Отличия практической и житейской психологии от научной

Практическая и житейская психология отличается от научной методами получения знания и критериями его истинности, а также особенностями построения и обоснования своих положений.

Методы практической психологии направлены не на изучение, а именно на психологическую помощь. В этом ее принципиальное отличие от научной психологии (фундаментальной или прикладной).

Практический опыт далеко не всегда обеспечивает достаточную доказательность тех или иных психологических идей. В этом слабость способов доказательства, используемых в практической психологии в отличие от научной».[15]

ЧАСТЬ II

7. Психология в образовании и здравоохранении

Психология в образовании

«Потребность психологических знаний в образовании начала ощущаться в конце XIX века, давая толчок развитию педагогической психологии. Актуальным стало решение многих психологических проблем, связанных со школой, с обучением и развитием детей.

В качестве одного из первых и наиболее ярких примеров движения психологии и педагогики навстречу друг другу можно упомянуть историю создания первого интеллектуального теста. В начале XX века в школах Парижа сложилась критическая ситуация: к набору в школьные классы допускались дети всех сословий, проживающие в конкретном районе. В результате в одном классе оказывались и хорошо развитые дети из состоятельных семей и дети бездомных, что делало работу учителя совершенно невозможной. В 1905 г. мэрия Парижа обратилась к известному французскому психологу Альфреду Бине с просьбой создать объективный психологический тест, позволяющий выявить детей, которые не в состоянии обучаться в школе по общей программе. Бине разработал первый в мире тест для диагностики интеллектуальных способностей, известный под названием «шкала для измерения интеллекта Бине-Симона» и позволяющий выявлять детей с задержкой умственного развития. Создание этого теста стало примером плодотворного сотрудничества психологов и педагогов в сфере образования.

В нашей стране основная цель деятельности психологической службы образования — обеспечение психического и личностного развития учащихся. Деятельность психологической службы образования должна включать в себя создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих духовное развитие каждого ребенка, его душевный комфорт, что лежит в основе психологического здоровья.

Практический психолог, работая в школе решает задачи:

1) выявлять психологическую готовность детей к школьному обучению, совместно с учителем намечать программу адаптации их к школе;

2) разрабатывать и осуществлять совместно с учителями и родителями развивающие программы с учетом индивидуальных особенностей детей — интересов, способностей, склонностей, чувств, увлечений, жизненных планов, — а также задач развития на каждом возрастном этапе;

3) держать под особым контролем переходные, переломные моменты в жизни школьников;

4) осуществлять диагностическую и коррекционную работу с неуспевающими и недисциплинированными школьниками;

5) диагностировать интеллектуальные, эмоциональные, волевые и личностные особенности учащихся, создающие трудности в процессе обучения и воспитания, помогать в их коррекции;

6) способствовать созданию благоприятного психологического климата, выявлять и устранять причины нарушений межличностных отношений учащихся с учителем, со сверстниками, с родителями и другими людьми;

7) консультировать администрацию школы, учителей, родителей по психологическим проблемам обучения и воспитания детей, по вопросам развития их внимания, памяти, мышления, характера, способностей;

8) проводить индивидуальные и групповые консультации учащихся по вопросам, связанным с учебной деятельностью, самовоспитанием,
самоопределением, по проблемам взаимоотношений со взрослыми и сверстниками;

9) активно участвовать в профориентационной работе.

Основные виды деятельности практического психолога в образовании имеют специфику, связанную с особенностями объектов психологической работы (дети, родители, воспитатели, учителя) и соответствующими проблемами, с которыми они сталкиваются. Это — психологические просвещение, профилактика, консультирование, диагностика, коррекция и развитие ребенка.

В психологии образования существуют свои подразделы:

- Психология дошкольного образования;

- Психология школьного образования;

- Психология высшего образования;

- Психология профессионального образования;

- Психология послепрофессионального образования».[16]

Роль мотивации. Неотъемлемой составляющей обучения и воспитания личности является ее мотивация. Ведь именно от ее наличия зависит, будет ли человек использовать полученные знания повсеместно, или просто отложит их в дальний уголок своего сознания. Образование, по своей сути, невозможно без должного уровня выдержки и силы воли, необходимых для того, чтобы поставленные в процессе обучения задачи доводились до логического завершения. Мотивационный компонент является одним из важнейших компонентов, используемых в психологии образования.

Наши рекомендации