Лекция 16 (февраль 97-98?) (наверх)
Второй вопрос. Основные определения познавательных процессов (0:59).
Все психические процессы были разделены на:
А) Собственно-познавательные
1. Ощущение: а) Модальность, б) Интенсивность, в) Пространственно-временная протяженность.
2. Восприятие: а) Сенсорные качества, б) Целостность, в) Константность, г) Предметность, д) Индивидуальность
Если показать, например, марсианину кусочек мела у него возник бы вопрос: каково содержание перцептивного образа? Попробуем снять предметные значения, что останется? Останется чувственная ткань (первичные образы ещё не наделенные предметным значением). Пожалуй, самый яркий исследователь восприятия Джеймс Гибсонто, что мы видим, но можем не понимать, именовал «визуальным полем». Перевернуть вверх ногами изменится предметное содержание, а чувственная ткань как была так и останется. Стреттон исследовал, можно ли из чувственной ткани построить новый предметный мир. Предметные значения могут быть построены, если испытуемый имеет конкретную практику. Когда мы воспринимаем мир, мы всегда готовы (настроены). Значит, у нас есть собственный индив идуальный опыт, есть некоторые нормы восприятия окружающего мира (общие для всех или индивидуальные).
3. Мышление. Единица мышления – понятие, у понятия три признака (обобщение, наличие средств, содержание понятия, существенные свойства предметов). Мышление – это обобщенное и опосредствованное познание существенных свойств реальности. Сразу же возникает самая старинная но и увлекательная проблема – связи мышления с восприятием. Теперь мы уже оставляем философские определения, которые послужили основой, и включаем психологический материал. Первая школа экспериментального изучения мышления была создана в г. Вюрцбурге. Основатель Отто Кюльпе. Основное открытие вюрцбургской школы. Они давали испытуемому самые простые задачки (подбери к одному слову родственное другое; пойми смысл привычной известной пословицы). Общий вывод: смысл не зависит от образов. Это первый психологический вывод о мышлении. Мышление отличается от восприятия. Проще говоря, если человек понимает смысл (скажем, пословицы), то он его может выразить в разных образах и разными словами. Когда человек понимает смысл, то этот смысл не зависит от его оформления.
А потом (в конце 60-х г.) возникла проблема. Тогда вышла книга Рудольфа Арнхейма«Визуальное мышление[281]», по-русски означает зрительное, перцептивное, наглядное мышление. Арнхейм вдруг утверждает, что мышление связано с образами. Так кто же прав Кюльпе или Арнхейм? Когда говорят великие люди, то вопрос кто прав не правилен. Великие говорят о разном. Суть в том, что Кюльпе и вюрцбургская школа говорят об одном виде мышления, Арнхейм – о другом.
Можно ли одновременно решать творческую задачу и давать об этом отчет? Конечно невозможно. Так простой вывод, вюрцбургские ученые давали испытуемым не творческие задачи, а стереотипные (шаблонные, на репродукцию) задачи. Поэтому испытуемые и могли давать отчет. Если мышление репродуктивно, если смысл действительно понятен испытуемому, то смысл не зависит от образов. Кюльпе прав, но прав и Арнхейм. Арнхейм имеет ввиду продуктивное, то есть творческое мышление. Когда мы мыслим продуктивно, когда есть проблема: «как высказать мысль, как её показать, как её отразить?»; продуктивное творческое мышление является образным (связанным с восприятием). Л.С.Выготский выражал это так: пока не найдешь слово, не поймешь мысль (пока не выразишь мысль в слове, не найдешь образного воплощения смысла).
Б) Универсальные (сквозные) процессы. Память, внимание, воображение – что общего? Общим у этих процессов является понятие психического времени. Слева говорили о познавательных содержаниях. Если разделить слово на со и держание, то можем сказать. Любое значение в каждый данный момент надо держать во времени. У познания есть простейшее условие. Для того, чтобы познание осуществлялось нужен опыт, то есть нужно продолжение во времени (память – в прошлом времени; внимание – в настоящем; воображение – в будущем). 1. Память- это процесс запечатления, сохранения и воспроизведения опыта. Можно было бы сказать прошлого опыта. В самый первый момент на сетчатке нашего глаза удерживается всё, но это происходит доли секунды. Как только начинается переработка, наступает и отбор. Чтобы сохранить материал, нужно быть какое-то время сосредоточенным. 2. Внимание - это процесс отбора (селекции) материала и сосредоточения (удержания) на нём. Хотите испытать теорию на прочность, спросите теоретики как они относятся к вниманию. Некоторые теоретики как бы считают внимание лишним и отбрасывают его. 3. Воображение – это процесс преобразования реальности или представления о ней. Воображение имеет основную функцию прогнозирования (предсказания, предвосхищение, умение забежать вперёд и т.д.). Прогнозирование есть признак психики вообще. Поэтому у некоторых психологов есть вопрос: зачем выделять такие процессы? Они разумеются сами собой. Хотя очевидно, что быть внимательным вообще говоря не естественно. Отбор материала – это его преобразования, а сосредоточение на материале происходит, потому что он постоянно меняется. Можно длительное время смотреть на пламя костра, поверхность реки, потому что они естественным образом преобразуются. Преобразовывать что-то самостоятельно значит черпать из данного новое.
Почему Тарковский всё время снимает в своих фильмах воду, ветер и огонь? Психоаналитик бы сказал, что из-за огромных ассоциаций и т.д. А когнитивный психолог скучный, но справедливый. Потому снимал, что эти объекты привлекают естественное внимание и они легко преобразуются. Кино Голливуда 30-х годов это бихевиоральное кино. Кино 50,60-х (Бергман, Феллини) это аналитическое кино, там надо долго сидеть и разгадывать в чём дело. Кино Тарковского не надо разгадывать, надо наблюдать и при этом не думать о том что это означает, это гештальткино.
В мышлении единица – понятие (значение, знак). В мышлении всё надо дешифровать. А единица воображения – образ (символ[282]). Воображение не нуждается в дешифровке. Творческие открытия людям приходят в виде образов (Менделеев заядлый пасьянщик; Яблочковсидит в кафе и крутит два карандаша, в какой-то момент они кладутся параллельно, ему бросаются в глаза образ, он берёт и зарисовывает анод и катод). Классический пример, связанный с финским химиком Кекуле. Он трудился за городом, жил в загородном доме, размышлял о своей проблеме, которая состояла в том, что есть какое-то соединение, в котором атомы углерода как-то расположены (какая-то должна быть структура, какой-то образ). И вот финский химик отдыхая после обеда смотрит на огонь в камине и как иногда бывает он немного задремал. На сетчатках глаз остались следы наблюдаемого пламени (яркие интересные полоски, пятна и т.д.). В какой- то момент Кекуле замечает, что это не просто следы пламени, а это маленькие змейки, которые танцуют, которые исполняют хаотический танец. В следующий момент он замечает, что змейки пытаются укусить себя за хвост. Дрёма ушла, Кекуле бросается к письменному столу и зарисовывает молекулу бензола.
Слово образ встретили два раза. Когда говорили о восприятии и о мышлении. В русском языке это одно и то же слово образ, я английском – два разных. О восприятии - «перцепт» (изображение реального предмета). А применительно к воображению слово образ переводим как «имидж» (обобщенный образ).