Психология социального развития человека

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ПСИХОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА

Направление подготовки

ПСИХОЛОГИЯ

Профиль подготовкиЗаочная форма обучения

Квалификация (степень) выпускникамагистр

Разработана в соответствии с федеральным образовательным стандартом высшего профессионального образования

Кострома 2015

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа дисциплины «Психология социального развития человека» разработана в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и рассчитана на профессиональную подготовку магистров по специальности «Психология» во втором и третьем семестре обучения. Курс имеет теоретико-практическую направленность и предполагает две основные формы работы: лекции и практические занятия с использованием активных методов обучения.

Выбор форм работы обусловлен основной целью и задачами курса.

1.Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине

1.1.Цели и задачи освоения дисциплины

Цель курса заключается в формировании способности к профессиональному обращению к антропометрическим, анатомическим и физиологическим показателям жизнедеятельности человека в психосоциальном контексте его развития на различных этапах жизненного пути; готовности к диагностике, экспертизе и коррекции психологических свойств и состояний, психических процессов, различных видов деятельности человека.

Задачи курса:

-приобретение магистрантами знаний об основных теоретических концепциях процесса социализации личности; о психосоциальной периодизации развития взрослого человека

-приобретение знаний о специфике социализации человека на этапе взрослости и старости в отличие от социализации ребенка и подростка;

-формирование у магистрантов умений анализировать психосоциальные феномены и явления в статике и динамике, имеющие отношение к социально-психологическим закономерностям развития личности в онтогенезе с учетом факторов риска, принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам;

-формирование готовности к диагностике, экспертизе и коррекции психологических свойств и состояний, психических процессов, различных видов деятельности человека.

Данная программа ориентирует магистрантов на работу с классическими и современными оригинальными текстами (монографиями и статьями) ведущих отечественных и зарубежных социальных психологов, внесших вклад в социальную психологию развития.

1.2.Место дисциплины в структуре ОП ВПО

Дисциплина относится к базовой части (блок 1) и читается во втором и третьем семестре. Курс является основным и итоговым для формирования профессиональных компетенций: ПК-4, ПК-6, ПК-12. Компетентность ПК-4, как способность анализировать базовые механизмы психических процессов, состояний и индивидуальных различий с учетом антропометрических, анатомических и физиологических параметров жизнедеятельности человека в филосоцио- и онтогенезе, формируется на начальном уровне в ходе изучения дисциплин: «Качественные и количественные методы исследований в психологии» на установочной сессии, «Актуальные проблемы психологии человека» в первом семестре, «Аддиктивное поведение и программы его коррекции» в третьем семестре.

Совместно с дисциплиной «Психология социального развития человека» профессиональная компетентность ПК-4 на среднем уровне формируется также посредством освоения дисциплин: «Актуальные проблемы психологии человека» на установочной сессии и в первом семестре, «Научные школы и теории в современной психологии» во втором семестре, «Психология позитивных стратегий жизни» в третьем семестре, «Профилактика защиты ребенка от насилия в семье» на факультативе в четвертом семестре.

Высший уровень этой компетенции, наряду с дисциплиной «Психология социального развития человека», обеспечивается дисциплинами: «Проектирование развития одаренных детей» во втором семестре, «Психологическая профилактика агрессивности и насилия» в четвертом семестре. Данная компетенция также развивается в ходе научно-исследовательской и производственной практики в течение всего периода обучения.

Профессиональная компетентность ПК-6, как готовность к диагностике, экспертизе и коррекции психологических свойств и состояний, психических процессов, различных видов деятельности человека в норме и патологии, формируется на среднем уровне в курсе «Психология социального развития человека» совместно с дисциплинами: «Информационные и коммуникативные технологии в деятельности психолога», «Деформация и девиация личности и поведения» в третьем семестре, «Психология групп и организаций и их развитие», «Психология и психотерапия семьи» в третьем и четвертом семестрах.

На начальном уровне ПК-6 закладывается в курсах: «Качественные и количественные методы исследований в психологии» на установочной сессии, «Научные школы и теории в современной психологии» во втором семестре. Высшим уровнем освоения ПК-6 является дисциплина «Психология и психотерапия семьи», на этом же уровне формируется ПК-6 в ходе научно-исследовательской работы.

Профессиональная компетентность ПК-12, как способность к решению управленческих задач в условиях реально действующих производственных структур с учетом организационно-правовых основ профессиональной деятельности, на среднем уровне совместно с дисциплиной «Психология социального развития человека» формируется в курсах: «Преподавание психологии в системе высшего и дополнительного образования» в третьем семестре, «Психология групп и организаций и их развитие» в третьем и четвертом семестре. Начальным этапом для данной компетенции являются дисциплины: «Методологические проблемы психологии», «Срезовая и лонгитюдная психодиагностика в современных исследованиях» в первом семестре, «Информационные и коммуникативные технологии в деятельности психолога» в третьем семестре, «Психология и психотерапия семьи» в третьем и четвертом семестрах. Завершающим этапом в формировании ПК-12 являются курсы: «Психология социального влияния» и «Психотехнологии совладающего поведения» в четвертом семестре.

Программой дисциплины «Психология социального развития человека» предусмотрен зачет во втором семестре, контрольная работа в четвертом семестре, а итоговой формой контроля является экзамен также в четвертом семестре.

1.3.Знания, умения, компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

Знать:

- закономерности социального развития личности ребенка, подростка и взрослого человека, понимаемого как процесс социализации;

- основные отечественные и зарубежные концепции социализации личности, теории развития взрослого человека, психологическое содержание этапов среднего и позднего онтогенеза.

Уметь:

- с позиций представления о социализации как двустороннем процессе, включающим усвоение социального опыта и активно воспроизводство социальных связей, анализировать особенности становления и саморазвития личности взрослого человека на разных этапах его жизненного пути.

- выделять содержание социально-психологических проблем личности в реальных явлениях общественной жизни;

-осмысливать общие направления возможных исследований этих явлений.

Владеть:

-критериями выбора психодиагностических методик; системой методов коррекции психологических свойств и состояний личности на различных стадиях онтогенеза;

-навыками информационно-библиографического поиска соответствующей литературы по данному курсу.

- навыками решения управленческих задач в условиях реально действующих производственных структур с учетом организационно-правовых основ профессиональной деятельности.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование профессиональных компетенций ПК-4, ПК-6, ПК-12. Ожидаемые результаты освоения дисциплины непосредственно связаны с компетентностной моделью выпускника. Предполагается, что магистрант будет обладать:

-в научно-исследовательской деятельности:

-способностью анализировать базовые механизмы психических процессов, состояний и индивидуальных различий с учетом антропометрических, анатомических и физиологических параметров жизнедеятельности человека в филосоцио- и онтогенезе (ПК-4);

-в практической деятельности:

-готовностью к диагностике, экспертизе и коррекции психологических свойств и состояний, психических процессов, различных видов деятельности человека в норме и патологии с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития, факторов риска, принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-6);

-в организационно-управленческой деятельности:

-способностью к решению управленческих задач в условиях реально действующих производственных структур с учетом организационно-правовых основ профессиональной деятельности (ПК-12).

Краткое содержание дисциплины:

Раздел 1. Проблемы социализации в изменяющемся мире.

Тема 1. Социализация: понятие, содержание, механизмы.

Тема 2. Информационная социализация личности.

Раздел 2. Социальная психология развивающейся личности.

Тема 3. Проблема развития личности с позиций социальной психологии.

Тема 4. Я-концепция как результат социального развития личности.

Тема 5. Содержание процесса социализации на этапе взрослости и старости.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Виды учебной работы Всего
Общая трудоемкость в зачетных единицах
Общая трудоемкость в часах
Аудиторные занятия в часах
Лекции
Практические (лабораторные) занятия
Самостоятельная работа в часах
Контрольная работа В 4 семестре
Вид итогового контроля (трудоемкость в зачетных единицах) Зачет во 2 семестре Экзамен в 4 семестре

2.2.Объем контактной работы на 1 студента

Виды учебных занятий Количество часов
Лекции
Практические занятия
Лабораторные занятия -
Консультации 3,02
Зачет / зачеты 0,25
Экзамен / экзамены 0,33
Курсовые работы -
Всего 29,6

2.3. Тематический план

Название раздела, темы Всего     Аудиторные занятия Самостоятельная работа Формы текущего контроля
Лекции   Практические (16) Лабораторные (нет)
Раздел 1. Проблемы социализации в изменяющемся мире
Социализация: понятие, содержание, механизмы - Групповая дискуссия по предложенным вопросам
Информационная соци ализация личности - Презентация-обсуждение статей по теме
Раздел 2. Социальная психология развивающейся личности
Проблема развития личности с позиций социальной психологии - Микроисследования на основе диагностики межличностных отношений
Я-концепция как результат социального развития личности - Подготовка методической части программы тренинга самопрезентации
Содержание процесса социализации на этапе взрослости и старости - Оценка за отчет по программе работы с пожилыми
  ИТОГО -  

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 5. Содержание процесса социализации на этапе взрослости и старости

Психология зрелого возраста и акмеология. Социальная ситуация развития в зрелом возрасте. Трудовая стадия процесса социализации. приходящаяся на зрелость. Теории развития личности в зрелости. Кризисы зрелого возраста. Особенности кризиса середины жизни.

Социализация личности в период взрослости. Принятие новых социальных ролей. Формирование «общественной» идентичности как аспекта социализации. Стремление к самоактуализации. Особенности субъектности в период взрослости.

Социальная ситуация развития в старости. Роль личностного фактора в процессе старения. Значение старости как этапа жизненного пути. Теории старости и старения. Понятия нормального, оптимального и патологического старения. Социальные и психологические критерии оптимального и нормального старения. Особенности развития личности в старости. Социальные эмоции в старости. Типичные психические состояния в старости. Познавательные функции в старости. Психологические задачи старости как возраста жизни. Развитие личности в старости в контексте осмысления и передачи жизненного опыта. Социализация личности в старости в соответствии с типологией старения. Сравнительная характеристика социализации и социальной адаптации. Социализация личности в условиях оптимального старения и социальная адаптация в условиях нормального старения. социальной группы). Критерии успешности социальной адаптации в старости (на уровне общества, группы, личности). Особенности субъективности в старости.

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

4.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы

Компетенции \ этапы, уровни Начальный этап / базовый уровень Основной этап / средний уровень Завершающий этап / итоговый уровень
в научно-исследовательской деятельности способностью анализировать базовые механизмы психических процессов, состояний и индивидуальных различий с учетом антропометрических, анатомических и физиологических параметров жизнедеятельности человека в филосоцио- и онтогенезе (ПК-4). Качественные и количественные методы исследований в психологии   Актуальные проблемы психологии человека   Аддиктивное поведение и программы его коррекции Психология социального развития человека Актуальные проблемы психологии человека   Научные школы и теории в современной психологии   Психология позитивных стратегий жизни   Профилактика защиты ребенка от насилия в семье Психология социального развития человека   Проектирование развития одаренных детей   Психологическая профилактика агрессивности и насилия   Научно-исследовательская работа   Производственная практика
Компетенции \ этапы, уровни Начальный этап / базовый уровень Основной этап / средний уровень Завершающий этап / итоговый уровень
в практической деятельности готовностью к диагностике, экспертизе и коррекции психологических свойств и состояний, психических процессов, различных видов деятельности человека в норме и патологии с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития, факторов риска, принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-6).   Качественные и количественные методы исследований в психологии   Научные школы и теории в современной психологии   Психология социального развития человека Деформация и девиация личности и поведения   Информационные и коммуникативные технологии в деятельности психолога   Психология групп и организаций и их развитие   Психология и психотерапия семьи Психология и психотерапия семьи   Научно-исследовательская работа   Государственная итоговая аттестация (ГИА)
Компетенции \ этапы, уровни Начальный этап / базовый уровень Основной этап / средний уровень Завершающий этап / итоговый уровень
в организационно-управленческой деятельности: способностью к решению управленческих задач в условиях реально действующих производственных структур с учетом организационно-правовых основ профессиональной деятельности (ПК-12). Методологические проблемы психологии   Срезовая и лонгитюдная психодиагностика в современных исследованиях   Информационные и коммуникативные технологии в деятельности психолога   Психология и психотерапия семьи Психология социального развития человека   Преподавание психологии в системе высшего и дополнительного образования   Психология групп и организаций и их развитие Психология социального влияния   Психотехнологии совладающего поведения

Шкала оценивания

При оценивании сформированности компетенций по дисциплине «Психология социального развития человека» используется 5-балльная шкала.

Шкала соотносится с целями дисциплины и предполагаемыми результатами ее освоения, то есть оценивается тот уровень освоения компетенций, который заявлен в рамках обучения по данной дисциплине.

Оценка «отлично» ставится, если магистрант демонстрирует полное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателям, оперирует приобретенными знаниями, умениями, применяет их в ситуациях повышенной сложности.

Оценка «хорошо» ставится, если магистрант демонстрирует частичное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателям: основные знания, умения освоены, но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях, переносе знаний и умений на новые, нестандартные ситуации.

Оценка «удовлетворительно» ставится, если магистрант демонстрирует неполное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателям: в ходе контрольных мероприятий студент показывает владение менее 50% приведенных показателей, допускаются значительные ошибки, проявляется отсутствие знаний, умений, навыков по ряду показателей, студент испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями и умениями при их переносе на новые ситуации.

Оценка «неудовлетворительно» ставится, если магистрант демонстрирует полное отсутствие или явную недостаточность (менее 25%) знаний, умений, навыков в соответствие с приведенными показателями.

4.4.Типовые контрольные задания

В отношении компетенции: способностью анализировать базовые механизмы психических процессов, состояний и индивидуальных различий с учетом антропометрических, анатомических и физиологических параметров жизнедеятельности человека в филосоцио- и онтогенезе (ПК-4).

Критерии \ Уровни Минимальный Средний Итоговый
Когнитивный   Примеры заданий для проверки знаний. 1.-Какие факторы социализации действуют стихийно, а какие целенаправленно? 2.- В чем заключается уязвимость детей по сравнению со взрослыми в процессе социализации? Примеры заданий для проверки знаний. 1.-Дайте определение социально-психологической зрелости личности (по А.Л. Журавлеву). 2.-Люди различаются своими «Я-концепциями». Одни принимают концепцию независимого «Я». Другие - взаимозависимого. Эти противоположные идеи способствуют культурным различиям в социальном поведении. В чем, на ваш вгляд, заключаются различия независимой и взаимозависимой «Я-концепций»?
Инструментальный   Примеры заданий для оценки сформированности умений. -Подберите пример, иллюстрирующий ресоциализацию взрослого человека. Проанализируйте этот процесс, используя концепции А.В. Петровского. -Составьте классификацию механизмов социализации, обоснуйте ее. В процессе выполнения задания используйте различные психологические и социологические словари.   Примеры заданий для оценки сформированности умений. -Подготовьте сопоставительную таблицу «Хронологии социального развития человека». Дайте развернутый сравнительный анализ периодизации, выделите малоизученные проблемы социального развития человека. -Напишите, какие критерии положены в разработку той или иной периодизации. Почему? -Постарайтесь найти максимальное количество периодизаций для анализа соответствующих критериев. Сравните эти критерии между собой.

В отношении компетенции: готовностью к диагностике, экспертизе и коррекции психологических свойств и состояний, психических процессов, различных видов деятельности человека в норме и патологии с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития, факторов риска, принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-6).

Критерии \ Уровни Минимальный Средний Итоговый
Когнитивный   Примеры заданий для проверки знаний. -Подумайте, какие новые особенности социализации человека могут проявиться в ХХI в., исходя из тенденций развития общественной жизни, науки, производства, политики и т.д.? -Каковы критерии успешности социальной адаптации в старости (на уровне общества, группы, личности)? -Перечислите методы изучения «Я-концепции» личности.  
Инструментальный   Примеры заданий для оценки сформированности умений. -Провести диагностику межличностных отношений в школьном классе (или в подростковом объединении) по программе М. Ю. Кондратьева (на основе трехфакторной модели «значимого другого»). .-Провести коррекционно-реабилитационную программу для группы пожилых людей (возраст от 70-75 лет и выше) в одном из ЦСО или в геронтологическом центре на тему: «Новая позитивная психология для пожилых» по грограмме с сайта http: // www.vsma.ac.ru / publ /vest/040/site/index16.htm  

В отношении компетенции: способностью решению управленческих задач в условиях реально действующих производственных структур с учетом организационно-правовых основ профессиональной деятельности (ПК-12).

Критерии \ Уровни Минимальный Средний Итоговый
Когнитивный   Примеры заданий для проверки знаний. -Проведите сравнительный анализ теорий самопрезентации; укажите основные особенности каждого подхода. -Выберите теоретические направления, на ваш взгляд, наиболее подходящие для целей обучения приемам и техникам самопрезентации себя в различных аудиториях потенциальных клиентов.  
Инструментальный   Примеры заданий для оценки сформированности умений. -Используя нормативно-правовую базу «Консультант» и «Гарант» разработайте договор на оказание платных услуг вашим клиентам в избранной вами психологической службе.  

Вопросы к зачету

1. Понятие социализации. Соотношение понятий социализации, социального развития, воспитания.

2. Социализация как инкультурация, интернализация, адаптация и конструирование реальности (концепция Е. П. Белинской).

3. Теории социализации.

4. Механизмы и условия социализации личности. Стадии социализации личности.

5. Человек как жертва социализации в современном мире.

6. Институты и агенты социализации.

7. Культура как агент социального влияния на личность.

8. Семья как институт социализации.

9. Образовательные институты и их влияние в ходе социализации личности.

10. Влияние средств массовой информации и новых информационных технологий на личность в процессе социализации. Понятие информационной социализации (Т.Д. Марцинковская).

11. Информационная безопасность и развитие информационной культуры личности.

12. Развитие психики человека и развитие его личности. Концепция персонализации.

13. Социализация как закономерная смена фаз адаптации, индивидуализации, интеграции.

14. Теория деятельностного опосредствования межличностных отношений. Вхождение личности в стабильную социальную среду.

15. Структура группового сознания по А.В. Петровскому. Ценностно-ориентационное единство как феномен малой группы.

16. Типология групп в стратометрической теории коллектива А.В. Петровского.

17. Трехфакторная модель значимого другого (исследования М.Ю. Кондратьева).

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

1. Понятие социализации. Соотношение понятий социализации, социального развития, воспитания. Теории социализации.

2. Социализация как инкультурация, интернализация, адаптация и конструирование реальности (концепция Е. П. Белинской).

3. Механизмы и условия социализации личности. Стадии социализации личности. Институты и агенты социализации.

4. Влияние средств массовой информации и новых информационных технологий на личность в процессе социализации. Понятие информационной социализации (Т.Д. Марцинковская).

5. Развитие психики человека и развитие его личности. Концепция персонализации. Социализация как закономерная смена фаз адаптации, индивидуализации, интеграции. (А.В. Петровский, В.А. Петровский).

6. Теория деятельностного опосредствования межличностных отношений. Вхождение личности в стабильную социальную среду.

7. Трехфакторная модель значимого другого (исследования М.Ю. Кондратьева).

8. Методическое обеспечение трехфакторной модели (социометрия, референтометрия, методика изучения интрагрупповой структуры власти).

9. Социализация ребенка (А.В. Запорожец). Неоднозначность понимания социализации в отечественной психологии (Л.С Выготский, И.С. Кон, Д.И. Фельдштейн).

10. Я-концепция как результат социального развития личности.

11. Я-концепция и проблема уникальности личности. Духовно-психический потенциал личности: понятие и природа.

12. Социальная ситуация развития в юности. Особенности социализации личности в юности.

13. Социальная ситуация развития в период взрослости. Кризис взрослости (кризис середины жизни).

14. Особенности познавательного развития в зрелости.

15. Понятие самоактуализации в гуманистической психологии. Акмеология и понятие акме.

16. Социальная ситуация развития в старости. Характеристика нормального, оптимального и патологического старения.

17. Мудрость и подведение итогов. Критерии успешности социальной адаптации в старости.

18. Особенности субъектности в старости.

Примеры практических заданий

1. Два названия научной школы А.В. Петровского, а именно: 1) «стратометрическая концепция развития коллектива (или стратометрическая теория коллектива)»; 2) «теория деятельностного опосредствования межличностных отношений в группах» являются: (Выберите правильный вариант ответа)

а) разными названиями одной и той же научной теории, т.е. идентичны по содержанию;

б) разными составными частями одной и той же теории развития коллектива, появившимися в разное время;

в) разными теориями развития коллектива, никак не связанными между собой;

г) содержательно связанными со структурно-параметрической (или структурно-функциональной) теорией коллектива Л.И. Уманского.

2. Теория развития коллектива А.В. Петровского появилась в то время, когда сложилась ситуация невозможности и неправомерности прямой экстраполяции в сферу советской психологической исследовательской практики закономерностей и зависимостей, характеризующих процесс группового развития, которые ранее были зафиксированы и описаны зарубежными исследователями: (Выберите правильный вариант ответа)

а) это суждение верно;

б) это суждение неверно.

3. Основной недостаток зарубежных социально-психологических исследований групповой динамики заключается в полном игнорировании категории «деятельность», которая является на сегодняшний день одной из основных категорий отечественной психологии: (Выберите правильный вариант ответа)

а) это суждение неверно;

б) это суждение верно.

4. Система отношений в реальных группах: (Выберите правильный вариант ответа)

а) в основном сводится к системе отношений симпатии-антипатии;

б) не сводится к системе отношений симпатии-антипатии.

5. Базовыми положениями теории коллектива А.В. Петровского явились отправной точкой создания концепции персонализации: (Выберите правильный вариант ответа).

а) это суждение верно;

б) это суждение неверно.

6. Дальнейшим научным продолжением теории деятельностного опосредствования межличностных отношений и концепции персонализации являются: а) социально-психологическая теория вхождения личности в референтную для нее группу; б) социально-психологическая теория восхождения личности к своей социальной зрелости; в) социально-психологическая трехфакторная модель «значимого другого». (Выберите правильный вариант ответа).

а) это суждение верно;

б) это суждение неверно.

7. Концепция персонализации является: (Выберите правильный вариант ответа)

а) концепцией социально-психологического развития личности, «дочерней» по отношению к теории деятельностного опосредствования межличностных отношений;

б) выступает самостоятельной, не зависящей от теории коллектива А.В. Петровского, моделью социально-психологического развития личности.

8. Вне зависимости от возраста индивида и социально-психологических особенностей группы его членства человек поставлен перед фатальной необходимостью пройти четко определенные, универсальные фазы вхождения в общность: адаптацию, индивидуализацию, интеграцию. (Выберите правильный вариант ответа)

а) это суждение верно;

б) это суждение неверно.

9. Эпоха детства, завершающаяся младшим школьным возрастом, проходит под «знаком»: (Выберите правильный вариант ответа)

а) преимущественной индивидуализации и связана с процессом активного усвоения и освоения норм и правил жизнедеятельности социума;

б) преимущественной адаптации, связанной с решением задачи «быть не таким как все»;

в) преимущественной адаптации, связанной с процессом усвоения и освоения норм и правил жизнедеятельности социума.

10. На этапе ранней юности человек начинает решать некоторые задачи фазы интеграции, которая определяет степень его успешности его восхождения к зрелости: (Выберите правильный вариант ответа)

а) это суждение верно;

б) это суждение неверно.

11. Выделяют три основных направления в исследовании проблемы «значимого другого»: аттракцию, референтность – авторитетность, идентичность: (Выберите правильный вариант ответа)

а) это суждение верно;

б) это суждение неверно.

12. Социализация — это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, _____________________________________________________________________________________________________________________________________________с другой стороны, ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________ в социальную среду. (Допишите предложение…)

13. В психологии существуют две различные теоретические позиции, которые по-разному интерпретируют процесс социального развития личности: 1) теория созревания, которая исходит из идеи

(Допишите предложение…)________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2) модель морального развития личности Л. Колберга.

14. Школа как институт социализации выполняет две социально-психологические задачи. Первая – усвоение нормативного поведения. Суть: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Допишите предложение, раскройте суть первой задачи)

Вторая задача – формирование собственной позиции, собственного отношения к социальной реальности. Суть: _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________-

(Допишите предложение, раскройте суть второй задачи).

15. Социализация взрослых отличается от социализации детей: (Напишите четыре отличительных признака)

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Планы практических занятий

Литература

Андреева Г. М. Социальная психология. - М.:Аспект Пресс, 2008. - С. 256 - 270.

Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А. Социальная психология личности. - М. : Аспект Пресс, 2009. - С. 26 - 53.

Дубовская Е. М. Социализация в изменяющемся мире // Социальная психология в современном мире / под ред. Г. М. Андреевой, А. И. Донцова. - М. : Аспект Пресс, 2002. - С. 148 - 161.

Журавлев А. Л., Соснин В. А., Красников М. А. Социальная психология: учеб. пособие. - М. :ФОРУМ: ИНФРА-М, 2006. - С. 60 - 68.

Клецина И. С., Иванова Е. Н. Социализация // Практикум по социальной психологии / под ред. И. С. Клециной. - СПб. : Питер, 2008. - С. 45 -59.

Смелзер Н. Социализация: основные проблемы и направления исследований // Социальная психология. Хрестоматия: учеб. пособие для студентов / сост. Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. - М.: Аспект Пресс, 2000. - С. 327 - 349.

Литература

Авдулова Т.П. Тенденции социализации подростков в контексте информационных предпочтений // Психологические исследования (электрон. науч. журн.). – 2011. - № 6 (20). – С. 8 // http://psystudy.ru

Андреева Г. М. Психология социального познания. - М. : Аспект Пресс, 2005.

Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А. Социальная психология личности. - М. : Аспект Пресс, 2009.

Дубовская Е.М. Социально-психологические характеристики неформальной группы подростков // Психологические исследования: электр. науч. журн. – 2011. - № 6 (20). – С. 5. // http://psystudy.ru

Марцинковская Т.Д. Информационная социализация в изменяющемся информационном пространстве // Психологические исследования (электрон. науч. журн.). – 2012. - № 5 (26). – С. 7 // http://psystudy.ru

Марцинковская Т.Д. Информационное пространство как фактор социализации современных подростков // Мир психологии. – 2010 - № 3. – С. 90 – 102.

Мудрик А.В. Социализация человека. – М. : Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та, 2011.

Прихожан А.М. Информационная безопасность и развитие информационной культуры личности // Мир психологии. – 2010. - № 3. – С 135 – 141.

Социализация детей и подростков: методический комплекс/ Т.Д. Марцинковская и др. – М.:МГУ, 2009.

Литература

Андреева Г. М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 2008. - С. 233 - 241.

Донцов А. И. Личность в группе: проблема сплоченности // Социальная психология. Хрестоматия. / сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. - М.: Аспект Пресс, 2000. - С. 229 - 241.

Кондратьев М.Ю. О научной психологической школе А.В. Петровского в Московском городском психологическом университете // Социальная психология и общество.- 2011. - № 3. – С. 14 – 31.

Петровский А.В. Системно-деятельностный подход к личности: концепция персонализации // Психология развивающейся личности. – М.: Просвещение, 1987.

Петровский А.В., Петровский В.А. Индивид и его потребность быть личностью // Вопросы психологии. – 1982. - № 3. – С. – 44 – 53.

Социальная психология / под ред. А. В. Петровского. – М.: Просвещение, 1987. – гл. 3. – С. 77 – 90.

Литература

Кондратьев М. Ю. Социальная психология закрытых образовательных учреждений. - СПб. : Питер, 2005. - С. 72 - 82; 256 - 268.

Кондратьев М.Ю. «Значимый другой»: слагаемые межличностной значимости // Социальная психология и общество. – 2011. - № 2. – С. 17-28.

Наши рекомендации