Авторы: Воробьева Н.Б., Казакова Е.О.
Новые стандарты образования предъявляют особые требования к качеству обучения в школе, к достижению высоких личностных результатов развития ребёнка, в том числе в развитии познавательных компетенций.
Вместе с тем в настоящее время в школу поступают дети с недостаточным развитием основных психических функций. Подобная тенденция описана в трудах многих отечественных психологов, нейропсихологов [4], [5].
Диагностика детей, начинающих обучение в школе в возрасте 6-7 лет, показывает несформированоость произвольности и саморегуляции, зрительного восприятия и пространственных представлений, отмечается также снижение общего энергетического тонуса организма [5]. Более того, количество детей с несформированностью данных функций возрастает год от года. Подходя к началу школьного обучения, маленькие ученики не могут самостоятельно освоить основные учебные навыки, им требуется индивидуальное сопровождение психолога и логопеда. Возникает необходимость не только в диагностике и развитии отдельных навыков в процессе подготовки к школе, но и выработке такой стратегии формирования функций, которая опиралась бы на системные представления о физиологических законах развития мозга [2].
Нейропсихологический подход А.Р. Лурия [3] в основе которого лежит учение о трёх блоках мозга стал основной теоретической базой для развивающей программы «Как Муравьишка в школу спешил». Согласно А.Р. Лурия первый блок мозга - энергетический, поддерживающий общий тонус организма, в том числе эмоциональный фон, необходимый для нормальной работы коры больших полушарий. Мозговые структуры, обеспечивающие деятельность этого блока, располагаются в подкорковых отделах и в стволе мозга.
Второй блок - приема, переработки и хранения информации. Мозговые структуры, обеспечивающие деятельность этого блока, расположены в задних отделах обоих полушарий коры головного мозга. Этот блок состоит из трех надстроенных друг над другом корковых зон. Первичные зоны принимают нервные импульсы, вторичные - обрабатывают полученную информацию и, наконец, третичные - обеспечивают наиболее сложные формы психической деятельности, для выполнения которых необходимо участие различных областей мозговой коры. В третичных зонах осуществляются логические, грамматические и другие сложные операции, требующие участия абстрактного мышления. Они ответственны за сохранение информации, память.
Третий блок мозга - блок программирования, регуляции и контроля деятельности. Этот блок расположен в передних отделах больших полушарий. Наиболее существенной его частью являются лобные доли. Этот раздел мозга отвечает за планирование, контроль и регуляцию наиболее сложных форм деятельности, умению действовать по инструкции.
Следует подчеркнуть, что в нейропсихологии высшие психические функции человека рассматриваются как системные образования, состоящие из набора компонентов, каждый из которых опирается на работу определённого участка мозга и вносит в работу системы свой специфический вклад. Отставание в развитии одного из компонентов влечёт за собой системные изменения и компенсаторные перестройки в работе всей системы.
Таким образом, несформированность любого из трёх блоков мозга влечет за собой множественные трудности в процессе освоения основных умений и навыков в процессе школьного обучения.
Ключевой проектной идеей явилось развивающее воздействие на все три функциональных блока мозга в процессе каждого занятия. Для воздействия на первый блок мозга [6] используются упражнения, оптимизирующие общий тонуса организма, в форме специальных двигательных зарядок, растяжек. Кроме этого, все развивающие занятия объединены общим увлекательным сказочным сюжетом, что предполагает эмоциональное вовлечение ребёнка, создание позитивного настроя и высокой мотивации.
Для воздействия на второй блок мозга используются задания, развивающие зрительную и слуховую память, различные формы графических упражнений, целью которых является формирование пространственных представлений, зрительно-моторной координации.
Развивающее воздействие на третий блок мозга [6] достигается за счёт введения чётких правил в ходе занятия, а также множества игр с правилами. Кроме этого на каждом занятии используются упражнения на преодоление импульсивности, умение чётко слышать фронтальную инструкцию, действовать по программе, заданной педагогом.
Целью программы является системное формирование психических функций, необходимых для освоения основных учебных умений и навыков.
Задачами программы являются:
- оптимизация общего энергетического тонуса организма ребёнка
- развитие слухового и зрительного восприятия, памяти, пространственных представлений
- развитие произвольного внимания и саморегуляции
Данные задачи реализуются на каждом развивающем занятии.
Содержанием занятий стали игры, графические задания, двигательные упражнения, объединённые общим сказочным сюжетом.
На уроках сказочный герой Муравьишка вместе с ребятами знакомится с обитателями леса, которые помогают ему найти дорогу в школу. Во время своих приключений он учится взаимодействовать, играть по правилам, точно выполнять инструкцию, запоминать, ориентироваться в пространстве, выполнять графические задания в рабочей тетради. Кроме этого, в ходе занятий предполагаются беседы для расширения общего кругозора и представлений об окружающем мире.
Занятия рассчитаны на группу 5-7 человек, проводятся 2 раза в неделю по 25 минут специалистом, имеющим педагогическое или психологическое образование.
Для проведения занятия необходима комната не менее 25 м.кв., разделённая на 2 зоны - игровую и учебную.
В учебной зоне должно присутствовать следующее оснащение - стол и стул для каждого ученика, учебная доска, магнитофон, телевизор. В игровой зоне необходимо ковровое покрытие.
Оценкой эффективности и результативности программы является групповая нейропсихологическая диагностика [1]. Методика, разработана отечественными нейропсихологами Камардиной И.О. Матвеевой Е.Ю. и Пылаевой Н.М, включает в себя оценку функционального состояния трёх блоков мозга. В групповой диагностике можно достаточно точно оценить уровень развития таких функций как произвольное внимание, программирование и контроль деятельности, слухоречевая память, зрительно-пространственные представления. После проведения программы отмечается устойчивая положительная динамика в формировании указанных функций у 80% учеников.
Тематическое планирование
№ урока | Задачи урока | Название урока |
1.Развитие зрительного восприятия и памяти 2.Развитие произвольности и саморегуляции | Знакомство с Муравьишкой | |
1. Оптимизация тонуса 2. Развитие пространственных представлений 3. Развитие произвольности и саморегуляции | Муравьишка знакомится с Бабочкой | |
1. Оптимизация тонуса 2. Развитие зрительного восприятия и пространственных представлений 3. Развитие произвольности и саморегуляции | Муравьишка в гостях у Бабочки | |
1. Оптимизация тонуса 2. Развитие зрительного восприятия и пространственных представлений 3. Развитие произвольности и саморегуляции | Муравьишка знакомится с Гусеничкой | |
1. Оптимизация тонуса 2. Развитие зрительного восприятия, слуховой памяти 3. Развитие произвольности и саморегуляции | Муравьишка в гостях у Гусенички. | |
1. Оптимизация тонуса 2. Развитие зрительного восприятия, слуховой памяти, пространственных представлений 3. Развитие произвольности и саморегуляции | Доброе утро, Муравьишка! | |
1. Оптимизация тонуса 2. Развитие зрительного восприятия, слуховой памяти, пространственных представлений 3. Развитие произвольности и саморегуляции | Муравьишка знакомится с Паучком | |
1. Оптимизация тонуса 2. Развитие зрительного восприятия, слуховой памяти, пространственных представлений 3. Развитие произвольности и саморегуляции | Муравьишка в гостях у Паучка | |
1. Оптимизация тонуса 2. Развитие зрительного восприятия, слуховой памяти, пространственных представлений 3. Развитие произвольности и саморегуляции | Муравьишка играет с Паучком | |
1. Оптимизация тонуса 2. Развитие зрительного восприятия, слуховой памяти, пространственных представлений 3. Развитие произвольности и саморегуляции | Муравьишка знакомится со Светлячком | |
1. Оптимизация тонуса 2. Развитие зрительного восприятия, слуховой памяти, пространственных представлений 3. Развитие произвольности и саморегуляции | Муравьишка в гостях у Светлячка | |
1. Оптимизация тонуса 2. Развитие зрительного восприятия, пространственных представлений 3. Развитие произвольности и саморегуляции | Муравьишка играет со Светлячком | |
1. Оптимизация тонуса 2. Развитие зрительного, слухового восприятия и памяти 3. Развитие произвольности и саморегуляции | Муравьишка в гостях у Улиточки | |
1. Оптимизация тонуса 2. Развитие зрительного восприятия, слуховой памяти, пространственных представлений 3. Развитие произвольности и саморегуляции | Муравьишка и Пчёлка | |
1. Оптимизация тонуса 2. Развитие зрительного восприятия, слуховой памяти, пространственных представлений 3. Развитие произвольности и саморегуляции | Муравьишка дружит с пчёлками | |
1. Оптимизация тонуса 2. Развитие зрительного, слухового восприятия, памяти, пространственных представлений 3. Развитие произвольности и саморегуляции | Муравьишка и Стрекоза | |
1. Оптимизация тонуса 2. Развитие зрительного восприятия, слуховой памяти, пространственных представлений 3. Развитие произвольности и саморегуляции | Мудрый Жук. Приглашение в школу |