Учебные и творческие способности

Отличаются друг от друга тем, что первые определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, в то время как вторые — создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений, словом — индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности.

Способности к общению, взаимодействию с людьми, а также предметно-деятельностные, или предметно-познавательные, способности - в наибольшей степени социально обусловлены. В качестве примеров способностей первою вида можно привести речь человека как средство общения (речь в ее коммуникативной функции), способности межличностного восприятия и оценивания людей, способности социально-психологической адаптации к различным ситуациям, способности входить в контакт с различными людьми, располагать их к себе, оказывать на них влияние и т. п.

Практически нет такой деятельности, успех в которой определялся бы лишь одной способностью. С другой стороны, относительная слабость какой-нибудь одной способности не исключает возможности успешного выполнения той деятельности, с которой она связана, так как недостающая способность может быть компенсирована другими, входящими в комплекс, обеспечивающий данную деятельность. К примеру, слабое зрение частично компенсируется особым развитием слуха и кожной чувствительности, а отсутствие абсолютного звуковысотного

слуха - развитием тембрального слуха.

Способности не только совместно определяют успешность деятельности, но и взаимодействуют друг с другом, оказывая влияние друг на друга. В зависимости от наличия и степени развития других способностей, входящих в комплекс, каждая из них приобретает иной характер. Такое взаимное влияние оказывается особенно сильным, когда речь идет о взаимозависимых способностях, совместно определяющих успешность деятельности. Сочетание различных высокоразвитых способностей называют одаренности, и эта характеристика относится к человеку, способному ко многим различным видам деятельности.

Уровни способностей

Задатки

Способность

Одаренность - врожденная склонность к освоению деятельности (способности).

Талант - обладание развитыми способностями.

Гениальность - не только талант, но и достижения высоких вершин.

1) репродуктивный - воспроизводящий, когда человек демонстрирует лишь то, чему его научили; 2) продуктивный, 3) творческий - талант и гениальность, при которых человек порождает нечто субъективно или объективно новое.


36. Общее понятие о направленности личности. Интересы. Потребности. Мотивы. Мотивация личности

Направленность личности — ведущее психологическое свойство личности, в котором представлены система ее побуждений к жизни и деятельности.

В направленность включаются несколько связанных форм: влечение — наиболее примитивная биологическая форма направленности; желание — осознанная потребность и влечение к чему-либо определенному; стремление- возникает при включении в структуру желания волевого компонента; интерес — познавательная форма направленности на предметы; склонность — возникает при включении в интерес волевого компонента; идеал — есть конкретизируемая в образе или представлении предметная цель склонности; мировоззрение — система этических, эстетических, философских, естественнонаучных и других взглядов на окружающий мир; убеждение — высшая форма направленности — это система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением.

«В настоящее время в психологической литературе существует большое количество определений личности: Личность — субъект общественного поведения и коммуникаций (Б.Г. Ананьев). Личность — это индивид, определивший свою деятельную позицию ко всему, что его окружает: к труду, к социальному строю, к задачам коллектива, к судьбе другого человека (П.Е. Кряжев). Личность — человек как общественный индивидуум, субъект познания и объективного преобразования мира, разумное существо, обладающее речью и способностью к трудовой деятельности (А.В. Петровский). Личность— человеческий индивид как продукт общественного развития, субъект труда, общения и познания, детерминированный конкретными

условиями жизни общества (И.С. Кон).

Потребности и мотивы

Потребности человека имеют общественно-личностный характер. Это находит выражение, во-первых, в том, что даже для удовлетворения потребностей, которые имеют, казалось бы, узко личностный характер, используются результаты общественного разделения труда. Во-вторых, для удовлетворения потребностей человек использует исторически сложившиеся в данной общественной среде способы и приемы и нуждается в определенных условиях. И в-третьих, множество потребностей человека выражают не столько ею узко личностные запросы, сколько нужды общества, коллектива, группы, к которой принадлежит человек, совместно с которой он трудится.

Наши рекомендации