Психологическая помощь, психологическое содействие, психологическая поддержка и психологическое сопровождение
Понятие психологической помощи является наиболее устоявшимся в практической психологии. Содержание этого понятия представлено в совокупности пяти основных направлений профессиональной деятельности практического психолога:
Психопрофилактика
Подразумевает работу по предупреждению дезадаптации (нарушений процесса приспособления к среде) персонала организации или детей в образовательном учреждении, просветительскую деятельность, создание благоприятного психологического климата в учреждении, осуществление мероприятий по предупреждению и снятию психологической перегрузки людей и т.п.
Психодиагностика
Важнейшей целью является добывание психологической информации о человеке или группе, «конкретных знаний о конкретном человеке, полученных на основе обобщенной научной теории».[9]
Психокоррекция
Целенаправленное воздействие на те или иные сферы психики клиента, ориентированное на приведение ее показателей в соответствие с возрастной или иной нормой.
Психологическая консультирования
Целью является обеспечение человека необходимой психологической информацией и создание условий — в результате общения с психологом — для преодоления жизненных трудностей и продуктивного существования в конкретных обстоятельствах
Психотерапия
Психологическая модель, направленная на оказание помощи клиенту в продуктивном изменении личности в случаях серьезных психологических проблем, не являющихся проявлениями психических заболеваний.
Перечисленные направления практической психологии расположены по возрастанию степени ответственности психолога за результаты своей профессиональной деятельности и усложнения комплекса средств, используемых в процессе работы. Наиболее стандартизированной можно считать психодиагностику, наименее стандартизированными являются психологическое консультирование и психотерапия, поскольку они предполагают простор для творчества психолога и постоянного поиска неординарных решений в каждом конкретном случае.
При этом чаще всего под оказанием психологической помощи подразумевают услуги психолога тем, кто испытывает серьезные трудности в социализации, адаптации (в школе — тем, кто «выпадает» из процесса обучения). Задача психолога, таким образом, уподобляется задаче врача: поставив диагноз, «нормализовать» жизнедеятельность человека, возвратить его в общее русло. Иными словами — снова сделать его «таким же, как все».
Иной подход появился в середине 80 годов. Основная идея, наиболее ярко проявившегося в области практической психологии образования, состояла в выдвижении понятия «содействие». Суть позиции — работать психологу следует не только с теми, у кого имеются проблемы, а со всеми людьми, оказывая содействие их развитию. Для психолога, работающего в школе, это означает включение в образовательный процесс в качестве равноправного участника, содействующего ученикам, учителям, родителям.
Почти одновременно с термином «содействие» появился термин «поддержка». В практической психологии образования и в научной литературе стали встречаться такие обороты, как «психологическая поддержка процесса обучения», «психологическая поддержка образовательной среды», «психологическая поддержка развития детей». Слово «поддержка» не прочно закрепилось в профессиональной психологической речи из–за того, что поддержка, подпорка нужны, как правило, тому, кто сам едва стоит на ногах. Если уж образовательный процесс не «держится», то вряд ли ему помогут «психологические костыли».
В последние годы, благодаря московскому специалисту М. Р. Битяновой и питерских практических психологов Г. Бардиер, И. Рамазан и Т. Чередниковой широко употребляемым стало словосочетание «психологическое сопровождение». Идеология состоит в том, чтобы не ограждать ребенка от трудностей, не решать его проблемы вместо него, а создавать условия для совершения им осознанного, ответственного и самостоятельного выбора на его жизненном пути. Психолог идет рядом с ребенком как друг и помощник (но не конвоир!). Ребенок всегда может обратиться к нему за помощью, но это не значит, что психолог станет все делать за него. Функции психолога напоминают в чем–то работу телохранителя. Его не видно пока он не понадобится. Чаще всего его задача — это создание благоприятных условий ребенку для самостоятельного решения. Но бывают моменты, когда он должен стремительно вмешаться, или остановить, или повести за собой, чтобы спасти и помочь».[10]
6. Житейская, научная, практическая психология. Сущность и отличия
«Понятие психология имеет:
1) научный смысл — употребляется для обозначения соответствующей научной дисциплины;
2) житейский смысл — употребляется для описания поведения или психических особенностей отдельных лиц и групп людей.
Каждый человек знакомится с «психологией» задолго до ее систематического изучения. Уже в раннем детстве ребенок говорит «я хочу», «я думаю», «я чувствую». Эти слова свидетельствуют о том, что маленький человек исследует свой внутренний мир. На протяжении всей жизни каждый человек, осознанно или неосознанно, изучает себя и свои возможности. Уровень познания своего внутреннего мира во многом определяет то, насколько человек может понять других людей, насколько успешно может построить с ними взаимоотношения.
Человек — это социальное существо, и он не может жить вне общества, без контактов с окружающими. Каждый из нас уже с детства умеет «читать» по внешним проявлениям — мимике, жестам, интонации, особенностям поведения — эмоциональное состояние другого человека. Каждый человек — своего рода психолог, поскольку в обществе невозможно жить без определенных представлений о психике людей». [11]
Житейская психология
«Житейская психология – это психологические знания, которые накапливаются и используются человеком в повседневной жизни. Они обычно конкретны и формируются у человека в процессе его индивидуальной жизни в результате наблюдений, самонаблюдений и размышлений.
Люди различаются в психологической зоркости и житейской мудрости. Одни весьма проницательны, способны по выражению глаз, лица, жестам, позе, движениям, привычкам легко уловить настроение, намерения или черты характера человека. Другие менее чувствительны к пониманию поведения, внутреннего состояния другого человека.
Источником житейской психологии является не только собственный опыт человека, но и люди, с которыми он непосредственно соприкасается.
Содержание житейской психологии воплощается в народных обрядах, традициях, поверьях, в пословицах и поговорках, в афоризмах народной мудрости, в сказках и песнях. Эти знания передаются из уст в уста, записываются, отражая многовековой житейский опыт.
Главный критерий истинности знаний житейской психологии – очевидная полезность в повседневных жизненных ситуациях. Особенностями являются конкретность и практичность. Они всегда характеризуют поведение, мысли и чувства людей в конкретных, хоть и типичных ситуациях. В знаниях этого типа проявляется неточность употребляемых понятий. Житейские термины обычно расплывчаты и многозначны.
Научная психология
В течение многих столетий научно-психологические знания накапливались в рамках философии, биологии, медицины, педагогики, социологии и других наук, связанных с изучением человека. В середине XIX века психология стала самостоятельной наукой. С тех пор она разработала большое количество собственных методов научного познания, направленных на исследование фактов, закономерностей и механизмов психической жизни.
Научная психология опирается на эмпирические научные факты. Это отличает психологию как науку от философского познания человека с помощью рассуждений и логических умозаключений.
Научно-психологические факты характеризуются объективностью, то есть независимы от субъективного мнения или позиции ученого. Объективность научно-психологическим исследованиям придает использование таких методов, как систематизированные наблюдения, эксперименты, моделирование, анализ документов.
Научные психологические знания рациональны и осознанны.
В научной психологии существуют надежные и проверяемые способы измерения психических явлений. Получение в экспериментах и тестах количественных данных о психических явлениях стало важнейшим методологическим принципом научно-психологического исследования.
В научной психологии широко используются методы математической обработки эмпирических данных, что обеспечивает большую достоверность выводов исследования.
Для научной психологии характерна систематичность. Она стремится к систематическому описанию всего мира психических явлений человека, его личности или какой-либо сферы его психической жизни. Поэтому в психологии придается большое значение построению теорий и классификаций психологических феноменов.
По причине обобщенности получаемых в научной психологии знаний она широко опирается на абстрактные понятия и общие научные категории, такие как деятельность, индивид, личность, общение, способности, стресс и др. В научных понятиях отражаются наиболее существенные свойства предметов и явлений, общие связи и отношения между ними.
Система способов и приемов, с помощью которой осуществляется процесс познания в науке, именуется методом.
Методы психологических исследований – это те приемы и средства, которые используются для получения достоверных сведений о психических явлениях. Благодаря применению методов естественных и точных наук полученные факты стали отличаться достоверностью и объективностью. Современная психология располагает множеством методов исследования (наблюдение, опрос, беседа, тесты, эксперимент, математическая обработка эмпирических данных).
Главная цель научной психологии – поиск новых психологических знаний о внутреннем мире людей».[12]