По оцениваемой макрохарактеристике (подструктуре) личности
а) опросники темперамента - большую популярность получили методики В. Русалова, Я. Стреляу, А. Белова. Опросники составлены с таким расчетом, чтобы о свойствах темперамента конкретного испытуемого можно было бы судить по его описанию своих эмоциональных и поведенческих реакций в различных жизненных ситуациях. Опросники темперамента дают информацию не столько о темпераменте, сколько о типичных формах реагирования испытуемого в тех или иных ситуациях.
б) опросники характера - опросник X. Шмишека, направленный на выявление типа акцентуации характера по типологии К. Леонгарда, и опросник ПДО (патохарактерологический диагностический опросник), выявляющий тип акцентуации характера по типологии А. Е. Личко;
в) опросники способностей - с помощью субъективных тестов проводится не часто. Считается, что дать достоверную оценку своим способностям большинство людей не в состоянии. Поэтому при оценке способностей предпочтение отдается объективным тестам, где уровень развития способностей определяется на основе результативности выполнения испытуемыми заданий тестов;
г) опросники направленности личности - определение типа направленности в целом (опросник Б. Басса, где выявляются три типа направленности: на себя, на общение и надело) или исследование компонентов направленности, т. е. потребностей, мотивов, интересов, установок, идеалов, ценностей, мировоззрения. Из них достаточно крупные группы методик составляют: опросники интересов «Карта интересов» А. Е. Голомштока, опросники мотивов - Т. Элерса на мотивацию к успеху и мотивацию избегания неудачи;
д) опросники смешанные - выявляемые опросником свойства принадлежат не одной, а нескольким подструктурам личности. Это могут быть адаптированные зарубежные опросники, где нет традиции проводить границы между темпераментом и характером, характером и личностью в целом. Это могут быть отечественные опросники, созданные сцелью комплексной диагностики, например опросник ЧХТ («Черты характера, темперамент»). Такое смешение не всегда является оправданным и информативным.
Объективные методы
Требуют исследования через наблюдение за внешним поведением. В зависимости от предмета тестирования и вида заданий можно провести следующую классификацию объективных тестов:
Тесты личности - направлены на выявление личностных особенностей через выполнение им ряда заданий с четко структурированной, фиксированной процедурой. Тесты интеллекта - тесты, направленные на оценку уровня интеллектуального развития, позволяют измерять только уровень так называемого конвергентного мышления – нетворческого, «осторожного». Другой компонент интеллекта – дивергентное (творческое) мышление не поддается подобному тестированию:
а) вербальные (речевые) - предлагают испытуемому установить логические отношения, выявить аналогии, произвести классификацию или обобщение между различными словами, обозначающими какие-либо предметы, явления, понятия. Применяются также математические задачи. Направлены на выявление общей осведомленности, понятливости, легкости оперирования числовым материалом, способностей к абстрагированию и классификации;
б) невербальные (неречевые) - операции с геометрическими фигурами, складывание картинок из разрозненных изображений, группировка графического материала и т. п. Направлены на изучение сенсомоторной координации, особенностей зрительного восприятия, способностей к организации фрагментов в логическое целое;
в) комплексные - совмещение в одной методике и вербальных, и невербальных заданий. Например, в тестах Бине, Амт-хауэра, Векслера. Так, одна из самых популярных методик – тест измерения интеллекта взрослых Д. Векслера (WAIS) – состоит из 11 субтестов: 6 вербальных и 5 невербальных.
Тесты способностей - методы, направленные на оценку возможностей человека в овладении знаниями, умениями и навыками как общего, так и частного характера:
а) тесты общих способностей - сенсорных, моторных, мнемических;
б) тесты специальных способностей - обычно связанных с профессиональной деятельностью (математических, музыкальных, художественных, скорости чтения и т. д.).
Тесты креативности - отдельный вид способностей представляют собой творческие способности. Совокупность творческих способностей называют креативностью (отлат. creatio – создание, сотворение). Тесты достижений - оценка уровня овладения знаниями, умениями и навыками в какой-либо конкретной деятельности и используются преимущественно в сферах обучения и профотбора:
а) тесты действия - выясняют степень умения выполнять действия с определенными инструментами, орудиями, материалами, механизмами и т. п;
б) письменные - представляют собой систему вопросов и возможных ответов на специальном бланке;
в) устные - системы устных вопросов, предусматривающие обход трудностей, возникающих из-за отсутствия опыта у испытуемого в формулировании ответов.
Проективные методы
Основываются на анализе реакций испытуемого на кажущийся личностно-нейтральным материал.Первая и использующаяся до сих пор классификация проективных методовпринадлежит Лоуренсу К. Франку. Он предложил различать проективные методы в зависимости от характера реакций испытуемого. В современном, дополненном виде классификация Франка выглядит следующим образом:
1) Конститутивные методы - характеризуются ситуацией, в которой от испытуемого требуется создание некой структуры из слабоструктурированного, аморфного материала, оформление стимулов, придание им смысла. Примером методик этой группы является тест Роршаха, стимульный материал которого состоит из 10 стандартных таблиц с черно-белыми и цветными симметричными «кляксами» (пятна Роршаха).
2) Конструктивные - подразумевают конструирование, создание из оформленных деталей осмысленного целого. Например, стимульный материал методик «Деревня» и «Тест мира» состоит из небольших по величине предметов, количество которых в разных вариантах доходит до 300. Среди них: школа, больница, мэрия, церковь, торговые лавки, деревья, автомобили, фигурки людей и животных и т. п.
3) Интерпретативные - подразумевают истолкование испытуемым какого-либо события, ситуации. Примером являются тест тематической апперцепции (ТАТ), тесты словесных ассоциаций. Стимульный материал ТАТ представляет собой набор из 30 черно-белых изображений, на которых представлены относительно неопределенные сцены, допускающие неоднозначную интерпретацию.
4) Катартические - представляют собой осуществление игровой деятельности в специально организованных условиях. К ним относят психодраму Я. Морено, рассматриваемую как проективную методику исследования личности.
5) Экспрессивные - получение информации основано на анализе рисунков испытуемого, рисунки могут быть на свободную или заданную тему. Существует большое разнообразие рисуночных методик: «Несуществующее животное» М. 3. Друкаревич, «Дом – дерево – человек» Дж. Бука, «Рисунок семьи» Халса.
6) Импрессивные - подразумевают предпочтение одних стимулов как наиболее желательных другим. В зависимости от предпочтений испытуемого судят о наиболее значимых для него «диагностических областях».
7) Аддитивные - (от англ. add – прибавление) подразумевают произвольное завершение испытуемым стимуль-ного материала, например завершение предложения (методики А. Пейна, Д. Сакса и С. Леви,) или завершение истории (методики Л. Дюсса, М. Тома и др.).
Классификация Франка неоднократно критиковалась за описательность, смешение критериев, нечеткое разведение групп методов. Не понятно, например, куда отнести тесты типа «Завершение рисунка» – к экспрессивным методам, конститутивным или аддитивным. В связи с этим возникает необходимость в разведении проективных тестов по нескольким критериям: