Комплексно-дифференциальный подход в психодиагностике личности с учетом уровней ее проявления
В педагогике, психологии и менеджменте до сих пор бытует стереотип, что личность – это чистая доска, на которой воспитатели, преподаватели и руководители могут писать любую информацию в виде правил, законов, норм и установок в полной уверенности, что их подопечные будут им следовать. В действительности, личностьявляется избирательной информационной системой, которая настроена на индивидуальный прием, переработку и выдачу определенной информации, которая по форме и содержанию органична ее природе.
Структурные особенности личности относятся к той стороне личности, которая является на протяжении жизни относительно неизменной, статичной. Эта сторона связана преимущественно к врожденным генетическим психофизическим качествам, которые можно считать константами личности. К числу этих качеств можно отнести: анатомическое строение, лево-правополушарность головного мозга, тип темперамента, половые (гендерные) и возрастные особенности психики, а также психотип как энергоинформационную систему.
Функциональные особенности отражают изменчивую динамическую сторону личности. Мыслительные и поведенческие аспекты деятельности относятся к социально-психологическим качествам, которые приобретает человек на протяжении всей жизни в процессе социализации или усвоения тех правил игры, которыми живет социум – локальный и глобальный. В качестве носителей социальных норм и ценностей последовательно выступают такие общественные институты, как семья, школа, вуз, работа, государство, различные социальные группы и организации – формальные и неформальные, малые и большие, возрастные, половые, этнические, религиозные, профессиональные, по интересам и т.д.
Комплекс структурных и функциональных особенностей человека образуют систему уровней, своеобразную иерархию качеств индивида. Таких глобальных уровней четыре: психофизический, психологический, социальный и социально-психологический. Первые два относительно статичны и неизменны, третий и четвертый – динамичны и переменны.
Такой подход в рамках соционики дал возможность рассматривать не только психотипы[1] личности, но и социотипы[2], как совершенно новое понятие, введенное в типологию личности. Это позволило соционике занять нишу между психологией и социологией и стать отдельным научным направлением. Поскольку соционика рассматривает и то, и другое, в дальнейшем мы будем употреблять оба эти термины.
Уровни | Механизмы формирования | Потребности | Проявления |
Социально-психологический | Познание | Актуализация | Ценности, мировоззрение, интересы, знания, менталитет, стимулы и мотивы, и др. |
Социальный | Усвоение (социализация) | Адаптация | Привычки, навыки, умения, статус, социальные роли, стили управления, социальные установки, др. |
Психологический | Упражнение | Личные психологические | Воля, память, чувство, мышление, ощущения, интуиция, психоформы поведения, акценты типа, формы любви, и др. |
Психофизический | Тренировки | Биологические | Асимметрия головного мозга, конституция тела, форма лица, биоритмы, темперамент, инстинкты, рефлексы, и др. |
ПРиложение 2.
5. Об авторах дифференциальной соционики
Мегедь Валентина Васильевна (ИЭЭ) – психолог и Овчаров Анатолий Александрович (СЛИ)– социальный психолог, кандидат социологических наук, являются представителями киевской школы соционики.
27.10.2006 года Международным Ученым Советом при Международном институте соционики им было присвоено званиедокторов философии в области соционики.
Авторы внесли значительный вклад в развитие типологии личности и групп, обогатив ее новыми подходами, раскрывающими возможности для более успешной практической помощи как отдельным людям, так и целым коллективам. Авторы за последние два десятилетия сделала множество эмпирических исследований и теоретических разработок. Их подходы уникальны и не имеют аналогов как в нашей стране, так и за рубежом.
Занимаясь проблемой типологии личности и групп, авторы создали собственную типологию вариативности типов путем своих исследований и авторского синтеза исследований многих других отечественных и зарубежных типологов, включая исследования юнговской и соционической школ типологии. Объединив разрозненные системы психологических знаний в одну общую, и дополнив ее своими дальнейшими разработками, авторы сделали новый шаг в области типологии личности, диагностики типов, профориентации и совместимости на разных уровнях, включая биопсихический. В результате этого стало возможным гораздо более эффективно объяснять, моделировать и прогнозировать поведение людей в различных ситуациях и на разных уровнях общения: информационном, социальном, психологическом и физическом, а также выдавать соответствующие рекомендации индивидуального и межличностного характера и консультировать коллективы для улучшения эффективности их деятельности.
Авторская типология вариативности типов личности, включает 12 вариантов 32 подтипов 16-и типов личности, т.е. 384 варианта характеров с их профессиональными и эротическими характеристиками и прогнозами взаимодействия на социальном, эмоциональном и сексуальном уровнях; новую интерпретацию социальных ролей типов в авторской типологической модели социума; модель оптимизации деятельности оргструктур; модель эволюции общества; модель адекватного воспитания и обучения детей; множество практических рекомендаций во всех направлениях; оригинальные диагностические тесты и др
Мегедь В.В. занимается личным и семейным консультированием, психокоррекцией личности и лечением неврозов, проводит семинары по авторской типологии личности и искусству общения.
Овчаров А.А. – занимается управленческим консультированием, профселекцией, профотбором и профориентацией, и проводит разнопрофильные семинары, посвященные авторским подходам в психологии управления.
Вместе они развивают собственное направление, которое называется «Дифференциальная соционика Мегедь и Овчарова и ее технологии».
Авторы написали книгу«Характеры и отношения» и две брошюры: "Путь к личности" и "Учитесь эффективно управлять людьми».
Авторами было сделано более 450 публиацийв прессе, включаятеоретическиестатьи,методическиеразработки,научно-популярные публикации и др.
Авторский тест для экспресс-диагностики типа личности опубликован в учебнике психологии для вузов (Столяренко Л.Д. Основы психологии для вузов, Ростов-на-Дону, Феникс, 1997 г., Цифровой тест Мегедь-Овчарова. стр. 455).
С 1988 года авторы выступают с докладами на конференциях, по радио и телевидению и публикуют свои статьи в прессе и научных журналах. Их рубрики, особенно такие, как "Школа общения", "Психология управления", "Клуб одиноких сердец", имели живой отклик читателей. Большой практический интерес вызывают эмоциональные и профессиональные характеристики типов личности, рекомендации для достижения сексуальной гармонии и для продуктивного и бесконфликтного взаимодействия деловых партнеров, а также рекомендации по воспитанию детей.
С 1990 г авторы занимаются практической деятельностью в следующих направлениях: управленческое консультирование различных фирм и организаций, личное и семейное консультирование, проведение конкурсных отборов в консалтинговых фирмах, диагностика, консультирование и профориентация школьников, студентов и клиентов центров занятости, обучение методам практической психологии слушателей их курсов, организуемых в Киеве и других городах СНГ, и др.
С 1990 г. по 1993 г. авторы работали в научно-исследовательской лаборатории при центре «Интенсив» под руководством Рогова Евгения Ивановича.
С 1992 г. авторы сотрудничают с центром «Творческие инициативы» под руководством Панько Валерия Ивановича.
С 1993 г. по 1996 г. авторы были руководителями общественной организации «Фонд развития соционики» и проводили занятия в научно-исследовательской группе ФРС, совместно с Гуленко Виктором Владимировичем, основателем киевского Клуба социоников.
С 1996 г. по 1998 авторы работали в психологической службе Академии муниципального управления, под руководством доктора социологических наук Донченко Елены Андреевной, а также вели факультатив и читали лекции студентам.
С 1998 по 2001 г. – авторы работали вместе с доктором социологии Донченко Еленой Андреевной, в исследовательской лаборатории психологии организаций и масс при Институте социальной и политической психологии.
С 1997 по 2006 годы авторы участвовали в работе Центра практической психологии «Карвали» под руководством кандидата педагогических наук Доротюк Валентины Ивановны, что дало им возможность совершенствования своих технологий на практике и способствовало созданию новых методик.
В настоящее время авторы занимаются разработкой новых социально-психологических технологий для эффективного менеджмента и личного консультирования.
Подробнее об исследованиях авторов:
В 1989 г. авторы разработали и научно обосновали теорию 32-х основных подтипови сделали достаточно подробные описания двух подтипов каждого из 16-и типов личности, которые значительно отличаются друг от друга физиологическими темпераментами и особенностями мышления и поведения. Это открытие дало возможность более дифференцированно подходить к диагностике и интерпретации характеров на информационно-социальном уровне взаимодействия, а также внесло значительные коррективы в вопросы профориентации типов и их совместимость на социальном уровне.
Кроме новой авторской трактовки двух основных подтипов каждого типа личности, Мегедь В.В. выявила новые психофизические компоненты характеров, порождающие многовариативность личности и назвали их акцентами типа личности. Акценты типа объясняют различия в поведении не только людей одного типа личности, но даже представителей одного и того же подтипа данного типа личности.
Сначала, в 1992 г., Мегедь В.В. были выявлены 8 вариантов каждого подтипа, получивших названиебиоакцентытипа, что сделало возможным изучать не только 16 типов личности, и даже не 32 подтипа, а 256 вариантов типа личности (32 х 8). А в 2002 г. ею были исследованы и описаны еще 4 варианта каждого подтипа, которые она назвала – психоакцентытипа. Вместе они называются акценты типа и вносят значительные коррективы в проявление характера каждого социотипа.
Такой подход помогает решить серьезную проблему вариативности типа, которую только лишь предполагал Юнг. 12 акцентов или вариантов каждого из 2-х подтиповдает возможность диагностировать уже384 вариантов каждого из 16-и типов личности (32 х 12). Это, конечно, еще не предел безграничного разнообразия типов личности, но дает возможность лучше дифференцировать типы при их диагностике, учитывая тип, подтип и основные акценты этого типа личности, чтобы избежать самых распространенных ошибок при типировании, когда акценты типа принимаются за сам тип.
Теория вариантов (акцентов) типа личности, разработанная Мегедь В.В. в соавторстве с Овчаровым А.А., который описал их визуальные характеристики (1989-1990 г.), послужила базой для дальнейших исследований Мегедь В.В. в областиотношений между типами личности на эмоционально-сексуальном уровне взаимодействия, в результате чего ею была создана авторская типология чувств и отношенийи разработанырекомендации по эмоционально-эротической совместимости.Это сделало большой научный прорыв в сложном лабиринте совместимости партнеров, который не ограничивается лишь информационным или социальным уровне взаимодействия.
На базе данных исследований Мегедь В.В. сделала комплексные описания двенадцати вариантов характера каждого типа личности с присущими им темпераментами, психоформами поведения, типами чувств и отношений, колористикой, профессиональной ориентацией и склонностью к определенным формам психопатологии(1991-1992 гг).Эти разработки оказались эффективными для психологических консультаций будущих молодоженов в загсах, супружеских пар и просто влюбленных, стремящихся к гармонии в отношениях.
Поскольку определенные сочетания физиологических акцентов типа дают устойчивые внешние признаки типов, дальнейшие исследования в этом направлении оказались очень перспективны для визуальной диагностики типов, помогающей избежать многих ошибок при типировании. Автором сделаны первые шаги в этой области - описаны поведенческие и визуальные характеристики двух основных подтипов и двенадцати их вариантов - акцентов типа.В будущем они могут быть дополнены последователями.
Охарактеризованный вклад авторов в развитие в типологии личности и групп приоткрывает лишь верхушку айсберга, под которой скрывается их довольно многоплановое направление. Авторами сделаны и многие другие исследования, имеющие практическую пользу. В частности, это - авторские типологии, построенные с помощью других, неюнгианских шкал, которые послужили основой для разработки практических методик по личному и производственному консультированию, а также новые концепции межличностных отношений, как в диадах так и в других микро- и макрогруппах.
В области педагогики Мегедь В.В. была предложена интегральная модель эффективного обучения и воспитания детей в разные возрастные периоды(1993-1994 г.г.),а Овчаровым А.А. были охарактеризованы особенности мышления у детей на разных этапах развития (1995 г.).
В области менеджмента Овчаровым А.А. описаны соционическиетипы менеджеров, адекватные им типы организаций и стили управления (1998 г.). Этой же теме была посвящена диссертация Овчарова А.А. по социологии - «Социальная эффективность организаций в изменяющемся обществе», на базе которой создана модель оптимизации деятельности оргструктур – эффективный инструмент диагностики и коррекции деятельности организаций иавторская методика для управленческого консультирования.
Свои новые разработки в кадровом менеджменте А.Овчаров изложил в монографии “Социально-психологические технологии: личностно-ориентированный подход”, изданной в 2013 г. Институтом социальной психологии, в котором он работал старшим научным сотрудником. Монография получила распространение во всех государственных вузах страны, что свидетельствует об официальном признании авторских подходов.
Мегедь В.В. была создана функционально-ролевая модель социона (модель «М»), объясняющая механизмы развития общества, которые дают возможность интерпретировать и прогнозировать различные исторические и политические события, а также дает ключ к пониманию социальных ролей и пропорций социотипов в обществе(1997-2000 г.г.).
На базе данных моделей авторами была создана интегральная модель эволюции общества ОМ(1998-2000 г.г.),позволяющая систематизировано исследовать и по-новому объяснять различные социальные явления в развитии социума в разных его сферах и направлениях.
Мегедь В.В. и Овчаровым А.А. было создано много практических методик для психологов, педагогов, менеджеров и консультантов по персоналу. Разработаны для управленческого консультирования: методика по созданию целевых групп для выполнения конкретных задач (1993 г.) и методика рационального использования кадров(2000 г.);методика социодиагностики и профориентации детей; компьютерная методика по диагностике и профориентации разных вариантов типов личности; методика психокоррекции и актуализации социотипов; методика для личного консультирования и служб знакомств.
Разработано также много различных тестов и рекомендаций разного направления в области типологии личности и групп.
Охотно ответим на ваши вопросы по данной теме. Пишите:[email protected] или https://www.facebook.com/profile.php?id=100001593208817
[1] Психотипом или типом личности называется совокупность психологических качеств, которые проявляются в одинаковом образе мышления и поведения человека в различных ситуациях.
[2] Социотип – это совокупность индивидуальных признаков, которые обусловливают определенную социальную роль личности. Знание этих признаков позволяет моделировать способности и тенденции поведения человека.