Урок 1. знакомство с муравьишкой
Психолог знакомится с ребятами, и рассказывает им историю, которая произошла в сказочном лесу.
Психолог:
В одном сказочном лесу под большой сосной стоял высокий муравейник. В этом муравейнике жила семья муравьев.
Вопросы детям:
Что такое муравейник? Кто в нём живет?
Ребята отвечают.
Психолог: Итак, в этом муравейнике жила семья муравьев. Муравей мама, муравей папа, старый, мудрый муравей дедушка, добрая, заботливая бабушка-муравей. А детишек было очень много! У них были самые неожиданные имена. Как вы думаете, какие? Вы мне назовёте имя, а я вам открою секрет, были такие имена у детишек-муравьев или нет.
Дети называют имена, в случае затруднений психолог задаёт наводящие вопросы – как зовут тебя, маму, папу, друзей.
Психолог:А нашего героя звали просто – Муравьишка. Психолог показывает изображение Муравьишки, которое используется на всех последующих уроках.
Однажды у дедушки Муравья был День Рождения. Муравьишка встал раньше всех, чтобы приготовить подарок для своего любимого дедушки. Он отправился в лес, думая, что бы очень красивое и интересное подарить. На полянке он увидел бабочку. «Бабочка, какая же ты красивая! Подскажи мне, что я могу подарить дедушке, такое же красивое, как ты?» Ответила ему бабочка: «Пойди скорее направо по тропинке, найди белую берёзу, она даст тебе бересту, на ней ты нарисуешь поздравительную открытку для дедушки». Взмахнула бабочка крылышками и улетела в небо. Призадумался Муравьишка. Пойти направо – это куда? А берёза – это что? А нарисовать – это как? Загрустил Муравьишка, что же подарить дедушке? Тут навстречу ему ползёт гусеница – многоножка. «Гусеничка, гусеничка, подскажи мне, что подарить дедушке на День Рождения?» Ответила ему гусеничка: «Самый лучший подарок – это ботиночки на ножки. Для меня надо 10 пар ботиночек, а сколько ножек у твоего дедушки?» Пока Муравьишка думал, уползла гусеничка. Ведь не умел он считать! Очень расстроился Муравьишка и побежал домой к маме. «Что мне делать, мамочка! Хотел я дедушке открытку сделать, а нарисовать её не смог. Хотел ботиночки подарить, а сколько их нужно я не знаю. Ведь считать-то я не умею! Что мне делать?» Мама обняла Муравьишку и сказала ему: «Ты у меня уже такой большой! Пора тебе в школу идти. Там ты научишься и писать, и рисовать, и считать, и сможешь сделать дедушке любой подарок. А сегодня давай подарим дедушке букет лесных цветов».
Ребята, помогите Муравьишке собрать букет.
Детям маркируется правая рука. Закрепляем представления о правой руке – просим ребят поднять правую руку, пошевелить пальчиками.
На полу психолог выкладывает дорожку из больших деталей конструктора или выкладывает жгут, по которому дети будут двигаться как по дорожке. Справа и слева от дорожки выкладываются картинки с цветами.
Цветы изображены на карточках. Приложение 1.
Детям предлагается угадать и назвать цветы по их описаниям.
Ромашка – белая, много лепестков, лепестки овальные, цветок один.
Колокольчик – синий, много цветков….
Лютик – жёлтый, лепестки круглые, их много.
Ландыш – белый, много маленьких цветочков на одной веточке.
Василёк – синий, цветок один, лепестки длинные.
Психолог: Ребята, идите по дорожке, найдите один цветок синего цвета, с длинными лепестками. Сорвите его правой рукой. Знаете ли вы, как называется этот цветок? Василек. А теперь найдите желтый цветок и сорвите его левой рукой. Одуванчик.
Дети проходят по дорожке по очереди и выполняют инструкцию психолога.
Психолог:Спасибо, ребята. Какие красивые цветы вы собрали. Садитесь в круг, будем составлять букет.
Назовите цветы, которые вы собрали.
Психолог показывает карточку, ребята называют цветок.
После этого детям предлагается запомнить карточки, их расположение. Они закрывают глазки, психолог меняет карточки местами или убирает карточку и просит назвать, что изменилось.
Можно также поговорить о том, какая карточка расположена правее, чем..
Левее, чем…
Между двумя различными цветками…
Психолог: Какой же замечательный букет вы собрали! Давайте поможем Муравьишке сделать поздравительную открытку для дедушки!
Детям раздают открытки Приложение 2 или просят открыть нужную страницу в рабочей тетради.
Психолог: Раскрасьте цветы на открытке в нужные цвета.
Для ребят, которые неправильно держат карандаш – используем насадки на карандаш.
Психолог: Какие красивые букеты получились! Муравьишка благодарит вас за помощь!
На следующем занятии вы узнаете, что же произошло с Муравьишкой дальше.