Отличия житейских психологических знаний от научных

«Однако житейские психологические знания очень приблизительны, расплывчаты и во многом отличаются от научных знаний (см. рис.).

Отличия житейских психологических знаний от научных - student2.ru

Житейские психологические знания Научные психологические знания
Конкретны, привязаны к конкретным ситуациям, людям, задачам. Стремится к обобщению, для чего используются соответствующие понятия.  
Носят интуитивный характер. Это обусловлено способом их получения — случайным опытом и его субъективным анализом на бессознательном уровне Основано на эксперименте, а полученные знания вполне рациональны и осознаваемы.
Передаются с большим трудом, а часто эта передача просто невозможна. Как пишет Ю. Б. Гиппенрейтер, «вечная проблема «отцов и детей» состоит как раз в том, что дети не могут и даже не хотят перенимать опыт отцов».   Аккумулируются и передаются намного легче.
  Располагает обширным, разнообразным и подчас уникальным фактическим материалом, недоступным во всем объеме ни одному носителю житейской психологии».[13]
«В житейской психологии мы вынуждены ограничиваться наблюдениями и размышлениями В научной психологии к этим методам добавляется эксперимент
Процессы Обыденная, ЖП Научная П
1. Получение знаний Индивидуальный опыт в конкретной ситуации. Приобретается случайным образом, знания извлекаются интуитивно, несистематически, стихийно. Базируется на абстрагированном опыте, понятийно оформленном. Метод – целенаправленный, систематизированный, инструментально оснащенный, сознательный.
2. Сохранение знаний Ситуативно-контекстное утверждение (пословицы, афоризмы, традиции, обряды). Но – безразличны к логике, эмпиричны, связаны с личным опытом, часто противоречивы. Сохраняется в личном опыте, художественной литературе. Систематизированы в виде логически непротиворечивых положений, аксиом, гипотез. Знания направленно аккумулируются, расширяются и углубляются. Сохраняется в научной литературе.
3. Воспроизведение Легко доступны, но не фиксируют реальные условия, в которых были получены. Проблема отцов и детей (повторяют те же ошибки, накапливают собственный опыт). Передается в личностном общении. Полная фиксация условий получения знаний, необходимая для их воспроизведения. Знания упорядочены в научных теориях, служат основанием для выдвижения новых гипотез. Передается в ходе специально организованного обучения.

Научная психология:

- опирается на житейский психологический опыт;

- извлекает из него свои задачи;

- на последнем этапе им проверяется».[14]

Практическая психология

«Главная цель практической психологии – психологическая помощь людям. Практическая психология – отчасти искусство, отчасти опирается на прикладную психологию как систему практически ориентированных научных знаний. Работа практических психологов направлена на поиск путей и разработку методов психологической помощи людям в решении их жизненных или профессиональных проблем.

К основным методам практической психологии чаще всего относят психодиагностику, психотерапию и психокоррекцию, психологическое консультирование, развивающую психологическую работу.

Особенностями знаний в практической психологии можно считать конкретность и практичность. Практические психологи работают с конкретными случаями, на которые опираются при формировании и изложении своего профессионального опыта и соответствующих психологических знаний и умений. Результаты их работы всегда представляют определенную практическую ценность.

Психологические знания, полученные в результате опыта практической работы, обобщаются и систематизируются, что становится основой формирования соответствующей концепции практической психологической работы. В такой обобщенной концепции описываются особенности и проблемы людей определенного типа и способы психологической помощи.

Особенность практической психологии – целостность в описании человека. Психолог-практик использует совокупность различных методов, сложившихся в разных школах и направлениях практической психологии.

В практической психологии значительным оказывается влияние личности психолога на процесс и результаты работы. Поэтому нередко обнаруживается, что метод, используемый психологом-практиком, не приносит результатов, когда его используют другие коллеги. В практической психологии личность психолога – неотъемлемая часть метода.

Практические психологи проявляют большое стремление к популяризации психологических знаний, умеют ясно и доступно излагать материал на основе примеров из своего профессионального опыта. Поэтому многие популярные книги по психологии написаны психотерапевтами. Обилие рекомендаций, конкретных примеров, отдельных случаев из профессиональной практики привлекает внимание читателей.

Наши рекомендации