Отличия житейских психологических знаний от научных
«Однако житейские психологические знания очень приблизительны, расплывчаты и во многом отличаются от научных знаний (см. рис.).
Житейские психологические знания | Научные психологические знания |
Конкретны, привязаны к конкретным ситуациям, людям, задачам. | Стремится к обобщению, для чего используются соответствующие понятия. |
Носят интуитивный характер. Это обусловлено способом их получения — случайным опытом и его субъективным анализом на бессознательном уровне | Основано на эксперименте, а полученные знания вполне рациональны и осознаваемы. |
Передаются с большим трудом, а часто эта передача просто невозможна. Как пишет Ю. Б. Гиппенрейтер, «вечная проблема «отцов и детей» состоит как раз в том, что дети не могут и даже не хотят перенимать опыт отцов». | Аккумулируются и передаются намного легче. |
Располагает обширным, разнообразным и подчас уникальным фактическим материалом, недоступным во всем объеме ни одному носителю житейской психологии».[13] | |
«В житейской психологии мы вынуждены ограничиваться наблюдениями и размышлениями | В научной психологии к этим методам добавляется эксперимент |
Процессы | Обыденная, ЖП | Научная П |
1. Получение знаний | Индивидуальный опыт в конкретной ситуации. Приобретается случайным образом, знания извлекаются интуитивно, несистематически, стихийно. | Базируется на абстрагированном опыте, понятийно оформленном. Метод – целенаправленный, систематизированный, инструментально оснащенный, сознательный. |
2. Сохранение знаний | Ситуативно-контекстное утверждение (пословицы, афоризмы, традиции, обряды). Но – безразличны к логике, эмпиричны, связаны с личным опытом, часто противоречивы. Сохраняется в личном опыте, художественной литературе. | Систематизированы в виде логически непротиворечивых положений, аксиом, гипотез. Знания направленно аккумулируются, расширяются и углубляются. Сохраняется в научной литературе. |
3. Воспроизведение | Легко доступны, но не фиксируют реальные условия, в которых были получены. Проблема отцов и детей (повторяют те же ошибки, накапливают собственный опыт). Передается в личностном общении. | Полная фиксация условий получения знаний, необходимая для их воспроизведения. Знания упорядочены в научных теориях, служат основанием для выдвижения новых гипотез. Передается в ходе специально организованного обучения. |
Научная психология:
- опирается на житейский психологический опыт;
- извлекает из него свои задачи;
- на последнем этапе им проверяется».[14]
Практическая психология
«Главная цель практической психологии – психологическая помощь людям. Практическая психология – отчасти искусство, отчасти опирается на прикладную психологию как систему практически ориентированных научных знаний. Работа практических психологов направлена на поиск путей и разработку методов психологической помощи людям в решении их жизненных или профессиональных проблем.
К основным методам практической психологии чаще всего относят психодиагностику, психотерапию и психокоррекцию, психологическое консультирование, развивающую психологическую работу.
Особенностями знаний в практической психологии можно считать конкретность и практичность. Практические психологи работают с конкретными случаями, на которые опираются при формировании и изложении своего профессионального опыта и соответствующих психологических знаний и умений. Результаты их работы всегда представляют определенную практическую ценность.
Психологические знания, полученные в результате опыта практической работы, обобщаются и систематизируются, что становится основой формирования соответствующей концепции практической психологической работы. В такой обобщенной концепции описываются особенности и проблемы людей определенного типа и способы психологической помощи.
Особенность практической психологии – целостность в описании человека. Психолог-практик использует совокупность различных методов, сложившихся в разных школах и направлениях практической психологии.
В практической психологии значительным оказывается влияние личности психолога на процесс и результаты работы. Поэтому нередко обнаруживается, что метод, используемый психологом-практиком, не приносит результатов, когда его используют другие коллеги. В практической психологии личность психолога – неотъемлемая часть метода.
Практические психологи проявляют большое стремление к популяризации психологических знаний, умеют ясно и доступно излагать материал на основе примеров из своего профессионального опыта. Поэтому многие популярные книги по психологии написаны психотерапевтами. Обилие рекомендаций, конкретных примеров, отдельных случаев из профессиональной практики привлекает внимание читателей.