Педагогическая психология (прикладные)
На базе основных понятий общей психологии формируются понятия других отраслей психологической науки.
Одной из наиболее известных наук, имеющих большое практическое значение, является педагогическая психология — отрасль психологии, изучающая психологические проблемы обучения и воспитания.
Педагогическая психология исследует вопросы целенаправленного формирования познавательной деятельности и общественно значимых качеств личности, а также изучает условия, обеспечивающие оптимальный эффект обучения. Не менее значимыми для педагогической психологии являются вопросы учета индивидуальных особенностей обучаемого при построении учебного процесса и взаимоотношений ученика и учителя, а также взаимоотношений внутри учебного коллектива.
Как самостоятельная отрасль психологической науки педагогическая психология зародилась во второй половине XIX в., что было обусловлено проникновением в психологию идей развития. В конце XIX в. большую роль в развитии педагогической психологии сыграла интроспективная психология. Позднее ее развитие определялось бихевиористским направлением, которое предлагало в воспитании ориентироваться на жесткую «модификацию поведения». В основе современной отечественной педагогической психологии лежит фундаментальное положение о том, что сущностью индивидуального психического развития человека является усвоение им общественно-исторического опыта, зафиксированного в предметах материальной и духовной культуры. В то же время это усвоение осуществляется посредством активной деятельности человека, а средства и способы этой деятельности актуализируются в общении с другими людьми.
По сферам применения педагогическую психологию можно разделить:
- психологию дошкольного воспитания,
- психологию обучения и воспитания в школьном возрасте с разделением на младший, средний и старший школьный возраст,
- психологию профессионального обучения,
- психологию высшей школы.
Возрастная психология
Очень близка к педагогической психологии следующая отрасль психологической науки — возрастная психология, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности от рождения до старости.
Так же как и педагогическая психология, возрастная оформилась в качестве самостоятельной отрасли в конце XIX в. Возникнув как детская психология, возрастная психология в процессе своего развития стала решать задачи целостного анализа онтогенетических процессов.
Основными разделами возрастной психологии являются:
- психология детства,
- психология юности,
- психология зрелого возраста,
- геронтопсихология.
Возрастная психология изучает возрастную динамику психических процессов, что невозможно без учета влияния на индивидуальное развитие человека культурно-исторических, этнических и социально-экономических условий. Кроме того, для возрастной психологии имеют большое значение дифференциально-психологические различия, к которым относятся половозрастные и типологические свойства, поэтому очень часто исследования в возрастной психологии осуществляются с использованием приемов дифференциальной психологии.
Дифференциальная психология
Отрасль психологической науки, изучающая различия как между индивидами, так и между группами, а также причины и последствия этих различий.
Предпосылкой возникновения дифференциальной психологии явилось внедрение в психологию эксперимента, генетических и математических методов. Начало разработке данной отрасли положил Ф. Гальтон, создавший ряд приемов и приборов для изучения индивидуальных различий и для статистического анализа данных. Термин «дифференциальная психология» был предложен в 1900 г. В. Штерном. Основными методами дифф. психологии стали тесты. Первоначально это были индивидуальные тесты, затем появились групповые, а позднее и проективные.
Социальная психология
Поскольку и педагогическая, и возрастная, и дифференциальная психология оперируют понятием «группа», в тесной связи с ними находится социальная психология.
Социальная психология изучает закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в группы, а также психологические характеристики самих групп.
Длительное время социально-психологические взгляды разрабатывались в рамках философии, и лишь к концу XIX в. появились первые самостоятельные социально-психологические концепции, такие как «психология народов» (М. Лацарус, X. Штейнгаль, В. Вундт), «психология масс» (С. Сигле, Г. Лебон), теория «инстинктов социального поведения» (У. Макдугалл).
Началом самостоятельного существования социальной психологии считается 1908 г., когда одновременно появились работы английского психолога У. Макду-галла и американского социолога Э. Росса. В названиях этих работ содержался термин «социальная психология».
Современная социальная психология как самостоятельная наука включает в себя следующие основные разделы:
- закономерности общения и взаимодействия людей (здесь исследуется, в частности, роль общения в системе общественных и межличностных отношений);
- психологические характеристики социальных групп, как больших (классы, нации), так и малых (где изучаются такие явления, как сплоченность, лидерство и т. д.);
- психология личности (сюда относятся проблемы социальной установки, социализации и др.).
В свою очередь, с социальной психологией тесно связаны политическая психология и психология искусства, так как в той или иной мере они рассматривают явления не только индивидуального, но и социального плана.
Политическая психология
Политическая психология — это отрасль психологии, изучающая психологические компоненты политической жизни и деятельности людей, их настроения, мнения, чувства, ценностные ориентации и т. п. Эти психологические феномены формируются и проявляются на уровне политического сознания наций, классов, социальных групп, правительств, индивидов и реализуются в их конкретных политических действиях.
Психология искусства
Психология искусства — отрасль психологической науки, предметом которой являются свойства и состояния личности или группы лиц, обусловливающие создание и восприятие художественных ценностей, а также влияние этих ценностей на жизнедеятельность отдельной личности и общества в целом.
Рассмотренные прикладные отрасли психологической науки в той или иной степени связаны с образованием, воспитанием и, в целом, с развитием человека и человеческого общества.
8) Медицинская психология
Кроме того, существуют отрасли психологии, которые занимаются решением других задач. Одна из таких отраслей — медицинская психология, включает в себя общую медицинскую психологию, клиническую психологию, патопсихологию, психогигиену и психопрофилактику, психокоррекцию и др.
Медицинская психология изучает психологические аспекты гигиены, профилактики, диагностики, лечения, экспертизы и реабилитации больных.
В область исследований медицинской психологии входит широкий спектр вопросов, связанных с возникновением, развитием и течением болезни, влиянием тех или иных болезней на психику человека и, наоборот, влиянием психики на болезнь.
Поэтому среди важнейших проблем медицинской психологии — взаимодействие психических и соматических процессов, закономерности формирования у больного представления о своем заболевании, изучение динамики осознания своего состояния у больного, использование компенсаторных и защитных механизмов личности в терапевтических целях, изучение психологического воздействия лечебных методов и средств.
Структура медицинской психологии включает ряд разделов, некоторые из них мы уже называли. Наиболее общими являются:
- клиническая психология, включающая патопсихологию, нейропсихологию, соматопсихологию;
- общая медицинская психология;
- психопрофилактика и исихогигена;
- психокоррекция.
Инженерная психология
Не менее значимой для решения практических задач экономического развития общества и технического прогресса является инженерная психология. В инженерной психологии можно выделить следующие разделы: эргономика, психология труда, менеджмент и др.
Инженерная психология — отрасль психологии, исследующая процессы и средства взаимодействия между человеком и машиной.
Инженерная психология как самостоятельная наука возникла под влиянием научно-технической революции, преобразовавшей психологическую структуру производственных процессов. Ускорение технического развития, наблюдаемого во второй половине XIX и первой половине XX в., поставило вопрос о необходимости изучения психических возможностей человека в производственном процессе и определения средств и способов его взаимодействия с техникой.
Основными проблемами, решаемыми инженерной психологией, являются:
- анализ задач человека в системах управления, распределение функций между человеком и автоматическими устройствами: исследование совместной деятельности операторов, информационного взаимодействия между ними и процессов общения;
- анализ психологической структуры деятельности операторов;
- исследование факторов, влияющих на эффективность, качество и надежность деятельности операторов: исследование процессов приема человеком информации;
- анализ процессов переработки информации человеком, ее хранения и принятия решений;
- разработка методов психодиагностики способностей человека в интересах решения задач профессионального психологического отбора и профессиональной ориентации;
- анализ процессов оптимизации обучения операторов.
Космическая психология
Отрасль психологической науки, занимающаяся проблемами психологического обеспечения деятельности человека в космосе, — включает в себя инженерную психологию, медицинскую психологию, педагогическую психологию и др.
В заключение следует отметить, что мы познакомились лишь с небольшим количеством отраслей психологической науки. Помимо названных существуют и другие, не менее интересные для научных исследований и не менее значимые для практической деятельности человека отрасли психологии, в том числе:
- спортивная психология,
- юридическая психология,
- авиационная и космическая психология,
- военная психология,
- психология компьютеризации,
- экспериментальная психология.
Однако все эти отрасли психологии являются не только самостоятельными направлениями, но и элементами единой комплексной науки — психологии — и используют единые подходы к решению своих специфических задач. Таким образом, для того чтобы получить специализацию в конкретной области психологической науки, необходимо прежде всего ознакомиться с ее фундаментальными основами».[8]
5. Основные направления деятельности практического психолога: краткая характеристика
1) Практическая психология в образовании
«Социальный заказ и задачи, возникающие перед практическим психологом при работе с клиентом.Социальный заказ на работу практического психолога формируется в обществе, в некоторой его части, осознавшей необходимость в профессиональной помощи для преодоления возникших трудностей. Первыми осознали важность и нужность особого вида деятельности психолога — учителя. Именно поэтому в нашей стране в настоящее время получила наибольшее развитие служба практической психологии образования. Наибольшее число практических психологов работает сейчас в сфере образования.
2) Психология в учреждениях и организациях
Однако все острее ставится вопрос о необходимости квалифицированных специалистов–психологов в учреждениях и организациях самого различного профиля для работы с персоналом.
Активно развивается практическая психология в бизнесе, в рекламном деле,в управленческой сфере. Возникла нужда в психологах–имиджмейкерах, психологах, умеющих работать с политиками.
В результате происходящих социальных изменений психолог приобрел новый общественный статус, требующий от него ясного понимания обращенных к нему ожиданий. Г. С. Абрамова (1994) вводит понятия Заказчика, Клиента и Пользователя психологической информации. Согласно ее взглядам, эти понятия означают следующее:
Клиент —человек, который передает психологу знание о себе или о других людях; при этом он считает себя прямо или косвенно ответственным за содержание этой психологической информации.
Заказчик— человек, обращающийся к психологу за психологической информацией (о себе, своей организации или других людях).
Пользователь —человек, получающий от психолога психологическую информацию.
По Г. С. Абрамовой (1994), можно выделить четыре типа задачвзаимодействия клиента с психологом, отраженные в таблице:
Работа практического психолога состоит в том, чтобы добиться от клиентов переформулирования задач первых трех типов в задачи психологические. Лишь тогда практический психолог окажется способным оказать реальную помощь клиенту в решении его проблем.