Участие в разработке и принятии решений.
Задача психолога, участвующего в выработке и принятии решений, заключается в корректировке их с точки зрения психологической грамотности. Планируемые решения должны учитывать психологический фактор наряду с экономическим, и не должны провоцировать нереалистические ожидания, деструктивные действия или депрессивные реакции людей. Необходимое условие успеха такой работы — компетентность психолога в рассматриваемых вопросах, будь то экономика или социальные проблемы. Для более надежного анализа ситуации целесообразно создание экспертной группы, состоящей из психологов, психотерапевтов, социологов. Эта же группа способна предлагать нестандартные пути решения кризисных ситуаций, прогнозировать возникновение конфликтов. Участие в такой работе на постоянной основе принципиально важно. Опыт показывает, что временное привлечение к экспертизе серьезных специалистов, не владеющих, однако, ситуацией во всех деталях, себя не оправдывает.
Анализ динамики общественного мнения и поиск путей воздействия на установки и настроения граждан.
Участие в этой работе требует тесного взаимодействия с социологами. Следует иметь в виду, что политики обычно и сами чувствуют (или думают, что чувствуют) настроения людей, поэтому их запрос к профессионалам часто касается не того, каково общественное мнение сегодня, а того, что можно ожидать завтра. Понимание психологических механизмов, определяющих мнения и настроения людей, помогает профессиональному психологу сделать такой прогноз. Активно действующие политики заинтересованы не только в прогнозе, но и в воздействии на общественное мнение. Это важно, когда власти приняли или готовятся принять непопулярное решение, или когда общественное раздражение достигло таких пределов, что может вылиться в беспорядки. Психологи должны определить подлинные причины недовольства, выяснить, какие аргументы будут наиболее эффективны, когда и в какой форме их следует использовать.
Оптимизация образа власти или политической структуры.
Положительный образ лидера — необходимое условие успеха политики. Роль психологов заключается не в том, чтобы «сделать» из данного политика человека, который понравится избирателям. Они должны давать политику обратную связь относительно динамики его образа, а также образа его окружения, приписываемых ему положительных или отрицательных черт. Каждое выступление политика может стать предметом профессионального анализа, который покажет, где он упустил возможность пойти навстречу людям, успокоить их или что-то объяснить, когда был излишне формален или высокомерен, а когда проявил действительное понимание аудитории.
В профессиональной компетенции психолога находится и стратегия формирования образа: какую следует давать информацию о семье и детстве, как добиться того, чтобы граждане воспринимали лидера не только профессиональным, но и честным, не только решительным, но и осторожным.
Создание психологических портретов оппонентов и политических партнеров.
Эта работа необходима при подготовке к контакту с малознакомым партнером: союзником или противником. В более широком смысле — это психологическое обеспечение различного рода переговоров. Это может быть очень серьезное исследование, с привлечением самого разнообразного материала, а может быть краткий очерк.
Цель создаваемого психологом портрета — помочь лидеру подготовиться к встрече, представить себе, каких реакций следует ожидать, какие приемы могут быть эффективными в общении с данным человеком (Гозман, 1999, с. 141-149)
Эффективность использования психологии в политике никто пока не измерял, да и неизвестно, возможно ли это в принципе».[19]
Психология в спорте
Понятие «психология спорта» впервые появилось в самом начале XX столетия в статьях Пьера де Кубертена – основателя Олимпийских игр современности. Психология спорта интенсивно развивалась уже после второй мировой войны. В 1965 году по инициативе Итальянской федерации спортивной медицины в Риме был организован первый конгресс по психологии спорта. Было создано Международное общество психологии спорта (ИССП). Это стало свидетельством международного признания психологии спорта. В настоящее время научная разработка психологии спорта ведется в большинстве стран мира.
«Начало академического изучения спортивной психологии связывают с концом XIX — началом XX в. Психология спорта и физической культуры занимается изучением людей и особенностей их поведения в спортивной деятельности. Специалисты в области психологии спорта и физической культуры определяют принципы и разрабатывают рекомендации, которые способствуют занятию спортом взрослых и детей, позволяют им получать определенную пользу от занятий спортом и физической культурой.
Основные направления исследований в области психологии спорта и физической культуры:
Цель 1. Понять воздействие психологических факторов на физическую подготовку
- как влияет состояние тревоги (беспокойства) на точность выполнения свободного броска в баскетболе?
- влияет ли уверенность ребенка в своих силах на его способность научиться плавать?
- как влияет поощрение и наказание тренера на сплоченность команды?
- способствует ли метод идеомоторной тренировки ускорению восстановительных процессов у травмированных спортсменов и людей, занимающихся физической культурой?
Цель 2. Понять влияние физической активности на психическое развитие
- снижают ли занятия бегом чувство беспокойства и депрессию?
- воспитывает ли юношеский спорт чрезмерную агрессивность?
- способствуют ли ежедневные занятия физической культурой воспитанию чувства собственного достоинства?
- способствует ли развитию личности участие в соревнованиях?
Спортивная психология охватывает различные категории населения. Некоторые специалисты помогают спортсменам высокого класса достигать максимальных спортивных результатов. В то же время многие другие специалисты занимаются с детьми, инвалидами, людьми старшего возраста. В последнее время некоторые психологи, работающие в области спорта, начали изучать психологические факторы, связанные с выполнением физических нагрузок, разрабатывать разные методы привлечения малоподвижных людей к занятиям спортом или оценки эффективности физических упражнений как лекарства от депрессии.
Специалисты в области спортивной психологии занимаются главным образом проведением исследований, обучением и консультированием. Специалисты в области психологии спорта и физической культуры ищут пути помощи спортсменам высокого класса, детям, инвалидам, людям старшего возраста в достижении пика физической подготовки, личного удовлетворения от занятий спортом и физической культурой».[20]
«К спортивному психологу предъявляются высокие профессиональные требования в области практической психологии. Его работа состоит в психологическом обеспечении подготовки спортсмена и спортивной деятельности:
Психодиагностику
Психодиагностика в спорте — это использование методов психологии для оценки тех психических процессов, состояний и качеств спортсменов, от которых зависит успех спортивной деятельности. Психодиагностика ставит своей целью изучение спортсмена и его возможностей в определенных условиях спортивной деятельности, в частности:
1) особенности проявления и развития психических процессов;
2) психические состояния (актуальные и доминирующие);
3) свойства личности;
4) социально-психологические особенности деятельности.
Психодиагностика осуществляется с целью спортивного отбора, в тренировочном процессе и во время соревнований. Проводится она для того, чтобы в последующем сформулировать психолого-педагогические и психогигиенические рекомендации, спланировать и более эффективно осуществить систему воздействия на спортсмена.
Как отмечает Г.Д. Горбунов, в ходе психодиагностики оказывается воздействие на спортсмена. Это необходимо учитывать и использовать. Что сообщить спортсмену из полученных данных, когда и в какой форме? (Горбунов, 1986, с.22).
2. Психолого-педагогические и психогигиенические рекомендации
Они могут быть адресованы тренеру, спортсмену, руководителям, массажисту, врачу, семье, товарищам - всем тем, кто вступает в контакт со спортсменом и своими словами и действиями может влиять на его психическое состояние. Психолого-педагогические и психогигиенические рекомендации могут относиться к отбору учеников для занятия определенным видом спорта, определенному тренировочному занятию или циклу, соревнованиям или определенному соревнованию и спортивному режиму.
3. Психологическая подготовка
Выделяют психологическую подготовку тренера и спортсмена. В психологической подготовке спортсмена различают четыре ее вида:
а) психологическая подготовка к продолжительному нагрузочному тренировочному процессу;
б) общая психологическая подготовка к соревнованиям;
в) специальная психологическая подготовка к конкретному соревнованию;
г) коррекция психических состояний на заключительном этапе подготовки к ответственным соревнованиям.