Когнетино — поведенческая терапия.
КПТ — одно из современных направлений психотерапии, которое опирается на значительную роль познавательных процессов в происхождении человеческих комплексов и психологических проблем. Создатель КПТ — А. Бек.
Поведенческие техники используются с целью устранения негативных мыслей, создания новых стереотипов мышления и способов поведения.
КПТ показана при депрессии, панических атаках, фобиях, зависимостях.
КПТ основана на принципах теории обучения предполагающей, что различные типы поведения и сопутствующие им признаки развиваются в результате привычной реакции человека на внешние условия. Определенным образом реагируя на внешний стресс, человек вырабатывает определенную модель поведения, не всегда правильную.
Этапы КПТ:
1. Логический анализ (анализ пациентом своих чувств, мыслей, выявляются ошибки приводящие к неправильному поведению)
2. Эмпирический анализ (пациент учится отличать объективную реальность от воспринимаемой).
3. Прогматический анализ (определение альтернативных способов реагирования на ситуацию)
Методики:
• визуализация
• имитационное поведение (предлагается смоделировать и воспроизвести желаемое поведение)
• ролевой тренинг
• игротерапия
• сказкотерапия
• метод аутоинструкций (составление инструкций, используя внутреннюю речь)
Гештальт — терапия детей и подростков
Осознавание себя и своих жизненных обстоятельств становится предметом работы в ГТ с ребенком. Ясное осознавание себя позволяет ребенку построить эффективное поведение и удовлетворить актуальную потребность в росте.
Препятствиями для осознавания себя являются паузы в процессе построения контакта между человеком и окружающим миром: конфлюенция, интроекция, проекция, ретрофлексия.
ГТ как процесс ориентированная терапия дает нам большой выбор конкретных методов работы. Предметом ГТ может быть как индивидуальный процесс ребенка, так и процесс отношений между ребенком и др людьми. В зависимости от этого терапевт поддерживает саморегуляцию ребенка и системы «ребенок-родитель». Акцент делается не только на восприятие себя, но и на восприятие других. Для этого терапевт использует многообразие вариантов совместной деятельности: рисование, моделирование, разыгрывание сюжетов, игры по правилам и др виды совместных действий, где требуют ичитывать присутствие др человека.
Собственно терапии предшествует этап диагностики, который позволяет определить, какие процессы контакта или саморегуляции нарушены. На этом этапе терапевт может собирать инф о раз-ии ребенка и о его жизненной ситуации. Для этого он может использовать беседу, наблюдение и эксперимент.
Далее следует собственно терапия, на этом этапе терапевт с ребенком работают над решением конкретно поставленных задач. Терапевт может использовать различные техники и методики гештальт-терапии.
По завершении работы происходит осмысление проделанного за время терапии, оценка происшедших изменений, обозначение обнаруженных ресурсов и определение дальнейшего раз-ия ребенка.
Особенности ГТ детей (Оклендер).
Особенности детской психики, которые надо учитывать в процессе терапии:
• очень развит механизм интроекции, нарушена ф-ия «Я» и рассеяна граница контакта;
• ребенок зависим от семейного и соц окружения;
• терапия детей включает и обучающий компонент и просветительский для родителей
• терапевт должен быть нейтрален к ребенку
• ребенок не может пока самостоятельно осознать свои чувства и потребности, поэтому терапевт должен помочь и разъяснить.
Методы работы ( К.Бремс):
• рисуночные методы
• скульптурные методы
• поэзия
• методы по раз-ию сенсорного опыта
• драматургическое творчество (разыгрывание сценок)
• игротерапия
При выборе методов работы с ребенком, терапевт должен учитывать психическое раз-ие ребенка и его возраст.
24. Игротерапия в работе с детьми и подростками: история, специфика, цели и техники.
История
• 1919 год - Гермина Хуг-Хельмут стала первым терапевтом, использовавшим игротерапию для лечения детей.
• 1932 год - Мелани Кляйн интегрировала игры в свои сеансы, чтобы сделать их более привлекательными для детей и помочь им чувствовать себя комфортнее.
• 1938 год - появилась так называемая игровая терапия отыгрывания, предназначенная для работы с детьми, перенесшими особые травмы. В ходе такой терапии врач при помощи игры пытался вызвать у ребенка те же переживания, которые были у него в момент травмы, а также те, которые ему тогда по какой-то причине пришлось сдерживать. В этом же году была разработана активная игротерапия, которую применяли в работе с очень импульсивными детьми. Считалось, что если дать ребенку возможность выразить через игру страх, гнев и другие очень сильные эмоции, то постепенно наступит улучшение и поведение ребенка станет более социально приемлемым.
В последующие годы игротерапия становилась все более направленной, то есть появлялись конкретные методы для разрешения определенных проблем. В игротерапии начали использовать рисование, музыку, различные техники релаксации.
• Сегодня одной из важнейших составляющих игротерапии является установление границ допустимого. Ребенок, которого совершенно не ограничивают, испытывает чувство незащищенности и не может в полной мере доверять взрослым. Это не означает, что нужно устанавливать жесткие рамки, которые мешают развитию. Ограничений должно быть как можно меньше, но настолько много, насколько это необходимо.
Специфика
Игровая терапия - метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. (Осипова А.А)
Характерная особенность игры - ее двуплановость, присущая также драматическому искусству, элементы которого сохраняются в любой коллективной игре:
1. Играющий выполняет реальную деятельность, осуществление которой требует действий, связанных с решением вполне конкретных, часто нестандартных задач,
2. Ряд моментов этой деятельности носит условный характер, что позволяет отвлечься от реальной ситуации с ее ответственностью и многочисленными привходящими обстоятельствами.
Двуплановость игры обусловливает ее развивающий эффект. Психокоррекционный эффект игровых занятий у детей достигается благодаря установлению положительного эмоционального контакта между детьми и взрослыми. Игра корригирует подавляемые негативные эмоции, страхи, неуверенность в себе, расширяет способности детей к общению, увеличивает диапазон доступных ребенку действий с предметами.
Отличительные признаки развертывания игры - быстро меняющиеся ситуации, в которых оказывается объект после действий с ним, и столь же быстрое приспособление действий к новой ситуации.
Структуру детской игры составляют роли, взятые на себя играющими; игровые действия как средство реализации этих ролей; игровое употребление предметов -замещение реальных предметов игровыми (условными); реальные отношения между играющими.
Сюжетом игры предстает воспроизводимая в ней область действительности. Содержанием игры выступает то, что воспроизводится детьми как главный момент деятельности и отношений между взрослыми в их взрослой жизни. В игре происходят формирование произвольного поведения ребенка и его социализация.
Игровая терапия представляет собой взаимодействие взрослого с ребенком на собственных условиях последнего, когда ему предоставляется возможность свободного самовыражения с одновременным принятием его чувств взрослыми.
Общие показания к проведению игротерапии: социальный инфантилизм, замкнутость, необщительность, фобические реакции, сверхконформность и сверхпослушание, нарушения поведения и вредные привычки, неадекватная полоролевая идентификация у мальчиков.
Игровая терапия оказалась эффективной при работе с детьми разной диагностической категории, кроме полного аутизма и неконтактной шизофрении.
Основные функции психолога, ведущего игровые занятия
1. Создание атмосферы принятия ребенка.
2. Эмоциональное сопереживание ребенку.
3. Отражение и вербализация его чувств и переживаний в максимально точной и понятной ребенку форме.
4. Обеспечение в процессе игровых занятий условии, актуализирующих переживания ребенком чувства достижения собственного достоинства и самоуважения.
Коррекционный процесс не происходит в игре автоматически. Он возможен лишь при условии, что психолог, сензитивный к чувствам ребенка, принимает его установки и выражает искреннюю веру в возможности ребенка принять на себя ответственность за решение проблемы. Диалогическое общение ребенка со взрослым через принятие, отражение и вербализацию им свободно выражаемых в игре чувств ребенка становится основным механизмом коррекционного воздействия в игротерапии.
Цели игротерапии:
• облегчение психоэмоционального состояния родителей и ребенка
• укрепление собственного «Я» ребенка
• раз-ие способности эмоциональной саморегуляции ребенка
• восстановление у ребенка доверия к взрослым и сверстникам
• оптимизация отношений в системах «ребенок-взрослый» и «ребенок-др дети»
Функции игры: диагностическая, терапевтическая, коррекционная, обучающая.
Можно выделить несколько направлений (техник), в зависимости от того, какую теоретическую модель использует психотерапевт:
• Психоаналитическое (психодинамическое) направление, в котором спонтанная игра клиента (обычно ребёнка) понимается прежде всего как путь к его бессознательному. Основоположниками метода являются А.Фрейд и М. Кляйн. Для Мелани Кляйн спонтанные игры ребёнка являлись эквивалентом свободных ассоциаций взрослых пациентов. Для Анны Фрейд — способом установления союза с ребёнком против некоторой части его душевной жизни. Кляйн, в отличие от Анны Фрейд, предлагала ребёнку сразу интерпретировать игру, считая, что суперэго уже достаточно развито для этого.
• Недирективная игровая психотерапия, воплощающая подходы гуманистической психологии К. Роджерса. Представляет собой спонтанную игру в хорошо оснащённой игровой комнате, при создании безопасных психотерапевтических условий.
• Поведенческая игровая психотерапия, основанная на теориях и Скинера и Бандуры. Основная задача терапевта в ней— обучение тому, как правильно играть свои социальные роли.
• «Освобождающая» игровая психотерапия, представляющая собой терапию отреагирования. Разработана в 1930-х годах Д.М. Леви. В ней применяются игровые ситуации, в которых ребёнок может пережить конфликтную или страшную для него ситуацию вновь, но в безопасной обстановке. Воссоздание такого травмирующего события позволяет больному освободиться от психического напряжения, вызванного этим событием.
• Структурированная игровая психотерапия— развитие метода освобождающей игровой терапии. Разработана Г. Хембриджем. Пациенту предлагается уже структурированная игровая ситуация, с помощью которой можно решить конкретные задачи (агрессивность к сиблингу, тревога по поводу разлуки с матерью и т.п.)
• Игровая психотерапия построения отношений, основанная на идеях Тафта и Ф. Оллена. Акцентируется на отношениях между терапевтом и клиентом «здесь и теперь», без попыток объяснять их прошлый опыт.