы или видам деятельности:
§ организация познавательно-развивающей деятельности;
§ нравственное воспитание;
§ эстетическое воспитание;
§ физическое воспитание.
Таким образом, различные вариации форм воспитательной работы позволяют полнее использовать их потенциал и целенаправленно выбирать соответствующие варианты форм, учитывая их достоинства и недостатки.
Выделяется четыре группы методов воспитания:
1. Методы формирования сознания личности (взглядов, оценок, суждений, идеалов).Включают в себя разъяснение, беседу, рассказ, диспут, лекцию, пример. Для работы с детьми дошкольного возраста не все могут использоваться в полной мере, а некоторые и совсем не применяются (лекция, диспут).
Направлены на обогащение и развитие сознания детей знаниями об окружающей действительности, о прекрасном в природе и обществе, о нравственных правилах обучения, о труде взрослых. У детей формируются система понятий, взгляды, убеждения. Методы помогают детям учиться обобщать свой жизненный опыт, оценивать свое поведение. Главным инструментом является слово. С помощью словесного воздействия на ребенка стимулируется его внутренняя сфера, и он сам постепенно учится высказывать свое мнение о том или ином поступке сверстника, литературного героя и т. д.
2. Методы организации деятельности, общения, опыта поведения. Объединяют такие методы, как приучение, упражнение, создание воспитывающих ситуаций. В совместных видах деятельности складываются интересы и стремления детей, развиваются их способности, закладывается фундамент нравственных качеств. Можно сказать, что воспитание личности есть прежде всего развитие ее деятельности. Деятельность сама по себе не будет иметь должного воспитательного значения, если нет определенного, целенаправленного руководства ею, если не используются педагогически оправданные методы воздействия на детей. Педагогическое руководство деятельностью воспитанников опирается на структуру деятельности, ее звенья. В работе с детьми дошкольного возраста используется комплекс различных видов деятельности, так как один вид деятельности не может обеспечить разностороннего развития ребенка, его природных задатков.
3. Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения. Поощрение, наказание, соревнование. Среди указанных методов наиболее употребительны в дошкольном образовательном учреждении – поощрение и наказание.
4. Методы контроля, самоконтроля и самооценки деятельности и поведения.
Средства воспитания - это предметы материальной и духовной культуры, которые используются при решении педагогических задач.
Средства обучения — объекты, созданные человеком и предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
Виды:
· печатные (учебники, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал и т.д.);
· электронные образовательные ресурсы (часто называемые образовательные мультимедиа мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы);
· аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные);
· наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
· демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе);
· учебные приборы (компас, барометр, колбы, и т.д.);
· тренажёры и спортивное оборудование (гимнастическое оборудование, спортивные снаряды).
Пидкасистый П.И.:
Идеальные средства обучения – это те усвоенные ранее знания и умения, которые используют педагоги и дети для усвоения новых знаний.
Материальные средства обучения – это физические объекты, которые используют педагоги и дети для детализированного обучения.
Наглядные пособия классифицируются на три группы:
1. объемные пособия (модели, коллекции, приборы, аппараты и т.п.);
2. печатные пособия (картины, плакаты, графики, таблицы, учебники)
3. проекционный материал (кинофильмы, видеофильмы, слайды и т.п.)
Наиболее эффективное воздействие на воспитанников оказывают современные аудиовизуальные и мультимедийные средства обучения (электронные образовательные ресурсы). Аудиовизуальные средства, а также средства мультимедиа являются наиболее эффективным средством обучения и воспитания.