Третья группа — методы обработки полученных результатов
Третью группу (по Б. Г. Ананьеву) составляют методы обработки полученных результатов. Это ограниченное единство количественного и качественного, содержательного анализа. Обработка результатов — это всегда творческий, поисковый процесс, предполагающий подбор наиболее адекватных и чувствительных математических средств.
Четвертая группа — интерпретационные методы.
Наконец, четвертую группу составляют так называемые интерпретационные методы, направленные на теоретическое объяснение, психологическую трактовку изучаемого явления. Здесь всегда присутствует комплексный, системный набор различных вариантов функционального и структурного методов, замыкающих общий цикл психологического исследования.
32. Научная парадигма – совокупность фундаментальных достижений в данной области науки, задающих общепризнанные образцы, примеры научного знания, проблем и методов их исследования и признающихся в течение определенного времени научным сообществом как основа его дальнейшей деятельности.
Этапы развития науки.
1.Предпарадигмальный этап - характеризуется противоборством научных школ.
2. Господство парадигмы - одна концепция возвышается над всеми остальными и видится исследователями как наиболее объясняющая мир.
3. Кризис – это сомнение в парадигме и расшатывание правил нормального исследования. Три варианта исхода кризиса: или наука разрешает проблему, породившую кризис, или еще решение откладывается на далекое будущее, или есть претендент на роль новой парадигмы, и тогда начинается борьба концепций.
4. Научная революция – это когда новая парадигма полностью или частично сменяет старую.
33. Психологические парадигмы.
Интроспективная –построена на методе интроспекции, (метод психологического исследования, который заключается в наблюдении собственных психических процессов без использования каких-либо инструментов или эталонов).
Бихевиористская –понимает психику как средство приспособления человека к окружающему миру, то есть отражение окружающего мира и на этой основе формирование собственного поведения.
38. Психологическое знание – это знание о психике животных и сознании человека. Это знание осущности человека и его отношении к миру. Это знание о душе человека.
Дедуктивный и индуктивный способ построения знаний.
Индуктивный способ построения знаний – это рассуждение от частного к общему. Индуктивный метод основан на чувстве уверенности человека, на основании которого он и делает выводы. Если событие много раз наступало, то при тех или иных условиях наступит снова.
Дедуктивный метод – рассуждение от общего к частному – это например общие признаки характерны для частной составляющей чего либо.
48. Сущность и содержание научной рефлексии можно представить в следующих положениях:
1. Рефлективность современной науки - это принцип любого научного исследования, выражающийся в сознательном контроле над познанием и выступает как форма научного самосознания, направленная на анализ существующего знания и механизмов его формирования.
2. Рефлексивное исследование, рефлексивные установки распространяются на любые компоненты, средства, условия и результаты научной деятельности и знания.
3. Конкретная научная рефлексия - это сложный комплекс процессов и явлений, к которому относятся различные формы осознания ученым особенностей, условий, трудностей, задач и т.п. своей деятельности, состояния своей области знания, ее основных проблем, тенденций и перспектив развития.
4. Крупные предметные блоки научной рефлексии:
а) философские, мировоззренческие основания науки;
б) формирование и организация новой научной дисциплины;
в) содержательные (онтологические) основания науки;
г) концептуальные основания научной теории;
д) вся «пирамида» научного знания (от научных фактов до научных теорий).
5. Функции научной рефлексии:
а) критико-рефлексивная;
б) рефлексивно-аналитическая;
в) преобразующая (эвристическая).
Научная рефлексия, следовательно, - это критика и анализ научного знания, научной деятельности и организации науки, основанные на рефлексивных механизмах данной научной области.